Ресторан на берегу реки Чао Прая




Аюттайя (Ayutthaya)

Аюттайя - древняя столица Сиамского Королевства, предшествовавшего Сиаму, нынешний Таиланд. Настоящее имя длиннее - ПраНакхон Си Аюттайя, что в переводе с тайского означает «Место, освящённое Богами». В то время здесь было сильное влияние индуизма, поэтому столица была названа в честь города Аиодхия в Индии — место рождения Рамы. Рама - это один из главных Богов индуизма, который снизошёл на землю и принял человеческий облик, для спасения падших душ.

Старая тайская столица Аюттайя - один из самых интересных разрушенных городов в Азии. Город расположен на просторной и плодородной равнине Менам ЧаоПрайя в месте, где реки образуют правильный природный водный круг. В самом деле, город оплетен реками Менам на юге и западе, Лопбури на севере и Пасак на востоке.
Более 400 лет (между 1350 и 1767 гг.) Аюттайя была столицей королевства Сиам. Западные путешественники называли его лучшим местом на земле. Город появился, как небольшой форт-пост кхмерского королевства и был основан в XI веке рядом с Ваттом Куди Дао. В XIII веке после того, как тайцы завоевали и начали возделывать долину Менам, Аюттайя и Лопбури вошли в состав княжества У Тонг, вассала Сукотаи. В 1374 г. на страну обрушилась эпидемия чумы, которая уничтожила более половины населения и заставила принца У Тонга покинуть столицу. Новой столицей была избрана Аюттайя. Разделение сиамского королевства и скорая смерть короля Рамкамхенга позволили У Тонгу политически отделиться от правителей Сукотаи. В 1350 году король СомдетПра Рама Тободи провозгласил У Тонг независимым государством.
Имя «Рама Табоди» отражает почти божественный статус королей Таиланда того времени. Король Сомдет считал себя реинкарнацией бога Вишну и Рамы, героя индийского эпоса «Рамаяны». На своей коронации он подтвердил свой сверхчеловеческий статус и божественное всесилие, что засвидетельствовали 8 брахманов, приглашенных их священного индийского города Бенареса.
Историю Аюттайи творили, по меньшей мере, 33 правителя.Во время расцвета в Аюттайе было три королевских дворца, 375 храмов, 29 укреплённых фортов, городских ворот - 94. В городе проживало более миллиона человек, было немало иностранцев — французов, португальцев, японцев, голландцев, англичан. Государство вело торговлю с Китаем, Явой, Малайзией, Индией, Японией, Европой. Процветали искусство, литература, архитектура. Город развился в процветающий культурный и коммерческий центр, множество европейских компаний открыли здесь свои представительства. Благодаря им здесь были построены собор Святого Иосифа и складские помещения.
В Аюттайе функционировали 4 таможенные службы. Военные суда и королевские барки пришвартовывались у северного берега Лопбури, рядом с ваттом Тин Та, напротив королевского дворца. Король У Тонг окружил город земляным валом и частоколом. Эти укрепительные сооружения были заменены на кирпичную стену только в 1549 г. В 1580 г северные укрепительные сооружения были передвинуты ближе к реке, их руины можно видеть и по сей день. Из 6 мощных фортов, расположенных в стенах дворца сохранились лишь руины форта ПомПет, расположенном в месте, где река Пасак впадет в реку Лопбури. После того, как Аюттайя была разрушена, камни из стен фортов использовались при строительстве городских стен Бангкока.
Разграбление Аюттайи в 1767 г. стало признаком временного упадка сиамской монархии. Соперники королевских кровей, претендующие на трон, погрязли в интригах и мелких войнах. Король Экатот, последний представитель правящей династии был слишком слабым лидером, чтобы восстановить свой авторитет. Когда бирманцы вновь осадили город, имея лишь слабую надежду на успех, представители оппозиции тайно открыли ворота и впустили в город врага. Бирманцы держали город под контролем следующие 15 лет, тайцам удалось отвоевать его обратно лишь в ходе многочисленных кровопролитных сражений. За 15 лет не осталось ни одного не разграбленного храма, большое количество построек сровняли с землей. Падение Аюттайи сопровождалось разрушением сотен статуй Будды путем разбивания голов статуи, что делало их восстановление невозможным, (буддисты верят, что дух человека находится в голове). Несколько обезглавленных статуй до сих пор можно найти в руинах.
Современная Аюттайя обладает большим количеством храмов и руин дворцов, которые раньше мало интересовали археологов. Однако, с 1956 г. раскопки некоторых храмов дали представление об истинных размерах города, что привлекло в Таиланд археологов со всего мира. Более сотни построек и руин были признаны, указом департамента изящных искусств Таиланда историческим достоянием.

Реставрационные работы ведутся в городе при финансовой поддержке ЮНЕСКО.

В настоящее время Аюттайя является столицей одноименной провинции и занимает общую площадь в 11 кв. км. Численность местного населения - 90 000 человек. Город находится в 80 км к северу от центральной части Бангкока и в 70 км от его автовокзала Мочит, откуда собственно и отправляются рейсовые автобусы.

Большая часть города омывается реками ЧаоПрайя, Па Сак и Лопбури и город практически является островом. В древности такое расположение было очень выгодным и защищало от набегов завоевателей. Аюттайя это город для тайцев, которые здесь работают (в Аюттайе много производств). Название следует произносить с ударением на последнюю букву «я», а не на «а». Именно так говорят тайцы.

Храм Ват Чай Ваттханарам – это полуразрушенный буддийский храм, являющийся частью исторического наследия Аюттхаи и находящийся под защитой ЮНЕСКО. Он был построен на берегу реки ЧаоПрайя в 1630 году по приказу царя Прасаттхонга.

Когда-то он был шикарной королевской резиденцией, окруженной буйной зеленью садов и узорами аллей, и располагался в живописном месте в самом центре великого города. Сейчас же о былом величии напоминают лишь древние развалины.

Ват был первым, построенным в правление Прасаттхонга, и располагался на земле, принадлежавшей его матери. В центре комплекса располагается 35-метровый пранг в кхмерском стиле. Вокруг него по углам квадратной платформы расположены четыре меньших пранга. Центральная платформа окружена восемью капеллами, построенными как чеди, соединённых квадратным переходом. Вдоль стены перехода располагались сто двадцать статуй сидящего Будды. Капеллы в виде чеди были внутри расписаны фресками, а снаружи отделаны рельефами, изображающими сцены из жизни Будды. Сохранились лишь фрагменты фресок и рельефов. В четырёх угловых чеди находились по две статуи сидящего Будды, в четырёх средних — по одной.

Центральный пранг, Пранг Пратхан, символизирует гору Меру, представляющую ось мира. Четыре меньших пранга олицетворяют четыре континента, плывущих в четыре стороны светы. На одном из континентов, Чхомпхутавит живут люди. Квадратный переход ограничивает мир, символизируя Железные горы. Ват принадлежал царю и использовался царской семьёй для церемоний. Здесь также проходила кремация принцев и принцесс. После разрушения Аюттхаи в 1767 году Ват- Чайваттханарам был заброшен. Часть камня была продана, статуи Будды обезглавлены. В 1987 году началась реставрация комплекса, в 1992 году он был открыт дляпосещения.

Поднявшись по лестнице внутри пранга на самый верх, увидел там глубокий колодец до самого основания. На дне виднелось мпожество разных монет, видимо туристы бросали на удачу и загадывали желание. Сфотографировать не удалось по причине плохой освещенности. Информации о назначение колодца тоже нигде не нашел. Может быть в годы мрачного средневековья в него сбрасывали недругов?

Храм Королевской Ступы (Wat Chedi Luang) - один из центральных и самых впечатляющих храмов Чианг Мая. Он был построен в 1391 году в период правления короля Саен Муанг Ма, 8-го представителя династии Менграй. Изначально храм предназначался для хранения праха его отца, короля Ку На.
Впоследствие, внутрь чеди (ступы), являющейся главным сооружением на территории храма, были добавлены и другие реликвии, такие как знаменитый Изумрудный Будда. Охранять его покой остались величественные многоголовые наги и слоны, установленные у основания чеди. Со временем она была расширена и к 1475 году достигла своей окончательной формы: 44 метра - ширина основания и 60 метров - высота. До сих пор чеди Луанг остается самой большой в Чианг Мае.
Позже ступу постигла печальная учесть - в 1545 году в нее попала молния, сильно повредив сооружение. Еще в течение 6 лет после происшествия Изумрудный Будда оставался в чеди, но затем был перевезен в Луанг-Прабанг в Лаосе.
Большое историческое значение имеет центральная статуя Будды в главном помещении храма – вихарне. Статуя имеет собственное название Пра Чао Аттарот и датируется концом 14 века, как и знаменитая чеди.
На территории Вата Чеди Луанг находится огромное и очень старое дерево породы диптерокарп. Оно считается одним из святыней Чианг Мая. Легенда гласит, что если дерево упадет, всех настигнет неминуемая катастрофа.
Еще один защитник Чианг Мая находится в храме. Лак Муанг, или иначе “Дух Города”, был перенесен в небольшое здание рядом с великим деревом из изначального места - храма Ват Садое Муанг в 1800 году.

На территории Вата Чеди Луанг действует Клуб Общения с монахами, любой желающий может прийти сюда и пообщаться как на темы религии, так и задать личные вопросы о жизни.

В Храме YaiChaiMongkol в XIV столетии медитировал король Раматхибоди I.

В XVI веке правитель Наресуан создал в храме большую пагоду в честь долгожданной победы над бирманцами. На территории YaiChaiMongkol находятся фигуры Будды, укутанные в шафрановые одежды. Все статуи изображены медитирующими и расположены рядом друг с другом, однако между ними имеются углубления, в которых можно просто посидеть или помедитировать вместе с фигурами.

На сегодняшний день на территории древнего города осталось достаточно много статуй Будды, большая часть которых без головы. Лишь небольшая часть статуй осталась нетронутой. Посетив эти руины, можно проникнуться духом истории Таиланда и детальнее узнать о том, как жили древние цивилизации.

Визитной карточкой храма Ват Махатхат и всей Аюттаи в целом является голова Будды, оплетенная корнями священного дерева Бодхи. Эта удивительная достопримечательность притягивает сюда сотни тысяч паломников пророка и туристов со всего света. Она считается священной и являет собой буддийское чудо, несущее благость всем, кто её лицезрит.

Мощные корни мангрового дерева бережно удерживают бесценную для тайцев ношу, являя миру тесный симбиоз живой природы и дело рук человеческих. По одной из легенд: один из грабителей под покровом ночи решил украсть голову Будды, отбитую у статуи. Вдруг ему стало непомерно страшно, чему могли способствовать собственные страхи из-за нечистой совести, усиленные тьмой, а может сам дух Будды был разгневан таким разбоем. Он выронил из рук голову Просветлённого и убежал, а корни мангрового дерева бережно приняли бесценное сокровище и удерживают её до сих пор. По другой устоявшейся легенде, во время уничтожения и разграбления (в 1767 году) Аюттаи бирманцы разрушали буддийские храмы до руин, а мечами отсекали головы у статуй Будды. Но, чтобы еще больше унизить тайцев, бирманцы закапывали головы в землю, чтобы плененные тайцы ходили по ним, тем самым стараясь унизить своих врагов даже в их вере. Говорят, что сама природа воспротивилась такому положению дел, и корни растущего дерева вынесли голову Будды на поверхность земли.

На территории разных храмов и сегодня можно встретить храмы со статуями Будды без головы, а поэтому можно лишь догадываться, что эти священные головы пророка до сих пор находятся под землей

Интересно, что во время сильного наводнения в Аюттхае (во время сезона дождей), вода частично затопила корни мангрового дерева, но дойдя до головы Будды остановилась.

Королевский дворец ВангЛуанг(WangLuangRoyalPalace)- самая известная достопримечательность Аюттайи (Большой дворец), расположенный в самом центре города на берегу реки Лопбури. В XIII веке здесь жила королевская семья, и все аллеи, сады, пристройки были сооружены для неё. Нигде больше в Аюттаие следы разрушений не бросаются в глаза так сильно, как на территории старого королевского дворца, где сохранились только отдельные фрагменты фундаментов.

Ват Пхрасисанпхет – главный храм Аюттии, знаменит тремя ступами, возведенными во славу первых трех правителей Сиама. Чеди расположены в центре вата на высоком постаменте и являются главной достопримечательностью храма. Одна из них предназначалась для праха Раматхибоди II, другая - Боромарачи II, третья - Бороматраилоканата. Ступы построены в классическом стиле, похожем на цейлонскую архитектуру, и напоминают по форме колокол. К каждой чеди ведут лестницы, поэтому посетители смогут подойти к строениям.

Когда-то Ват ПраМахатхат был королевским храмом, занимающим огромную территорию. Согласно королевским хроникам, его строительство было начато при правлении короля Борома – Ратчатхирата в 1374 году и закончено при короле Рамесуане. Главным сооружением на территории Вата Махатхат является паранг (здание, напоминающее початок кукурузы), выполненный в традиционном кхмерском стиле. В ходе реставрационных работ, завершившихся лишь при короле Прассатхонге в период с 1630 по 1655 гг., высота здания была сильно увеличена.

Экскурсовод порекомендовала мне самостоятельно пройти от храма через речку по мостику. Дело в том, что по Тайским законам, иностранцы не имеют права водить экскурсии в исторических местах, могут только сопровождать группы до объекта. Прислушавшись к ее совету, отойдя буквально на сто метров, увидел необычайное зрелище - огромная площадь со статуями петухов. Тысячи петухов повсюду: зеркальные, позолоченные, просто раскрашенные. Каких только нет...

Петух - символ успеха и богатства в Тайланде! И, в какой-то мере, неофициальный символ Тайланда - там они встречаются очень часто: Петух по фен шуй символизирует накопление богатства, притягивает в дом удачу и положительную энергию.

Статуэтка петуха представляет собой изображение домашней птицы с ярко выраженным гребнем, мускулистой грудью и роскошными хвостом и оперением.

Является разноплановым символом. Фигурка петуха, выполненная из природных материалов, приносит в дом удачу, богатство, карьерный рост. Воплощение мужского начала, символ защиты и поддержки слабых. Охраняет жилище от отрицательной энергии, недобрых людей и пожара.

Вдоль стены выстроились скульптуры петуха — от трёхметровых до крохотных, с напёрсток. Поражало количество: сотни тысяч, а может, и больше. Тайцы не только поклоняются Будде и королю, но и чтят петуха: он для них символ свободы, независимости и исполнения желаний.

Историю, объясняющую такое внимание к петушиным фигурам, я узнал только, вернувшись, домой в Питер.

Конная статуя с всадником, вооруженным копьем, воздвигнута благодарными потомками в память о правителе. Наресуан не только вернул стране независимость от Бирмы, но и расширил ее владения практически до современных размеров, укрепил сиамскую армию и боевой дух воинов, введя на постоянной основе тренировки рукопашных боевых искусств. Король стал национальным героем страны. Памятники и статуи ему, как большие, так и поменьше, есть во многих городах Таиланда. И в Аюттае, и в Чиангмае, и в Мэйсай, и в Питсанулоке. И так уж повелось, что все его статуи всегда сопровождаются фигурками петухов разных калибров и цветов. О чем и повествует долгая сиамская история, причем не вымышленная легенда, а самая что ни на есть настоящая правда. Наресуан, присоединил к Сиаму слабое Королевство Ланна (нынешний север Таиланда с городами Чиангмай и Чианграй). При этом ланцы встретили новую власть вполне лояльно. И, напротив, бирманский король, счел это наглостью, так как территория, считавшаяся буферной зоной между Бирмой и Сиамом, стала тайской. Прифронтовое затишье моментально перешло в войны, продолжавшееся потом более века и закончившиеся впоследствии падением Аюттайи как столицы в 1767 году. Но это случилось уже через 170 лет после смерти храброго короля.

Но, вернемся к повествованию о Наресуане и его петухах. Перенесёмся в Средние века, в год 1555-й. Таиланд назывался Сиамом. В том году в королевском дворце Пхитсанулоке родился мальчик, и нарекли его Наресуаном. Отец Наресуана, король Санпхет Первый или просто Маха Таммарача, с момента прихода на престол в 1569 году в угоду мирному бирмано-сиамскому существованию не идет на открытый конфликт с Бирмой, а во всем ей подчиняется. Самостоятельной власти у него нет, он просто – ставленник столицы Бирмы. Ему приходится отдать врагу двух своих сыновей-подростков в заложники. Наресуан и его брат теперь – разменная монета: если Санпхет I вдруг поведет себя неадекватно, то сыновей казнят. Но пока король послушный - сыновей лелеют. Они живут в роскошной обстановке как наследные принцы, и, самое главное, их обучают не только астрологии, но и боевым искусствам. В то время Бирма была самым сильным военным соперником и лучшей страной в Азии по тактике ведения рукопашного боя.

Принц Наресуан попал в столицу Бирмы Хонгсавади (ныне Пегу). Первое время он дружил с наследным принцем Бирмы и оказался очень смышлёным, чего нельзя было сказать о его «друге». Легко и быстро он постигал не только азы военного ремесла, но и науки — астрологию, литературу, в частности поэзию, навыки инженерного дела и т.п.

В те годы, несмотря на цепь междоусобных войн, Бирма была процветающим государством. Развивалась торговля: из Китая везли фарфор и шёлк, из Индии — хлопчатобумажные ткани, ртуть, киноварь, специи. С Борнео — камфару, из Мекки — опиум. Даже русский купец Афанасий Никитин успешно продавал товары, привезённые из России. Бирма была генератором новых идей в буддизме; собственно, Мьянма всегда была воротами для их проникновения из Индии. В таких превосходных культурных и экономических условиях в стране рос принц Наресуан. Вскоре бирманский принц стал завидовать своему более ловкому и сильному тайскому товарищу.

Однажды он предложил узнику принять участие в петушином бою. Надо заметить, что в странах Юго-Восточной Азии петушиные бои были очень популярны, ими забавлялись и короли, и простой люд. Конечно, принц Наресуан принял предложение и начал готовить своего петуха, некогда подаренного отцом, к состязанию. У принца было несколько боевых петухов — от годовалого до двухлетнего возраста. Красивые, с ярким оперением, на высоких лапах... Один из них выглядел особенно наглым и драчливым из-за своего куцего гребешка (через три месяца после рождения птенца гребешок обязательно отрезали, поскольку во время битвы из порванного гребня обильно лилась кровь, и боец погибал). Именно этого петуха Наресуан начал готовить к поединку. Из тикового ларца, украшенного богатой резьбой, принц достал петушиные шпоры. Одни были выполнены из слоновой кости, другие из блестящей стали. В задумчивости Наресуан перебирал в руках вещицы. Из слоновой кости — не более 4 сантиметров, а стальные — 6–7 сантиметров. Их-то он и выбрал. Принц хорошо знал, что правила петушиного боя святы и незыблемы. Слово судьи — закон даже для короля. То, что стоит на кону, проигравшему надо непременно исполнить: это дело чести.

Наресуан ещё раз осмотрел петуха. Примерил на него шпоры. Из слоновой кости не подошли, хотя и были очень красивы. Да, только стальные! Ведь битва будет не на жизнь, а на смерть. И петух, будто поняв это, одобрительно покосился на стальные шпоры и тихонько кукарекнул.

Поединок намечен на утро следующего дня. В тревоге и волнении принц Наресуан лёг спать, и ему приснился сон — он увидел отца, мать, сестру. Они сидели вместе и ели ароматный рис, приправленный шафраном. Неподалёку мягко переступая, будто порхая, танцовщица исполняла танец легонг.

Утро следующего дня началось громкими петушиными криками: птицы приветствовали солнце. В назначенное время, взяв своего бойца, принц Наресуан пришёл к месту битвы. Огромная толпа собралась у ринга — небольшой площадки, ограниченной бордюром. Сам король, придворная знать, многочисленные гости с любопытством поглядывали на черноглазого сосредоточенного паренька. Но более — на петуха, который смирно стоял в клетке, изредка взмахивая, будто разминаясь, короткими крыльями, при этом блестящие шпоры от соприкосновения зловеще позвякивали. Судья — старейшина, особо почитаемый человек в окружении короля, объявил: «Прошу ставить на кон».

Как будто ради смеха бирманский принц выкрикнул: «Если мой петух выиграет, то я увеличу дань для твоего отца, и наши войска разграбят и разрушат Аюттайю! Ставь и ты на кон что-нибудь важное». Принц Наресуан, будто вспомнив сон, с достоинством сказал: «А я на кон ставлю свободу своей родной Аюттхаи, и в течение тридцати лет вы не будете её грабить и брать дань». В толпе раздался неодобрительный гул: «Какая наглость! Сам пленник, а осмелился на такое!». Только заморские гости одобрительно улыбались и восхищались гордым пареньком. Судья огласил: «Ставка одобрена».

Соперники начали готовить петухов к бою. Бечёвками красного цвета уже привязаны стальные шпоры, затем, чтобы раззадорить бойцов, начали довольно сильно и больно дёргать их за перья. Для придания устрашающего вида петухам взъерошили перья на шее. Принц Наресуан незаметно вложил в клюв своего петуха маленький кусочек перца чили: так делал его отец. Петух широко открыл клюв и издал, исходящее из потрохов, не звонкое кукареку, а львиный рёв, чем привёл в неописуемый восторг зрителей. Глаза птицы выкатились и метали молнии и на хозяина, и на противника — на всех. Непрерывно льющиеся слёзы намочили перья на шее... Надо заметить, что другого петуха готовили не менее изощрённо.

После недолгого стравливания птиц выпустили из рук. Отскочив от земли, уже в воздухе они столкнулись друг с другом, норовя попасть клювом в глаз противника. В следующий момент ярость достигла наивысшей степени, и птицы превратились в пылающий шар, в котором красного было больше. Невозможно было разобрать, кому из бойцов принадлежат хвосты, шпоры, лапы. От усердных взмахов крыльев на ринге поднялась пыль. Толпа, разделившаяся на два лагеря, ещё теснее обступила площадку. Людские эмоции, страсти накалили атмосферу боя.

Вдруг всё стихло и замерло. На ринге в конвульсиях трепыхалась поверженная птица. Над ней как-то боком стоял победитель и правым глазом рассматривал соперника, издавая гортанные клокочущие звуки. Левая сторона петуха была разбита. Из пустой глазницы вытекала струя горячей крови. Но боец был на ногах, он прохаживался мимо жертвы, ступая прямо по луже крови противника. Рёв толпы вывел Наресуана из оцепенения. Он не мог поверить своим глазам — это его боец выиграл схватку. Его любимчик, будучи раненым, гордо разгуливал по рингу. Кровавыми лапами, оставляя на полу ринга характерные отпечатки. Победа! Сердце юноши то ли от страха, то ли от победной эйфории билось так сильно, что принцу Наресуану казалось, будто он его слышит. Но ушами принц услышал очень оскорбительное, больно резанувшее, будто петушиной шпорой в самое сердце: «Покоренному рабу победу не присуждать!»

Что скажет судья? Сдержит ли слово король Баинуанг по прозвищу Победоносец?»

Тем не менее, бирманцы свое слово сдержали. Принца отпустили домой, и несколько лет не собирали дань с Сиамского государства. Можно сказать, что петухи освободили Аюттайю.

После смерти отца в 1590 году Наресуан в 35 лет становится королем под именем Санпхет II и правит в стране до 1605 года. Всего 15 лет, но за это время Бирма пять раз пытается атаковать и подмять под себя Аюттайское царство. Наресуан отчаянно сопротивляется и отражает все атаки, с каждым разом приобретая мощь и славу себе и своему войску. Во время похода на Тоунгоо король внезапно заболел в Лампанге, его болезнь прогрессировала, и 16 мая 1605 года он скончался. Принц Екавтотсарот унаследовал трон своего брата и перевез его тело в Аюттайю для кремации.

Желая сделать приятное своему королю, его подданные приносили в дар петухов. Традиция жива и по сей день.

Для тайского народа король Наресуан Великий навсегда останется героем, заслужившим почет и уважение всей нации. Поэтому ежегодно возле Монумента Дон Чеди в провинции Супхан Бури проводится фестиваль, посвященный победе короля Наресуана над бирманским наследным принцем. Фестиваль открывается 25 января и длится одну неделю.

Ват Чай Ваттанарам. Храм расположен на западном берегу ChaophrayaRiver, вне острова Аюттхаи. Это – один из самых красивых храмов Аюттхаи и главная достопримечательность. Строительство храма началось в 1630 по требованию Короля PrasatThong для мемориала его матери, жившей в той области. Название храма буквально означает Храм длинного господства и великолепной эры. Храм построен в кхмерском стиле, который был популярным в то время.

Ресторан на берегу реки Чао Прая

После посещения Аюттайи - бывшей столицы Сиамской империи, нас привезли на обед в ресторанчик на берегу реки Чао Прая. Как и везде, нас угощали прекрасными блюдами тайской кухни. В реке можно разглядеть плавающее растение - Эйхорниюпрекрасную, больше известную как водяной гиацинт. Появление этого растения воспринимается местными жителями как катастрофа.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: