КОМПЕТЕНТНОСТЬ СПЕЦИАЛИСТОВ СМЕЖНЫХ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ГРУПП И ИХ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ РОСТ.




 

В ответ на изменение общественно-политической и социально-экономической ситуации, в начале 1990-х годов в России появляется как самостоятельное направление профессиональной деятельности социальная работа, выросшая из многовековых традиций взаимопомощи, благотворительности и государственного обеспечения нуждающихся.

Эта профессия выполняет в обществе функции социального амортизатора, способствуя снятию социальной напряженности посредством устранения или нейтрализации конфликтогенных факторов. Поэтому неудивительно, что нормативное закрепление данный вид профессиональной деятельности получил именно в 1991г., который стал одним из переломных моментов в российской истории. Именно тогда Квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих был дополнен профессией «специалист по социальной работе», представители которой образовали новую профессиональную группу в структуре российского общества. Тогда же появились и родственные виды деятельности, связанные со специалистом по социальной работе: психолог, психолог-педагог, социальный психолог, социальный педагог.

Принципиальной особенностью социальной работы как профессии является ее пограничный характер. Социальный работник - в некотором смысле универсал, хотя его универсализм имеет достаточно четкие предметные границы, задаваемые содержанием проблем клиента и возможными путями их решения. И это особенно актуально в ситуации, когда практически в любой профессиональной области быстро происходит смена труда без перемены места, а специалистам необходимо овладевать родственными или смежными профессиями. Смысловое и инструментальное содержание социальной работы аккумулирует в себе пограничные элементы смежных профессиональных областей (педагогики, психологии, социологии, юриспруденции и др.) на основе взаимообмена информацией, технологиями, инструментарием. В связи с этим компетентность в различных областях - главное, что характеризует способность социального работника помогать людям в современном обществе. Однако изучение практики социальной работы позволило выделить ряд противоречий, главное из которых заключается в том, что, несмотря на востребованность обществом специалистов социальной сферы, реальную деятельность нередко осуществляют работники, не имеющие соответствующей подготовки и, в связи с этим, не обладающие необходимым уровнем профессиональной компетентности.

Одним из значимых компонентов в структуре профессиональной деятельности социального работника, по мнению ряда исследователей, является педагогический компонент. Педагогические знания и умения оказываются востребованными в социальной работе с различными категориями населения (дети, подростки, беженцы, инвалиды, пожилые люди, осужденные и др.) Педагогическими методами решаются проблемы формирования отношений в группе, развития готовности личности к самопомощи. Педагогические элементы социальных технологий систематизируют содержательные и процессуальные компоненты социальной работы, относящиеся к личности человека, участника социального процесса. В целом педагогический компонент социальной работы позволяет принимать эффективные педагогически целесообразные решения в различных сферах социальной деятельности. Принимая это во внимание, в качестве важной задачи теоретической и практической профессиональной подготовки будущих специалистов можно выделить формирование педагогической компетентности социальных работников.

СМЕЖНАЯ ПРОФЕССИЯ — дополнительная профессия, которой овладевает работник в процессе совмещения профессий и расширения трудовых функций. В некоторых европейских странах, например в Германии и Голландии, в настоящее время профессиональная деятельность социальных работников и социальных педагогов регулируется единым стандартом, термины употребляются вместе: социальный работник/социальный педагог (чаще можно встретить сокращённый вариант СР/СП). В немецком варианте специалист в социальной области может работать с отдельными людьми, группами или общинами, которые и являются в этом случае клиентами социальной работы. В том случае, когда клиентами являются дети и молодёжь, говорят о социально-педагогической работе, всё остальное относится просто к социальной работе. Специалист социальный работник/социальный педагог является организатором, защитником и представителем интересов клиента, он консультирует, снабжает необходимой информацией, поддерживает в трудных жизненных ситуациях, выполняет и воспитательные функции. В Германии говорят, что специалист СР/СП имеет двойной мандат - государство доверяет этому человеку защищать интересы своих клиентов, в том числе, и от самого государства.

Исторически социальная работа выросла из благотворительной деятельности, которой занимались, в первую очередь, христианские общины. Позднее социальной работой начинают заниматься специально для этого созданные объединения, такие например, как Армия спасения, женские союзы. Примечательно, что теория социальной работы начинает складываться в начале двадцатого века как реакция на катаклизмы, происходящие в мире. Первая мировая война, в ходе которой было применено оружие массового поражения, оставила во всех странах-участницах тяжёлое наследство. Это инвалиды и сироты, вдовы, которые для того, чтобы обеспечить семью, вынуждены были начинать профессиональную деятельность. Так как для женщины, доселе занимавшейся домашним хозяйством, наиболее близкой являлась сфера именно социального служения, то именно для них и создаются первые учебные курсы по социальной работе. К двадцатым годам ХХ века во многих странах складывается государственная система социальной работы, которая первоначально имела следующие сферы применения - семейное благополучие, детское благополучие, медицинская социальная работа. Позднее добавились профессиональная, промышленная, сельская, судебная и другие сферы социальной работы. Профессии "социальный педагог" и "социальный работник" для России относительно молоды - законодательно они были введены в 1991 году. Ныне обе эти специальности включены в "Общероссийский классификатор специальностей по образованию". Это значит, что в Российской системе образования можно получить как среднее специальное, так и высшее образование по вышеназванным специальностям. Появление этих специальностей во многом было обусловлено теми изменениями, что произошли во всех сферах жизнедеятельности россиян в начале девяностых годов. В это время реальная действительность продиктовала необходимость подготовки специалистов, которые могли бы профессионально работать с социально незащищёнными слоями населения. Вместе с тем, распад государственной идеологии воспитания повлёк за собой появление огромного количества детей, оставшихся вне воспитательного воздействия. Таким образом, специальность "социальный работник" получила своё развитие в сфере социальной защиты населения.

Хотя хорошими социальными работниками могут стать люди с разными интересами, умениями и возможностями, тем не менее существует несколько основных характеристик, требующихся для этой профессии.

Знания, необходимые для оказания профессиональной помощи и услуг отдельным лицам, группам, организациям или обществу. Это знания о поведении человека, социальной политике и программах, ценностях и этике, о способах выработки оценки собственной практики.

Навыки анализа конкретной ситуации, облегчения проблем клиента, защиты его интересов и других соответствующих способов взаимодействия с людьми, которые ищут помощи и которым необходимо оказать ее.

Поддержка таких ценностей, как гуманность, справедливость, самоопределение, конфиденциальность, антидискриминация и честность в профессиональной деятельности.

Сознательное и разумное использование собственных личностных качеств и дифференцированное применение навыков общения в профессиональных целях.

Признание и принятие того факта, что часто один человек должен брать на себя ответственность за создание новых организаций и общественных институтов, если они необходимы для всех.

Глубокая и искренняя заинтересованность в клиентах и работе с ними, настрой на работу в трудных условиях и решение сложных социальных проблем. Очевидно, что перечисленные качества будут по-разному проявляться в различных ситуациях. Сегодня практикующему социальному работнику, чтобы решить проблемы клиентов, необходима масса различных умений.
В процессе подготовки социальных работников было многое сделано для того, чтобы дать людям общие знания и умения на уровне высшей школы, которые затем совершенствовались бы в процессе непрерывного образования. Социальный работник в своей профессиональной деятельности может выполнять разные социальные роли: защитника интересов клиента, педагога, посредника, организатора в общине, медика, консультанта, администратора, эксперта по вопросам политики. Предполагается, что во время учебы студенты будут иметь возможность развивать умения, необходимые в исполнении нескольких ролей, но прежде они должны иметь возможность узнать о них и ознакомиться с ними на практике. Для этой цели необходимо организовывать практическую работу под наблюдением хороших наставников (супервизоров) в действующих социальных агентствах.

В зависимости от стадии своего развития в различные временные интервалы социальная работа рассматривалась самым различным образом: начиная с психиатрической помощи на дому (1870-е гг., США), когда от социальных работников требовались навыки, близкие к навыкам патронажных медицинских сестер, и кончая участием в формировании государственных программ социального развития общества (примером последнего может служить модель социальной работы в Дании). В каждом конкретном обществе в зависимости от его потребностей и от степени осознания им этих потребностей (второе часто игнорировалось в истории нашего государства) концепция социальной работы носит специфический, порой уникальный характер. Это, разумеется, не снижает, а скорее обостряет необходимость создания общей теории социальной работы, где были бы предусмотрены возможные теоретические и прикладные модификации, отражающие конкретные социальные и психологические условия, в которых данная модель применяется.
Оглядываясь на историю развития социальной работы за рубежом, нетрудно заметить, что первоначально социальная работа была очень тесно связана с социальными науками. Так, Г. Стейн напоминает, что первая Национальная конференция социальных работников в Америке была организована Американской ассоциацией социальных наук (ASSA) в 1870 г. И хотя уже в 1879 г. социальная работа выделилась как отдельная область, вплоть до 20-х гг. ХХ в. она оставалась под влиянием социологии, экономики, политических наук как в США, так и в развитых странах Западной Европы. Начиная же с 1920-х гг., под влиянием распространения идей психоанализа социальная работа драматически изменила свою ориентацию, на первый план выступила работа с конкретным человеком (social casework), но уже не столько в традициях психиатрического или диагностического подхода, сколько психодинамического: как сформулировали это теоретики и практики социальной работы, в частности Г. Стейн, "не человек является проблемой, а у него есть проблема". Психодинамический подход в социальной работе неоднократно анализировался в зарубежной литературе, он может именоваться как "психодинамический подход", "психодинамическое консультирование", "психодинамическая работа со случаем" (psychodynamic casework), психосоциальный подход. В чем большинство теоретиков согласны между собой, так это в том, что социальная работа впитала в себя следующие идеи З. Фрейда и его последователей (особенное место отводится теории О. Ранка, а также Д. Боулби, Э. Эриксона, М. Кляйн):

принятие опыта клиента и ситуации, в которой он находится;

учет предыдущего опыта отношения клиента со значимыми близкими, особенное внимание уделяется травмам отрыва от матери, недостатку привязанности, проблемам сепарации;

роль желаний и контржеланий клиента;

сопротивление изменениям;

необходимость усиления Эго.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: