Советский военный потенциал




ПВО.

***** Исключая транспортные вертолеты; в данных по СССР учиты-
ваются как военные самолеты, так и самолеты Аэрофлота.

 

Предположения:

1. «Минитмен-III», по-видимому, останется на вооружении в 1995 г.
пли будет заменен сравнимой системой.

2. Существующая программа развертывания 50 ракет «МХ», вероятно,
будет выполнена.

Масштабы развертывания ракеты «Миджитмен» неизвестны.

4. Предполагается, что советские БРПЛ не будут обладать точностью,
сравнимой с точностью американских ракет "Д-5"

Таблица 5

Сравнительное число целей для первого удара

В число целей включаются: пусковые установки стратегических ракет
(шахты и подводные лодки), базы стратегических бомбардировщиков,
центры управления запуском, убежища для высшего военного командного
и политического руководящего состава, важнейшие узлы связи.

Советский Союз Соединенные Штаты

Г. 4500 1500

Г. 6000—7000 2500

Примечание: Первый удар может быть действительно эффективным только в том случае, если им будет уничтожена не только большая часть потенциала ответного удара противника, но и нарушены системы управления, контроля и связи, с тем чтобы не допустить использования уцелевшего ядерного оружия. Таким образом, список целей для первого удара значительно превышает число стратегических носителей ядерного оружия, которые должны быть уничтожены этим ударом.

 

а для «Першинг-II» с системой конечного наведения на цель — менее 100 футов. Новейшие советские ракеты «СС-24» и «СС-25», вероятно, обладают еще большей точностью, чем их предшественницы. Таким образом, современные виды ядерного оружия оказываются не только оружием массового уничтожения, но и средством, которое путем нанесения достаточно точных ударов может обезоружить противника. Как писал Альберт Уолстеттер в журнале «Комментари» в 1983 г., скачок в достижении высокой точности «в некотором отношении еще более революционен, чем переход от обычных взрывчатых веществ к атомному или даже термоядерному оружию»; благодаря повышению точности «в 100 раз возрастает эффективность взрыва при поражении небольшой, хорошо укрепленной военной цели, что равносильно увеличению освобождающейся при взрыве энергии в миллион раз».

Столь же впечатляет размах программ развертывания стратегических вооружений в Советском Союзе. По данным разведывательных служб, предполагается, что к середине 90-х гг. практически все нынешние стратегические системы в Советском Союзе будут заменены на новые. Ракеты «СС-17» и «СС-19» будут заменены более точными с 10 боеголовками каждая ракетами «СС-24», которые будут размещаться с 1986 г. в шахтах и с 1987 г. на мобильных установках. Для снятия с вооружения ракеты «СС-11» с одной боеголовкой с 1985 г. в строй вводится мобильная ракета «СС-25», причем к апрелю 1986 г. развернуто 70 пусковых установок. В дополнение к этому в течение последующих пяти лет начнутся полетные испытания новой модификации ракеты «СС-24», усовершенствованной ракеты «СС-25», возможно с РГЧ индивидуального наведения, и новой тяжелой МБР шахтного базирования, которая должна будет заменить «СС-18».

Выполнив эти программы, Советский Союз сможет увеличить к середине 90-х гг. свой арсенал ядерных боеголовок до 10 тыс. — 21 тыс. Примерно половина из них может быть использована как оружие первого удара и будет размещена в перезаряжаемых шахтах или на пусковых установках. Этого количества будет достаточно для наведения на каждую систему наземного базирования США трех советских боеголовок. Москва при этом будет иметь огромное количество (до тыс.) боеголовок в резерве для последующего удара по американским населенным пунктам в случае, если США нанесут ответный ядерный удар. Поскольку Советский Союз концентрирует свои усилия на создании более точных систем МБР, к середине 90-х гг. все американские стратегические системы наземного базирования будут еще более уязвимы для первого удара СССР. Так же более уязвимы будут центры управления и связи. Лишь системы морского базирования США останутся в относительной безопасности, хотя и в этом нельзя быть полностью уверенным. В случае повышения возможностей СССР по обнаружению подводных лодок уязвимость американских БРПЛ возрастет, в то время как массированный удар Советского Союза по стратегическим системам и структуре командования США может привести к нарушению связи с уцелевшими подводными лодками. В то время как Советский Союз будет готов нанести массированный второй удар по американским городам, угроза ослабленного ответного удара уцелевшими БРПЛ по городским центрам СССР не будет выглядеть достаточно убедительно.

Частичный контрудар в любом случае будет еще более ослаблен советской стратегической обороной. Именно это сочетание значительного увеличения количества систем первого удара с постоянным наращиванием стратегической обороны и делает потенциальную советскую угрозу столь серьезной. Несмотря на начатую шумную кампанию против стратегической оборонной инициативы президента Рейгана, Москва тайно разрабатывает способы быстрого развертывания полномасштабной системы ПРО. К началу 90-х гг. Советы будут иметь сеть новых крупных радиолокационных станций с фазированными антенными решетками, которые смогут осуществлять боевое обеспечение широкомасштабной системы ПРО. В ходе модернизации системы ПРО вокруг Москвы уже разработаны другие важные компоненты — такие, как надземная пусковая установка и сверхскоростная ракета. Запланировано также развертывание новой мобильной ракеты класса «земля—воздух» «СА-Х-12», которая имеет некоторые характеристики антиракеты, поскольку может поражать не только самолеты и крылатые ракеты, но и тактические баллистические ракеты. Создание ракеты «СА-Х-12» как мобильной зенитной системы не нарушает Договора по ПРО. Правда, постепенное скрытое развертывание при наличии уже действующих РЛС и готовых поточных линий для производства остальных компонентов может обеспечить Кремлю (в обход Договора по ПРО) стратегическую оборону, способную к началу 90-х гг. защитить основные объекты в западной части Советского Союза и к востоку от Уральских гор.

Имеются также многочисленные данные, позволяющие предположить, что Советский Союз ведет обширные и хорошо финансируемые исследования в интересах стратегической обороны в таких передовых областях, как лазерное пучковое оружие, которые могут быть применены в военных целях уже в начале 90-х гг. Разведывательные круги США считают, что стоимость одной только программы по лазерному оружию составляет около 1 млрд. долларов. В прошедшем десятилетии Советский Союз осуществлял также большие капиталовложения в создание разветвленной системы противоатомных убежищ, предназначенных для защиты большей части правящей элиты даже в условиях ядерного нападения. В 800—1500 точках сооружаются огромные комплексы убежищ, до которых можно быстро добраться по специальной транспортной сети. (В некоторых местах даже построена специальная система метро.) По некоторым оценкам, в этих убежищах может укрыться примерно 175 тыс. высокопоставленных представителей правящей партии, КГБ и вооруженных сил. Такая оборона может оказаться особенно полезной в случае затянувшегося неполномасштабного ядерного конфликта.

Следовательно, не признавать возможности того, что советские военные стратеги ни при каких условиях не рассматривают вариант нанесения первого удара, было бы просто уходом от реальности. Они должны понимать, что Соединенные Штаты больше уязвимы для хирургического первого удара, потому что известно точное расположение ключевых объектов на территории США и нацеливание на них может быть осуществлено более просто, чем на советские объекты. Короче говоря, основной причиной для беспокойства является то, что растущее количество и точность ядерного оружия впервые делают для военных стратегов возможным планирование нападения, которое нанесет серьезный урон противнику, оставив ему лишь возможность ослабленного, дезорганизованного и стратегически бесполезного- ответного удара, а может лишить его и этого выбора. По-прежнему это не делает первый удар привлекательным с моральной и даже политической точек зрения. Но реальность состоит в том, что растущий советский наступательный потенциал, предназначенный для стратегического упреждающего удара, и расширение оборонительных возможностей делают этот вариант— пусть и нежелательный с политической точки зрения — все более применимым с военной точки зрения.

Военная применимость не означает автоматически большую вероятность. Даже в условиях большей стратегической асимметрии есть веские основания предполагать, что советские руководители вряд ли решат нанести первый удар, хотя при этом никто не может исключить такой возможности. Нанесение первого удара является настолько сложной операцией, с таким большим числом непредсказуемых последствий и огромным риском, что маловероятно, что в ближайшем будущем какое-либо советское руководство хладнокровно решится на этот шаг. Даже ослабленное возмездие CШA может оказаться разрушительным.

Перед Соединенными Штатами стоит весьма сложная и в то же время угрожающая главная проблема. Примерно через десятилетие продолжающееся в Советском Союзе наращивание стратегических вооружений и скрытое создание стратегической обороны может породить еще более несбалансированную, в корне опасную ситуацию. Конечно, основная опасность связана не с самим первым ударом как таковым, а с тем, что возросшая уязвимость США для подобного удара придаст Советскому Союзу большую гибкость в использовании своей стратегической и обычной военной мощи, поскольку Соединенные Штаты окажутся парализованными в геостратегическом плане. Это чревато серьезным ослаблением стабильности в политических взаимоотношениях двух стран.

Подобное состояние повышенной стратегической нестабильности будет следствием фундаментальных различий в стратегическом положении США и СССР. Советский Союз развивает свой потенциал для ведения ядерной войны различной интенсивности и продолжительности, и благодаря новым вооружениям в последнее десятилетие он начинает при-ближаться к такой боеготовности. В противоположность этому Соединенные Штаты направляли свои усилия исключительно на свой потенциал сдерживания. Но хотя официальная доктрина США видоизменилась и предоставляет творцам решений большую гибкость в вопросах выбора целей для удара и несмотря на то, что в последнее время здесь развернуты некоторые виды оружия первого удара, Соединенные Штаты по-прежнему в значительной степени полагаются на сохранение угрозы массированного ответного удара. Растущая асимметрия между советским и американским потенциалами и доктринами обязательно уменьшит безопасность США, а также поощрит Советский Союз на более уверенные действия с целью распространения своего влияния при немощи обычной или даже стратегической мощи.

Эта опасность может быть предотвращена только своевременной разработкой США программ стратегических вооружений или эффективным контролем над вооружениями. Сроки создания стратегических вооружений большие и часто превышают десять лет. Поэтому опасность, грозящая стать критической через такой небольшой срок, как десятилетие, требует не только своевременного осознания, но и соответствующего программного ответа. Следовательно, если угроза односторонней уязвимости не будет устранена всеобъемлющим соглашением по контролю над вооружениями, то ключевыми вопросами на ближайшее будущее становятся следующие: в каких количествах и каком соотношении должны США развернуть свои стратегические наступательные силы, с тем чтобы уцелевший американский потенциал второго удара служил убедительным средством сдерживания первого советского удара; и/или какие виды стратегической обороны должны также развернуть США, чтобы сделать советский первый удар практически бесполезным с военной точки зрения.

Советские руководители не сентиментальничают, когда дело доходит до использования силы. Здесь можно вспомнить предупреждение, посланное Джорджем Кеннаном в 1945 г. из Москвы, где ему ежедневно приходилось сталкиваться с советским образом мышления. В своем докладе госсекретарю Кеннан прямо отмечал: «Я не задумываясь категорически заявляю, что в свете моего одиннадцатилетнего опыта знакомства с русскими крайнюю угрозу для нашей безопасности представило бы приобретение русскими возможности использования атомной энергии или каких-либо других радикальных средств уничтожения дальнего действия, о существовании которых нам не было бы известно и перед которыми мы оказались бы беззащитными в случае внезапного нападения. В истории советского режима нет ничего, я повторяю, ничего, что могло бы нам дать основание предположить, что люди, стоящие сейчас у власти в России, и даже те, которые могут прийти к власти в обозримом будущем, остановятся, хотя бы на мгновение, перед тем как применить эту мощь против нас, если они решат, что таким путем им удастся реально повысить свое влияние в мировых делах».

Помимо стратегической дилеммы, наращивание Советским Союзом своего военного потенциала породило дополнительную проблему, с которой Соединенным Штатам ранее не приходилось сталкиваться: растущие возможности СССР использовать вооруженные силы далеко за пределами своих границ. Резкое увеличение потенциала Советского Сполз, позволяющего перебрасывать войска за пределы прилегающих к его основной территории регионов, произошло с начала 70-х гг. Возможности доставки войск по воздуху и по морю возросли до такой степени, что у Москвы, вероятно, скоро появится соблазн не только посылать союзные вооруженные силы (как, например, кубинские в Эфиопию и Анголу), но также использовать собственные войска для демонстрации силы или установления политического присутствия в отдаленных районах. Это как раз то, что Советский Союз не мог себе позволить на протяжении сорока лет «холодной войны» с Соединенными Штатам.

Ближний Восток и Южная Африка являются наиболее взрывоопасными регионами на земном шаре. Соединенные Штаты подвергают себя риску оказаться в политической изоляции из-за поддержки ими Израиля и (в гораздо меньшей степени) Южной Африки. Нарастающие расовые конфликты на юге Африки могут на каком-то этапе побудить Москву к прямому вмешательству. Она будет преследовать цели местного значения, а также стремиться к широкому распространению просоветских настроений по всему Африканскому континенту. Советский Союз, безусловно, осознает геополитическое значение Южной Африки для Запада как источника стратегического минерального сырья и стратегически важного для морской торговли пункта.

Еще более вероятно вмешательство СССР на Ближнем Востоке, особенно если арабо-израильский конфликт вновь выльется в очередную войну. Еще в октябрьской 1973 г. войне Советский Союз хотел вмешаться на стороне Египта, но вынужден был отказаться от этого после предостережений США. В то время Соединенные Штаты еще удерживали небольшое преимущество в стратегических вооружениях. С установлением примерного стратегического равенства, особенно такого, которое сочетается с большей уязвимостью США, Советский Союз в следующий раз может действовать смелее. СССР может просто развернуть воздушно-десантные силы на стороне арабов, оставив Соединенным Штатам возможность решать, отвечать им на это или нет.

Однако опасность того, что реакция США приведет к их фактическому поражению, уменьшается начиная с 1979 г. благодаря развитию сил быстрого развертывания (СБР). Используемый этими силами американский потенциал переброски войск по воздуху и по морю все еще значительно превосходит имеющийся у Советского Союза, и он обеспечивает более чем достаточную возможность для компенсации в течение следующего десятилетия любого вероятного развертывания Советами своих сил вдали от границ СССР. Благодаря энергичным мерам, предпринятым администрацией Картера и продолженным администрацией Рейгана, войска, включенные в состав СБР, и поддерживающая их авиация в настоящее время имеют потенциал для срочной переброски значительных сил. Несколько легкопехотных дивизий, поддерживаемых тактической авиацией, могут быть развернуты в далеких от США регионах в более высоком темпе и в большем количестве, чем это может сделать Советский Союз. Таким образом, в случае вооруженного конфликта с Соединенными Штатами, происходящего на большом расстоянии от советских границ, СССР подвергнется риску потерпеть поражение на локальном уровне. Хотя при этом неизбежно будет действовать фактор неопределенности, связанный с тем, что непрочное и, возможно, несимметричное ядерное равновесие, вероятно, будет до какой-то степени сдерживать США в использовании сил быстрого развертывания непосредственно против советских войск.

В далеком локальном конфликте, не грозящем перерасти в большую войну. Советский Союз окажется в худшем положении еще и из-за превосходства военно-морских сил США, Советский Военно-морской флот, несмотря на темпы его роста в последние годы, по-прежнему уступает американскому и страдает от двух недостатков. Первый — это большая рассредоточенность. Трем его составным флотам — Северному (базирующемуся в Мурманске и в Балтийском море), Черноморскому и Дальневосточному — приходится действовать отдельно один от другого, причем каждому на пути в открытый океан требуется преодолевать узкие проходы. Эти проходы могут быть перекрыты Соединенными Штатами даже при помощи только обычных вооружений, хотя такой шаг будет означать эскалацию конфликта с американской стороны. Второй недостаток состоит в том, что советскому Военно-морскому флоту не хватает технических средств для дальних дозаправок, тылового обеспечения и авиационной поддержки. Относительно малочисленные дальние базы, предоставленные в распоряжение советского флота в странах с просоветским режимом, исключительно уязвимы для быстрого нападения США, в то время как отсутствие дальнего авиационного прикрытия делает советские военно-морские соединения беззащитными от нападения американских самолетов авианосного базирования.

Это говорится не для того, чтобы умалить политическое значение наращивания СССР военно-морской мощи. Вероятно, можно утверждать, что ее воздействие будет наибольшим в затяжной неядерной войне на одном из трех основных стратегических направлений. Советский Военно-морской флот в его нынешнем виде имеет возможность в значительной степени ослабить американский контроль над морями. Он в состоянии, хотя и не полностью, а частично, подорвать способность США вести затяжные военные действия на Евразийском континенте. Это дает Советскому Союзу важные потенциальные возможности, имеющие особенно тяжелые последствия в конфликте среднего уровня: большего, чем просто локальная война, но меньшего, чем мировой пожар. В войне на центральном фронте наибольшее значение будут иметь советские стратегические ядерные силы наземного базирования, при этом советские БРПЛ будут играть лишь вспомогательную роль. В отдаленном локальном конфликте советский Военно-морской флот, развернутый вдали от портов, уязвим для непосредственных ударов с воздуха и вследствие возможного нарушения коммуникаций. Значит, в течение определенного периода времени вооруженные силы СССР, участвующие в каком-либо локальном конфликте в отдаленном районе, должны будут вести боевые действия, имея значительно худшее тыловое обеспечение. Это то, что касается возможностей СССР по переброске войск.

Советские обычные вооруженные силы особенно мощны на двух из трех главных стратегических фронтов. На Дальнем Востоке положение относительно более спокойное, если исключить какое-либо непредвиденное развитие событий в Южной Корее и на Филиппинах. Но на первом и третьем направлениях — в Европе и Юго-Восточной Азии — равновесие постепенно нарушается в пользу Советского Союза. На определенной стадии это может вызвать более прямое использование советской военной мощи.

На первом направлении почти все показатели, характеризующие военную мощь, свидетельствуют о значительном превосходстве Варшавского пакта над НАТО в обычных силах. Весьма показательным в отношении уверенности Москвы в собственных силах и, возможно, ее намерений является тот факт, что силы Варшавского пакта проводят свои боевые учения, отрабатывая наступательные действия, в противоположность силам НАТО, которые проводят в основном оборонительные учения. Варшавский пакт имеет значительный перевес по нескольким важнейшим характеристикам мощи обычных вооруженных сил. В 1984 г. Варшавский пакт превосходил НАТО на центральном фронте по количеству дивизий — 61 против 38; по танкам — 16 020 против 8050; по количеству артиллерийских орудий и минометов — 16 270 против 4400 и по числу истребителей-бомбардировщиков — 1555 против 1345. Более того, недавно развернутые Москвой ракеты «СС-20» имеют дальность действия, перекрывающую всю Западную Европу и Ближний Восток. Правда, количественные сведения о соотношении сил дают возможность только для проведения самого поверхностного анализа.

Сочетание превосходства СССР в обычных вооруженных силах с растущим потенциалом советских стратегических сил привело к действительно угрожающим сдвигам в военной доктрине Москвы. Раньше в советских исследованиях, касающихся войны с применением обычных вооружений, при разговоре о «стратегических операциях» указывалось на их относительную скоротечность, характеризующуюся быстрым завершением или эскалацией в ядерный конфликт. Однако к началу 80-х гг. советские военные теоретики стали уделять большое внимание «всеобщей войне с применением обычных средств», ведущейся на широком фронте в течение продолжительного периода времени до победы СССР, без использования ядерного оружия какой-либо из сторон.

Эта эволюция подчеркивает одно важное обстоятельство. Основным сдерживающим средством массированного советского прорыва по-прежнему остается ядерное оружие. Именно опасность того, что обычная региональная война быстро перерастет в войну с применением стратегических ядерных сил, является для Москвы последним тормозом. Мир по-прежнему зависит от стратегического равновесия.

Его нарушение не обязательно повлечет развязывание ядерной войны, но весьма вероятно приведет к войне с применением обычных средств. Это могло бы случиться в Европе, но более вероятно произойдет на юго-западном центральном стратегическом фронте. Для этого Советскому Союзу благоприятствуют постоянно действующие географические и меняющиеся политические факторы. Политическая нестабильность в Иране или Пакистане могла бы открыть для СССР возможность для спорного в международном плане вторжения советских войск из прилежащих территорий.

Соединенным Штатам, напротив, реагируя на эти действия, придется преодолевать трудности, связанные с тыловым обеспечением, большими расстояниями и, возможно, недостаточной и слабой поддержкой со стороны дружественных стран. В отличие от первого или второго стратегического направления Соединенные Штаты на третьем фронте не могут рассчитывать на сколько-нибудь значительную коалицию, обеспечивающую поддержку обычными вооруженными силами американских действий, направленных на то, чтобы остановить продвижение СССР. В ряде исследований министерства обороны США показано, что в случае нападения Советского Союза на Иран Соединенные Штаты, используя СБР, смогут предотвратить полную оккупацию этой страны, удерживая в своих руках юг и перекрыв проходы через центральный горный массив Загрос. Но факт остается фактом: в любом затяжном конфликте с применением обычных вооруженных сил Советский Союз будет обладать значительным превосходством. Более того, средства ядерного сдерживания США менее эффективны в Юго-Западной Азии, нежели в Западной Европе. Американские ядерные силы уже размещены в Европе, и их потенциальное использование полностью учтено в оперативном планировании НАТО. Что касается третьего стратегического фронта, то советские военные и политические руководители могут прийти к выводу, что Соединенные Штаты не решатся превратить обычный конфликт в ядерную войну. Они могут, таким образом, пойти на авантюру, посчитав, что начатая ими агрессия останется безнаказанной.

Следовательно, долгосрочная тенденция роста общего военного потенциала СССР направлена на повышение гибкости в использовании обычной военной мощи для достижения политических целей. Хотя Запад непрерывно следил за состоянием советской военной мощи в течение практически всего периода «холодной войны», фактически Москва до вторжения в Афганистан в 1979 г. воздерживалась от ее применения в районах, находящихся вне ее непосредственного контроля. Вместо этого она стремилась использовать своих военных союзников, избегая прямого вмешательства. Эго положение теперь, очевидно, меняется.

При условии, что нынешние тенденции роста расходов на оборону США и СССР, а также темпы развертывания вооружений сохранятся, советский военный потенциал в настоящее время и через десять лет можно представить в сжатом виде в следующей форме:

Советский военный потенциал

Стратегические силы
1986 г. Нет уверенности, что Соединенные Штаты будут не в состоянии нанести массированный уничтожающий удар по Советскому Союзу в случае, если СССР нанесет первый удар.   1996 г. Есть вполне реальная возможность того, что советский первый удар обезоружит Соединенные Штаты до такой степени, что ответный удар окажется значительно ослабленным.

 

Неядерные наземные силы на трех главных стратегических фронтах
1986 г. Возможен успех СССР в неядерном конфликте на первом и третьем фронтах; это, однако, компенсируется опасностью эскалации ядерной войны. 1996 г. Существует большая степень вероятности победы СССР и меньшая вероятность того, что США решатся на эскалацию конфликта.

 

Неядерные наземные силы, предназначенныедля применения в отдаленных районах
1986 г. Высокая степень уязвимости в обычных боевых действиях против сил быстрого развертывания США из-за неудовлетворительного тылового обеспечения и уязвимых коммуникаций. 1996 г. Неуклонное улучшение боеготовности, хотя она, вероятно, по-прежнему будет уступать СБР США.

 

Военно-морской флот в конфликте с применением стратегического ядерного оружия
1986 г. Второстепенная роль в конфликте с применением стратегического ядерного оружия. 1996 г. Постепенный рост потенциала БРПЛ и крылатых ракет на подводных лодках.  

 

Военно-морской флот в крупном неядерном конфликте
1986 г. СССР имеет возможность серьезно, но не решающим образом противодействовать установлению США контроля над Мировым океаном, а также действиям США по поддержанию своих ВМС, занятых в конфликте с применением обычного оружия на одном из трех стратегических направлений.   1996 г. Никаких существенных изменений.

 

Военно-морской флот в отдаленном локальном конфликте
1986 г. В случае ограниченного неядерного конфликта с США СССР не в состоянии обеспечивать действия наземных войск в отдаленных районах. 1996 г. Без существенных изменений, но при постоянном расширении зоны возможностей Советского Союза.  

 

Таким образом, на важнейшие вопросы, доставленные в начале этой главы, можно дать следующий ответ: в течение десяти лет наиболее опасные для Соединенных Штатов изменения могут произойти в результате сдвигов на стратегическом уровне. Нарушение стратегического равновесия может повлиять на возможности и волю США сдерживать использование советских обычных сил в важных с геополитической точки зрения районах вблизи от Советского Союза. Решимость Соединенных Штатов применить тактическое ядерное оружие в ответ на крупное нападение с использованием обычных средств окажется подорванной, если Советский Союз получит существенное преимущество в стратегических вооружениях. Решение о применении тактического ядерного оружия будет зависеть от того, смогут или нет Соединенные Штаты остановиться на этом, что в свою очередь будет зависеть от того, имеет ли Вашингтон возможность для эффективного ответа на контрэскалацию применения ядерного оружия Советским Союзом, не опасаясь советского первого удара стратегическими ядерными силами. Таким образом, общий стратегический дисбаланс может привести к подрыву убедительности возможной ядерной эскалации как средства сдерживания неядерной агрессии.

В прошлом стратегическое превосходство США уравновешивало превосходство СССР в обычных вооружениях. Растущая уязвимость США для обезоруживающего первого удара Советского Союза меняет это положение. В настоящее время существует риск того, что ядерные сдерживающие средства более не смогут удерживать Москву от нападения при помощи обычных средств в каком-нибудь прилегающем к Советскому Союзу регионе. В лучшем случае у СССР окажется гораздо больше возможностей для эффективного политического шантажа. В худшем случае существует опасность прямых военных действий. Однако в более широком глобальном аспекте у Советского Союза по-прежнему будет недостаточно средств для того, чтобы уверенно применять свою мощь, не опасаясь возможных ответных действий США.

Итак, важнейшие политические последствия наращивания СССР своего военного потенциала по-прежнему будут ощущаться в Европе и Азин; в то же время важнейшие последствия с точки зрения оперативного военного планирования будут заключаться в увеличении гибкости использования Советским Союзом своих обычных сил.

Социально-экономические аспекты

Военная мощь — это единственное, на чем основывается статус СССР как мировой державы. Во всех других отношениях Советский Союз не обладает столь же высокими атрибутами, а по многим аспектам он даже не является действительно конкурентоспособным соперником Соединенных Штатов.

В 1960 г. Никита Хрущев, бросая громкий вызов Соединенным Штатам, провозгласил: «Мы похороним вас». Хотя американская общественность расценила эту зловещую фразу как пугающее предсказание уничтожения Америки, вызов Хрущева основывался на вере в то, что в течение последующих двух десятилетий Советский Союз превзойдет Соединенные Штаты в социально-экономической сфере. Действительно, советское руководство было настолько уверено в неизбежности своего исторического триумфа, что включило прогноз об экономической победе СССР к 1970 г. в качестве составной части в официальную программу правящей Коммунистической партии — документ, содержащий программные установки для всех советских коммунистов.

Два с половиной десятилетия спустя ничто даже отдаленно не соответствует предсказанию Хрущева. Разрыв в величине валового национального продукта США и СССР остался примерно таким же в относительном выражении и возрос в абсолютных цифрах. Различия в среднем уровне жизни в обеих странах также возросли. Символическая гонка за высадку человека на Луне — соревнование, которое должно было подтвердить претензии Советского Союза на технологическое лидерство, — закончилась безусловной победой США. Вероятно, самым важным является то, что подавляющее превосходство США во внедрении научно-технических разработок еще больше возросло. К середине 80-х гг. Соединенные Штаты и следующая за ними Япония уже вступили в технотронный век, в то время как СССР по-прежнему прилагал усилия, чтобы модернизировать и сделать более эффективной свою относительно традиционную индустриальную экономику. В 1960 г. Советский Союз, казалось, вот-вот сможет поставить под сомнение мировое экономико-технологическое лидерство Америки. К 1985 г. всем стало ясно, что Советский Союз является всего лишь одной из наиболее развитых развивающихся стран мира.

Эта оценка подтверждается сохраняющейся неэффективностью высокоцентрализованной и чрезвычайно бюрократизированной советской экономики. Для производства любой экономичной, невоенной, предназначенной в первую очередь для потребителей продукции соответствующего уровня качества существующая система требует четкого политического решения на уровне Политбюро. Например, весной 1985 г. советские средства массовой информации объявили о директиве Политбюро, в которой говорилось о необходимости повышения до минимально приемлемого уровня качества обуви для советского народа, равно как и улучшения ее фасона. Подобная чрезмерная концентрация власти порождает узкие места, которые невозможно преодолеть ни периодическими кампаниями по проведению реформ, ни призывами к более высокой производительности.

Всеобщая осведомленность об этих недостатках системы, естественно, лишила Советский Союз статуса главного соперника Америки. Еще более неприятно для Кремля растущее признание того, что эти недостатки глубоко укоренились в советской системе и что коммунизм, очевидно, не в состоянии за исторически короткий срок добиться успехов в социально-экономической сфере. Но еще гораздо хуже общее признание того, что хозяйственные показатели СССР из года в год достигаются за счет таких социальных жертв, которые непропорционально велики по сравнению с реальными достижениями системы. Возможно, никогда в истории столь одаренный народ, обладающий столь богатыми ресурсами, не трудился так напряженно и так долго, чтобы получать столь малые результаты.

Сравнительные исследования социально-экономического развития — например, книга профессора С. Блэка «Советское общество: сравнительный обзор» (1968) — показывают, что после 50 лет коммунистического правления Советский Союз в мировой табели о рангах по социальным и экономическим показателям не поднялся выше, чем он был в начале столетня. Блэк делает следующий вывод: «За пятьдесят лет относительное положение СССР по общим экономическим и социальным показателям на душу населения, вероятно, существенно не изменилось. Насколько позволяет судить имеющаяся ограниченная информация, СССР с 1917 г. не догнал и не обогнал по показателям на душу населения ни одну из стран, за исключением, возможно, Италии. 19 или 20 стран, опережающих в настоящее время Россию в этом отношении, опережали ее и в 1900, и в 1919 гг. Валовой национальный продукт в расчете на душу населения, который в Италии сейчас ненамного меньше, чем в СССР, возможно, был несколько выше пятьдесят лет назад». Фактически в последние годы Италия опередила Советский Союз по большинству показателей на душу населения. Авторы других исследований приходят к столь же неблагоприятным выводам. Так, в докладе профессора Гертруды Шредер из Университета штата Вирджиния говорится, что уровень потребления в Советском Союзе «во многих отношениях соответствует уровню слаборазвитых стран; в последние десятилетия удалось достичь явно небольшого прогресса в сторону более современной структуры потребления».

Другими словами, продолжающиеся социальные лишения, испытываемые советскими гражданами, приводят к результатам, которые в лучшем случае просто сравнимы с тем, что достигают другие общественные системы за гораздо меньшую социальную цену. Более того, следовало бы ожидать, что Советский Союз будет развиваться относительно быстрее после второй мировой войны из-за первоначального статистического преимущества, связанного с восстановлением и искусственно низким исходным уровнем, порожденным военной разрухой. В 1950 г. совокупный общественный продукт СССР составлял около 11% от мирового; три десятилетия спустя он по-прежнему составляет те же 11%. Неудивительно, что советс



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: