Истолкование понятий (концептов) в словарях, в справочной и учебной литературе




Тематическое направление «Человек и общество»

Материалы для осмысления понятий (концептов)

Истолкование понятий (концептов) в словарях, в справочной и учебной литературе

1.1. Человек,-а в значении множества употр. люди,м.1. Живое существо, обладающее даром мышления и речи, способностью создавать орудия и пользоваться ими в процессе общественного труда.2. При крепостном праве: дворовый слуга, служитель, лакей, а позднее: официант, слуга.

Человеческий,-ая, -ое.1. см. человек.2. То же, что человечный. Человеческое отношение (Ожегов С.И. Словарь русского языка, стр.1151).

Общество,-а,ср. 1. Совокупность людей, объединенных способом производства материальных благ на определенной ступени исторического развития, определенными общественными отношениями. 2. Круг людей, объединенных общностью положения, происхождения, интересов и т.п.3. Объединение людей для какой-нибудь цели, учреждение, организация.4. Та или иная среда людей, компания.5. В дворянской речи: узкий круг людей буржуазно-дворянской среды.6. совместное пребывание с кем-нибудь (Ожегов С.И. Словарь русского языка, стр.560).

 

1.2. Человек — существо, воплощающее высшую ступень развития жизни, субъект общественно-исторической деятельности. Человек является системой, в которой физическое и психическое, генетически обусловленное и прижизненно сформированное, природное, социальное и духовное образуют нерасторжимое единство.

Человек выступает как: организм (наделенный психикой); индивид (что означает его принадлежность к роду homosapiens); индивидуальность (характеризующая отличие одного индивида от другого); субъект (производящий изменения в окружающем мире, других людях и в нем самом); носитель ролей (половых, профессиональных, конвенциальных и др.); Я-образ (система представлений, самооценка, уровень притязаний и др.); личность (как системное социальное качество индивида, его персонализация, отраженная субъектность в других людях и в самом себе как в другом).

Человек является предметом изучения ряда наук: антропологии, социологии, этнографии, педагогики, анатомии, физиологии и др. Практически вся психология обращена к проблеме человека как индивида, включенного в социальные связи, его развития в процессах обучения и воспитания, его формирования в деятельности и общении. Объективно существующее многообразие проявлений человека в эволюции природы, истории общества и в его собственной жизни создали образы человека, явно или скрыто существующие в культуре на определенных этапах ее развития.

В социологических, психологических и педагогических представлениях существуют следующие «образы человека», оказывающие непосредственное влияние на исследование и практическую работу с людьми: 1) «ощущающий человек» (человек как сумма знаний, умений и навыков; человек как «устройство по переработке информации»; 2) «человек-потребитель» (нуждающийся человек как система инстинктов и потребностей); 3) «запрограммированный человек» (в поведенческих науках — человек как система реакций, в социальных — как репертуар социальных ролей); 4) «деятельностный человек» (человек, осуществляющий выбор; человек как выразитель смыслов и ценностей). Психологический словарь.

1.3. ЧЕЛОВЕК — центральное философское понятие, от интерпретации содержания которого зависит познавательная, социальная, ценностная ориентация любой философской системы. Трудность, «неуловимость» определения данной категории связана с тем, что «человек» есть одновременно и личностно-ориентационная, и философско-теоретическая проблема. Проблему человека как личностно-ориентированную можно сформулировать следующим образом: «человек есть постоянная проблема для самого себя». Философско-теоретическое содержание категории «человек» требует выяснения отношения человека к самому себе, к себе подобным, к обществу в целом, к природе, к Богу. Поскольку изучение человека неотделимо от изучения всего комплекса связей человека и мира, постольку проблема человека оказывается центральной философской проблемой, предельно сближается с предметом философии вообще. Краткая философская энциклопедия.

 

1.4.ОБЩЕСТВО, в широком смысле — совокупность исторически сложившихся форм совместной деятельности людей; выступает как особая, высшая ступень развития живых систем, которая проявляется в функционировании и развитии социальных организаций, институтов, групп. В узком смысле — исторически конкретный тип социальной системы (напр., первобытное, капиталистическое общество), определенная форма социальных отношений. Краткая философская энциклопедия.

При подготовке к сочинению, входящему в данное тематическое направление, рекомендуем использовать учебники по предмету «Обществознание», учебные книги для обучающихся общеобразовательных учреждений, хрестоматии текстов по философии и учебник для студентов вузов.

Список рекомендуемой литературы:

1. Обществознание: учеб. для 8-9 кл. общеобразоват. учреждений/А.Ф. Никитин, И.А. Галицкая, Е.С. Королькова и др.; под ред. А.Ф. Никитина.- 3-е изд, перераб. – М.: Просвещение, 2005.- 335 с.

2. Обществознание: учеб.для учащихся 10 кл. общеобразоват. учреждений: Базовый уровень/ Л.Н. Боголюбов, Ю.И. Аверьянов, Н.И. Городецкая и др.; под ред. Л.Н. Боголюбова.-М.: Просвещение, 2005.-351 с.

3. Кравченко А.И. Обществознание: учебник для 10 класса общеобразовательных учреждений/ А.И. Кравченко.- М.: ООО «Русское слово – учебник», 2013.-376 с.

4. Малышевский А.Ф.: учебник для 10-11 кл. общеобразоват. Учреждений.- М.: Просвещение, 1997.- 399 с.

5. Мир человека. Хрестоматия для учащихся старших классов. Составитель: Малышевский А.Ф.- М.: - Интерпракс, 1995. -488 с.

6. Спиркин А.Г. Философия: учебник/А.Г. Спиркин. – 2-е изд. М.: Гардарики, 2010. -736 с.

7. Мир философии: Книга для чтения. Ч.2. Человек. Общество. Культура. –М.: Политиздат, 1991. – 624 с.

 

 

Изучение основных идей, характеристик, концепций темы «Человек и общество» целесообразно организовать, следуя такому алгоритму:

1. Выделено понятие (концепт).

2. Поиск информации в различных источниках. Просмотровое чтение;

3. Определение главной информации в текстах, аналитическое чтение, забота с закладками-маркерами;

4. Включение главной информации из источника №1 в раздел информационно-аналитической таблицы №1.

5. Включение главной информации из источника №2 в раздел №2 информационно-аналитической таблицы.

6. Включение главной информации из источника №3 в раздел №3 информационно-аналитической таблицы.

7. Сопоставительный анализ информации из трех источников.

8. Формулирование своего суждения-тезиса, раскрывающего смысл данного понятия-концепта.

9. Записать и отредактировать тезис в раздел информационно-аналитической таблицы.

Дальнейшая работа с другим понятием (концептом) протекает по данному алгоритму.

Модель информационно-аналитической таблицы:

 

Понятие (концепт) «Человек». Возможно включение словарных статей из толковых словарей русского языка. Актуализация смысла понятия-концепта. В чем значимость данного явления? Почему это явление необходимо осмыслить?  
Информация из источника №1. Прямое или косвенное цитирование. Комментарий, интерпретация (толкование).   Информация из источника №2. Прямое или косвенное цитирование. Комментарий, интерпретация (толкование).   Информация из источника №3. Прямое или косвенное цитирование. Комментарий, интерпретация (толкование).  
Формулировка своего тезиса-суждения.

 

Примечание №1. Рекомендуем на этапе просмотрового чтения использовать 4-5 источников информации, отбирая для аналитического чтения 2-3 источника.

Примечание №2. Информационно-аналитическую таблицу целесообразно использовать и для подготовки тезисов сочинения.

 

2. Образное содержание понятий (концептов) в произведениях литературы

2.1. Фонвизин Д.И. Комедия «Недоросль». Стародум и Правдин о воспитании человека, о невежестве и честности, о чести и долге просвещенного человека перед обществом (Действие 3, явление 1).

Суждения Стародума о чинах, «душевном почтении» как высшей нравственной награде человека (Действие 3, явление 2). Госпожа Простакова, Скотинин, Митрофан - «злонравные», невежественные герои комедии. Авторская мысль о правах и обязанностях человека и общества. Назидательный смысл финала комедии.

2.2. Грибоедов А.С. Комедия «Горе от ума». Конфликт Чацкого и «фамусовского общества». Причины конфликта, монологи Чацкого, Фамусова, Скалозуба, Молчалина и Софьи. Разрешение конфликта: Чацкий становится изгнанником, Фамусов страдает, страшась возможной огласки скандала и осуждения: «Ах! Боже мой! что станет говорить/Княгиня Марья Алексевна!». «Молчалины блаженствуют на свете!». Авторская позиция. Смысл социального конфликта комедии А.С. Грибоедова.

2.3. Пушкин А.С. Роман «Евгений Онегин». Онегин в начале и в конце романа. Отношение героя романа к высшему свету. Герой романа в оценке высшего света (сравните Главу Iи ГлавуVIII). Онегин и общество помещиков. В чем петербургское общество и общество провинциальных помещиков согласуются, характеризуя Онегина? Почему Онегин принимает вызов Владимира Ленского? Герой страшится стать «мячиком предрассуждений», т.е. боится суждений окружающих, он зависим от их мнений. Почему В.Г. Белинский назвал Онегина «лишним человеком»?

2.4. Лермонтов М.Ю. Стихотворение «Смерть Поэта». Непримиримость конфликта Поэта, человека чести, и светского общества, «толпы», «светской черни». Развитие мотива противостояния поэта толпе в стихотворениях: «Дума», «Как часто, пестрою толпою окружен…», «Поэт», «И скучно и грустно…», «Прощай, немытая Россия…», «Пророк». Единство человека и народа в стихотворениях: «Бородино», «Родина». Патриотическая тема стихотворений.

2.5. Лермонтов М.Ю. Роман «Герой нашего времени». Печорин – «лишний человек» в любом обществе. Конфликт Печорина и Грушницкого, конфликт с «водяным обществом» (повесть «Княжна Мери»); Печорин одинок в обществе Максима Максимовича. Смерть героя на пути в Персию. Авторское отношение к герою и обществу. Социально-психологический и философский роман М.Ю. Лермонтова.

2.6. Гоголь Н.В. Повесть «Шинель». Судьба «маленького человека» в обществе. Служба Башмачкина в «одном департаменте» и отношение молодых чиновников к Акакию Акакиевичу. Образ Петербурга в повести: гибель «маленького человека», отвергнутого обществом. Мотив чинопочитания, образ «значительного лица», мотив бунта «маленького человека» (эти темы и мотивы развиты в произведениях Ф.М. Достоевского).

2.7. Гоголь Н.В. Комедия «Ревизор». Авторский замысел комедии. Городничий и общество чиновников города N. Почему чиновники приняли «сосульку, тряпку» за ревизора? Почему обманулся Сквозник-Дмухановский? Хлестаков – триумф «маленького человека» в обществе, очарованном «миражными» представлениями о «значительном лице», в обществе всеобщего обмана. Образы купцов и горожан в комедии. Реакция современников и Государя Императора на комедию «Ревизор». Современное звучание темы «Человек и общество» в комедии.

2.8. Гоголь Н.В. Поэма «Мертвые души». Авантюрист Чичиков и губернское общество. Почему Павел Иванович добивается небывалого успеха на приеме губернатора? Чичиков и помещики: модели социальных отношений. Причины крушения авантюры Чичикова. Почему губернский прокурор скоропостижно скончался? Как связана его смерть с мошенничеством Чичикова? Как развивается тема «Человек и общество» («судьба «маленького человека» в обществе) в «Повести о капитане Копейкине» (Т. I, глава X)? Гоголь Н.В. о долге писателя перед обществом и народом, перед Россией.

2.9. Островский А.Н. Драма «Гроза». Нравы города Калинова в драме Островского А.Н. Нрав Катерины. Непримиримость конфликта. Купец Дикой и Марфа Игнатьевна: попытки «темного царства» сохранить свою власть, традиции социального уклада. Кулигин, Борис и Тихон: «стратегии выживания» в «темном царстве».

2.10. Тургенев И.С. Роман «Отцы и дети». Исторический и философский смысл романа о поколениях «отцов и детей». Конфликт Павла Петровича Кирсанова и Евгения Базарова. Павел Петрович как «лишний человек» в обществе. Нужен ли Базаров России? Одиночество героя в обществе помещиков, в обществе Ситникова и Кукшиной. Авторское отношение к герою. Социально-психологический и философский роман «Отцы и дети», актуальность проблемы «Человек и общество» в романе И.С. Тургенева.

2.11. Некрасов Н.А. Поэма «Кому на Руси жить хорошо». Сюжет и проблематика поэмы, образы героев как художественное отражение авторского понимания пореформенной судьбы России, народа, представителей разных социальных групп.«судьба народа русского» - «вечная» тема отечественной литературы.

2.12. Салтыков-Щедрин М.Е. Цикл «Сказки для детей изрядного возраста»: «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил», «Дикий помещик», «Премудрый пискарь». Приемы гротеска, «эзопов язык» сказок как художественный способ выражения авторского отношения к общественно-государственному устройству. Сатирическое обличение невежества, скудоумия, корыстности и социальной никчемности помещиков и чиновников, неприятие апатии и безволия мужичины в «Повести о том, как один мужик двух генералов прокормил».Гибельный путь социальной апатии в сказке «Премудрый пискарь».

2.13.Гончаров И.А. Роман «Обломов». «А что это за Илья Ильич, которого он поминал? - спросил литератор.

-- Обломов: я тебе много раз про него говорил.

-- Да, помню имя: это твой товарищ и друг. Что с ним сталось?

-- Погиб, пропал ни за что.

Штольц вздохнул и задумался.

-- А был не глупее других, душа чиста и ясна, как стекло; благороден, нежен, и -- пропал!

-- Отчего же? Какая причина?

-- Причина... какая причина! Обломовщина! -- сказал Штольц.

-- Обломовщина! -- с недоумением повторил литератор. -- Что это такое?». Обломов в первой главе романа: «апатия или…дремота». Роль художественных деталей в портрете героя, в описании комнаты Обломова. Посетители Обломова: Волков, Судьбинский, Пенкин. Равнодушие Обломова к интригам света и карьере (повествование о герое в VIглаве). «Сон Обломова» (глава IX): авторское отношение к формированию ценностных представлений Ильи Ильича. Попытки Штольца и Ольги Ильинской «пробудить» Обломова. Почему любовь не спасла героя романа? «Обломовщина» как социально-психологическая проблема в понимании Гончарова И.А. и художественном изображении(образы Обломова, Захара, Штольца и Ольги).

2.14.Достоевский Ф.М. Роман «Преступление и наказание». Теория Раскольникова – бунт человека против законов несправедливого общества, протест против социального зла? Согласны ли вы с такой точкой зрения. Сны Раскольникова в начале романа и в финале. Судьбы «униженных и оскорбленных» в романе (семья Раскольникова, Мармеладовы, Лизавета и девочка на бульваре). Образ Петербурга в романе: город, где нет места «маленькому человеку», где он обречен на гибель. Эпизоды: «Раскольников и Мармеладов в трактире» (Часть I, глава II), «Поминки Мармеладова» (Часть V,глава II), «Катерина Ивановна и дети на улице» (Часть V, глава V).

2.15. Толстой Л.Н. Рассказ «После бала». Судьба Ивана Васильевича. Роль антитезы в рассказе. Почему герой рассказа отказался от успешной карьеры? Какие законы общества он, по своему признанию, не понимает? Обратите внимание на композицию произведения: рассказ в рассказе. Собеседники Ивана Васильевича – молодые люди. Почему Иван Васильевич обладает столь высоким авторитетом среди молодежи? Чем ценен егосоциальный, жизненный (личностный) опыт? Авторское отношение к герою и его пытливым собеседникам.

2.16. Толстой Л.Н. Роман-эпопея «Война и мир». Связь темы «Человек и общество» с главной темой романа: «судьба народная».

Мотив «сопряжения» личной ответственности и народного единства («теплота патриотизма») в третьем и четвертом томах романа. Пьер Безухов на поле Бородинского сражения. Барин принят в «семейное сообщество» солдат: «наш барин». Образ Платона Каратаева. Что открылось Пьеру в общении с Каратаевым? Образ Николеньки Болконского в эпилоге романа: подросток духовно наследует высокий идеал общественного долга, гражданского служения Отечеству. Образ отца в сознании Николеньки; мысль автора о неразрывном единстве поколений, вытекающая из глобального замысла Толстого, из главной темы романа.

2.17. Чехов А.П. Рассказы: «Смерь чиновника», «Человек в футляре», «Хамелеон», «Толстый и тонкий». Сатирическое изображение «маленького человека». Герои рассказов осознанно принимают чинопочитание, унижение как норму человеческих отношений. «Футлярность» Беликова как выражение отношения «маленького человека» к окружающему миру, к людям, к обществу.

Равнодушие общества к человеку в рассказе «Тоска». Проблема «человек и общество» в рассказе «Ионыч». Путь духовной и социальной деградации Старцева. Только ли общество пошлых людей стало причиной нравственного падения героя?

2.18. Горький М.А. Драма «На дне». Острота социальной проблематики пьесы о людях социального «дна». Судьбы обитателей ночлежки. Сатин и Лука: внутренняя полемика о человеке в бесчеловечном обществе, философская проблема правды. Пути спасения человека. Связь этой философской проблемы с проблемой ответственности общества перед человеком и человека перед обществом.

2.19.Блок А.А. Конфликт Поэта и «толпы»: развитие мотива в лирических произведениях поэта XXвека («Незнакомка», «В ресторане», «Фабрика», «Клеопатра»). Проблема «человек и общество» в поэме «Двенадцать». Петруха не имеет права переживать личную трагедию, все чувства, стремления, жизненные силы должны подчиниться общественному делу, делу революции:Верно душу наизнанку

Вздумал вывернуть? Изволь!

— Поддержи свою осанку!

— Над собой держи контроль!

 

— Не такое нынче время,

Что бы нянчиться с тобой!

2.20. Ахматова А.А. Стихотворения: «Не с теми я, кто бросил землю…», «Мне голос был…», «Мужество». Голос поэта-Ахматовой становится голосом поколения. Тема гражданского и человеческого сопротивления социальному насилию в поэме «Реквием». Историзм поэмы. Композиция поэмы. Роль эпиграфа, части «Вместо предисловия», «Посвящения» и «Вступления». Тема личной трагедии, тема материнского, женского страдания звучит вместе с темой «моего народа». Поэт-Ахматова говорит правду от имени «стомильонного народа». Тема гражданского долга и памяти поколений в финале поэмы.

2.21. Булгаков М.А. Повесть «Собачье сердце». Мотив преображения общества (социальной революции) и проблема преображения человека. Эксперимент социальный и эксперимент научный. Фантастико-гротескный сюжет повести. Конфликт профессора Преображенского с домкомом, Швондером. Швондер как «воспитатель» Шарикова. Чем страшен Шариков? Почему поражение профессора Преображенского и доктора Борменталя неизбежно в обществе Швондеров и Шариковых? В чем причины социальной разрухи? Сатирический пафос повести. Авторское отношение к героям.

2.22.Булгаков М.А. Роман «Мастер и Маргарита». Воланд и его окружение в «новой Москве». Глава 12 «Черная магия и ее разоблачение». Смысл социального эксперимента Воланда и результаты. «…как по-твоему, ведь московское народонаселение значительно изменилось?», - спрашивает мессирКоровьева. «…гораздо более важный вопрос: изменились ли эти горожане внутренне?», - далее спрашивает Воланд. К какому выводу приходят герои романа и читатель? Сопоставьте эпизоды «московских» глав романа с «иршалаимскими» главами. Общество или толпа предстают на страницах романа? Почему трагична судьба Мастера и неизбежна казнь Иешуа? Мотив предательства и измены. Микросюжеты о хамстве, взяточничестве и доносительстве в романе как отражение духовной катастрофы общества.

2.23.Платонов А.А. Рассказ «Юшка». Странный герой рассказа. Почему его называют только «малым» именем (так называют детей или юродивых). Почему взрослые презирают Юшку, а дети обижают его? Незлобивость и бескорыстие Юшки вызывают недоумение окружающих. Никто не знает его настоящего имени, забот и смысла жизни. Обратите внимание: покой души, умиротворение герой обретает среди природы. Гибель Юшки: чем объяснить страшную жестокость прохожего? Безвестная судьба погибшего Юшки проясняется в финале рассказа. Дмитрий Ефимович многие годы был благодетелем-попечителем девочки-сироты. Девушка-доктор будет хранить память о благодетеле, о светлом человеке. Почему девушка осталась в городе, жители которого были так жестоки и бесчеловечны? Мотив преображения общества примером человеческой доброты и милосердия. Авторское отношение к Юшке, девушке и жителям города.

2.24. Солженицын А.И. Рассказ «Матренин двор». Автобиографичность рассказа. История повествователя. Учитель, которого Матрена называет Игнатьич, - бывший заключенный. Одиночество и бесприютность Игнатьича: «я возвращался наугад – просто в Россию…Мне хотелось затеряться в самой нутряной России – если такая где-то была, жила». Знакомство с Матреной и ее домом. Скудный быт больной одинокой женщины, искренняя забота о постояльце. Заботы Матрены, хлопоты о справке для получения пенсии. «Хлопоты эти были тем затруднены, что собес от Тальнова был в двадцатикилометрах к востоку, сельский совет -- в десяти километрах к западу, апоселковый -- к северу, час ходьбы. Из канцелярии в канцелярию и гоняли еедва месяца -- то за точкой, то за запятой. Каждая проходка -- день. Сходит всельсовет, а секретаря сегодня нет, просто так вот нет, как это бывает вселах. Завтра, значит, опять иди. Теперь секретарь есть, да печати у него нет. Третий день опять иди.Четвертый день иди потому, что сослепу они нена той бумажке расписались, бумажки-то все у Матрены одной пачкой сколоты.

-- Притесняют меня, Игнатич, -- жаловалась она мне после таких

бесплодных проходок. -- Иззаботилась я». Одинокую женщину никто не поддерживает, напротив, и колхоз, и любая родственница требуют «пособить». «И Матрена не могла отказать». Безотказная Матрена завещала часть дома племяннице. Но старый Фаддей торопится занять хороший участок для застройки. «И вот он зачастил к нам, пришел раз, еще раз, наставительно говорил сМатреной и требовал, чтоб она отдала горницу теперь же, при жизни. В этиприходы он не показался мне тем опирающимся о посох старцем, который вотразвалится от толчка или грубого слова. Хоть и пригорбленный больноюпоясницей, но все еще статный, старше шестидесяти сохранивший сочную,молодую черноту в волосах, он наседал с горячностью.

Не спала Матрена две ночи. Нелегко ей было решиться. Не жалко было самугорницу, стоявшую без дела, как вообще ни труда, ни добра своего не жалелаМатрена никогда. И горница эта все равно была завещана Кире. Но жутко ейбыло начать ломать ту крышу, под которой прожила сорок лет. Даже мне,постояльцу, было больно, что начнут отрывать доски и выворачивать бревна дома. А для Матрены было это - конец ее жизни всей.

Но те, кто настаивал, знали, что ее дом можно сломать и при жизни». Трагическая гибель Матрены, сына Фаддея и родственника Киры на железнодорожном перегоне. Перечитайте заключительные эпизоды рассказа. Как переживает гибель Матрены Игнатьич? О чем печалятся родственники погибшей? Фаддей: «Высокий лоб его был омрачен тяжелой думой, но дума эта была – спасти бревна горницы от огня и от козней матрениных сестер».

После похорон Матрены золовка вспоминает ее. «Все отзывы ее о Матрене были неодобрительны: и нечистоплотная она была;и за обзаводом не гналась; и не бережная; и даже поросенка не держала,выкармливать почему-то не любила; и, глупая, помогала чужим людям бесплатно

(и самый повод вспомнить Матрену выпал -- некого было дозвать огород

вспахать на себе сохою).

И даже о сердечности и простоте Матрены, которые золовка за ней

признавала, она говорила с презрительным сожалением.

И только тут -- из этих неодобрительных отзывов золовки -- выплыл

передо мною образ Матрены, какой я не понимал ее, даже живя с нею бок о бок.

В самом деле! -- ведь поросенок-то в каждой избе! А у нее не было. Что

может быть легче -- выкармливать жадного поросенка, ничего в мире не

признающего, кроме еды! Трижды в день варить ему, жить для него -- и потомзарезать и иметь сало.

А она не имела...

Не гналась за обзаводом... Не выбивалась, чтобы купить вещи и потом

беречь их больше своей жизни.

Не гналась за нарядами. За одеждой, приукрашивающей уродов и злодеев.

Не понятая и брошенная даже мужем своим, схоронившая шесть детей, но не

нрав свой общительный, чужая сестрам, золовкам, смешная, по-глупому

работающая на других бесплатно, -- она не скопила имущества к смерти.

Грязно-белая коза, колченогая кошка, фикусы...

Все мы жили рядом с ней и не поняли, что есть она тот самый праведник,

без которого, по пословице, не стоит село.

Ни город.

Ни вся земля наша». Система противопоставлений в рассказе (Матрена и родственники, Матрена и чиновники-управленцы, Игнатьич и семья Фаддея, Игнатьич и золовки Матрены). «Я» и «мы» в финале рассказа. Мысль повествователя (автора) о судьбе человека и о судьбе общества. Смысл народной пословицы в финале произведения - выражение идейно- художественного замысла автора.

 

3. Ценностное (философское) содержание понятия (концепта)

Выявление смысла понятий (концептов) в народных пословицах:

 

С людьми и смерть красна.

С миру по нитке – голому рубашка (рубаха).

Свет (мир) не без добрых людей.

Семеро одного не ждут.

Что ни город, то норов, что ни деревня, то обычай.

Попал в стаю, лай не лай, а хвостом виляй.

С волками жить – по-волчьи выть.

Не стоит село без праведника.

Смысл какой пословицы или пословиц выражает подлинно гармоничные отношения человека и общества? Объясните.

 

4. Эмоциональное содержание понятия (концепта)

Какие события общественной (социальной) жизни производят на вас значительное впечатление? Объясните свое мнение, впечатления, понимание роли этих событий лично для вас и/или вашей семьи. Какие традиции, связанные с этими событиями, приняты в вашей семье? Что, на ваш взгляд, влияет на переживание единства семьи и народа, сообщества граждан страны?

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: