Владеть основами психологии и логики, чтобы умело устанавливать и сохранять контакты с туристами.




Содержание экскурсии, ее познавательная ценность зависит от знаний методистов и экскурсоводов, их умения выбрать эффективные способы и приемы влияния на туристов. В зависимости от сложности темы новую экскурсию готовят 3...7 специалистов, в качестве консультантов приглашаются научные работники музеев, преподаватели вузов и школ.

Логически экскурсия состоит из трех взаимосвязанных частей. Во вступлении туристов знакомят с темой и маршрутом, началом и окончанием экскурсии, санитарными остановками, с правилами безопасности и поведения. В основной части осуществляется показ объектов и рассказ по теме экскурсии. В завершении подводят итоги.

Цель экскурсии заключается в том, чтобы при показе памятников истории и культуры, других достопримечательностей воспитать у туристов чувство любви к родному краю, эстетическое восприятие окружающего мира.

Перед экскурсоводами всегда стоит проблема, как из огромного многообразия объектов отобрать наиболее интересные по информационной насыщенности, чтобы правильный выбор объектов обеспечил раскрытие темы.

Виды экскурсий. Экскурсии бывают городскими, загородными, производственными, музейными, пешеходными и автобусными. Например, при организации автобусной экскурсии руководствуются правилами дорожного движения, перевозки пассажиров, нормативными актами. Основные объекты, обозначенные на маршруте, должны раскрывать тему экскурсии, а дополнительные объекты являются связующим звеном при переездах или переходах туристов.

Показ объектов проводится так, чтобы не было повторных проездов по улице, площади или мосту, чтобы была доступность к объекту или к площадке для осмотра. Продолжительность переезда или перехода между объектами должна быть 10... 15 мин, а паузы в показе и рассказе — короткими. Для автобуса обустраивается стоянка, рядом должны быть санитарно-гигиенические места.

При проведении автобусной экскурсии готовят варианты движения, что связано с транспортными «пробками», ремонтными работами на городских магистралях. Разработка автобусного маршрута завершается согласованием и утверждением паспорта и схемы маршрута, расчетом километража и временем использования автотранспорта.

В завершение построения автобусной экскурсии проводится ознакомление с улицами и площадями, уточняются месторасположения объектов, остановок автобуса. Проводится хронометраж показа объектов, продолжительность экскурсии, выбирают точки показа объектов, предусматривается обеспечение безопасности туристов.

Подготовка экскурсоводом индивидуального текста. Экскурсовод пользуется индивидуальным текстом, где определены последовательность и порядок изложения темы. Индивидуальный текст экскурсии строится в соответствии с методической разработкой. Материал размещается в той последовательности, в которой показываются объекты. В индивидуальном тексте излагается то, о чем следует рассказать во время экскурсии. Факты упоминаются с точными ссылками на даты, на достоверные источники. Рассказ экскурсовода должен быть «привязан» к объектам по каждой теме, делается соответствующий вывод.

Хорошая речь и умелое воздействие на эмоции туристов говорят о мастерстве экскурсовода. Успех рассказа зависит от того, насколько в индивидуальном тексте использованы речевые особенности экскурсовода, его логика, доказательность, новизна темы.

Для знакомства туристов с одним объектом требуется 5... 7 мин, поэтому и рассказ об этом объекте должен занимать столько же времени. Если это не соблюдается, то никакая живость рассказа, никакие методические приемы не способны заострить внимание экскурсантов.

Использование экскурсоводом карточек с краткими сведениями о маршруте помогают освежить в памяти материал. Для удобства пользования карточками их делают небольшого размера, дают порядковые номера, складывают по теме экскурсии. С приобретением опыта эта необходимость отпадает.

Оценка экскурсии. Проведенную экскурсию оценивают руководители экскурсионного бюро, члены творческой группы и методической секции, где готовилась экскурсия, руководители других структур.

 

Экскурсию оценивают в форме творческой дискуссии, обмена мнениями, выявления недочетов.

Участники оценки экскурсии предварительно знакомятся с контрольным текстом и методической разработкой, схемой маршрута, содержанием «портфеля экскурсовода», списком использованной литературы.

Бухгалтерия турпредприятия производит аудит и расчет стоимости экскурсии, определяют нормы возможной прибыли новой экскурсии. При положительном заключении руководитель экскурсионного бюро издает приказ об утверждении новой экскурсионной темы и списка экскурсоводов. Затем проводится пробная экскурсия.

Новая экскурсия считается утвержденной, если подготовлены следующие документы:

список литературы по теме — книги, брошюры, статьи; паспорта объектов, включенных в маршрут, — вид памятника, его наименование, место нахождения;

контрольный текст экскурсии — подобранный и выверенный по источникам материал, раскрывающий тему;

индивидуальные тексты экскурсоводов — структура экскурсии, ее маршрут, характеристика объектов и событий;

схема (карта) маршрута — на пути следования группы обозначены объекты показа, остановки для выхода к объектам; «портфель экскурсовода».

Владение методическими приемами означает, что гид эффективно проводит экскурсии и устанавливает контакты с туристами, умеет добиваться стойкого внимания к объекту, повышать интерес, обеспечивать зрительное восприятие объекта.

11.2. Проведение экскурсий Перечень приемов проведения экскурсий. Проведение экскурсии — это знакомство туристов с объектами в целях лучшего их обозрения, например осмотр крепостных стен, чтобы получить представление о высоте башен. Передвижение туристов вокруг памятника помогает им оценить его художественную значимость и величие. Примером может служить Мамаев курган в Волгограде.

При проведении экскурсий используются разные приемы.

Прием панорамного показа позволяет туристам обозревать объект с высоты башни, колокольни, крепостных стен, мостов. Примером может служить панорамная площадка Воробьевых гор в Москве, Прием зрительной реконструкции (воссоздания) заключается в том, что экскурсовод может устно восстановить первоначальный облик исторического объекта, например места военных сражений, народных восстаний, жизнь и деятельность известных писателей, ученых, композиторов, художников. Успех использования этого приема зависит от степени подготовленности гида.

Прием зрительного монтажа экскурсовод использует при формировании образа, рассказывая о внешних сторонах нескольких памятников или отдельных его частей.

Прием абстрагирования экскурсовод использует для выделения из целого его частей. Этот прием позволяет экскурсантам рассмотреть признаки предмета, которые служат основой для раскрытия темы.

Прием зрительного сравнения построен на сопоставлении различных предметов или частей одного объекта с другими; при этом выявляются характерные черты, особенности объекта, их оригинальность и неповторимость.

Прием интеграции экскурсовод использует при показе памятного места, объединяя его различные стороны, детали, свойства в единое целое.

Прием зрительной аналогии основан на сравнении объекта с фотографией или рисунком другого объекта.

Прием переключения внимания заключается в том, что после наблюдения объекта экскурсанты переносят свой взгляд на другой объект, например перенос взгляда с дома, построенного в XIX в., на «высотку» XXI в. Контраст обогащает впечатления. При показе мемориальной доски обращают внимание на давние события, связанные с историей ее установки.

Прием экскурсионной справки связан с тем, что экскурсовод сообщает данные об объекте: дату постройки (реставрации), авторов проекта, размеры, назначение.

Прием описания — это точное и конкретное отображение исторического события в сознании туристов. Этот прием используется во время проведения автобусной экскурсии как с выходом туристов из автобуса, так и без выхода из него.

 

Прием характеристики — это определение отличительных свойств и качеств явления или предмета.

Прием объяснения используют для экскурсий с показом произведений изобразительного искусства.

Прием комментирования — это толкование событий, явлений, текстов. Данный прием используется при изложении материала, разъясняющего замысел автора исторического памятника или памятника культуры.

Прием репортажа — краткое сообщение экскурсовода о событии, явлении, процессе, очевидцами которого как бы являются туристы. Прием является импровизацией происходящего события.

Прием цитирования используется для воспроизведения картины исторического события с сохранением особенностей языка определенного исторического периода времени.

Прием вопросов-ответов экскурсовод осуществляет для активизации туристов Прием ссылки на очевидцев применяется тогда, когда надо воссоздать события прошлых лет.

Прием заданий заставляет туристов задуматься, активизировать мыслительную деятельность.

Прием новизны материала состоит в том, что сообщаются факты и примеры, неизвестные туристам, чтобы привлечь их внимание к объекту.

Прием словесного (литературного) монтажа направлен на использование отрывков из литературных произведений, документов, которые раскрывают тему экскурсии.

Прием соучастия применяется, чтобы привлечь туристов стать участниками события, которому посвящена экскурсия. Например, экскурсовод обращается к группе: «Представьте себе, что мы с вами находимся в том месте, где жил и творил великий поэт А.С. Пушкин».

Прием дискуссионной ситуации направлен на то, чтобы свою точку зрения высказали 2... турист»».

Прием сталкивания противоречивых версий используется, например, при оценке исторического события, утверждения даты возникновения города, названия реки или озера.

Прием персонификации используется для мысленного создания образа писателя или государственного деятеля.

Прием проблемной ситуации состоит в том, что при рассказе экскурсовод ставит проблему. Это заставляет участников найти правильный ответ на поставленные вопросы.

Прием отступления характеризуется тем, что в ходе рассказа экскурсовод иногда как бы уходит от темы, для этого он читает стихотворение, приводит примеры из своей жизни, рассказывает содержание кинофильма, художественного произведения.

Прием индукции используется в рассказе в том случае, когда необходимо совершить переход от частных, единичных случаев и фактов к общей картине, выводам, когда экскурсовод от характеристики одного памятника переходит к характеристике ансамбля или системы инженерных сооружении.

Прием дедукции как способ рассуждения при переходе от общего к частному используется при показе одного объекта.

Климактерический прием предполагает такое изложение тдмы, когда вначале сообщаются менее интересные и малозначительные факты и аргументы, затем — самые занимательные, что способствует нарастанию интереса экскурсантов к рассказу.

Антиклимактерический прием — такое изложение темы, когда переходят от наиболее интересных объектов к менее значительным по своему содержанию объектам.

Работа экскурсовода. Чтобы туристы лучше представили содержание темы, экскурсовод иногда устраивает встречу туристов с участниками исторического события.

Для лучшего раскрытия темы экскурсоводы используют технические средства (видеокамеры, сотовые телефоны, видеомагнитофоны, компьютеры). Музыкальные и литературные записи не должны быть длительными, так как они являются частью экскурсии и подчинены общей теме.

В работе экскурсовода нужно четко представлять взаимодействие методических приемов и навыков. Если прием — особый способ подачи экскурсионного материала, то навык — это умение в совершенстве владеть методическими приемами.

Усвоение навыков позволяет экскурсоводу использовать многообразие приемов показа и рассказа, различные варианты методических приемов.

Экскурсовод использует комплексное использование методических приемов: в показе — приемы реконструкции и локализации, в рассказе — приемы новизны материала и сравнения.

Таким образом, эффективность проведения экскурсий зависит от разработчиков, методистов и экскурсоводов, задача которых — пoмочь туристам понять и сохранить в памяти главное в экскурсии — познать достопримечательности окружающего мира.

В качестве примера приведем работу экскурсовода во время автобусной экскурсии.

В автобусе экскурсовод занимает переднее сиденье рядом с водителем. Он и экскурсанты должны видеть друг друга. В целях безопасности при движении автобуса туристам стоять не разрешается.

Экскурсовод называет себя и водителя автобуса, экскурсионное бюро, которое обслуживает туристов. Сообщается тема экскурсии, устанавливаются правила общения с группой. Объявляется количество остановок и необходимость выхода туристов из автобуса.

На остановках экскурсовод из автобуса выходит первым, показывая направление движения к объекту. Если эти остановки санитарные или для приобретения сувениров, сообщается время отправления автобуса, чтобы соблюсти регламент экскурсии, график движения автобуса по маршруту.

При размещении группы у объекта учитывается присутствие других экскурсионных фупп. В жаркое время группу располагают в тени, в дождь — под кроной деревьев. Во всех случаях экскурсовод должен обеспечивать безопасность туристов при осмотре объектов, а также при переходе их через автомагистраль.

При передвижении туристов от автобуса к объекту и обратно экскурсовод должен находиться в центре группы. Группа передвигается компактно, расстояние между участниками не должно превышать 7 м, что позволяет хорошо слышать пояснения экскурсовода.

Темп движения группы зависит от состава группы (дети, молодежь, пожилые люди), рельефа местности, качества дороги.

В случае несвоевременного сбора группы или опоздания автобуса экскурсовод сокращает время, рассчитанное на раскрытие темы, упуская второстепенные детали.

Если в ходе экскурсии экскурсоводу задают вопросы, то он не должен прерывать рассказ и давать немедленные ответы на них. Отвечать на вопросы надо по окончании экскурсии. Содержание ответов не должно носить дискуссионный характер, чтобы не создавать конфликтных ситуаций.

В пути следования экскурсовод делает паузы, чтобы туристы могли осмыслить увиденное и услышанное.

11.3. Медико-биологические методы, используемые в туризме Укрепление здоровья и закаливание организма являются основными задачами каждого туриста.

Специалисты индустрии гостеприимства будут успешно решать эти задачи, если хорошо будут знать основы анатомии человека, физиологии, биомеханики и гигиены, профилактической медицины, лечебной физической культуры.

Туристские мероприятия (спортивно-оздоровительный, экстремальный, рекреационный туризм и др.) тесно взаимодействуют с двигательной активностью человека, физической культурой и спортом.

Медико-биологические методы исследования позволяют глубоко познавать те процессы в организме, которые происходят в ходе туристской деятельности. С помощью этих методов можно проводить диагностику опорно-двигательного аппарата, мышечной и дыхательной систем, кровообращения, нервной деятельности и нейрогуморальной регуляции, пищеварения, других систем человека.

По целям использования медико-биологические методы подразделяются на диагностические — методы исследования состояния организма на данный момент и прогностические — методы исследования возможных результатов, последствий туристской деятельности. С их помощью определяют пригодность человека к туристским мероприятиям. Широко используются методы реабилитации — функциональное восстановление систем организма после предельных и даже запредельных нагрузок в походах и путешествиях.

По характеру использования в исследованиях физкультурно- оздоровительной деятельности медико-биологические методы подразделяются на методы определения уровня физического развития человека по таким показателям, как рост, масса тела, емкость легких, частота сердечных сокращений, методы исследования силы рук, кистей, что важно особенно в экстремальных видах туризма.

Например, медико-биологические методы используются при определении общей физической подготовленности туриста к длительным походам в конном туризме, в морских и речных круизах.

Медико-биологические методы позволяют исследовать изменения в организме человека в процессе проведения, например, погружения под воду (дайвинг-туризм), выявлять природные механизмы формирования и совершенствования двигательных умений и качеств, а также механизмы приспособления организма к психическим нагрузкам, например в спелеотуризме, горных видах туризма, где важную роль играет адаптация организма к высокогорью. Медико-биологические показатели служат основой определения нагрузки, позволяют контролировать здоровье туристов, чтобы организовывать оптимальный отдых.

По используемому инструментарию медико-биологические методы подразделяются на органометрические (визуальные, тактильные), приборного исследования (антропометрия, спирометрия динамометрия, пульсометрия, электрокардиограммирование, электромиограммирование, электроэнцефалограммирование).

Большое значение имеют методы биотелеметрии — это измерение естественных процессов, происходящих в организме человека, без непосредственного контакта с ним, что дает возможность исследовать туристов в естественной динамической обстановке.

Главная особенность медико-биологических методов в туристской деятельности состоит в том, что исследуется организм активно действующего человека. Запрещается использование таких методов, которые могут нанести вред человеку, запрещены использование препаратов и упражнение на людях без их согласия. Использование медико-биологических методов в туризме должно отвечать общенаучным требованиям: объективности, проверяемости, возможности повторения результатов.

В резервные возможности туристов входят такие понятия, как адаптация к факторам окружающей среды, механизм терморегуляции, закачивание. Для исследования их резервных возможностей применяются функциональные пробы, оценка физического развития, диагностика состояния сердечно-сосудистой и дыхательной системы, общая физическая работоспособность как показатель здоровья.

При проведении туристских мероприятий, используя различные методы, способы и методические приемы, можно на высоком уровне поддерживать психическое и физическое состояние туристов, их эмоции, стойкость к стрессам, осуществлять профилактику невротических состояний туристов.

В этих целях с туристами проводят оздоровительные тренировки с посильными нагрузками, учетом соответствия метода возможностям занимающихся и их индивидуальных особенностей.

В фитнес-клубах туристам предоставлен спектр занятий по аэробике (их более 200 видов), шейпингу, гимнастике, другим видам двигательной активности. Перед тем как осуществлять оздоровительные занятия с туристами, оценивают состояние их здоровья (медицинское тестирование, примерные сроки возобновления занятий после болезни); проводят функциональное тестирование (степ-тест), тесты на гибкость и силовую выносливость, антропометрическое тестирование (вес, продольные размеры, определение осанки, измерение охватных размеров); определяют уровень физической и психологической подготовленности.

Для женщин, занимающихся шейпингом, разработаны такие методики, как сравнение результатов теста (задача тренировки), анализ изменений обхватов частей тела, причины изменений, сравнение абсолютных величин: вес (кг), жир (кг), обхваты (см) с учетом погрешностей измерений.

Применяются методики субъективной оценки фигуры и их классификация («шейпинг-модель», «фигура», «размеры», «пропорции», «форма», «подкожное жироотложение», «пропорциональность», «мускулистость», «общее шейпинг-впечатление»). Все это оценивается по объективной и субъективной шейпинг-рейтинговой системе.

Многие туристы, активно занимающиеся упражнениями оздоровительной (лечебной) физической культуры, должны знать, как осуществлять диагностику своего здоровья и самоконтроль. Понятие индивидуального здоровья включает характеристику таких компонентов, как заболеваемость, состояние иммунитета, физическое развитие, физическая работоспособность, функциональная подготовленность, уровень развития основных двигательных качеств, уровень психологических, морально-волевых и ценност- но-мотивационных установок.

В оздоровительных центрах существуют различные подходы к определению уровня здоровья отдыхающих, с помощью таких диагностических моделей, как нозологическая диагностика, диагностика здоровья по прямым показателям. Физическое состояние и прогнозирование здоровья туристов выявляются с помощью специально разработанных тестов. Для этого надо знать возраст, пол, тип кровообращения, конституциональные особенности, группу крови.

При исследовании и оценке физического развития человека используется метод антропометрических измерений и индексов, а также метод соматоскопии. Последний применяется при тестировании детей и подростков, а методы оценки уровня биологического созревания — у различных возрастных групп.

Для определения уровня развития основных физических качеств туристов используются специальные методики оценки, например измерения силовых способностей (оценивается статическая и динамическая сила, силовая выносливость, скоростно-силовая способность), уровень общей и специальной выносливости. С помощью тестов можно оценить подвижность в суставах (гибкость), а также координационные способности.

Специалисты должны уметь оценивать состояние сердечно-сосудистой системы туриста с помощью установления динамики частоты сердечных сокращений.

Для туристов с нарушением сердечно-сосудистой системы назначают дозированные физические системы нагрузки.

Если туристы хотят заниматься подводным плаванием, нырянием на большие глубины, специалисты должны проводить исследования по функциональному состоянию системы внешнего дыхания в покое, под влиянием физической нагрузки (проба Шафрановского, проба Розенталя), функциональному состоянию нервной системы и нервно-мышечного аппарата. С помощью пробы Ромберга можно оценить состояние вестибулярного аппарата.

Для определения уровня общей физической активности туристов используются субмаксимальный тест PWC, методика проведения шагового варианта теста PWC, расчет интегрального показателя аэробной производительности организма. Часто используется методика проведения и оценка Гарвардского степ-теста, методика проведения 12-минутного теста Купера.

Организаторам, например, конных путешествий и экстремальных видов туризма важно знать характер и темперамент туристов. Для этого используются методики диагностики нервной системы (теппинг-тест), оценки тревожности (методика Спилберга-Ханина), самооценки (методика Дембо-Рубинштейна), тест САН (самочувствие, активность, настроение).

Для выявления у туристов различных отклонений в здоровье специалисты разрабатывают специальные методички по оздоровительным мероприятиям. Важным средством для восстановления после туристских походов является самомассаж. Особое внимание уделяется профилактике желудочно-кишечных заболеваний. Возможны различные нарушения органов дыхания, особенно у тех, кто страдает пневмонией, бронхитом, бронхиальной астмой. В этом случае используются различные методики, например медленный бег.

Отдыхающие в процессе туристских мероприятий могут по специальным методикам использовать грязевые, тепловые и водные процедуры. Для тех, кто по разным причинам склонен к повышенным или пониженным эмоциональным состояниям предлагают различные методики психологической реабилитации и медицинские процедуры.

11.4. Модульное построение оздоровительных программ для туристов Модульное построение оздоровительной программы — это целенаправленная подготовка специалистов к конкретному виду деятельности. Последовательность действий специалистов-разработчиков этих программ предполагает следующие направления:

1) проектирование, в котором определены методологические основы формирования оздоровительных программ;

2) прикладное содержание оздоровительной программы или ее части, которая создается для потребителей услуг, поэтому необходимо тщательно составлять тематику, включая большое количество и разнообразие видов процедур;

3) логическая последовательность предоставления оздоровительных процедур должна совпадать с логикой всей программы оздоровления;

4) информационное обеспечение оздоровительных программ; наглядные пособия, учебные и методические материалы, структурно-логические схемы и таблицы, слайды, их демонстрацию с помощью компьютерных систем.

Создание и внедрение модулей в практику позволяет выявлять преимущества, эффективность формирования оздоровительных программ для каждого туриста в отдельности. Достоинствами модульного построения являются: полнота содержания и логическая последовательность формирования программ, направленных на реализацию; возможность маневрирования модулем для того, чтобы он наиболее удачно вписывался в структуру сервиса; оперативность решения задач, связанных с методическим сопровождением формирования программ.

Практика показывает, что деятельность специалистов по проектированию оздоровительных программ должна быть направлена на повышение квалификации; выбор оптимальных форм и методов методической работы; изучение, обобщение и использование передового опыта.

Деятельность специалистов должна строиться с учетом выполнения следующих задач:

проектировочных, направленных на создание профиля оздоровительных программ;

конструктивных, направленных на выбор содержания оздоровительных программ;

организаторских, направленных на определение оптимальных методик проведения процедур по конкретной оздоровительной программе;

коммуникативных, направленных на установление целесообразных взаимоотношений с клиентами;

гностических, направленных на определение адекватности целей реализации программ и полученному результату, их эффективности.

К специалистам, проектирующим оздоровительные программы, предъявляются следующие требования: определение и постановка целей; установление уровней усвоения программ клиентами;

подготовка и проведение процедур в соответствии с поставленной целью; объективная оценка достижения поставленных целей проектирования. Например, модель целей, которые должны ставить специалисты, содержит систему познавательных и практических умений в разработке лечебно-оздоровительных программ. Для этого определяют шкалы оценки умений информационно-конструкторских, конструкторско-технологических, методических, гностических, проектировочных и коммуникативных.

Для комплектования оздоровительных программ необходимо иметь ассортимент оздоровительных процедур с учетом индивидуальных и групповых заявок клиентов. Предлагаемые методики обсуждаются на семинарах, консилиумах, творческих дискуссиях. Самостоятельная подготовка остается главным условием непрерывного совершенствования профессионализма.

Оздоровительный сервис в туризме характеризуется своей специфичностью и по смыслу совпадает с понятием «физическое воспитание», т.е. по своей сущности является процессом по формированию здорового образа жизни человека.

Понятие «оздоровительный сервис» как специализированный процесс направлен на организацию отдыха и совершенствование здорового образа жизни туриста за счет оплаты конкретных услуг.

Организация оздоровительного сервиса включает в себя: управление персоналом, обеспечивающего оздоровительный сервис; планирование и разработку проектов и программ оздоровительного сервиса как продукта рыночных отношений, поиск инвестиций и формирование прибыли; средства, методы, формы и элементы оздоровительного и восстановительного сервиса, обеспечивающие отдых потребителя в целях повышения его производственной или умственной деятельности; критерии определения оценки и степени потребления услуг.

В связи с особенностями оказания оздоровительного сервиса сложились определенные формы оздоровительных услуг: лечебно-восстановительные процедуры; оздоровительная зарядка; лечебная физическая культура под руководством инструктора и самостоятельно; туристские мероприятия;

солнечные и воздушные ванны; водные процедуры; подвижные игры, эстафеты. Каждая из этих услуг решает определенные задачи и имеет специфические особенности.

Условиями и факторами формирования оздоровительного продукта являются тенденции, сложившиеся на рынке услуг, нормативно-правовые акты страны и регионов, национальные традиции, информационные технологии.

Для формирования оригинальных оздоровительных проектов и программ специалисты должны хорошо разбираться в проблемах рынка услуг, психологии различных социальных групп.

Российская Федерация располагает большим количеством курортов и гостиничных комплексов, туристских баз и детских спортивных лагерей, в которых предлагаются физкультурно- спортивные, оздоровительные, лечебные и развлекательные услуга.

Специалисты разрабатывают проекты, которые направлены на удовлетворение спросов потребителей и получение прибыли в целях ' дальнейшего развития рынка туристских услуг.

Разработка оздоровительного продукта — сложный и многоступенчатый процесс, который включает в себя: маркетинговые исследования; анализ сегментов рынка и конкурентов;

предполагаемый потребительский Спрос; место расположения предприятия; конъюнктуру рынка услуг; оценку реальных затрат на разработку, рекламу и продвижение услуг.

Целесообразность и экономическую эффективность разработки оздоровительных программ можно оценить на основе данных о предпочтениях и доходах покупателя, предлагаемых затратах на содержание специалистов. Сегменты рынка услуг тщательно изучаются, обобщаются и внедряются в деятельность оздоровительных структур. Оздоровительные услуги в туризме составляют значительную часть потребностей населения и имеют специфический социально-оздоровительный характер.

медико-восстановительные и методические консультации, тестирование; занятия в группах, клубах гимнастикой, закаливанием; разработка и выдача рекомендаций, программ, комплексов для занятий упражнениями; предоставление оздоровительных услуг банями и саунами; пользование тренажерами; услуги в области подготовки инструкторов туризма; ремонт, подгонка и установка снаряжения, инвентаря, оборудования и тренажеров.

Полезными для туристов будут такие восстановительные мероприятия, как альпинизм, охота, рыбалка, сбор грибов и ягод. В каждом конкретном случае надо проводить с отдыхающими инструктажи по вопросам здорового образа жизни.

Если имеется возможность, можно проводить греблю на байдарках, купание в холодной воде, ходьбу, бег. Полезны езда на велосипеде, бадминтон, волейбол, гимнастика, ходьба на лыжах, ныряние с аквалангом, водные лыжи, подводная рыбалка. Для детей надо проводить ознакомительные экскурсии, морские и речные круизы, т.е. организовывать активный отдых.

Любители острых ощущений могут соревноваться в скалолазании, заниматься бодибилдингом, играть в кегельбан и др.

Контрольные вопросы 1. Какова последовательность подготовки экскурсии?

Какие методы применяются для формирования «портфеля экскурсовода»?

Как выбирают маршрут экскурсии?



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: