IV. Рабочая учебная программа




Бакалавр

Форма обучения

Очная

 

 

Обсуждено на заседании кафедры биомедицины

от 18 января 2011 г. Протокол № 5

 

Составители: ДБН, проф. Рыжов А.Я.,

КБН, доц. Полякова Н.Н.

 

Заведующий кафедрой БМ проф. А.Я.Рыжов

 

 

Тверь, 2011


II ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 

Цели и задачи дисциплины

Цель – теоретическое обоснование интегрирующей роли мозговых структур в осуществлении системных функций организма человека при различных условиях окружающей среды, повседневной жизни и трудовой деятельности.

Задачи: Образовательные:а) углубленное изучение морфологии ЦНС и анализаторов человека; б) изучение особенностей кровообращения ЦНС; в) ознакомление с основами диалектико-материалистического мировоззрения на конкретных примерах изучения ЦНС.

Профессиональные: а) изучение роли ЦНС в построении и организации движений человека; б) изучение роли ЦНС в регуляции соматических и вегетативных функций; в) знакомство с морфо-функциональными основами эмоциональных состояний.

Место дисциплины в структуре ООП бакалавриата.

Курс анатомии центральной нервной системы входит в базовую часть цикла МЕ. Социально-биологическая направленность – основная черта данной дисциплины, предметом которой является центральная нервная система живого человека. Биологический аспект университетского курса обусловливает особое внимание к вопросам эволюции нервной системы с элементами межвидового сравнения. Социальный аспект строится с учетом диалектической двойственности человеческой природы, проявляющейся в повседневной жизни и трудовой деятельности. Курс анатомии центральной нервной системы в психологическом плане является одной из концептуальных дисциплин, интегрирующих в морфо-функциональном аспекте смежные курсы, в той или иной мере касающиеся изучения человека.

Концептуальная основа к «входным» знаниям базируется на предшествующем изучении: 1) анатомии, физиологии и гигиены человека (школьный курс); 2) школьного курса общей биологии, касающегося основ эволюции человека.).

3.Общая трудоемкость – 2 зачетные единицы 72 часа.

4. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины (модуля). Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций, обеспечивающих способность и готовность к:

- пониманию значения гуманистических ценностей для сохранения и развития современной цивилизации; совершенствованию и развитию общества на принципах гуманизма, свободы и демократии (ОК- 1);

- владению культурой научного мышления, обобщением, анализом и синтезом фактов и теоретических положений (ОК -3);

- использованию системы категорий и методов, необходимых для решения типовых задач в различных областях профессиональной практики (ОК-4);

- участию в учебно-методической работе в сфере общего образования (ПК-16);

- самообразованию на протяжении всей профессиональной жизни (ПК-19).

В результате освоения дисциплины «Анатомия центральной нервной системы студент должен знать: 1) основы морфологии человеческого тела; 2) строение и функции центральной нервной системы и анализаторов; 3) морфологические основы мозгового кровообращения.

Уметь: 1) осуществлять компьютерный поиск необходимой литературы; 2) работать с анатомическими атласами; 3) пользоваться при необходимости латинско-русским словарем.

Владеть навыками: 1) основ научного поиска и составления библиографии;

2) реализации интерактивных методов и психологических технологий, ориентированных на творческий рост и охрану здоровья людей.

5. Образовательные технологии: а) лекция-визуализация с проблемными направлениями; б) использование компьютерной техники в освоении учебного материала на практических занятиях; в) привитие этики и культуры научной дискуссии на семинарах и коллоквиумах. Практически все формы преподавания включают интерактивные методы, занимающие порядка 32% рабочего времени на лекциях и практических занятиях.

Предусмотрены разборы конкретных ситуаций и решение некоторых проблем методом мозгового штурма.

6. Формы контроля: а) текущий; б) рубежный; в) итоговый в устном и письменном вариантах

III. Учебная программа.

 

1. Общие основы анатомии ЦНС

1.1. Введение. Нейрон как морфо - функциональная

единица нервной системы. Рефлекторная дуга. Рефлекторное кольцо. Системный принцип построения ЦНС. Философское понятие единства структуры и функции на примере ЦНС

1.2. Развитие ЦНС (фило - и онтогенез). Формирование ЦНС в процессе эволюции. Централизация и цефализация. Онтогенез ЦНС. Эктодерма, нейробласты, спонгиобласты. Развитие различных отделов головного мозга. Развитие полостей и оболочек мозга.

 

2. Спинной и головной мозг

2.1. Строение спинного мозга. Представление о центрах и проводящих путях спинного мозга. Серое вещество спинного мозга, топография центров спинного мозга. Белое вещество спинного мозга. Топография проводящих путей. Спинной мозг как целое.

2.2. Продолговатый мозг, его строение и функции. Мост, его строение и функциональное значение. Ядра черепно-мозговых нервов, ретикулярная формация. Мозжечок, структура червя и полушарий мозжечка, цито- и миелоархитектоника. Роль мозжечка в построении движений

2.3 Средний мозг, его центры, проводящие пути. Промежуточный мозг, зрительные бугры и смежные области. Гипоталамус, его строение и функции. Гипофиз, строение и функции нейро- и аденогипофиза. Гормональная деятельность гипоталамо-гипофизирной системы.

2.4. Стриопаллидарная система, ее строение и функции. Понятие о архео-, палео- и неостриатуме.

Обонятельный мозг, лимбические структуты. Гиппокамп, его строение и функции. Архео-, палео- и неокортекс.

2.5 Большие полушария головного мозга человека. Цито- и миелоархитектоника коры больших полушарий. Борозды и извилины. Проводящие пути больших полушарий. Межполушарные асимметрии. Некоторые вопросы сравнительной морфологии головного мозга.

2.6. Понятие о корковой локализации функций. Зональная структура коры, корковые проекции. Головной мозг как функциональная система. Центры, связанные со второй сигнальной системой. Роль второй сигнальной системы в формировании психических состояний.

 

3.Вегетативная нервная система

3.1. Сведения об истории учения о вегетативной нервной системе (ВНС). Морфология вегетативной нервной системы. Симпатическая, парасимпатическая и метасимпатическая части ВНС..

3.2. Роль ВНС в регуляции физиологических процессов. Адаптационно-трофическая функция ВНС. Холинерические и адренергические механизмы ВНС. Роль ЦНС в интеграции моторных и вегетативных функций. Концепция моторно-висцеральных рефлексов.

 

4. Кровообращение в ЦНС

4.1. Оболочки и желудочки мозга. Межоболочечные пространства. Спинномозговая жидкость. Кровоснабжение спинного и головного мозга. Артериальная система головного мозга и ее морфо-функциональные особенности. Особенности кровоснабжения коры головного мозга и отдельных нейронов.

4.2. Система венозного оттока ЦНС. Венозные синусы твердой мозговой оболочки. Гемато-энцефалический барьер. Особенности регуляции артериальных и венозных мозговых сосудов. Соотношение системного и мозгового кровообращения. Влияние факторов труда и производственной среды на мозговое кровообращение.

 

5.Проводящие пути ализаторных систем

5.1. Понятие об анализаторах. Рецепторы, проводящие пути и корковые ядра анализаторов. Кожный анализатор. Система проводящих путей кожного анализатора. Обонятельный и вкусовой анализаторы. Центры обонятельного и вкусового анализаторов

5.2. Зрительный анализатор. Общее строение зрительного анализатора и особенности его проводящих путей. Строение и функции органа зрения. Сетчатка и особенности ее строения. Вспомогательные аппараты глаза. Научные основы гигиены зрения

5.3. Слуховой анализатор. Общее строение слухового анализатора. Наружное ухо. Среднее ухо и особенности его строения. Внутреннее ухо, улитка. Строение и функции кортиева органа, проводящие пути слухового анализатора. Влияние интенсивного шума на слуховой анализатор.

 

6. Роль ЦНС в организации движений.

6.1. Вестибулярный и моторный анализаторы, их проводящие системы. Проприоцепция. Мышечные веретена и особенности их иннервации. Проводящие пути моторного анализатора. Пирамидная и экстрапирамидная эфферентные системы. Понятие об уровнях построения движений.

6.2.Интегративная роль двигательного анализатора. Принцип системности в организации движений. Организация трудовых движений.

 

IV. Рабочая учебная программа

 

 

Наименование разделов Лекции Практические занятия Самост. работа Всего
1. Общие основы анатомии ЦНС. Философское понятие единства структуры и функции на примере ЦНС          
2.Спинной и головной мозг. Философское понятие единства структуры и функции на примере ЦНС. Роль второй сигнальной системы в формировании психических состояний.   Контрольная точка промежуточной аттестации 6* 6*    
3. Вегетативная нервная система. Роль ЦНС в интеграции моторных и вегетативных функций. Концепция моторно-висцеральных рефлексов.        
4. Кровообращение ЦНС. Соотношение системного и мозгового кровообращения. Влияние факторов труда и производственной среды на мозговое кровообращение. 5.Анализаторы. Проводящие пути анализаторных систем. Понятие о сигнальных системах.   4* 2*   4*    
6. Роль ЦНС в организации движений. Принцип системности в организации движений. Организация трудовых движений   Контрольная точка итоговой аттестации   2*      

 

Итого 19 19 34 72

 

Примечание. * − 2 часа на интерактивные занятия, итого – 12.

 

V. Оценочные средства для текущего контроля, успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины и учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов

Контрольные вопросы текущего контроля.

1. Нейрон как морфо-функциональная единица нервной системы.

2.Рефлекторная дуга. Рефлекторное кольцо. Системный принцип построения ЦНС.

3.Развитие ЦНС (филогенез). Формирование ЦНС в процессе эволюции.

4.Онтогенез ЦНС. Эктодерма, нейробласты, спонгиобласты.

5.Строение спинного мозга. Представление о центрах и проводящих путях спинного мозга.

6.Серое вещество спинного мозга, топография центров спинного мозга.

7. Белое вещество спинного мозга, топография проводящих путей.

8.Продолговатый мозг, его строение и функции.

9. Мост, его строение и функциональное значение.

10. Ядра черепно-мозговых нервов, ретикулярная формация.

 

Контрольные вопросы промежуточной аттестации.

1.Мозжечок, структура червя и полушарий мозжечка, цито- и миелоархитектоника.

2. Средний мозг, его центры, проводящие пути.

3. Промежуточный мозг, зрительные бугры и смежные области.

4. Гипоталамус, его строение и функции.

5.Гипофиз, строение и функции нейро- и аденогипофиза. Гормональная деятельность гипоталамо – гипофизарной системы.

6. Стриопаллидарная система, ее строение и функции. Понятие об архео-, палео- и неостриатуме.

7. Обонятельный мозг, лимбические структуры.

8. Гиппокамп, его строение и функции. Архео -, палео- и неокортекс.

9.Большие полушария головного мозга человека. Цито- и миелоархитектоника коры больших полушарий.

 

Котрольные вопросы текущего контроля.

10. Борозды и извилины больших полушарий головного мозга.

11.Проводящие пути больших полушарий головного мозга. Межполушарная асимметрия.

12. Понятие о корковой локализации функций. Зональная структура коры, корковые проекции.

13. Морфология вегетативной нервной системы. Симпатическая часть вегетативной нервной системы. Парасимпатическая часть ВНС.

1. Оболочки и желудочки мозга. Межоболочечные пространства. Спинномозговая жидкость. Гематоэнцефалический барьер.

2. Кровоснабжение спинного и головного мозга. Артериальная система головного мозга и ее морфофункциональные особенности.

3. Особенности кровоснабжения коры головного мозга и отдельных нейронов. Венозный отток, синусы твердой мозговой оболочки.

 

Контрольные вопросы итоговой аттестации.

4. Понятие об анализаторах. Рецепторы, проводящие пути и корковые ядра анализаторов.

5. Кожный анализатор. Система проводящих путей кожного анализатора.

6. Хеморецепция. Обонятельный и вкусовой анализаторы. Центры и проводящие пути обонятельного и вкусового анализаторов.

7. Зрительный анализатор. Общее строение зрительного анализатора и особенности его проводящих путей.

8. Слуховой анализатор. Общее строение слухового анализатора. Наружное ухо, среднее ухо и особенности их строения.

9. Вестибулярный и моторный анализаторы, их проводящие системы. Проприоцепция. Мышечные веретена и особенности их иннервации.

10. Проводящие пути моторного анализатора. Пирамидная и экстрапирамидная эфферентные системы.

11. Проводящие пути моторного анализатора. Пирамидная и экстрапирамидная эфферентные системы.

 

Вопросы для самостоятельной работы.

(основные морфологические термины и понятия)

 

Плоскости: фронтальная, сагиттальная, горизонтальная. Плоскость, проходящая по середине тела и делящая его на две симметричные половины, называется медианой или срединой.

Расположение органов и частей тела.

Во фронтальной плоскости (боковом направлении): то, что располагается ближе к медианной плоскости, называется медиальный (medius – средний), дальше - латеральный (latus- бок).

В сагиттальной плоскости (передне-заднем направлении): ближе к передней поверхности тела – передний (anterior), ближе к задней поверхности – задний (posterior).

В горизонтальной плоскости (вертикальном направлении): ближе к верхнему концу тела – верхний (superior), ближе к нижнему концу – нижний (inferior). Применимы также термины краниальный (cranium – череп) и каудальный (cauda – хвост).

По отношению к периферическим нервам употребляются термины проксимальный (близкий) и дистальный (отдаленный).

По отношению к центральной нервной системе могут употреблятся термины: ростральный (rostrum – клюв), наружный (externus) и внутренний (internus), обозначающие в отношении полостей (желудочков) и целых органов, в смысле, поверхностный (superficialis) и глубокий (profundus).

Термины величины: большой (magnus), малый (parvus), больший

(major), меньший (minor).

 

 

Зачетная программа

 

1. Нейрон как морфо-функциональная единица нервной системы.

2. Борозды и извилины больших полушарий головного мозга.

3.Рефлекторная дуга. Рефлекторное кольцо. Системный принцип построения ЦНС.

4.Проводящие пути больших полушарий головного мозга. Межполушарная асимметрия.

5.Развитие ЦНС (филогенез). Формирование ЦНС в процессе эволюции.

6.Понятие о корковой локализации функций. Зональная структура коры, корковые проекции.

7.Онтогенез ЦНС. Эктодерма, нейробласты, спонгиобласты.

8. Морфология вегетативной нервной системы. Симпатическая часть вегетативной нервной системы.

9. Онтогенез ЦНС. Развитие различных отделов головного мозга.

10. Морфология вегетативной нервной системы. Парасимпатическая и метасимпатическая часть вегетативной нервной системы.

11.Строение спинного мозга. Представление о центрах и проводящих путях спинного мозга.

12.Роль вегетативной нервной системы в регуляции физиологических процессов. Адаптационно-трофическая функция вегетативной нервной системы.

13.Серое вещество спинного мозга, топография центров спинного мозга.

14. Оболочки и желудочки мозга. Межоболочечные пространства. Спинномозговая жидкость.

15. Белое вещество спинного мозга, топография проводящих путей.

16.Кровоснабжение спинного и головного мозга. Артериальная система головного мозга и ее морфофункциональные особенности.

17. Продолговатый мозг, его строение и функции.

18.Особенности кровоснабжения коры головного мозга и отдельных нейронов.

19.Мост, его строение и функциональное значение.

20.Система венозного оттока ЦНС. Венозные синусы твердой мозговой оболочки. Гемато-энцефалический барьер.

21.Ядра черепно-мозговых нервов, ретикулярная формация.

22. Понятие об анализаторах. Рецепторы, проводящие пути и корковые ядра анализаторов.

23.Мозжечок, структура червя и полушарий мозжечка, цито- и миелоархитектоника.

24.Кожный анализатор. Система проводящих путей кожного анализатора.

25. Средний мозг, его центры, проводящие пути.

26.Обонятельный и вкусовой анализаторы. Центры обонятельного и вкусового анализаторов.

27.Промежуточный мозг, зрительные бугры и смежные области.

28.Зрительный анализатор. Общее строение зрительного анализатора и особенности его проводящих путей.

29. Гипоталамус, его строение и функции.

30. Строение и функции органа зрения. Сетчатка и особенности ее строения.

31. Гипоталамус, его строение и функции.

32. Строение и функции органа зрения. Сетчатка и особенности ее строения.

33.Гипофиз, строение и функции нейро- и аденогипофиза. Гормональная деятельность гипоталамо – гипофизарной системы.

34.Вспомогательные аппараты глаза. Научные основы гигиены зрения.

35. Стриопаллидарная система, ее строение и функции. Понятие об архео-, палео- и неостриатуме.

36. Слуховой анализатор. Общее строение слухового анализатора. Наружное ухо, среднее ухо и особенности их строения.

37. Обонятельный мозг, лимбические структуры.

38.Внутреннее ухо, улитка. Строение и функции кортиева органа, проводящие пути слухового анализатора.

39. Гиппокамп, его строение и функции. Архео -, палео- и неокортекс.

40. Вестибулярный и моторный анализаторы, их проводящие системы. Проприоцепция. Мышечные веретена и особенности их иннервации.

41.Большие полушария головного мозга человека. Цито- и миелоархитектоника коры больших полушарий.

42.Проводящие пути моторного анализатора. Пирамидная и экстрапирамидная эфферентные системы.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: