Глава 11 Методики организации экскурсий и методы, сберегающие здоровье 11.1, Методика подготовки и проведения экскурсии Последовательность подготовки экскурсии. Чтобы организовать экскурсию, экскурсоводы разрабатывают тему и уточняют ее особенности, изучают относящиеся к теме материалы.
Для проведения экскурсий можно использовать следующие темы: памятные места, связанные с историческими событиями в жизни народа, например Куликово поле, Бородино, места Курской битвы;
здания и сооружения, мемориальные памятники, связанные с жизнью и деятельностью выдающихся деятелей России;
природные ландшафты — лес, роща, парк, река, озеро, заповедник или заказник, а также отдельные деревья и реликтовые растения;
экспозиции музеев, картинных галерей, постоянных и временных выставок;
памятники археологии — городища, древние стоянки, поселения, курганы с захоронениями, дороги и святилища;
памятники искусства — произведения изобразительного и декоративно-прикладного искусства, скульптура, достопримечательности садово-паркового искусства.
В экскурсию для ознакомления или изучения можно включать объекты, которые можно классифицировать следующим образом: по содержанию — одноплановые (произведение живописи, река, растение, животное, дом) и многоплановые (архитектурный ансамбль, лес, поле, улица, площадь города);
функциональному назначению — основные, служащие раскрытию темы, и дополнительные, показываемые во время переездов (переходов);
степени сохранности — полностью сохранившиеся, дошедшие До наших дней с изменениями, частично сохранившиеся или утраченные.
Для изучения материалов экскурсоводы готовят так называемый «портфель экскурсовода», который состоит из папки с фотографиями, схемами, картами, чертежами, рисунками и репродукциями.
Для каждого вида экскурсии (городская, загородная, производственная, музейная, для пешеходных и автобусных путешествий), а также к каждой теме разрабатывают методички.
Тема экскурсии, как правило, объединена в единое целое хорошим рассказом и показом объектов посещения. Для рассказа готовят достоверные факты и сведения. Правильный отбор объектов, их количество, последовательность показа существенно влияют на качество экскурсии.
Выбор маршрута экскурсии. Чтобы повысить интерес туристов к объектам экскурсии надо освещать характерные черты темы экскурсии. Для этого используют познавательную ценность объекта в его тесной связи с конкретным историческим событием или эпохой, жизнью и творчеством известных деятелей науки и культуры, художественными достоинствами памятника, возможностью их использования в эстетическом воспитании туристов.
Целесообразно включать в экскурсию те объекты, которые пользуются наибольшей популярностью у туристов, например памятник «Тысячелетие России» в Новгороде. При рассказе об объекте надо подчеркивать его необычность, т.е. его особенности, неповторимость памятника истории, культуры или сооружения, например церковь царевича Дмитрия в Угличе. Желательно обращать внимание на выразительность объекта, т.е. его взаимодействие с необычным фоном или окружающей средой, например разводные мосты в Санкт-Петербурге.
Не менее важно местонахождение объекта: расстояние до объекта, удобство подъезда, пригодность дороги для автотранспорта, подвоз туристов, природный или индустриальный ландшафт. В ходе экскурсии возможно временное ограничение знакомства с объектом, что зависит от времени суток, сезона, погоды, других непредвиденных обстоятельств, когда посещение и осмотр объекта невозможны.
Экскурсию не стоит перегружать посещением большого количества объектов. Это увеличивает ее длительность, вызывая утомляемость туристов. Продолжительность городской экскурсии обычно два часа, в течение которых экскурсанты с интересом воспринимают не более 15 объектов. Набор объектов зависит от темы экскурсии, ее содержания, состава экскурсионной группы.
Неправильным считается, когда обзорная экскурсия построена исключительно на показе скульптурных памятников и монументов. Следует избегать однообразия зрительного показа объектов экскурсии. Впечатления экскурсантов будут неполными, если в маршрут не будет введен показ зданий и улиц, площадей, памятных мест, объектов природы, других достопримечательностей.
В паспорт объекта вносят:
наименование объекта (первоначальное и современное);
историческое событие, с которым он связан, дата события;
местонахождение, почтовый адрес, на какой территории они расположены (город, поселок);
описание (подъезд к нему, автор, дата сооружения, из каких материалов изготовлен, текст мемориальной надписи);
источник сведений (литература, где он описан, и события, связанные с ним, архивные данные, устные предания, основные печатные работы и места хранения неопубликованных работ);
сохранность (состояние территории, на которой он находится, дата последнего ремонта, реставрации), а также охрана (на кого возложена);
в каких экскурсиях используется:
дата составления паспорта, фамилия и должность составителя. К паспорту прикрепляют фотографии объекта, его современный и прежний вид. Например, в паспорт на памятник архитектуры (здание) включают сведения о наличии в нем скульптур, изразцов, декоративного убранства (снаружи, внутри), информацию о типе и конструкции здания, техническом состоянии его (степени сохранности).
Наличие паспортов на экскурсионные объекты, расположенные в регионах страны, способствует разработке качественно новых тем, позволяет широко использовать исторические памятники в нравственном воспитании граждан России.
Проведение экскурсии. Экскурсия должна строиться в логической последовательности: сбор туристов, перемещение их к объектам, показ объектов на маршруте, рассказ экскурсовода, установление продолжительности остановок. Надо предусмотреть, чтобы туристы не вели разговоров на посторонние темы, а гид не отвлекался на показ второстепенных объектов.
В пешеходных экскурсиях на ознакомление с объектами требуется около трех часов, для автобусных — около четырех часов.
Для осмысления и запоминания увиденного туристами экскурсовод при рассказе об объекте должен использовать эмоциональность, жесты и мимику, расстановку группы у объекта, звуковые устройства, паузы между объектами, логику изложения содержания темы экскурсии, связь рассказа с показом. Он должен уметь подготовить туристов к наблюдению объекта. Продолжительность пояснений, справок, цитат, литературного монтажа не должна быть длительной.
Форма и структура рассказа зависит от места расположения объекта. Например, в художественной галерее в начале можно осветить историю написания одной из картин, затем дать характеристику ее автора, эпохи, в которой он жил и творил. Рассказ и показ должны быть таким, чтобы экскурсанты правильно восприняли исторические события, могли дать им собственную оценку. Гиду надо воздействовать на эмоции участников, вызывая у них радость, восхищение, гордость, возмущение или гнев.
Рассказу экскурсовода должны быть присущи: краткость, четкость формулировок, наличие фактического материала, раскрытие темы, литературный язык. При рассказе об объекте экскурсовод может пользоваться наглядными пособиями, которые заранее должны быть подготовлены в «портфеле экскурсовода», где по каждой теме используются географические карты, схемы и рисунки.
Перечень наглядных материалов по темам постоянно уточняется.
Если экскурсия автобусная, то определяются место и время выхода для осмотра объекта, передвижение группы между объектами, продолжительность демонстрации материалов «портфеля экскурсовода». Водителю автобуса выдается лист, где определено: в каком месте поставить автобус, где сбавить скорость для хорошего обозрения объекта. Туристам даются рекомендации по соблюдению правил безопасности у объектов, при выходе из автобуса. Обязательно соблюдается процедура ознакомления туристов с экскурсоводом и водителем, напоминаются правила поведения в автобусе, определяется время для вопросов.
Чтобы повысить свое методическое мастерство, экскурсоводу необходимо:
1) систематически обновлять свои знания, участвовать в конференциях или семинарах;
2) пополнять новыми данными «портфель экскурсовода»;
3) совершенствовать технологию методических приемов показа и рассказа с учетом особенностей темы экскурсии и состава туристов;