Физическое воспитание дошкольников




Физическое воспитание – организованный педагогический процесс, направленный на разностороннее функциональное совершенствование организма, формирование двигательных навыков, психофизических качеств, достижение физического совершенства.

Философским основанием теории и методики физического воспитания является гуманистическое мировоззрение, в основе которого лежат общечеловеческие и индивидуальные ценности. Главная из них жизнь, а все остальные обеспечивают ее качества.

Естественнонаучные основы: организм человека - единое целое, работа органов и систем взаимосвязана и взаимообусловлена. Отсюда вытекает необходимость постановки разносторонних задач физического воспитания и комплексного подхода в их решении; организм человека – единое целое, где взаимосвязаны и взаимообусловлены физические и психические процессы. На основе этого определяются требования к организации педагогической работы, к выбору средств воспитания (построение режима дня, использование комплекса средств, методов и условий, формы работы); организм как целое взаимодействует с окружающей средой, отсюда вытекает необходимость создания условий, благоприятных для развития детей, коррекции результатов неблагоприятных явлений, организации систематического физического воспитания.

Психолого-педагогическая наука рассматривает процесс физического воспитания ребенка как приобщение его к общечеловеческой и национальной физической культуре и усвоении ребенком этой культуры. Ведущую роль в развитии и укреплении здоровья ребенка, его физическом совершенствовании играет физическое воспитание, которое направлено на содействие физическому развитию ребенка.

Процесс физического воспитания рассматривается как целостный педагогический процесс, который организуется с учетом закономерностей психофизического развития личности.

Охрана здоровья детей, его укрепление составляют предмет особой заботы взрослого. Деятельность взрослого, направленная на укрепление здоровья ребенка, составляет содержание физического воспитания, что при определенных условиях обеспечивает малышу физическое развитие.

Выделяют 3 группы задач физического воспитания дошкольников.

1. Оздоровительные: охрана жизни, борьба с заболеваниями, закаливание, повышение сопротивляемости организма неблагоприятным влияниям внешней среды; содействие современному и гармоничному развитии всех систем организма, расширение его функциональных возможностей, формирование правильной осанки и стопы, развитие быстроты, ловкости, выносливости, развитие движений. Средства – гигиенические и социально-бытовые факторы, полноценное питание, оздоровительные силы природы, рециональный режим жизни, физические упражнения. Формы и методы – организация режима жизни, закаливающих процедур, специальные упражнения по развитию движений.

2. Воспитательные: формирование морально-волевых качеств - честности, решительности, настойчивости, смелости, уверенности и др.; формирование нравственно физических навыков; формирование потребности в физическом совершенстве; воспитание культурно-гигиенических качеств. Средства: деятельность детей, игры, художественные средства – художественная литература, фольклор, кинофильмы, произведения музыкального и изобразительного искусства. Формы: физкультурно-оздоровительная работа в режиме дня (утренняя гимнастика, подвижные игры, физические упражнения на прогулке), самостоятельная двигательная деятельность детей, активный отдых (физкультурные досуги, праздники, дни здоровья). Методы - упражнения, беседа, игра, создание проблемных ситуаций, анализ физических и нравственных качеств.

3. Образовательные: привитие навыков общественной и личной гигиены – здорового образа жизни; формирование представлений о своем организме, о своем физическом «Я»; формирование навыков выполнения основных движений, жизненно необходимых — ходьба, бег, прыжки и др., а также движений, составляющих основу дальнейших занятий плаванием, ходьбой на лыжах, бегом на коньках, ездой на велосипеде и др., формирование представлений о режиме, об активности и отдыхе. Средства: образец взрослого, собственная деятельность детей, художественные средства. Форма работы: учебная работа на физкультурных занятиях и в повседневной жизни. Методы: экспериментирование, упражнения, беседа, рассматривание картин и иллюстраций.

Все задачи решаются в единстве, что обуславливает ценность процесса развития ребенка. Задачи определяются содержанием работы по физическому воспитанию.

Для формирования личности дошкольника большое значение имеет правильно построенная постановка процесса воспитания, начиная с самого раннего детства. Решающим является дошкольный период. Именно в этом возрасте происходит интенсивное развитие центральной нервной системы и коры головного мозга – процесс, в основном заканчивающийся к 6-7 годам.

Задача ДОУ состоит в том, чтобы заложить основу, обеспечивающую сохранение и укрепление здоровья, и гармоничное развитие детей и последующие годы. Особенно важно выработать у ребенка способность быстро адаптироваться к новым условиям жизни при переходе из детского сада в школу.

Важнейшими требованиями при организации жизни воспитанником в ДОУ являются: соблюдение санитарно-гигиенических норм питания, содержания здания, оборудования, одежды, земельного участка; выполнение возрастных норм режима, обеспечивающего необходимые условия для полноценного физического умственного развития; закаливание; привитие гигиенических навыков; предупреждение заболеваний; пропаганда санитарных знаний среди младшего персонала и родителей.

Особо следует остановиться на режиме дня как условие воспитания здорового ребенка. Режим детской жизни – это рациональное, четкое чередование бодрствования, сна, питания, различных видов деятельности, повторяющихся ежедневно в определенной последовательности. Установление ритма «бодрствование – сон» издавна привлекала внимание ученых. В последние годы сформировалось представление о роли нервной и эндокринной систем, регулирующих бодрствование и сон. В первые недели жизни бодрствование ребенка не имеет четко оформленных границ. По мере развития центральной нервной системы функциональные возможности нервных клеток увеличиваются, в результате чего начинают проявляться четко ограниченные периоды бодрствования, которые день ото дня становятся более продолжительными. Периоды бодрствования включают разнообразные виды общения взрослого с ребенком, которые можно разделить на четыре основные группы: проведение занятий, бытовые процессы, прием пищи, организация самостоятельной деятельности.

Неотъемлемая черта режима – ритмичность и постоянство его основных элементов. При составлении режима необходимо учитывать: возрастные особенности ВНД; возрастные особенности в работе пищеварительной системы; индивидуальные особенности; возрастные потребности в движении; время года, климатические условия.

Рассмотрим основные составляющие режима дня.

Занятия – являются главной формой обучения, средство воспитания. Усвоение знаний происходит при активной мыслительной деятельности ребенка. Этот процесс начинается с первых недель жизни при индивидуальном общении взрослого с ребенком и направлено на развитие статических и двигательных функций, на развитие речи. Эффективность занятий определяется умением ребенка сохранять внимание в течение определенного отрезка времени. По мере развития произвольного внимания занятия организуются одновременно с несколькими детьми, по подгруппам, а затем и со всей группой.

Питание – один из основных источников процесса обмена веществ, без которого невозможна жизнь. На протяжении всего дошкольного возраста каждое кормление по существу является занятием по обучению культуре еды.

Бытовые процессы. В ДОУ дети приобретают навыки личной гигиены, самообслуживания, трудовой деятельности (по уборке помещения, пособий, игрушке и т.п.). Ему прививают понятие о личных вещах.

Самостоятельная деятельность детей заполняет все время бодрствования, свободное от занятий, приема пищи, бытовых процессов. Ребенок по собственному желанию выбирает игру, занятие. Воспитатель подсказывает тему игры, пробуждая интерес. Важно, чтобы в самостоятельной деятельности закреплялись навыки, полученные на занятиях, чтобы новые знания применялись в игре.

Физические упражнения – это специальные движения, а также сложные виды двигательной деятельности, направленные на решение задач физического воспитания.

При составлении комплексов физических упражнений следует применять упражнения для различных мышечных групп (плечевого пояса, туловища – спины и живота, ног), чередовать их, чередовать движение и отдых, проводить упражнения из различных исходных положений, обеспечивать постепенное нарастание физической нагрузки путем использования более трудных упражнений, обеспечивать положительное настроение детей, использовать соответствующие возрастным возможностям детей способы и методы организации (индивидуальный, поточный, фронтальный, по подгруппам).

Культурно-гигиенические навыки – навыки по соблюдению чистоты тела, культурной еды, поддержания порядка в окружающей обстановке и культурных взаимоотношений детей к другу. Условия: привлекательность действий, их разделение на операции, многократные упражнения, индивидуальная работа с каждым ребенком, контроль за выполнением, пример взрослого.

Культурно-гигиенические навыки ребенка формируются в ходе решения всех вышеперечисленных задач, а не только в ходе физического воспитания. Привитие этих навыков – сложный, трудоемкий процесс и в нем должны быть задействованы все виды воспитания. Культурные навыки помогают детям общаться. Без обретения культурных навыков ребенок не в состоянии познать окружающий мир, потому что он не сможет участвовать в игровой деятельности, которая является основным средством воспитания детей. Культурные навыки помогают решать задачи и нравственного и эстетического воспитания. Гигиенические навыки необходимы для того, чтобы ребенок был здоров. Отсутствие гигиенических навыков у ребенка может привести к задержке его развития, возникновению желудочно-кишечных заболеваний, бронхита, воспаления легких, рахита.

Формирование культурно-гигиенических навыков происходит постоянно при проведении воспитателем режимного процесс, в ходе которого воспитатель своевременно и полностью удовлетворяет органические потребности детей; воспитывает положительное отношение к любому из процессов; развивает и совершенствует движения, речь, ориентировку в окружающем пространстве.

При проведении режимных процессов следует осуществлять принципы последовательности и постепенности.

Принцип последовательности выражается в том, что взрослые прививают детям с раннего возраста навык выполнения тех или иных действий в определенном порядке. Например, при переходе от игры к обеду ребенок вначале убирает игрушки на место, моет руки и только после этого садится за стол. Выработка положительных привычек – важное условие для формирования культурно-гигиенических навыков.

Принцип постепенности осуществляется в постепенном привлечении детей малыми группами к выполнению того или иного режимного процесса (чем меньше дети, тем меньше группа). Это обусловлено особенностями детей раннего возраста, так как они не могут долго ждать, побуждаются, начинают капризничать, если возникает скученность (в туалетной, приемной), однообразие и монотонность ситуаций. Принцип постепенности помогает воспитателю уделить максимум внимания каждому малышу, направить его действия, вовремя помочь. Он способствует осуществлению планомерной работы с детьми.

Осуществление в работе с детьми принципов последовательности и постепенности предусматривает соблюдение определенных правил:

1. Каждый из режимных процессов должен проходить на фоне игры: осуществляя с малышами одной подгруппы ряд последовательных действий в том или ином режимном процессе, взрослый следит за другими играющими детьми.

2. При проведении того или иного режимного процесса вначале приглашается подгруппа детей самых маленьких, ослабленных. В эту же подгруппу подбираются и дети возбудимые, не владеющие навыками, медлительные и т.д., т.е. учитываются индивидуальные особенности.

3. Осуществление принципов последовательности и постепенности предусматривает единство требований со стороны взрослых и в дошкольном учреждении и дома.

Закаливание – воспитание наибольшей устойчивости, приспособляемости организма к различным физическим воздействиям, которые поступают из окружающей среды. Требования к закаливанию: систематичность, постепенность, учет индивидуальных особенностей, положительные эмоции.

Воздушные ванны. В отсутствии детей организуется сквозное проветривание групповой комнаты и спальни в соответствии с установленным графиком. В присутствии детей организуется угловое проветривание групповой комнаты и спальни. При этом необходимо строго следить за тем, чтобы дети не находились в непосредственной близости к открытому окну.

Прогулки на свежем воздухе.

Воспитатель первой выводит подгруппу детей, которые оделись быстрее, т.о. предупреждает перегревание детского организма. Другую подгруппу на прогулку сопровождает помощник воспитателя.

Воспитатель следит за тем, чтобы дети были одеты по погоде. В случае потепления убеждает детей надеть меньше одежды.

Организуются прогулки при температуре воздуха не ниже 20°С в безветренную и сухую погоду, регулируя время пребывания детей на воздухе. Во избежание переохлаждения воспитатель обязательно организует двигательную деятельность: подвижные, спортивные, народные игры, общеразвивающие упражнения.

Прогулки-походы представляют собой один из важнейших организованных видов двигательной деятельности, в ходе которой решаются не только оздоровительные задачи, совершенствуются двигательные навыки и физические качества детей, но и воспитывается любовь и эстетическое отношение к природе, удовлетворяются их познавательные потребности.

Как известно, дети старшего дошкольного возраста отличаются высокой степенью самостоятельности и организованности, что является иным условием для проведения прогулок-походов за территорию детского сада – в парки, зеленые площадки микрорайона.

Прогулки-походы организуются в первую половину дня за счёт времени, отведённого на утреннюю прогулку и физкультурное занятие на воздухе, что позволит детям реализовать свою потребность в ежедневной двигательной активности. В поход можно взять фотоаппарат, чтобы запечатлеть наиболее интересные моменты прогулки.

При проведении прогулок-походов следует соблюдать определённые правила безопасности. Маршрут должен быть тщательно изучен. В проведении прогулки-похода должны участвовать не менее двух и взрослых (а также родители). Во избежание перегрева и переохлаждения одежда должна соответствовать сезону года и состоянию погоды. Каждый взрослый должен хорошо знать содержание аптечки и уметь ею пользоваться.

При переходе улиц, дорог воспитатель следит за тем, чтобы дети соблюдали правила дорожного движения. В поход желательно брать обычную кипячёную питьевую воду, одноразовые стаканчики, средства против укусов комаров, мошек.

Вопросы для обсуждения:

1. Назовите основные задачи физического воспитания

2. Дайте определение режиму дня

3. Перечислите требования к закаливанию

4. Дайте определение прогулки и назовите ее основную задачу

Ъ

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: