Тема 9. Сложная трехчастная форма




 

Сложной 3-частной называется такая 3-частная форма, I часть которой написана в простой 2-х или 3-частной форме; II часть либо имеет такое же строение, либо представляет собой ряд незамкнутых построений; III часть является репризой.

Тематизм I и II частей обычно резко контрастен. I часть пишется в главной тональности и, как правило, в ней заканчивается. II часть - в одноименной или в субдоминантовой тональности, реже в главной тональности (скерцо из 3-й симфонии Бетховена). III часть – реприза – буквальное или видоизмененное повторение I части. Внутри разделов возможны повторы, т.е. использование 2-5-частной или 3-5-частной формы. В сложной 3-частной форме могут встречаться вступление, кода и связки, объем которых больше, чем в простых формах.

Существуют две разновидности сложной 3-частной формы: 1) форма с эпизодом; 2) форма с трио.

I часть сложной 3-частной формы преимущественно пишется в простой 3-х или 2-частной форме (чаще репризной), но она может представлять собой вариационный цикл или даже экспозицию сонатной формы. I часть сложной 3-частной формы обычно однотональна. Предпочтение отдается однотемной простой 3-частной форме (АА1А), хотя часто встречается и структура АВА. Репризы простой 3-частной формы могут превышать размеры экспозиции, могут быть статическими или измененными. Связка между I и II частями сложной 3-частной формы нехарактерна, так как она сглаживала бы контраст между ними. Если в I части отсутствует реприза, то тогда связка приемлема.

II часть – это либо трио, либо эпизод.

Трио возникло в танцевальной музыке XVII-XVIII вв. как форма сопоставления двух одноименных танцев (двух менуэтов или двух гавотов): Бах. Французская сюита №1 (Менуэт I и Менуэт II). Первый из двух танцев обычно исполнялся полным составом оркестра (tutti), второй – тремя инструментами (trio), контрастируя с первым танцем по характеру звучания. Поэтому стало обычным называть II часть такой формы трио. До сих пор принято называть II часть сложной 3-частной формы трио, хотя исполнение II части тремя инструментами вовсе не обязательно. Но при этом сохранился общий колорит – камерность звучания, предпочтение ансамблевости. Трио всегда имеет определенную структуру – простую 2-х или 3-частную форму, в которой возможны повторы, образующие 2-5-ти или 3-5-частную форму. Реже трио пишется в форме периода (жанр походного марша).

Для трио характерен экспозиционный тип изложения. Тональности, типичные для трио: одноименные, субдоминантовые или медиантовые. Трио никогда не содержит общей кульминации формы. Таким образом, трио тонально замкнуто и структурно завершено, что исключает предыкт, вместо которого дается связка, развивающая заключительные обороты трио или сближающая их с репризой.

Эпизод характерен для инструментальных пьес нетанцевального жанра, в основе которых лежит контрастное сопоставление двух образов. Нередко такие пьесы имеют программные названия («На тройке», «У камелька» из цикла «Времена года» Чайковского) или жанровое обозначение (ноктюрн, баркарола). Такая форма встречается и в медленных частях сонатного цикла. Эпизод здесь редко имеет четкую 2-частную или 3-частную форму (II часть фортепианной сонаты № 15 Бетховена). Обычно он состоит из ряда незамкнутых построений и может не иметь четкой формы. Количество тематических образований здесь не ограничено, могут встречаться темы из крайних частей. Тональность эпизода отстоит от главной на терцию (I и III степень родства) и даже на секунду.

Обычно в эпизоде несколько фаз развития: 1) экспозиция нового тематического материала; 2) разработка этого материала (при этом возможно тематическое столкновение с материалом I части, совпадающее с кульминацией). Эпизод может содержать тему I части (составная середина), ложную репризу (Бетховен. Соната № 4, ч. II). В отличие от трио эпизод тонально разомкнут, что создает предпосылки для доминантового предыкта.

III часть – реприза. Вид репризы в сложной 3-частной форме во многом зависит от середины. Если середина – трио, то реприза точная или варьированная (например, фактура трио используется в репризе). Если середина – эпизод, то реприза либо варьированная, либо динамизированная. В творчестве Бетховена часто встречается сложная 3-частная форма с сокращенной репризой: АВА С А1 (в ней остается только тема, причем в варьированном виде).

В сложной 3-частной форме возможны вступление и кода. Вступление сложной 3-частной формы либо фоновое (очень короткое), либо очень значительное, готовящее основной тематический материал. В сложной 3-частной форме с трио кода может быть небольшой. Когда сложной 3-частной формы с эпизодом заключает несколько фаз и строится на темах двух контрастных частей формы (Чайковский 1-й струнный квартет, часть II).

В вокальных произведениях сложная 3-частная форма встречается значительно реже, чем в инструментальной музыке (Глинка «Я помню чудное мгновенье).

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: