Евтушенко Е. «Шестидесантник. Мемуарная проза»




МКУК «МЦБ Зиминского района»

Слайд 1. Вечер- памяти Е. Евтушенко «Поэт в России больше, чем поэт…….»

Слайд 2 1 апреля ушел из жизни Евгений Александрович Евтушенко- великий поэт, поэт-эпоха, прозаик, сценарист и режиссер, Лауреат Государственной премии СССР, и России, кавалер ордена Трудового Красного Знамени, ордена «За заслуги перед Отечеством» III степени, обладатель многих других российских и международных наград.

Имя Евгения Александровича и его творчество навсегда вписаны в историю отечественной литературы и останутся жить в сердцах его многочисленных поклонников. Он являлся уникальным, многогранно одаренным человеком, поэтом- гражданином. Евгений Александрович автор более 130 книг, переведенных на 72 языка мира.

Церемония прощания прошла 11 апреля в Москве, в Центральном доме литератора. Сегодня, 12 апреля состоятся его похороны.

30 марта он был экстренно госпитализирован в американском городе Талса (штат Оклахома). Тогда сообщалось, что врачи оценивают состояние поэта как тяжелое, но диагноз не уточнялся. По словам друга поэта Сергея Винникова, Евгений Евтушенко попросил похоронить его в поселке Переделкино рядом с могилой Бориса Пастернака.

Слайд 3 (видеосюжет «Конец эпохи….»

Слайд 4 Когда-то Евтушенко писал на смерть другого поэта:

Ахматова двувременной была,
о ней и плакать как-то не пристало.
Не верилось, когда она была,
не верится, когда ее не стало.

Сегодня это можно сказать о нем самом.

Давайте почтим память поэта минутой молчания.

18 июля ему бы исполнилось 85. Поэт планировал к этой дате гастрольный тур по городам России, Белоруссии и Казахстана.

Не случилось… Я предлагаю вспомнить Евгения Александровича, прочитав его мудрые и талантливые цитаты. Вечная память…

 

Слайд 5 Цитаты Евгения Александровича Евтушенко

И человек, не любящий книгу, несчастен, хотя и не всегда догадывается об этом. Жизнь его может быть наполнена интереснейшими событиями, но он будет лишен не менее важного события — сопереживания и осмысления прочитанного»

Евгений Евтушенко «Зеленая калитка»

Слайд 6 Какие стройки, спутники в стране!

Но потеряли мы в пути неровном

и двадцать миллионов на войне,

и миллионы - на войне с народом.

Забыть об этом, память отрубив?

Но где топор, что память враз отрубит?

Никто, как русские, так не спасал других,

никто, как русские, так сам себя не губит. Евгений Евтушенко «Со мною вот что происходит»

Слайд 7 Не добивайся счастья быть любимым, -

умей любить, когда ты нелюбим. Евгений Евтушенко «Евгений Евтушенко. Стихотворения»

 

Слайд 8 Людей неинтересных в мире нет.

Их судьбы - как истории планет.

У каждой всё особое, своё,

и нет планет, похожих на неё. Евгений Евтушенко «Евгений Евтушенко. Стихотворения»

 

Слайд 9 Завидовать? Что может быть пошлей!

Успех другого не сочти обидой.

Уму чужому втайне не завидуй,

чужую глупость втайне пожалей. Евгений Евтушенко «Евгений Евтушенко. Стихотворения»

 

Слайд 10 Всё же меня пожалела природа,

или как хочешь её назови.

Установилась во мне, как погода,

ясная, тихая сила любви. Евгений Евтушенко «Евгений Евтушенко. Стихотворения»

 

Слайд 11 Классики русской литературы, казавшиеся мне скучными из-за неумелого преподавания в школе, становились для меня близкими, живыми людьми, раскрывались мне в красоте своего языка и глубине. Надоевший в школе, как ежедневная гречневая каша, Пушкин разбил молодым веселым кулаком стекло своего официального портрета и вышел ко мне из рамы лукавый, дерзкий, пахнущий снегом и шампанским. Его трагический антидвойник — Лермонтов вынесся ко мне из страниц хрестоматий на взмыленной лошади, в дышащей Кавказом и порохом бурке. Обведенные темными тенями провидческие глаза Блока, растерянно кричащие детски-голубые глаза Есенина, мятежно насмешливые и в то же время горько обманутые глаза Маяковского взглянули на меня в упор.

Евтушенко Е. «Шестидесантник. Мемуарная проза»

 

Слайд 12 Что такое русская литература? Это — разбитое войнами и революциями зеркало, чьи осколки все-таки снова срослись, сохранив в глубине все, что в нем отражалось.

Евтушенко Е. «Шестидесантник. Мемуарная проза»

 

Слайд 13 Настоящая поэзия – это не бессмысленно мчащийся по замкнутому кругу автомобиль, а автомобиль «скорой помощи», который несется, чтобы кого-то спасти…

Евгений Евтушенко «Волчий паспорт»

 

Слайд 14 Автобиография поэта – это его стихи. Все остальное – лишь примечания к автобиографии. Поэт только тогда является поэтом, когда он весь как на ладони перед читателем со всеми своими чувствами, мыслями, поступками. Евгений Евтушенко «Волчий паспорт»

 

Слайд 15 Я люблю всё, что Господом дадено,

даже каждый малюсенький грех,

а бессмертия мне не надобно,

потому что оно - не для всех. Евгений Евтушенко «Со мною вот что происходит»

Слайд 16 Чувства жизни нет без чувства смерти.

Мы уйдём не как в песок вода,

но живые, те, что мёртвых сменят,

не заменят мёртвых никогда.

Евгений Евтушенко «Евгений Евтушенко. Стихотворения»

 

Слайд 17 «Быть бессмертным не в силе,

но надежда моя:

Если будет Россия,

значит, буду и я. Евгений Евтушенко («Идут белые снеги»)

 

Слайд 18 Как пророчески звучат стихи Евтушенко….

 

Первый поэт Советской Страны, он собирал стадионы, выступал перед толпами всех стран мира, был принимаем президентами и обруган лично генсеками. Слава его была легендарна, а очереди завистников и критиков бесконечны. Он был честолюбив, как фейерверк,

Слайд 19 и больше всего любил писать стихи, а потом – печатать их, издавать, читать перед залами и площадями. Стотысячных тиражей его сборников было не достать никогда. Это была великая эпоха поэзии, и он был первым глашатаем эпохи. Такой славы у поэтов больше не будет.

Слайд 20 (видео Евтушенко «Со мною вот что происходит» - прослушать 1 или 2 стих-я)

 

Слайд 21 Евгений Евтушенко родился 18 июля 1932 года в Нижнеудинске, но своим местом рождения всегда считал Зиму, и даже в его паспорте местом рождения указан г. Зима. По данным паспорта, год рождения 1933.

 

Слайд 22. В крови Евтушенко течет кровь как прибалтийская, так и немецкая по линии отца геолога, поэта-любителя Александра Рудольфовича Гангнуса. Он работал гидрогеологом, а его изыскания использовались при сооружении Братской ГЭС.

Слайд 23 Мать Зинаида Ермолаевна Евтушенко поэт, геолог, заслуженный деятель культуры РСФСР. Она работала в Московском театре имени Станиславского.

Переезжая в Москву мать поэта поменяла ему фамилию на свою девичью из-за негативного отношения к немцам во время войны. Также поменяла год рождения сына, так как в 12 лет нужно было получать пропуск.

Слайд 24 В жилах Евтушенко смешалась украинская, немецкая, польская, латышская и белорусская кровь. Прадедушка по материнской линии был польским шляхтичем, приехал работать в Житомир и там женился на украинке. Он возглавил крестьянское восстание против жестокости помещика, за что его и отправили в ссылку в Иркутскую область. Весь путь из Украины до Сибири эти люди преодолели пешком в кандалах. Бабушка Евгения Евтушенко разговаривала на украинском языке, а внук с детства влюбился в поэзию Тараса Шевченко. Отец же добавил ему латышских, немецких и белорусских корней.

Слайд 25 С детства Евтушенко был привязан к книгам. Родители помогали познать мир с помощью книг, регулярного общения. Евтушенко вспоминает: «Отец часами мог рассказывать мне, еще несмышленому ребенку и о падении Вавилона, и об испанской инквизиции, и о войне Алой и Белой роз, и о Вильгельме Оранском... Благодаря отцу я уже в 6 лет научился читать и писать, залпом читал без разбора Дюма, Флобера, Боккаччо, Сервантеса и Уэллса. В моей голове был невообразимый винегрет. Я жил в иллюзорном мире, не замечал никого и ничего вокруг...».

Слайд 26 В дальнейшем отец оставляет мать и Евгения, уходит к другой женщине. С ней он образовывает свою семью. Несмотря на это, Александр Рудольфович продолжает заниматься воспитанием сына. Он брал Евгения на вечер поэзии в МГУ. Ходили на вечера Анны Ахматовой, Бориса Пастернака, Михаила Светлова, Александра Твардовского, Павла Антокольского. Мать разрешала видеться отцу с сыном. Она понимала, что их общение идет только на пользу Евгению.

Зинаида Ермолаевна часто посылала Александру Рудольфовичу письма, в которых были стихи, написанные сыном. Молодой Евгений Евтушенко Она сохраняла все рукописи Евгения. Даже была тетрадь, содержащая девять тысяч рифм. Но сохранить ее не удалось. Мать также прививала Евгению любовь к искусству. Зинаида Ермолаевна являлась солисткой театра имени Станиславского. Она имела и музыкальное образование. Ее частыми гостями были артисты, которые в будущем стали знаменитыми на эстрадной сцене. Зинаида Ермолаевна постоянно гастролировала по стране. В военные годы она даже болела тифом, будучи на гастролях.

 

Естественно, с такими родителями Евгений умственно развивался стремительно. Он рос эрудированным, грамотным ребенком. Многие сверстники ему завидовали. Зинаида Ермолаевна только радовалась, что их дом посещают такие прекрасные поэты, как: Владимир Соколов, Евгений Винокуров, Григорий Поженян, Белла Ахмадулина, Михаил Рощин и многие другие. Евтушенко жил, учился, работал в Москве. Был постоянным гостем Дома пионеров.

Слайд 27 Он учился в Литературном институте имени Горького, вскоре был исключен за «неправильные» высказывания.

Слайд 28 Первой книгой, написанной Евгением Евтушенко, была «Разведчики грядущего». В ней содержится лозунговая, пафосная поэзия 50х годов. В год выпуска книги, Евтушенко выпускает еще свои стихи: «Вагон» и «Перед встречей». Это положило начало его будущей серьезной творческой работе.

В 1952 году Евтушенко входит в состав Союза писателей СССР, причем он являлся самым молодым в этом сообществе. Будущую известность Евгению Евтушенко приносят сборники стихов, которые он пишет далее: «Третий снег», «Шоссе энтузиастов», «Обещание», «Стихи разных лет», «Яблоко». Евгений Евтушенко принимал участие в поэтических вечерах в Политехническом Евтушенко принимает участие в поэтических вечерах, которые проходили в Политехническом музее. Его партнерами стали, известные нам и горячо любимые: Роберт Рождественский, Белла Ахмадулина, Булат Окуджава. Евтушенко понимал, что он, благодаря своим произведениям, становился поэтом следующего поколения. Их тогда называли «шестидесятники».

(старшеклассники читают стихи)

Слайд 29 Видеоклип «Не исчезай

 

Слайд 30 Евтушенко начинает выступать со своими стихами со сцен, донося глубину своих мыслей зрителю. Впервые он выступает на большой сцене в Харькове в центральном лектории. Пригласил Евгения тогда поклонник его творчества, и затейник этого мероприятия Лившиц Л.Я. Публика была покорена его творчеством. Каждое произведение Евтушенко наполнено своей жизнью, они разнообразны по-своему. То он пишет про интимную лирику, что прослеживается в стихотворении «Бывало, спит у ног собака», то провозглашает оду к пиву в произведении «Северная Надбавка», то затрагивает политическую тему в поэмах: «Под кожей Статуи Свободы», «Коррида», «Итальянский цикл», «Голубь в Сантьяго», «Мама и нейтронная бомба», «Дальняя родственница», «В полный рост» и другие.

Многие критики не понимали и не принимали произведения поэта. Он всегда был во главе каких-то скандалов, провокаций. К числу скандальных стихов относили: «Наследники Сталина», «Правда», «Братская ГЭС», «Баллада о браконьерстве», «Взмах руки», «Утренний народ», «Отцовский слух» и не только.

Евгений пишет легко, рифма к рифме идет сама собой, он играет словами, звуками. Евтушенко продолжает свой творческий путь, читая свои стихи со сцены. На его вечера приходят полные залы слушателей. Он пользуется огромным успехом. Евгений выпускает книги, диски, где он исполняет свои произведения. Из них: «Ягодные места», «Голубь в Сантьяго» и многие другие.

Хорошо известны мемуары Евгения Евтушенко: «Волчий паспорт», «Шести-десятник: мемуарная проза», «Я пришел к тебе: Бабий Яр».

 

Слайд 31 Дмитрий Шостакович позвонил Евтушенко просьбой позволить ему написать музыку на его стихотворение «Бабий Яр». Поэт с радостью согласился. Тогда Шостакович спросил его, не может ли он приехать незамедлительно. К удивлению Евтушенко, Шостакович сыграл ему на фортепиано все основные темы будущей знаменитой "Симфонии №13". Все пять частей симфонии написаны на слова стихотворений Евтушенко: "Бабий Яр", "Юмор", "В магазине", "Страхи", "Карьера".
слайд 32 Над Бабьим Яром памятников нет.
Крутой обрыв, как грубое надгробье.
Мне страшно.
Мне сегодня столько лет,
как самому еврейскому народу.

Мне кажется сейчас —
я иудей.
Вот я бреду по древнему Египту.
А вот я, на кресте распятый, гибну,
и до сих пор на мне — следы гвоздей.
Мне кажется, что Дрейфус —
это я.
Мещанство —
мой доносчик и судья.
Я за решеткой.
Я попал в кольцо.
Затравленный,
оплеванный,
оболганный.
И дамочки с брюссельскими оборками,
визжа, зонтами тычут мне в лицо.
Мне кажется —
я мальчик в Белостоке.
Кровь льется, растекаясь по полам.
Бесчинствуют вожди трактирной стойки
и пахнут водкой с луком пополам.
Я, сапогом отброшенный, бессилен.
Напрасно я погромщиков молю.
Под гогот:
«Бей жидов, спасай Россию!»-
насилует лабазник мать мою.
О, русский мой народ! —
Я знаю —
ты
По сущности интернационален.
Но часто те, чьи руки нечисты,
твоим чистейшим именем бряцали.
Я знаю доброту твоей земли.
Как подло,
что, и жилочкой не дрогнув,
антисемиты пышно нарекли
себя «Союзом русского народа»!
Мне кажется —
я — это Анна Франк,
прозрачная,
как веточка в апреле.
И я люблю.
И мне не надо фраз.
Мне надо,
чтоб друг в друга мы смотрели.
Как мало можно видеть,
обонять!
Нельзя нам листьев
и нельзя нам неба.
Но можно очень много —
это нежно
друг друга в темной комнате обнять.
Сюда идут?
Не бойся — это гулы
самой весны —
она сюда идет.
Иди ко мне.
Дай мне скорее губы.
Ломают дверь?
Нет — это ледоход…
Над Бабьим Яром шелест диких трав.
Деревья смотрят грозно,
по-судейски.
Все молча здесь кричит,
и, шапку сняв,
я чувствую,
как медленно седею.
И сам я,
как сплошной беззвучный крик,
над тысячами тысяч погребенных.
Я —
каждый здесь расстрелянный старик.
Я —
каждый здесь расстрелянный ребенок.
Ничто во мне
про это не забудет!
«Интернационал»
пусть прогремит,
когда навеки похоронен будет
последний на земле антисемит.
Еврейской крови нет в крови моей.
Но ненавистен злобой заскорузлой
я всем антисемитам,
как еврей,
и потому —
я настоящий русский!


Слайд 33 Шостакович говорил, что стихотворение «Бабий Яр» настолько потрясло его, что решение написать музыку на эти слова созрело мгновенно. Тринадцатая симфония была создана в невиданно короткий срок, но премьеру ее власти пытались так или иначе сорвать. Испугавшись возможных гонений, от исполнения симфонии отказались всемирно известные исполнители: дирижёр Евгений Мравинский, приглашенный самим Шостаковичем, и певец Борис Гмыря. Спасли положение дирижер Кирилл Кондрашин и молодой певец Виталий Громадский. Тем не менее, буквально накануне премьеры Кондрашину пригрозили запретом, если не будет упоминания о русских и украинских жертвах. Евтушенко пришлось добавить четыре строки:

 

Я здесь стою, как будто у криницы,
дающей веру в наше братство мне.
Здесь русские лежат и украинцы,
с евреями лежат в одной земле.


Эти четыре строки спасли исполнение симфонии.
Русские и украинцы действительно лежали в одной земле вместе с евреями. Они тоже были жертвами войны. Но не об этом речь в поэме Евтушенко. И не об этом симфония Шостаковича. Там речь идет о геноциде еврейского народа, который уничтожался нацистами под корень. Они не щадили ни женщин, ни стариков, ни детей

– Если бы авторы не пошли на компромисс, – пишет Евтушенко, фактически оправдываясь, почему он дописал последние 4 строки, – человечество услышало бы гениальное произведение Шостаковича лишь через 25 лет.

Все же 18 декабря 1962 года 13-я симфония Шостаковича была исполнена в Москве и…тут же снята с репертуара и запрещена.

Однако всем было ясно, что Шостакович написал потрясающую музыку на потрясающие стихи, от которых мороз шел по коже. По рукам ходили пленки с записью 13-й симфонии.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: