КОНЕЧНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ




Силлабус

дисциплина Биологическая статистика- BS2220

 

специальность 051302 «Стоматология»

 

 

Курс - Второй Семестр IV  
Всего - 1 кредит (45 часов)    
Лекции - 5 часов    
Практические занятия - 10 часов    
СРСП - 15 часов    
Всего аудиторных - 30 часов    
Самостоятельная работа - 15 часов    
Форма контроля: - дифференцированный зачет  

 

Алматы, 2013


Силлабус составлен доцентом Аймахановой А.Ш. и старшим преподавателем Раманкуловой А.А. на основе типовой программы дисциплины, утвержденной УМС при КазГМА по специальностям высшего и послевузовского образования. Протокол №3а от 22.02.08г.

 

Силлабус обсужден на заседании модуля

от «____» _____ 2013 г., протокол №____.

 

 

Руководитель модуля, профессорНурмаганбетова М.О.


1. ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ:

Наименование вуза - Казахский национальный медицинский университет им. С.Д.Асфендиярова
Модуль - Медицинская биофизика и биостатистика
Дисциплина - «Биологическая статистика», код дисциплины BS2220
Специальность - 051302 «Стоматология»
Объем учебных часов - 1 кредит (45 часов)
Курс и семестр изучения - 2 курс, 4 семестр

Сведения о преподавателях модуля:

Аймаханова Айзат Шалхаровна - доцент
Раманкулова Алима Абдрамбековна - старший преподаватель
Исмаилова Мадина Маликовна - старший преподаватель

Контактная информация:

Модуль медицинской биофизики и биостатистики находится по адресу ул. Богенбай батыра 151, учебный корпус №2, второй этаж (правое крыло), тел. 2926986 внутренние номера 190, 219.

 

Политика дисциплины.

Студенты обязаны:

- посещать лекции, практические занятия без опозданий, в халатах;

- не пропускать занятия без уважительной причины, в случае отсутствия на занятии по уважительной причине, например, по болезни, предоставить разрешение с деканата на отработку пропущенных занятий;

- пропущенные занятия отрабатывать в определенное время, назначенное преподавателем;

- все задания практических занятий должны быть выполнены и оформлены соответственно требованиям;

- все виды работ должны быть сданы в установленные сроки;

- работы, сданные позже установленного срока не расматриваются;

- студенты, не набравшие 30 баллов (50%) за семестр, не сдавшие все контрольные работы и рубежные контроли, к экзамену не допускаются.

 

2. ПРОГРАММА:

ВВЕДЕНИЕ

В эпоху развития доказательной медицины потребность в применении статистики в медицине и биологии стало необходимостью. Математико-статистическое описание данных медицинских исследований и оценка значимости различия производных величин, характеризирующих эффективность профилактических, диагностических и лечебных мероприятий и процедур являются одним из основополагающих разделов доказательной медицины. Гибкий арсенал методов математической статистики, используемых в медицине, позволяет выявить закономерности в потоках случайных событий, сделать выводы и прогнозы, основанные на доказанном.

При изучении биологических совокупностей, являющихся типично статистическими, так же оказалось целесообразным применять методы математической статистики, которую в приложении к биологии стали называть биологической статистикой.

Поле для приложения статистических методов в биологии очень значительно, так как многие экологические, генетические, цитологические, микробиологические, радиобиологические явления – массовые по своей природе. Осуществление событий в таких совокупностях может быть оценено вероятностями, а анализ их требует применения статистических методов.

Научно-технический прогресс, превращения науки в непосредственную производительную силу общества, предъявляет к подготовке специалистов все более высокие требования. Современный выпускник медицинского вуза должен не только хорошо знать свою специальность, но и приобщаться к исследовательской работе.

Студенту особенно важно уметь интерпретировать результаты вычисления на компьютере, использовать пакеты прикладных программ SPSS, Statisticа, SAS.

 

ЦЕЛЬ ДИСЦИПЛИНЫ

Ø Формироватьтеоретические основы биостатистики.

Ø Формировать навыки применения методов статистической обработки.

Ø Выработать у студентов умение проводить математический анализ прикладных задач.

Ø Формировать и развивать аналитические способности при работе с профессиональной литературой.

Ø Совершенствовать навыки межличностного общения.

ЗАДАЧИ ОБУЧЕНИЯ

· формирование основы знаний о методах биологической статистики;

· формирование основных навыков применения статистических методов анализа для обработки данных.

 

КОНЕЧНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫОБУЧЕНИЯ

В результате усвоения курса “Биологической статистики”

студент должен знать:

· генеральную и выборочную совокупности;

· измерительные шкалы;

· критерии соответствия и согласия;

· репрезентативность выборки;

· возможные типы систематических ошибок оценки в исследованиях;

· основные свойства закона нормального распределения;

· статистические гипотезы, статистические критерии;

· непараметрические критерии проверки гипотез;

· однофакторный, двухфакторный дисперсионные анализы;

· точный критерий Фишера;

· основные критерии эпидемиологического анализа,

· эпидемиологические показатели;

· анализ выживаемости;

· корреляционную зависимость;

· коэффициент корреляции Пирсона, коэффициент ранговой корреляции Спирмена;

· этапы медико-биологического эксперимента, планирование исследования;

· компьютерные статистические программы: пакет прикладных программ SPSS, Statistica, SAS.

уметь:

· оценивать надежность и достоверность измерений в биостатистике, определять статистическую значимость различий;

· отбирать единицы для выборочной совокупности;

· определить статистические ряды распределения и оценить их соответствие теоретическим законам распределения;

· находить числовые характеристики статистического распределения и оценить их точность и надежность;

· определять доверительные интервалы по числовым характеристикам, мощность критерия;

· строить полигон и гистограмму;

· применять основные методы однофакторного, дисперсионного анализа;

· проверять статистические гипотезы;

· вычислять выборочный коэффициент корреляции;

· получать результирующую таблицу: число случаев, среднее, стандартная ошибка, ошибка среднего.

владеть навыками:

· работы с прикладными пакетами программ SPSS, Statistica;

· работы с t –критерием Стьюдента.

 

2.5 Пререквизиты: информатика, медицинская биофизика, молекулярная биология и медицинская генетика, общественное здравоохранение.

2.6 Постреквизиты:

1. эпидемиология,

2. основы доказательной медицины,

3. внутренние болезни,

4. детские болезни,

5. акушерство и гинекология.

2.7 Краткое содержание дисциплины

Введение в предмет «Биологическая статистика». Выборочный метод. Основы теории проверки статистических гипотез. Оценка параметров генеральной совокупности. Основы дисперсионного анализа. Статистические методы в эпидемиологическом анализе. Анализ выживаемости. Элементы теории корреляционно-регрессионного анализа. Планирование и проведение медико-биологического исследования. Работа со статистическими пакетами прикладных программ SPSS, Statistica и SAS.

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ЛЕКЦИЙ, ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ, СРС.

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ЛЕКЦИЙ:

№ п\п Тема Форма проведения Продолжитель-ность в часах
  Введение в предмет «Биологическая статистика». Предмет и задачи биологической статистики. Виды данных и их представление. Надежность и достоверность измерений в биостатистике. Генеральная совокупность и выборка. Репрезентативность выборки. Выборочное распределение и его числовые характеристики. Нормальное распределение и его параметры. Точечные и интервальные оценки параметров совокупности. Информацион-ное сообщение в форме презентации  
  Основы теории проверки статистических гипотез. Статистические гипотезы, применительно к медико-биологическим исследованиям. Два рода ошибок. Уровень значимости. Мощность критерия. Статистические критерии. Проверка гипотез о параметрах нормально распределенных совокупностей. t-критерий Стьюдента для анализа биомедицинских данных. Непараметрические критерии Манна-Уитни, Уилкоксона. Информацион-ное сообщение в форме презентации  
  Анализ качественных признаков. Изучение взаимосвязи между качественными признаками. Проверка однородности сравниваемых популяций по распределениям качественных, дискретных признаков. Таблица сопряженности признаков. Критерий согласия Хи-квадрат Пирсона. Точный критерий Фишера. Информацион-ное сообщение в форме презентации  
  Основы дисперсионного анализа. Основные понятия дисперсионного анализа. Статистические гипотезы, проверяемые с помощью дисперсионного анализа. Общая, факторная и остаточная дисперсии. Однофакторный дисперсионный анализ. Модель однофакторного дисперсионного анализа. F-критерий Фишера. Информацион-ное сообщение в форме презентации  
  Элементы теории корреляции. Линейная регрессия и корреляция. Метод наименьших квадратов (МНК). Выборочное уравнение регрессии. Проверка гипотезы о значимости коэффициента регрессии. Коэффициент корреляции и его основные свойства. Проверка гипотезы о значимости коэффициента корреляции. Коэффициент ранговой корреляции Спирмена. Информацион-ное сообщение в форме презентации  
Итого:    

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ:

№ п/п Тема Форма проведения Продолжитель-ность в часах
  Статистический ряд распределения и его числовые характеристики. Вариационный ряд. Числовые характеристики дискретного статистического распределения: выборочное среднее, выборочная дисперсия, среднее квадратическое отклонение, мода, медиана. Полигон частот. Числовые характеристики интервального статистического распределения: выборочное среднее. Гистограмма частот. Стандартная ошибка выборочного среднего. Оценка параметров генеральной совокупности с помощью точечных и интервальных оценок. Нахождение доверительных интервалов с заданной надежностью. Решение ситуационной задачи. Практические навыки, активные методы обучения  
  Основы теории проверки статистических гипотез. Основная гипотеза о проверке нормальности распределения. Кривая Гаусса. Правило 3-х сигм. Непарный критерий Стьюдента. Непараметрический аналог критерия Стьюдента: критерий Манна – Уитни. Парный критерий Стьюдента. Критерий Уилкоксона. Решение ситуационной задачи. Практические навыки, активные методы обучения  
  Анализ качественных признаков. Таблицы сопряженности. Критерий согласия Хи-квадрат Пирсона. Тестовый контроль. Практические навыки, активные методы обучения  
  Рубежный контроль №1    
  Дисперсионный анализ. Статистические гипотезы, проверяемые с помощью дисперсионного анализа. Общая, факторная и остаточная дисперсии.Метод однофакторного дисперсионного анализа. Устный опрос. Практические навыки, активные методы обучения  
  Регрессионный анализ. Оценка параметров линейной регрессии по методу наименьших квадратов. Нахождение выборочного уравнения прямой линии регрессии. Проверка гипотезы о значимости коэффициента регрессии. Линейная корреляция. Тестовый контроль Практические навыки, активные методы обучения  
  Рубежный контроль №2.    
Итого:    

 

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН СРСП:

№ п/п Тема Форма проведения Продолжитель-ность в часах
  Оценка параметров генеральной совокупности. Стандартная ошибка выборочного среднего. Оценка параметров генеральной совокупности с помощью точечных и интервальных оценок. Нахождение доверительных интервалов с заданной надежностью. Коллективное обсуждение  
  Сравнение наблюдений до и после лечения. Парный критерий Стьюдента: наблюдение до и после эксперимента. Критерий Уилкоксона (T-критерий). Коллективное обсуждение  
  Анализ качественных признаков. Точный критерий Фишера. Коллективное обсуждение  
  Корреляционный анализ. Линейная корреляция. Выборочный коэффициент корреляции Пирсона. Сила и характер связи между параметрами. Ранговый коэффициент корреляции Спирмена. Коллективное обсуждение  
  Работа с пакетами прикладных программ. Создание базы данных и проведение статистических анализов медико-биологических данных в пакетах прикладных программ Statistica и БИОСТАТ. Коллективное обсуждение  
Итого:    

 

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН СРС:

№ п/п Тема Форма проведения Продолжительность в часах
  Выборочные коэффициенты асимметрии и эксцессы. Презентации, реферат, глоссарий, кроссворд, тесты, доклад  
  Множественные сравнения. Критерий Стьюдента с поправкой Бонферрони.  
  Критерий согласия Колмогорова-Смирнова.  
  Двухфакторный дисперсионный анализ.  
  Непараметрический критерий Крускала-Уоллиса.  
  Анализ выживаемости. Особенности методов анализа выживаемости.  
  Сравнение двух кривых выживаемости. Логранговый критерий. Критерий Гехана.  
  Оценка продолжительности воздействия фактора риска на человека.  
  Применение ПППSPSS для статистических анализов медико-биологических данных. Конкретные задачи на при-менение основ-ных методов статистичес-кого анализа и интерпретацию полученных данных  
  Применение ПППSAS для статистических анализов медико-биологических данных.  
Итого:    


Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: