Статья 14.7. Обман потребителей




Статья 14.8. Нарушение иных прав потребителей

[Кодекс РФ об административных правонарушениях] [Глава 14] [Статья 14.8]

1. Нарушение права потребителя на получение необходимой и достоверной информации о реализуемом товаре (работе, услуге), об изготовителе, о продавце, об исполнителе и о режиме их работы -

влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятисот до одной тысячи рублей; на юридических лиц - от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.

2. Включение в договор условий, ущемляющих права потребителя, установленные законодательством о защите прав потребителей, -

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей; на юридических лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей.

3. Непредоставление потребителю льгот и преимуществ, установленных законом, -

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятисот до одной тысячи рублей; на юридических лиц - от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.

Комментарий к статье 14.8 коап

1. О статусе потребителя, а также о правах потребителя на получение необходимой и достоверной информации о реализуемом товаре (работе, услуге), об изготовителе, о продавце, об исполнителе см. соответственно п. 1 комментария к ст. 14.7, п. 1, 2 комментария к ст. 14.5. О статусе товаров, работ, услуг см. п. 2 комментария к ст. 14.4.
2. Под договором по смыслу ч. 2 комментируемой статьи подразумевается договор купли-продажи, его отдельные разновидности, определенные п. 5 ст. 454 ГК. Использование потребителем товара для нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, возможно по договору имущественного найма, договору проката и другим гражданско-правовым договорам.
3. Обязанность продавца, изготовителя товара, исполнителя (работ, услуг) предоставить потребителю льготы и преимущества обусловлена правами потребителя, определенными Законом РФ "О защите прав потребителей". Несоблюдение, ненадлежащее соблюдение продавцом или изготовителем при продаже товаров потребителям прав потребителя, установленных ст. 18 - 25 Закона РФ "О защите прав потребителей", либо несоблюдение, ненадлежащее соблюдение лицом, выполняющим работы (оказывающим услуги), прав потребителей, установленных ст. 28 - 36 названного Закона, квалифицируются по ч. 3 комментируемой статьи. Административная ответственность в указанных случаях является следствием нарушения продавцом условий договора купли-продажи, а исполнителем - правил возмездного договора, определенных гражданским законодательством.
4. Субъектом данного административного правонарушения является физическое лицо, юридическое лицо, нарушающее права потребителя. Совершение данного административного проступка лицензиатом рассматривается как нарушение лицензионных требований и условий и влечет санкции в виде приостановления действия лицензии или ее аннулирования независимо от привлечения нарушителя к административной ответственности, меры которой предусмотрены комментируемой статьей (см. также п. 6 комментария к ст. 14.1).
Индивидуальные предприниматели (в том числе и лицензиаты), нарушающие права потребителей в случаях, предусмотренных комментируемой статьей, несут ответственность как должностные лица (о корреляции статуса индивидуального предпринимателя и должностного лица см. п. 6 комментария к ст. 2.4).
5. См. примечание к п. 5 комментария к ст. 5.1.
Административные правонарушения, предусмотренные комментируемой статьей, рассматриваются должностными лицами Госторгинспекции, указанными в ч. 2 ст. 23.49 КоАП, а применительно к административным правонарушениям, предусмотренным ч. 1 и 2 комментируемой статьи, - должностными лицами, указанными в п. 9 комментария к ст. 14.3.

 

·

o

§

Статья 14.7. Обман потребителей

развернуть все примечания | свернуть все примечания

[инфо] Обмеривание, обвешивание, обсчет потребителей при реализации товара (работы, услуги), введение потребителей в заблуждение относительно потребительских свойств, качества товара (работы, услуги) при производстве товара в целях сбыта либо при реализации товара (работы, услуги), за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 14.10 и частью 1 статьи 14.33 настоящего Кодекса, или иной обман потребителей -

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от двадцати тысяч до сорока тысяч рублей.

 

Исходя из всего вышеизложенного, опишем, какие документы должны быть в магазине в уголке потребителя.

Содержание уголка потребителей Пояснение
Закон РФ от 7 февраля 1992 г. № 2300-1 «О за щите прав потребителей».
  • Должен быть новый образец «Закона о защите прав потребителей»
  • Не допускаются разного рода копии, распечатанные посредством сети интернет
Книга отзывов и предложений
  • Должна быть прошита, каждая страница пронумерована
  • Первый лист книги должен быть заполнен и содержать сведения и контактные данные о руководстве и ряде исполнительных организаций
Правила пожарной безопасности  
План эвакуации в случае возникновения пожара  
Правила оказания бытовых услуг
  • Информация предоставляется для коммерсантов, оказывающих бытовые услуги
Прейскурант цен на виды предоставляемых услуг
  • Информация предоставляется для коммерсантов, оказывающих бытовые услуги
Перечень телефонов экстренных служб и контролирующих органов
  • Желательно, чтобы были указаны как телефоны, так и контактные данные обслуживающих экстренных служб
На стенде должна отражаться информация о внеочередном обслуживании отдельных категорий граждан
  • Пенсионеров
  • Инвалидов
  • Ветеранов войны и т.д.
На стенде должна отражаться информация о запрете продажи отдельных видов товара несовершеннолетним покупателям
  • Алкогольная продукция
  • Табачные изделия
По первому требованию покупателя должна предоставляться следующая информация:
  • прайс лист алкогольной продукции (с наименованием и ценами)
  • необходимые сертификаты
  • сведения о гос. стандартах, предъявляемые к алкогольной продукции
  • дату, место изготовления и розлива алкогольной продукции и прочие сведения интересующие покупателя
На стенде должна отражаться информация о санитарно-эпидемиологических правилах Для:
  • Торговли
  • Общепита
Прочие правила, регулирующие осуществляемый вид деятельности
  • Копия свидетельства о государственной регистрации;
  • Копия и номер лицензии;
  • Должна быть отражена и информация об органе, выдавшем данную лицензию в случаях, если данная деятельность подлежит обязательному лицензированию.
Контрольный журнал
  • В нем отражаются все сведения, полученные в ходе плановых и внеплановых проверок контролирующих органов.
  • Количество таких проверок установлено Федеральным законом от 26.12.2008 N 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».

В уголке покупателя так же может содержаться другая информация, которая позволяет потребителям получить больше сведений о данном магазине. Это могут быть, например, буклеты с рекламной информацией тех или иных товаров, продаваемых в этом магазине; листовки, оповещающие о предстоящих распродажах, акциях и т.д.

Информационные стенды и их роль в супермаркете  

В каждом магазине или ресторане законом предусматривается обязательно наличие «Уголка покупателя» или информационного стенда, где регламентируется ведение торговли, отношения между продавцом и покупателем. Не всегда «Правила торговли», на которые ссылаются государственные органы, содержат четкие ответы на важные вопросы. Также, в этих правилах нет перечня документов, которыми предприниматель должен располагать на информационном стенде. Конечно, есть четкие списки документов для предоставления проверяющим организациям, но нет четкого указания, что они должны быть на виду.

Более четко прописаны правила для информационного стенда на предприятиях где торговля наименее организована. Обязательное наличие таких стендов должно быть на городских рынках.

На стенде должны быть следующие документы: «Закон о защите прав потребителя», правила торговли отдельными видами товаров, перечень категории населения на внеочередное обслуживание, о местонахождении книги отзывов и предложений, номера телефонов руководителей рынка и администрации данного округа.

Не все покупатели знают о том, что должно находиться на информационном стенде, но почти каждый знает, что должна быть «Книга отзывов». Раньше, «Книга отзывов» выдавалась предприятию контролирующими организациями, а сегодня, директор магазина сам должен приобрести ее и разместить на видном месте для покупателя.

Покупатель, решивший воспользоваться своим правом на отзыв о торговом предприятии должен иметь возможность, сидя за столом на стуле, спокойно обдумать, что он желает написать. Такие условия предоставляет администрация магазина. Строго запрещено у заявителя требовать документы о его личности, или же спрашивать о причине написания жалобы или предложения.

Заявитель указывает свой адрес и телефон, если в будущем желает узнать о результатах своей жалобы. Такие жалобы рассматриваются администрацией, и в письменном виде дается ответ покупателю о принятых мерах по данной жалобе. Но если покупатель пожаловался не на персонал, а на администрацию, то такие жалобы передаются в вышестоящие организации, которые не реже чем раз в квартал проверяют торговые заведения и составляют отчеты по таким проверкам.

Книга должна находиться в доступном месте, на виду. Ее нельзя никому изымать. Новая книга заводится после окончания чистых листов в предыдущей книге.

«Книга жалоб», защищает потребителя, а что защитит предпринимателя от недобросовестных проверяющих или слишком частых и необоснованных посещений вышестоящих органов? В таком случае предприниматель заводит «Журнал учета мероприятий посещения должностных лиц». При таких проверках проверяющий указывает: название организации, свою должность, номер удостоверения, цель посещения, дату посещения, результат проверки и подпись. Количество таких проверок строго установлено законодательством, и заполнение таких журналов также обязательно тех, кто проверяет. Если такие журналы не ведутся, то составляется акт о его отсутствии.

На информационном стенде, обязательно должна содержаться информация о правилах продажи алкогольных напитков, если магазин осуществляет торговлю такой продукцией.

Продавец должен иметь документы, что дают полную информацию о товаре: название товара, цена, сертификаты производителя, адрес и название производителя, сведения о Госстандартах, об ингредиентах продукта, условия хранения, срок годности и т.д. Все эти условия и требования четко прописаны в тексте «Правил продажи алкогольной продукции», утвержденных Постановлением Правительства РФ №987 «О мерах по ужесточению порядка торговли алкогольной продукцией» от 19 августа 1996 года (с изменениями 1996г.,1997г., 2000г.)

Также при торговле отдельных видов товаров, должны соблюдаться правила торговли. Продавец должен иметь заверенную подписью и печатью копию сертификата на товарно-сопроводительные документы, которые также заверяются подписью и печатью. На стенде нужно разместить отдельные главы из Правил, относительно того товара, которым ведется торговля.

Дополнительный перечень документов должен быть у продавца, если он торгует: продовольственными товарами; обувью или текстилем; косметикой и парфюмерией; сложными техническими приборами бытового назначения; лекарственными препаратами; бытовой химией; оружием и патронами; животными и растениями; непериодическими изданиями и т.д.

Когда ведется мелкорозничная торговля продуктами питания и бытового назначения, то здесь нужно продавцу иметь такие документы: личные медицинские книжки работников, документы о регистрации контрольно-кассового аппарата, текст закона «О защите прав потребителей», «Книга отзывов и предложений», перечень реализуемой продукции, журнал учета мероприятий по контролю.

Уголок покупателя должен содержать документы полезные для клиента магазина. Так в законе «О защите прав потребителя» от 1992 года регулируются отношения между изготовителями, потребителями и исполнителями; прописаны права потребителя на приобретение качественных услуг и товаров; получение полной и достоверной информации о товаре, изготовителе и услугах.

Также на стенде можно разместить экстренные телефонные номера (МЧС, СБУ и др.) Вид доски объявлений может быть разнообразным, они не имеют стандарта. Отдельные карманы крепятся для содержания информации полезной покупателю.

Предприятия общественного питания размещают на таких информационных стендах санитарные правила и санитарно - эпидемиологические правила. Вид доски объявлений может быть разнообразным, они не имеют стандарта. Отдельные карманы крепятся для содержания информации полезной покупателю. Книга жалоб должна висеть рядом с телефонами контролирующих органов.

В уголках для потребителя, действительно, много полезной информации для клиентов торговых предприятий. Но как показывает практика, потребитель интересуется уголком покупателя в большинстве случаев лишь с целью пожаловаться на предпринимателя, а не изучить законы, права и обязанности, связанные с торговлей.

Как показывает практика, потребитель интересуется уголком покупателя в большинстве случаев лишь целью пожаловаться, а не изучить законы, права и обязанности. Вывод напрашивается сам собой: такая доска с информацией нужна, прежде всего, для администрации магазина, для того чтобы продемонстрировать о своей осведомленности в законодательстве и соблюдении прав потребителя.

· Какие документы должны располагаться на стенде потребителя?

· Каковы штрафы за нарушение оформления уголка потребителя?

· От чего зависит наполняемость информационного стенда?

В данной статье мы рассмотрим вопросы связанные с уголком потребителей. Порой даже четко установленные нормы законодательства вызывают ряд сомнений и вопросов со стороны организаций и индивидуальных предпринимателей которые оказывают услуги населению, в чьи обязанности, собственно, и входит оформление уголка потребителя.

Наличие уголка потребителя – это обязанность организации или индивидуального предпринимателя при оказании услуг населению. Не обязательно должна соблюдаться формулировка «уголок потребителя», можно назвать как угодно: «Информационный стенд» или просто «Информация для потребителя». Важно, чтобы необходимая информация была размещена. Данная обязанность вменена статьей 9 Закона РФ от 7 февраля 1992 г. № 2300-1 «О защите прав потребителей» (далее – Закон).

Данная статья требует довести до потребителя информацию о государственной регистрации продавца и названии регистрирующего органа, а также сведения о лицензиях и аккредитации, в случае если осуществляемые виды деятельности подлежат лицензированию и (или) аккредитации.

Требование по размещению названной информации дублируются в пункте 10 правил продажи отдельных видов товаров, утвержденных постановлением Правительства РФ от 19 января 1998 г. № 55 (далее – Правила). Помимо этого сами Правила также должны быть размещены в уголке потребителя (п. 9 Правил).

Непредоставление данной информации является нарушением установленных правил продажи отдельных видов товаров и влечет административную ответственность, предусмотренную статьей 14.15 Кодекса об административных правонарушениях. Штраф за нарушение Правил для предпринимателей составит от 1 тыс. до 3 тыс. руб., для организаций – от 10 тыс. до 30 тыс. руб. (см., например, постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 24 июня 2009 г. № Ф03-2673/2009).

Можно попытаться оспорить санкции, сославшись на малозначительность нарушения. Конечно, при условии, если иных нарушений, кроме как отсутствие какой-либо информации на стенде потребителя не выявлено. А стенд с информацией своевременно дополнен необходимыми сведениями.

Пример

В ходе проверки магазина установлено, что до сведения покупателей не доведена информация о сроке действия лицензии, об органе, выдавшем данную лицензию, кроме того Правила отсутствовали на информационном стенде. Суд пришел к выводу о наличии в действиях продавца состава вменяемого правонарушения. Вместе с тем, оценив характер и степень общественной опасности допущенного административного правонарушения, суд применил статью 2.9 КоАП РФ, которая предусматривает возможность освобождения от ответственности при малозначительности правонарушения.

Суд установил, что продажа алкогольной продукции осуществлялась легально, документы, подтверждающие легальность производства и оборота алкогольной продукции, у продавца имелись. При проверке в магазине недоброкачественного товара не обнаружилось, ценники оформлены верно. Нарушения в виде отсутствия в уголке покупателя правил продажи отдельных видов товаров, а также информации о номере и сроке действия лицензии в наглядной форме устранены в день проведения проверки, других нарушений не выявлено, ранее продавец к административной ответственности не привлекался (постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 14 мая 2009 г. № А65-940/2009).

Статья 10 Закона и пункт 10 Правил не содержат прямой формулировки «уголок потребителя» и рассматривают в целом требования, размещаемые не только на стенде потребителя, но и на вывеске. Требования сводятся к тому, что необходимая потребителю информация должна быть размещена в доступном для ознакомления месте.

Что считать удобным местом для ознакомления? С точки зрения судебной практики данное место должно отвечать двум критериям: «удобство и доступность» расположения уголка потребителя с точки зрения потребителя. Данный вывод подтверждается судебной практикой (постановления Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 14 января 2010 г. № А56-37254/2009, Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 3 марта 2011 г. № А81-2251/2010). Конкретных условий, определяющих эти факторы, нет, так что придется самостоятельно оценивать, насколько удобно расположен стенд.

Помимо обязательной информации, которая должна быть размещена в уголке потребителя, есть еще и дополнительная информация, немаловажная при оказании услуг населению в сфере бытового обслуживания или розничной торговли. Наличие ее на информационном стенде законодательством не установлено, что не мешает Роспотребнадзору это наличие проверять.

Попробуем сформировать перечень данной информации:

1. Закон РФ от 7 февраля 1992 г. № 2300-1 «О за щите прав потребителей». Обратите внимание, что распечатанный вариант данного Закона из интернета или других источников не всегда принимается проверяющими, как надлежащая информация. Инспекторы требуют размещение печатного издания Закона, ссылаясь на то, что потребители должны иметь достоверную информацию, что не всегда могут предоставить источники из интернета;

2. Книга отзывов и предложений;

3. Правила пожарной безопасности;

4. План эвакуации в случае пожара;

5. Для коммерсантов, оказывающих бытовые услуги, – правила оказания бытовых услуг;

6. Для коммерсантов, оказывающих бытовые услуги, – прейскурант на предоставляемые услуги;

7. Телефоны экстренных служб и контролирующих органов

8. Информация о внеочередном обслуживании отдельных категорий граждан;

9. Информация о запрете продажи отдельных видов товара несовершеннолетним покупателям (алкогольная продукция, табачные изделия);

10. Санитарно-эпидемиологические правила (для торговли и общепита);

11. Иные правила, регулирующие осуществляемый вид деятельности.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: