ТЕМА 1. Основы дошкольной педагогики
Дошкольная педагогика в системе человекознания
Предметом науки является какая-либо область естественных природных или общественных связей, объединяющая большое многообразие вещей, явлений, процессов, связанных между собой общими закономерностями изменений, зависимостей между отдельными частями и т.п. Например, одна из очень древних наук – физика исследует свойства физических тел, законы их изменения, перемещения и др., т.е. предметом физики как науки можно определить общие свойства материального мира. Предметом такой общественной науки, как история, является прошлое человечества, т.е. история изучает, как жили люди в прошлые времена, как изменялись отношения между людьми в обществе, между различными народами, чтобы выявить закономерности, по которым развивается человеческое общество.
Слово «педагогика» возникло в античные времена, как и наука много веков спустя. Педагогика молодая отрасль знания среди древних наук как философия, медицина, геометрия, астрономия.
Педагогика – одна из социальных наук, которая исследует процесс воспитания человека, т.е. ее предметом является воспитание, процесс целенаправленного формирования личности: как из ребенка, существа почти исключительно биологического, формируется личность – существо социальное, сознательно относящееся окружающему миру и преобразующее этот мир. Этот процесс протекает по свойственным ему закономерностям, т.е. в нем проявляются устойчивые, неизбежные связи между отдельными частями, определенные изменения влекут за собой соответствующие результаты. Эти закономерности выявляет и изучает педагогика.
Дошкольная педагогика это отрасль современной педагогики. Это наука о воспитании, обучении и образовании детей первых лет жизни. Чешский ученый Ян Амос Коменский (1592-1670) – основоположник педагогики, в том числе и дошкольной, которому принадлежит ведущее место в истории педагогической мысли.
Современная педагогика изучает:
1. Процесс воспитания и обучения, его цели, задачи, содержание, формы организации, методы и приемы, средства осуществления.
2. Влияние этого процесса на развитие ребенка, формирование его личности.
Предмет дошкольной педагогики – изучение закономерностей воспитания детей от рождения до поступления в школу.
Основные педагогические понятия дошкольной педагогики.
Воспитание:
В социальном аспекте – это подготовка детей дошкольного возраста к жизни и обучению в школе. В педагогическом аспекте – это специально организованный и управляемый процесс, содействующий развитию личности.
Воспитание осуществляется через:
- влияние макрофакторов: государство, регион, общество, солнце, планета и т.п.;
- влияние микрофакторов: семья, ровесники, этнокультура, дошкольное образовательное учреждение, религия и т.п.
- тип поселения, средства массовой информации, литературу, видеофильмы, искусство и т.п.
Обучение – это специально организованный процесс взаимодействия взрослого (педагог, родители и т.п.), выполняющего функции обучающегося и обучаемых (в дошкольной педагогике – дошкольников), направленный на овладение определенной суммой знаний, умений и навыков (ЗУН), действий и привычек поведения. В ходе обучения также осуществляются воспитание и развитие дошкольников.
Развитие – происходящее в дошкольнике последовательные и характерные для данного возраста изменения в психике и биологической природе. Развитие – это процесс движения, который предусматривает главный переход от одного качественного состояния к новому, более совершенному.
Педагогический процесс – процесс целостной реализации цели образования и воспитания в условиях образовательного учреждения и направленный на взаимодействие воспитателя и воспитуемого.
Образование – процесс овладения системой научных и культурных ценностей накопленных человечеством. Образование является социальным явлением, т.к. выступает неотъемлемой стороной жизни любого общества.
Знания – отражение дошкольником окружающей действительности в форме усвоенных понятий.
Умения – способность самостоятельно выполнить конкретные действия.
Навыки – способность к автоматическому выполнению необходимых в том или ином случае действий, доведенная до совершенства путем постоянных посторенний действия.
Индивидуальное развитие – индивидуальные особенности развития каждого ребенка.
Личностное развитие – возникновение у дошкольника личностных качеств.
Система педагогических наук
Ряд отраслей науки о воспитании имеют многовековую историю, среди отраслей педагогики есть совсем «молодые». Такое развитие педагогики естественно привело к тому, что ее определяют как систему наук о воспитании и образовании детей и взрослых.
Основные составляющие системы педагогических наук:
1. общая педагогика – изучает основные закономерности процесса воспитания и образования.
2. Возрастная педагогика – исследует закономерности воспитания подрастающего человека преддошкольного, дошкольного, школьного возрастов и педагогику взрослых.
3. Коррекционная педагогика – занимается вопросами воспитания и образования детей с недостатками умственного развития (олигофренопедагогика), зрения (тифлопедагогика), слуха (сурдопедагогика), дефектами речи (логопедия).
4. Социальная педагогика – изучает проблемы, связанные с направленной деятельностью субъекта воспитания (родителя, лица его заменяющего, воспитателя и др.), которая способствует проведению человека, начиная с момента рождения, по этапам социального развития и дальнейшему становлению его как гражданина конкретного общества.
5. Лечебная педагогика – система воспитания и обучения часто болеющих и недомогающих детей и детей-инвалидов.
6. История педагогики – изучает педагогические теории, содержание и методику воспитания и обучения в различные исторические эпохи.
В систему педагогических наук входят многочисленные методики, педагогика профессионально-технического образования, педагогика среднего специального образования, педагогика высшей школы, педагогика последипломного образования, этнопедагогика – наука о педагогических воззрениях народных масс и их опыте воспитания подрастающего поколения, военная педагогика.