ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫИЗУЧЕНИЯ СКЛОННОСТИ К РИСКУ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ
Строева Ирина Анатольевна психолог студии психологической помощи
«ПОТЕНЦИАЛ-И» г. Михайловск
stroeva.irina76@mail.ru
Строй Галина Владимировна кандидат психологических наук, доцент,
Северо-Кавказский федеральный университет, г. Ставрополь
galina.stroi@mail.ru
Проблема исследования состоит в том, что в последние десятилетия многих психологов беспокоит проблема склонности к риску. Это в свою очередь очень остро ставит вопрос о подростковом кризисе, наличие специфических, индивидуально-типологических характеристик, которые в конечном итоге приводят к склонности к риску.
Ключевые слова: подростковый возраст, индивидуально-типологические особенности личности, склонность к риску, акцентуации характера, тренинг мотивации достижения цели и успеха, личностная идентичность.
PSYCHOLOGICAL ASPECTS OF STUDYING OF TENDENCY TO RISK AT TEENAGE AGE
Stroyeva Irina Anatolyevna is a psychologist of studio of psychological assistance
"POTENTSIAL-I" Mikhaylovsksk
stroeva.irina76@mail.ru
Stroi Galina Vladimirovna PhD of Psychology, associate Professor, North-Caucasian Federal University, Stavropol
galina.stroi@mail.ru
The problem of a research consists that in the last decades many psychologists are disturbed by a problem of tendency to risk. It in turn very sharply raises a question of teenage crisis, existence of specific, individual and typological characteristics which finally result in tendency to risk.
Keywords: teenage age, individual and typological features of the personality, tendency to risk, character accentuation, training of motivation of achievement of goals and success, personal identity.
Изучение склонности к риску подростков, является актуальной проблемой современной психологии. Нарастающая волна подростковой преступности и увеличение числа подростков склонных к риску, выдвигают на первый план задачу изучения психических условий, вызывающих эти опасные явления.
В связи с этим не удивительно, что современные психологические исследования многих ведущих ученых Г. Шуберта, В.М. Львова, Н.Н. Шлыкова, Т. Элерса обращены к наиболее распространенным теориям изучения склонности к риску.
Под риском понимают взятие на себя ответственности за его осуществление, а также совокупность технологических качеств, ориентированных на выбор средств в достижении цели [2].
«Склонность к риску» как личностное свойство – это умение субъекта принимать решение в условиях неопределенности как недостаточности ориентиров. Готовность к риску как склонность к поиску сильных ощущений Г. Айзенк отличает от импульсивности. Готовность к риску как характерологическую составляющую «храбрости» постулировал П. Вайнцвайг [4].
Под риском понимается возможная опасность потерь, вытекающая из специфики тех или иных явлений природы и видов деятельности человеческого общества [3].
К. Леонгардом и Л.Е. Личко установлено, что в подростковом возрасте, наиболее критическом периоде для становления характера, часто имеют место проявления типологических особенностей акцентуаций характера, выражающимся в чрезмерном усилении отдельных черт характера, в избирательном отношении личности к различным психологическим воздействиям, в формировании отдельных моделей поведения и стилей общения [1].
Концепция об акцентуированных личностях разработана К. Леонгардом. Он выделил отдельные черты личности, которые сами по себе еще не являются патологическими, однако при отдельных условиях могут развиваться в положительном или отрицательном направлении.
В отличие от К. Леонгарда, А.Е. Личко рассматривает акцентуацию не в личностном плане, а соотносит ее с характером, так как личность является более широким понятием, включающим в себя, помимо характера и темперамента, интеллект, способности, мировоззрение [5].
Таким образом, акцентуации характера рассматриваются как «грань» между нормой и патологией рассматривались в работах П.Б. Ганнушкина, К. Леонгарда, А.Е. Личко и других. Каждому типу акцентуации присущи свои собственные психологические особенности, находящие свое выражение во всех сферах личности, особенно в кризисные периоды ее развития [4].
Исходя из анализа психологической литературы, посвященной проблеме исследования влияния индивидуально-типологических особенностей личности на склонность к риску в подростковом возрасте позволил рассматривать склонность к риску как личностное свойство, рассмотренное в работах П. Вайнцвайга, Г. Айзенка. Высокая готовность к риску сопровождается низкой мотивацией к избеганию неудач (Т. Элерс). Другими словами, склонность к риску обусловлена наличием определенных индивидуально-типологических особенностей личности.
В экспериментально-психологическом исследовании приняло участие 60 подростков 14-15 лет (32 девочки и 28 мальчиков). На основании полученных данных экспериментального исследования по методикам: Патохарактерологический диагностический опросник (ПДО) А.Е. Личко, личностный опросник Г.Ю.Айзенка (EPI), опросник определения выраженности стремления к риску и уровня мотивации достижения цели и успеха Т. Элерса; опросник определения выраженности склонности к риску Г. Шуберта; опросник для определения выраженности стремления к самозащите и уровня мотивации избежания неудач Т. Элерса, были сделаны соответствующие выводы:
- испытуемые показывают количественное преобладание подростков склонных к риску;
- доминирующими типами темперамента является холерический (60%) и меланхолический (30%), это говорит о большой эмоциональной устойчивости подростков;
- существует взаимосвязь между акцентуациями характера и склонностью к риску. Чем ярче выражены акцентуации у подростков, тем больше у них преобладает склонность к риску. Наибольшие показатели по выраженности склонности к риску показали следующие типы акцентуации характера: эпилептоидный тип (20%) и гипертимный (25%);
- высокая готовность к риску сопровождается низкой мотивацией к избежанию неудач.
Следовательно, индивидуально-типологические особенности личности влияют на
формирование стремления к риску. Существует взаимосвязь между акцентуациями характера и склонностью к риску, чем ярче выражены акцентуации у подростков, тем выше уровень склонности к риску.
Нами была проведена тренинговая работа как наиболее эффективного метода коррекции уровня мотивации достижения целей и успеха у подростков. Коррекционная работа по повышению уровня мотивации достижения целей и успеха оказывает положительное влияние на формирование интегрированной личностной идентичности подростков, направленной на развитие самосознания подростков склонных к риску.
Анализируя причины формирования стремления к риску, можно сделать вывод, что часто такими причинами могут выступать индивидуально-типологические характеристики личности и индивидуально - психологические особенности, обусловленные акцентуациями характера. Опираясь на описание типологических особенностей присущих каждому типу акцентуаций характера, а также учитывая данные, полученные в ходе наблюдения, мы проанализировали возможные причины полученных результатов.
Не рассматривая индивидуальные условия развития и социализацию каждого подростка (тип взаимодействия в семье и условия воспитания), мы выдвинули два аспекта, потенциально способствующих формированию склонности к риску: индивидуально-типологические характеристики личности и индивидуально-типологические особенности, обусловленные акцентуациями характера.
Таким образом, практическая значимость нашей работы заключалась в выявлении взаимосвязи между индивидуально-типологическими особенностями личности и уровнем выраженности склонности к риску. Это дает возможность выбрать адекватные способы психологической коррекции склонности к риску. На основе имеющихся теоретических и эмпирических данных можно говорить о том, что наиболее эффективной формой психологической коррекции является групповая работа в виде тренингов, направленных на развитие самосознания подростков, склонных к риску. Основными методами психокоррекции являются ролевые игры, групповые дискуссии и психогимнастические упражнения.
Список литературы:
- Асмолов А.Г. Психология личности. ‒ М., 2009. – 260 с.
- Корнилова Т.В. Психология риска и принятия решений. – М., 2010. ‒ 220 с.
- Кон И.С. Психология ранней юности.//Возрастная и педагогическая психология./Под ред. А.В. Петровского.– М.,2005. ‒ 169 с.
- Крайч Грэйс. Психология развития. ‒ М., 2006. – 784 с.
- Леонард К. Акцентуирование личности. – Киев., 2008. ‒ 186 с.