Глава 8 Методы финансово-экономической деятельности, используемые на




8.1. Методы оценки финансового состояния турпредприятия Методы анализа финансово-экономического состояния турпредприятия. К методам анализа финансового состояния турпредприятия относятся: определение показателей бухгалтерского баланса и расчет финансовых показателей.

Бухгалтерский баланс — это внеоборотные активы, оборотные активы, запасы, дебиторская задолженность, краткосрочные финансовые вложения, денежные средства и прочие активы, краткосрочные финансовые вложения и денежные средства, капитал и резервы, долгосрочные обязательства (долгосрочные кредиты и займы), а также краткосрочные обязательства, кредиты и займы, кредиторская задолженность, прочие пассивы и валюта баланса.

Финансовые показатели — это величина собственных оборотных средств, общая величина основных источников формирования затрат и запаса, излишек или недостаток собственных оборотных средств, а также основных источников формирования запасов и затрат, источники, ослабляющие финансовую напряженность.

Финансово-экономическое состояние турпредприятия оценивается по следующим критериям:

неудовлетворительная, удовлетворительная, хорошая, отличная.

Показатели экономической эффективности турпредприятия. Основным показателем экономической эффективности турпредприятия является рентабельность, которая отражает отношение прибыли от реализации продукции к капитальным вложениям или основным фондам.

Кроме этого показателя для исследования экономической эффективности деятельности турпредприятия в регионе применяются следующие показатели:

рекреационно-экономический — оценка природно-ландшафтного комплекса, состояние экологии местности, памятников истории и культуры;

расчет стоимости турпродукта — транспорт, проживание и питание туристов, культурные мероприятия, издержки турпредприятия;

маркетинговый — анализ сегментов предполагаемого рынка услуг;

межотраслевой — оценка состояния региональной экономики и перспективы ее развития;

инвестиционное проектирование туристских объектов — создание региональных фондов развития туризма, определение эффективности туристских объектов (гостиницы, мотели).

Методы регулирования развития территориальных туристских комплексов. Эта методы применяются для исследований, обеспечивающих способы размещения производительных сил в регионах. Исследования должны быть направлены на выявление тенденций развития туризма в данном регионе: какие здесь можно размещать производительные силы, на что необходимо обратить внимание при разработке региональных туристских программ, какие крупные инвестиционные проекты можно привлечь в регион, как создать методическую основу системы территориального планирования, управления и организации хозяйствования в туристских комплексах.

В данном аспекте целесообразно исходить из следующих соображений: является ли регион квазигосударством в развитии тур- бизнеса, является ли регион квазикорпорацией, т.е. крупным субъектом собственности (региональной, муниципальной) и экономической деятельности в туризме;

является ли регион рынком, который имеет определенные границы (ареал).

Специалистам надо акцентировать внимание на общих условиях экономической деятельности, а именно создавать благоприятный климат для деятельности предпринимателей, содействовать их деловой активности в регионе. Исследования должны быть направлены на выявление специфики региональных рынков в формировании, ценообразовании и продвижении турпродуктов и услуг, особенностей трудовых и кредитно-финансовых ресурсов, фондового рынка, информации.

Исследования в рамках данного подхода можно выделить в особое направление — региональный маркетинг туризма. Регион является общностью людей, живущих на определенной территории, что выдвигает на первое место их благосостояние, пополнение трудовыми ресурсами, повышение качества образования и здравоохранения, формирование культуры, сбережение окружающей среды.

В исследовании регионального турбизнеса могут применяться следующие методы: системный анализ; метод систематизации; метод экономико-графического исследования; картографический метод; метод экономико-математического моделирования; методы многомерного статистического анализа. Одним из распространенных методов анализа многомерной информации является факторный анализ, или кластер-анализ, который стоит на границе перехода к малому числу латентных (скрытых) переменных (факторов) и в классификации объектов по этим факторам.

Экономическое модулирование. В исследовании экономического развития туризма в регионах можно использовать методы главных кластеров и порядковой классификации объектов регионального анализа. Научное направление развития регионального турбизнеса, где используются математические методы (региональное моделирование), принято называть регионометрикой. В данной сфере деятельности получили признание такие методы, как метод таксонирования, вариативный метод размещения производительных сил региона, методы социологических исследований и др.

При исследовании управленческих процессов в развитии турбизнеса в регионах могут применяться следующие методы: создание благоприятных общих условий развития транспорта, связи, гостиничных комплексов, рекреации, телекоммуникаций, рыночной инфраструктуры, банков, аудита, страхования, консультаций.

Для выявления составляющих деловой активности турпредприятий можно использовать такие методы, как зонирование, правила землепользования, налогообложение, субсидии, льготы, гарантии.

В исследованиях надо предусматривать и такие направления, как сотрудничество и кооперация администрации и турбизнеса, что означает разработку совместных проектов, взаимодействие с некоммерческими организациями, например с торгово- промышленной палатой, учебными заведениями, учебно-консультационными центрами.

Экономическое моделирование связано с изменением условий функционирования турпредприятия, что предостерегает руководителей от неоправданных экспериментов (эмпирических проб и ошибок), которые оборачиваются немалыми просчетами для потребителей. Экономическое моделирование можно описать в виде экономических моделей, введя условные обозначения для составляющих их факторов и результатов. Рассчитав такие модели, можно использовать их для научно обоснованного управления ими, для контроля над эффективностью работы и реализации других функций управления.

8.2. Балансовый и выборочный методы финансово-экономической деятельности турпредприятия Балансовый метод используется для определения перспектив развития турпредприятия, распределения его трудовых ресурсов, анализа приема и отправления туристов в путешествия, валютных доходов и расходов. Балансовый метод представляет собой так называемую группу расчетных методов анализа, прогнозирования и планирования развития динамических систем с установившимися потоками ресурсов и продукции (затраты—выпуск, производство-ввоз—вывоз, приход—расход), с детерминантами и зависимостями между приходной и расходной частями.

Выборочный метод используется при социологическом acnes' экономическом эксперименте (маркетинг туристского рынка). Выборочный метод представляет собой метод математики когда свойства совокупности объектов изучаются на основе исследования свойств части этой совокупности, выбранных случайно.

На турпредприятии материальные оборотные средства могут быть полностью обеспечены собственными оборотными средствами и кредиторской задолженностью. Одних собственных оборотных средств просто не хватает, поэтому для увеличения финансовой устойчивости турпредприятия привлекают краткосрочные кредиты пополнения материальных оборотных средств.

Оборачиваемость оборотных средств в целом и материальных оборотных в частности за определенный финансовый период может, если период оборота материальных оборотных средств это позволит высвободить часть средств и получить за счет этого дополнительную выручку.

Сравнение дебиторской и кредиторской задолженности позволяет сделать вывод, что на турпредприятии преобладает сумма кредиторской задолженности и темп ее прироста значительно выше, чем темп прироста дебиторской задолженности. Причина этого — низкая скорость обращения кредиторской задолженности по сравнению с дебиторской, что ведет к улучшению платежеспособности турпредприятия, но к ухудшению его пассивов. Поскольку в работе турпредприятия преобладают наличные расчеты, период оборота денежных средств будет незначительным, v Рентабельность деятельности турпредприятия включает такие показатели, как выручка, прибыль от продаж, прибыль до налогообложения, коэффициент вклада на покрытие, объем безубыточности.запас финансовой прочности, операционный рычаг, рентабельность продаж. Анализ этих показателей характеризует развитие турпредприятия, выявляет увеличение размера выручки, каждого работающего, которое свидетельствует о высокой деловой активности персонала.

8.3. Анализы финансовой деятельности турпредприятия Внешний и внутренний анализы. Внешний анализ деятельности турпредприятия включает в себя следующие показатели: коэффициенты автономии и задолженности; соотношение между собственными и заемными средствами; коэффициент обеспечения собственных источников запасов;

обеспечение собственных источников оборотных средств; маневрирование по запасам и оборотным средствам; индекс постоянного актива.

Величина собственных средств обычно в несколько раз больше заемных, при полном отсутствии долгосрочных и краткосрочных кредитов. С точки зрения зависимости турпредприятия от внешних источников оно может быть абсолютно финансово устойчиво только в условиях наблюдаемого снижения рентабельности собственного капитала. Поэтому имеет смысл увеличить его за счет привлечения кредитов.

Внутренний анализ деятельности турпредприятия включает в себя следующие показатели: наличие собственных оборотных средств; запасы; обеспеченность запасов собственными оборотными средствами; собственные оборотные средства и краткосрочные кредиты; обеспечение запасов собственными оборотными средствами и краткосрочными кредитами; собственные оборотные средства; краткосрочные кредиты и кредиторская задолженность; обеспеченность запасов собственными оборотными средствами; краткосрочной задолженностью и кредитами.

Анализ внутренних показателей ликвидности и платежеспособности может включать такие показатели, как запасы, дебиторская задолженность, денежные средства, краткосрочная задолженность, текущая и внутренняя ликвидность.

Показатели оборачиваемости оборотных средств, запасов, дебиторской и кредиторской задолженности при эффективной деятельности предприятия возрастают на конец периода финансовой деятельности. Длительность оборота (в днях) снижается, что дает возможность высвобождать средства и получать дополнительную выручку, что свидетельствует об увеличении эффективности использования оборотных и внеоборотных средств без снижения их величины.

Если турпредприятие не использует заемные средства, то тем самым понижает рентабельность собственных средств. Если предприятие кредитоспособно, то кредит лучше брать на среднесрочный период (6... 12 мес), исходя из оценки ликвидности баланса.

Анализ соотношения роста фонда оплаты труда и выручки. Анализ соотношения роста фонда оплаты труда (ФОТ) и выручки на одного работающего включает следующие показатели: ФОТ, выручка, среднесписочная численность, среднегодовая зарплата, зарплатоотдача, прирост ФОТ на % прироста выручки.

Среднегодовая заработная плата может возрасти и будет соответствовать низкому уровню оплаты труда. В этом случае снизится заработанная плата. Низкий уровень заработной платы оказывает влияние на показатель выручки на одного работающего, которая растет меньшими темпами, чем показатель фонда оплаты труда.

Показатель выручки на одного работающего включает в себя следующие показатели: выручка на одного работающего, среднегодовая зарплата, соотношение темпов роста выручки на одного работающего и зарплаты.

На турпредприятии помесячно составляется калькуляционный лист, поэтому можно выявить взаимосвязь показателей выручки, затрат и прибыли в расчете за 1 мес. Показатели выручки, затрат и прибыли включают в себя следующие показатели: постоянные и переменные затраты (за 1 мес), доход и критический объем. Зная объем постоянных и переменных затрат на единицу и цену за единицу, можно, используя маржинальный метод, найти объем предоставляемых услуг, при котором будет достигнута безубыточность.

За отчетный период турпредприятие реализует услуги на определенную сумму, что соответствует показателям товарной, валовой и реализованной продукции. На основании этого можно проследить, как изменяется объем реализации на протяжении отчетного периода. Наибольший объем реализации туристских путевок приходится, как правило, на ноябрь, наименьший — на январь.

Анализ производства и реализации турпродукта. Показатели производства и реализации турпродукта (помесячно и в абсолютных величинах) включают в себя: проживание, дополнительные услуги, прочие услуги, услуги по безналичному расчету, услуги от розничной торговли, от бартера, услуги за наличный расчет. Если на турпредприятии за определенный период отмечается тенденция роста турпродукта, то для наглядности составляется график показателей его производства и реализации.

Показатели продаж турпродукта могут включать в себя следующие показатели: товарная продукция, чистота нормативная продукция. Так, при расчете чистой нормативной продукции можно определить, что темпы роста товарной продукции, например большие темпы роста нормативной чистой продукции, могут означать, что турпредприятие начинает заниматься отвлеченными видами деятельности. Рост материалоемкости видов работ для турпредприятия может негативно влиять на его деятельность в сложной экономической ситуации, в условиях которой необходимо выживать за счет аренды или торговли непрофильным продуктом.

Структура реализации туристских услуг включает в себя следующие показатели: проживание в отеле, дополнительные услуги, услуги по безналичному расчету, от розничной торговли, от бартера, услуги за наличный расчет. Зная плановую выручку на финансовый год, можно провести анализ ритмичности работы турпредприятия в текущем периоде, определить коэффициент ритмичности продаж турпродукта, размер недополученной выручки, а также выявить нарушение ритмичности в соответствующих кварталах.

На предприятии на коней отчетного периода имеются материальные оборотные средства в определенном количестве (возможно, с уменьшением). В их составе выделяются: строительные материалы для ремонта турпредприятия, топливо й запасные части для автотранспорта, туристские товары для розничной торговли и для бартерных сделок. Если коэффициент обеспеченности турпредприятия собственными источниками материальных оборотных средств возрос на несколько процентов, это свидетельствует об увеличении его финансовой устойчивости.

Анализ использования списочного состава работающих. Этот анализ включает следующие показатели: среднесписочная численность работающих по плану, общее число отработанных человеко-дней, число отработанных турпредприятием дней в году, среднее число фактически работающих в году, коэффициент фактического использования списочного состава.

Анализируя использование списочного состава работающих, можно сделать вывод об интенсивном пути использования трудовых ресурсов. Путем снижения числа отработанных турпредприятием дней в году можно увеличить общее число отработанных человеко-дней, а в результате — увеличить среднее число сотрудников фактически работающих в отчетном году.

По годам работы фиксируется количество руководителей, специалистов, служащих, рабочих.

Например, если за последние три года на турпредприятии списочная численность сотрудников возросла с 10 до 20 человек за счет сезонности продажи турпутевок, составляется график эффективного использования сотрудников в этом сезоне.

За рассматриваемый период учитывается коэффициент текучести кадров, доля руководителей и специалистов от числа всех работающих, удельных вес работников с высшим образованием.

Возможно, что в таком случае фонд оплаты труда за отчетный период увеличится.

Анализ зарплаты на прибыль. Этот анализ включает следующие показатели: фонд оплаты труда, выручка, среднесписочная численность, среднегодовая зарплата, зарплатоотдача, прирост фонда оплаты труда на 1 % прироста выручки. Предположим, что среднегодовая заработная плата возросла на 12%, что может соответствовать низкому уровню оплаты труда. Низкий уровень заработной платы оказывает влияние и на показатель выручки на одного работающего, которая, как правило, растет меньшими темпами, чем показатель фонда оплаты труда.

Темпы роста выручки на одного работающего и зарплаты зависят от следующих показателей:

выручки на одного работающего, среднегодовой зарплаты, соотношения темпов роста выручки на одного работающего и зарплаты.

Анализ себестоимости турпродукта. Этот анализ включает следующие показатели: элементы затрат на начало и конец периода, абсолютные отклонения, динамика в процентах, материальные затраты, затраты на оплату труда, отчисления на социальные нужды, амортизация основных средств, прочие затраты.

Если рассматривать себестоимость турпродукта как затрат, произведенных турпредприятием за отчетный финансовый год, можно сделать вывод, что ее величина возросла. В основном это происходит за счет увеличения материальных затрат и оплаты труда.

В этом случае величина прочих затрат структурно и в абсолютном выражении может снизиться, а амортизационные отчисления — уменьшиться незначительно.

Для более глубокого анализа себестоимости турпродукта необходимо изучить ее постоянную и переменную части затрат. Себестоимость на турпредприятии калькулируется помесячно, что обусловливается характером его деятельности. Поэтому данные затраты включают в себя следующие показатели: затраты (за месяц), постоянные и переменные величины, доход, критический и фактический объемы турпродукта.

Наибольшее влияние на изменение себестоимости турпродукта оказывает увеличение суммы постоянных на него затрат. Увеличение объема производства и снижение этих переменных затрат если и снижают себестоимость, но влияют на это в меньшей степени.

8.4. Методы внутреннего аудиторского контроля финансовой деятельности турпредприятия Аудиторский контроль позволяет выявить факты искажения по финансовой отчетности. К аудиторскому контролю можно отнести такую процедуру, как выявление и оценка абсолютных и относительных изменений отдельных статей затрат на формирование турпродукта. Они могут быть правильными, но возможны ошибки в подсчетах при переносах из одних регистров в другие.

Например, возможны такие случаи, когда санаторий через тур- предприятие реализовал определенное количество путевок. В санаториях произошло завышение количества дней, отработанных сотрудниками, и приема клиентов. Для контроля работы турпредприятия проводят анализ по каждому месяцу: продолжительность срока путевок (курсовок); оказанию услуг проживания (не оформленных на соответствующих бланках санаторных путевок); определению числа отдыхающих, поставленных на Питание и лечение; сравнению количества прибывших и поставленных на лечение и питание с данными журналов регистрации.

Следует обращать внимание на количество проживающих по 1-2-дневным санаторным путевкам.

В эти дни лечебные процедуры не проводятся, о чем могут свидетельствовать записи в журнале отпуска процедур. В документах, представленных в бухгалтерию, могут быть списаны на лечебные процедуры медикаменты, препараты и лекарственные средства по продленным путевкам или по выписанным только на проживание или питание. Если эта процедура не выявляет необычных колебаний, проверяющий может сделать вывод, что вероятность существенных ошибок или неточностей минимальна.

Сравнение показателей отчетного периода с плановыми — одна из аналитических процедур.

Метод цепных подстановок на турпредприятии используется для количественных измерений турпродуктов, когда поочередно условно исключают их влияние путем постепенной замены плановых величин фактическими по каждому из них. Расчет каждого турпродукта ведется при условии, что он изменился, а остальные остались неизменными.

Графический метод на турпредприятии используется для составления графика выполнения ремонтных работ, графика документооборота, графиков по другим вопросам планирования и фактическим срокам их исполнения. В документах планирования отражаются следующие реквизиты:

наименование; код формы; дата составления; наименование турпредприятия; содержание хозяйственной операции; измерители хозяйственной операции (в натуральном и денежном выражениях); наименование должностных лиц, ответственных за совершение хозяйственной операции и правильность ее оформления; личные подписи и их расшифровки.

В зависимости от характера операции, требований нормативных актов, методических указаний по бухгалтерскому учету и технологии обработки учетной информации в первичные документы могут быть включены дополнительные реквизиты. Любое изменение документа должно быть утверждено учетной политикой турпредприятия. Каждая хозяйственная операция должна быть санкционирована руководителем, главным бухгалтером или уполномоченными на то лицами.

Анализ состояния имущества, обязательств и соответствие его учетным данным в индустрии гостеприимства (гостиница, санаторий) применяется при внезапных проверках остатков запасов на складе, кухне, в баре, аптеке и как процедуры внутреннего контроля позволяют установить отклонения фактических запасов от запасов по данным учета, хищения, сокрытия выручки (товарооборота).

Составление актов сверок расчетов с поставщиками и прочими дебиторами и кредиторами дает возможность выявить покупателей и поставщиков с неверно или неточно указанными реквизитами, не существующими (ликвидированными) на момент заключения контрактов.

Анализ условий поставки и порядка расчетов позволяет установить возможное наличие личного интереса руководящего работника к тому или иному поставщику или покупателю, определить отсутствие (или наличие) умысла при допущении той или иной задолженности.

Плановые инвентаризации, например кассовой наличности, являются действенными аналитическими процедурами внутреннего контроля операций, совершаемых кассиром санатория и кассирами-операционистами, работающими на контрольно-кассовых машинах. Инвентаризации позволяют контролировать систему ежедневной сдачи выручки структурными подразделениями в центральную кассу санатория и соблюдение лимита денежных средств в кассе (с учетом остатка разменной монеты у кассиров-операционистов).

Анализ отклонений — это процесс вычисления сумм и определение причин отклонений между фактическими и нормативными затратами. Его можно проводить по следующим затратам: стоимость продуктов, израсходованных на питание отдыхающих; прямые трудовые затраты; стоимость ремонтных материалов; расходы на лечение и оздоровление отдыхающих; отклонение общехозяйственных расходов.

Отклонение затрат продуктов определяется как разница между фактическими и нормативными затратами в общей сумме, предусмотренной сметой затрат на один койко-день. Общее отклонение по стоимости продуктов и материалов может исчисляться в соответствии с принятыми методиками и формулами.

Общее отклонение затрат может быть обусловлено отклонениями в ценах на определенные виды продуктов, отклонениями по использованию продуктов.

Для определения отклонений в ценах на продукты и материалы необходимо по отдельным видам определить разницу между фактической ценой и нормативной и умножить на фактическое количество израсходованного продукта или материала. Отклонения по использованию фактического количества продуктов и материалов исчисляются по соответствующим методикам и формулам.

Анализ проводится по всему ассортименту продуктов и видам строительных материалов, израсходованных на ремонт.

Используя алгоритмы определения отклонений, можно рассчитать отклонения трудовых затрат в количественном и суммовом выражениях по каждому структурному подразделению в расчете на один человеко-день и один койко-день. Общее отклонение прямых трудовых затрат определяется как разница между фактическими и нормативными затратами труда.

Отклонение по оплате труда может быть вызвано изменениями затрат рабочего времени и ставок оплаты труда. Отклонения по ставке оплаты трудозатрат исчисляются в соответствии с принятыми методиками и формулами. Отклонение по производительности труда исчисляется в соответствии с принятыми методиками и формулами.

Анализ отклонения трудовых затрат определяется в соответствии с принятыми методиками.

Чтобы выяснить, за счет чего произошли отклонения, необходимо провести анализ отклонений по каждой категории работающих. Обычно отклонения возникают в том случае, если предусмотренные по штатному расписанию ставки увеличиваются на коэффициенты, установленные положением по оплате труда, за напряженный труд в сезонные периоды (май—сентябрь) при условии, что турпредприятие полностью реализовало путевки конкретного санатория. Отрицательные отклонения в производительности возможны, если на время отпусков производились доплаты работникам более высокой квалификации.

При внутреннем контроле в санатории необходимо обращать внимание на заготовление продуктов, предназначенных для диетического питания отдыхающих через столовую сеть и реализацию на сторону через кафе и бары, принадлежащие санаторию: на анализ договоров поставки прошлого года и изучение рынка, заключение договоров поставки текущего года, выполнение поставщиками условий договоров.

На стадии внутреннего контроля договоров поставки прошлых лет по данным бухгалтерского учета проверяют и устанавливают, не было ли срыва поставки. Цель — определить, нужно ли оставить прежних поставщиков или искать новых партнеров.

Санаторий не является плательщиком НДС по основной деятельности, а его торговые подразделения (бары, кафе) могут быть переведены на уплату единого налога на вмененный доход, поэтому надо проанализировать стоимость приобретенных продуктов с НДС и без него. Если поставщики освобождены от уплаты этого налога, то себестоимость продуктов может быть значительно снижена за счет их приобретения без НДС, который не возмещается из бюджета.

Внутренний контроль на стадии выполнения поставщиками условий договора может включать следующие этапы:

прием продуктов питания и товаров, выборочная проверка их качественных характеристик;

учет поставок, формирование фактической себестоимости поступивших продуктов, в том числе неотфактурованных; анализ выполнения условий поставок;

расчеты с поставщиками (соответствие фактического порядка расчетов условиям, предъявляемым договорами);

своевременность предъявления штрафных санкций сторонами за нарушение условий договоров.

В процессе приобретения продуктов рекомендуется использовать аналогичные процедуры внутреннего контроля. Надо учитывать и такой фактор изменения оптовых цен, как скидки в зависимости от увеличения партии приобретаемых товаров. Это должно быть отражено в договоре или в приложениях (дополнительных соглашениях) к нему.

Санатории оформляют свои услуги путевкой, которая для турпредприятий-посредников является товаром. Продажа путевок через них снижает доход санатория.

Внутренний контроль над реализацией санаторных путевок учитывает:

. анализ цен на путевки, сложившихся в регионе; анализ колебания цен на путевки, проданные непосредственно санаторием и реализованные турпредприятиями-посредниками;

контроль над действием системы скидок и вознаграждений физическим и юридическим лицам, занимающимся продажей санаторных путевок в межсезонный период;

анализ соблюдения сроков заездов с учетом графиков; анализ выполнения условий договоров санаторием и распространителями путевок.

Изучая сложившиеся в регионе цены на санаторные услуги, необходимо учитывать уровень комфортности, месторасположение санатория, объем дополнительных услуг, оснащенность современным медицинским оборудованием, количество и виды предлагаемых методов лечения.

Передача санаторных путевок на реализацию турпредприятиям, агентам и прочим посредникам с заранее установленными размерами скидок имеет ряд преимуществ:

позволяет избежать личной заинтересованности лиц, ответственных за заключение договоров;

способствует установлению длительных связей с турпредприятиями;

исключает конфликтные ситуации по поводу приобретения аналогичных путевок у разных посредников по разным ценам в однотипных номерах;

система гибких скидок позволяет привлекать турпредприятия для реализации путевок в межсезонный период, который является для многих санаториев убыточным из-за низкой загруженности.

Неотъемлемой составной частью договора между санаторием и турпредприятием являются графики заездов с указанием даты заезда, количества путевок и продолжительности лечения в днях.

На основе графиков заездов осуществляется планирование финансовых потоков и заготовления материально-производственных запасов.

Полученные при использовании аналитических процедур внутреннего контроля результаты анализа необходимо обобщить для принятия управленческих решений в целях устранения выявленных нарушений и создания условий для того, чтобы не допускать их в будущем.

8.5. Ревизия как составная часть внутреннего контроля Уставом турпредприятия (или санатория) предусмотрено исполнение функций ревизионной комиссии или аудитором, не связанным имущественными интересами с ним, или членами совета директоров (наблюдательного совета), или лицом, осуществляющим функции единоличного исполнительного органа, или членами коллегиального исполнительного органа.

На турпредприятии (или санатории) деятельность ревизионной комиссии (ревизора) установлена законодательством России. Общее собрание акционеров утверждает положение о ревизионной комиссии, в котором определяются статус, состав, функции и полномочия ревизионной комиссии, деятельность и отношения с иными органами управления.

Ревизионная комиссия осуществляет проверки и ревизии финансово-экономической деятельности и текущей документации турпредприятия не реже одного раза в год. Проверки проводятся по поручению собрания акционеров, совета директоров, акционеров, а также по инициативе самой комиссии.

Ревизионная комиссия имеет право проводить проверку законности заключенных от имени турпредприятия договоров, совершаемых сделок, расчетов с контрагентами, а также анализ соответствия ведения бухгалтерского и статистического учета существующим нормативным Положениям. В нем проверяется финансово-экономическая и производственная деятельность, нормативы и правила, технические условия. Ревизоры могут проанализировать финансовое положение турпредприятия, его платежеспособность, ликвидность активов, соотношение собственных и заемных средств.

В компетенцию ревизионной комиссии входят: выявление резервов улучшения экономического состояния, своевременность и правильность платежей поставщикам продукции, работ, услуг, платежей в бюджет, начисление и выплата дивидендов, погашения прочих обязательств. Ревизоры могут выявлять правильность составления баланса турпредприятия, отчетную документацию для налоговых и статистических органов. Они вносят предложения по изменению расхождений с законодательством и нормативными актами.

В целях надлежащего выполнения своих функций ревизионная комиссия имеет право получать документы и материалы от органов управления турпредприятием, его подразделений и служб, должностных лиц.

Члены ревизионной комиссии обязаны изучить документы и материалы, относящиеся к проверке.

За неверные заключения они несут ответственность, мера которой определяется собранием акционеров.

Ревизионная комиссия обязана своевременно доводить до сведения руководства результаты ревизий и проверок и соблюдать коммерческую тайну.

В своей деятельности аудиторы используют специальные методы и приемы проверки:

инвентаризацию, сопоставление нормативных показателей с фактическими данными, документальную проверку (сплошную и выборочную), встречную проверку документов, встречную проверку документов с другими организациями, экспертную оценку, письменные объяснения исправлений, устные объяснения, группировку нарушений. На основании проверки делают анализ и выводы.

При ревизии денежных средств и операций с ними, обнаружении нарушений действующего законодательства проверяются правильность приема денежных средств от туристов в кассу турпредприятия по услугам, оформление бланков путевок, использование контрольно-кассовой машины, наличие книги кассира-операциониста.

Ревизоры подвергают анализу размер наличной выручки подразделений турпредприятия, сроки и полноту ее сдачи в центральную кассу. Изучаются материалы инвентаризации бланком строгой отчетности, к которым относятся путевки (ваучеры). Проводится анализ выплаты по отдельным трудовым соглашениям, договорам подряда, Платежным ведомостям значительных сумм за консультационные услуги.

При ревизии расчетных операций, осуществляемых турпредприятием, внимание обращается на анализ размеров вознаграждений (премий, комиссионных, агентских выплат) посредникам (распространителям путевок) по установленной фирме. При ревизии авансовых отчетов проверяется обоснованность приобретения материальных ценностей за наличный расчет; своевременность сдачи авансовых отчетов с приложенными товарными чеками в бухгалтерию.

Проводится анализ отражения в бухгалтерском учете ремонтных работ, сданных в аренду помещений, площадей по условиям договоров.

Ревизоры могут проверять наличие планов на средний и капитальный ремонт, их периодичность, анализировать суммы, затраченные на ремонт помещений.

В конечном счете проверки способствуют усилению внутреннего контроля в турпредприятиях, помогают выявить внутрихозяйственные резервы, наметить пути повышения прибыли как конечного результата его финансово-экономической деятельности.

Контрольные вопросы ]. Какими методами турпредприятию можно повысить свою рентабельность?

Для каких целей составляется график показателей производства и реализации турпродукта?

Что означает метод цепных подстановок на воздействие количественного измерения турпродукта?

В чем сущность метода анализа отклонения трудовых затрат?

Какими методами можно реализовать систему гибких скидок на турпродукт?

В чем сущность специальных методов и приемов проверки хозяйственной деятельности предприятия?



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: