Умственное воспитание дошкольников




Умственное воспитание – специально организованный педагогический процесс, направленный на формирование системы знаний, умений и способов умственной деятельности, развитие познавательной активности детей.

Основные теоретические основания умственного воспитания детей дошкольного возраста составляют: философские основания - теория познания, раскрывающая общие законы, принципы и методы познания мира и практической деятельности человека; гуманизм как мировоззрение и принцип социальной деятельности человека, раскрывающий ценностное отношение к человеку и его развитию, в том числе и умственному развитию на которое направлен процесс умственного воспитания.

Психолого-педагогическое основание: положение отечественной психологическое науки о развитии человека в процессе усвоения общественно-исторического опыта предшествующих поколений, содержащего в мировой и национальной культурах; положение о роли умственного воспитания и обучения как ведущих факторах умственного развития человека; положение об умственной деятельности человека как сложной функциональной системе, в которой в единстве представлены знания, умственные действия, познавательные процессы и способности; положение о необходимости ориентации при построении процесса умственного воспитания детей на закономерности развития познавательных процессов и умственного развития дошкольников в целом; положение об умственном воспитании ребенка дошкольного возраста как целостном педагогическом процессе и педагогической системе; положение о индивидуально-дифференцированном и комплексном подходе в умственном воспитании детей дошкольного возраста.

Умственное воспитание, понимаемое как «организация ума», может быть определено как группа положений, регламентирующих формы мысли и действия, независимо от того, на какой предмет направлена умственная деятельность.

В работах многих отечественных и зарубежных ученых дошкольное детство определяется как период, оптимальный для умственного развития и воспитания. Умственное развитие это совокупность качественных и количественных изменений, происходящих в мыслительных процессах в связи с возрастом и под влиянием среды, а также специально организованных воспитательных и обучающих воздействий и собственного опыта ребенка. Об умственном развитии ребенка судят по объему, характеру и содержанию знаний, по уровню сформированности познавательных процессов, по способности к самостоятельному творческому познанию. Умственное развитие детей дошкольного возраста зависит от комплекса социальных и биологических факторов, среди которых направляющую, систематизирующую роль выполняют умственное воспитание и обучение.

Умственное воспитание – планомерное целенаправленное воздействие взрослых на умственное развитие детей с целью сообщения знаний, необходимых для разностороннего развития, для адаптации к окружающей жизни, формирование на этой основе познавательных, процессов, умения применять усвоенные знания в деятельности. В дошкольные годы наблюдаются более высокие темпы умственного развития, чем в последующие возрастные периоды. Основная особенность умственного развития ребенка дошкольного возраста – преобладаний образных форм познания: восприятия, образного мышления, воображения. Для их возникновения и формирования дошкольный возраст обладает особыми возможностями.

Основная функция умственного воспитания детей первых лет жизни – формирование познавательной деятельности, т.е. такой деятельности, в ходе которой ребенок учится познавать окружающий мир.

К задачам умственного воспитания детей дошкольного возраста относятся:

1. Воспитание познавательных интересов, потребностей и мотивов.

2. Формирование первоначальной системы знаний об окружающем мире и человеке.

3. Содействие развитию познавательных процессов и формирование на этой основе различных видов познавательной деятельности, речи.

4. Формирование основ культуры умственного труда.

Деятельность детей дошкольного возраста отличается по видам и содержанию, и по возможности оказывать влияние на умственное развитие. У детей младшего дошкольного возраста большое время отводится на бытовую деятельность, связанную с выполнением режима. Умственное воспитание дошкольников осуществляется и в игровой деятельности.

В специально созданных взрослыми играх (подвижные, дидактические) заключены разнообразные знания, мыслительные операции, умственные действия, которые дети должны освоить. Творческие игры по своей природе отобразительные, в их процессе полученные знания поднимаются на новый уровень (обобщаются, преобразуются, совершенствуются). Продуктивные виды деятельности (трудовая, конструктивная, изобразительная) обладают своими специфическими возможностями для дальнейшего развития планирующей функции мышления. Ребенок должен предвидеть результат производимых их действий, определять этапы выполнения работы, способы ее организации и т.д.

В жизнь ребенка рано входят предметы материальной и духовной культуры: разнообразные игры и игрушки, пособия, книги, произведении живописи, архитектуры, скульптура, предметы декоративно-прикладного искусства и т.п.

Действуя в уме с образами, ребенок представляет себе реальное действие с предметом и его результат и таким путем решает стоящую перед ним задачу. Это знакомое нам наглядно-образное мышление. Исполнение действий со знаками требует отвлечения от реальных предметов. При этом используются слова и числа как заместители предметов. Мышление, осуществляемое при помощи действий со знаками, является отвлеченным мышлением. Отвлеченное мышление подчиняется правилам, изучаемым наукой логикой, и называется, потому логическим мышлением.

Образное мышление – основной вид мышления дошкольника. В простейших формах оно появляется уже в раннем детстве, обнаруживаясь в решении узкого круга практических задач, связанных с предметной деятельностью ребенка, с применением простейших орудий. К началу дошкольного возраста дети решают в уме только такие задачи, в которых действии, выполняемое рукой или орудием, прямо направлено на достижение практического результата, перемещение предмета, его использование или изменение.

Таким образом, к концу дошкольного возраста ребенок решает мыслительные задачи в представлении, освоение речи приводит к развитию рассуждений как способа решения мыслительных задач, детские вопросы говорят о развитии любознательности, возникают попытки объяснить явления и процессы, складывается первичная картина мира зачатки мировоззрения. Именно усвоение форм образного познания подводит ребенка к пониманию объективных законов логики, способствует развитию понятийного мышления.

Особенности развития мышления в дошкольном возрасте:

– освоение речи приводит к развитию рассуждений как способа решения мыслительных задач, возникает понимание причинности явлений;

– детские вопросы выступают показателем развития любознательности;

– появляется иное соотношение умственной и практической деятельности, когда практические действия возникают на основе предварительного рассуждения, возрастает планомерность мышления дошкольника;

– ребенок переходит от использования готовых связей и отношений к «открытию» более сложных;

– возникают попытки объяснить явления и процессы;

– складываются предпосылки таких качеств ума, как самостоятельность, гибкость, пытливость.

Основой умственного воспитания является сенсорное воспитание, которое обеспечивает развитие и обогащение чувственного опыта ребенка, формирует его представления о свойствах и качествах предмета.

Сенсорное воспитание – это целенаправленное развитие ощущений и восприятий. Слово «сенсорный» происходит от латинского «sensus «чувство», «ощущение», «восприятие», «способность ощущения». Познание окружающего мира начинается с ощущений, с восприятия, тем шире и многограннее будут полученные человеком сведения об окружающем мире.

Значение сенсорного развития в раннем и дошкольном детстве трудно переоценить. Именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопление представлений об окружающем мире.

Выдающиеся зарубежные учены в области дошкольной педагогики (Ф. Фребель, М. Монтессори, О. Декроли.), а также известные представители отечественной дошкольной педагогики и психологии (Е.И. Тихеева, А.В. Запорожец, А.П. Усова, Н.П. Сакулина и др.) справедливо считали, что сенсорное воспитание, направленное на обеспечение полноценного сенсорного развития является одной из основных сторон дошкольного воспитания, что нашло свое отражение в системах отечественных и зарубежных педагогов, где определены его задачи и содержание на разных возрастных этапах развития ребенка.

Для творчества детей, как и для любой творческой деятельности огромное значение имеет познавательная сторона восприятия. Ребенок должен узнать название предмета или явления, его назначение, внешний вид (форму, размер, цвет и т.д.), определить, какие его признаки являются главными, а какие второстепенными. Задача педагога – научить ребенка видеть, т.е. воспринимать предмет в совокупности всех его основных качеств. Основой в решении этой задачи является воспитание сенсорной культуры. Сенсорное воспитание в педагогике понимается как формирование у ребенка широкой ориентировки в разнообразных свойствах реальных предметов. С восприятия предметов и явлений окружающего мира начинается познание. Все другие формы познания – запоминание, мышление, воображение – строятся на основе образов восприятия, являются результатом их переработки. Поэтому нормальное умственное развитие невозможно без опоры на полноценное восприятие.

Значение сенсорного развития ребенка для его будущей жизни выдвигает перед теорией и практикой дошкольного воспитания задачу разработки и использования наиболее эффективных средств и методов воспитания, которое должно состоять в вооружении ребенка сенсорной культурой.

Понятие «сенсорная культура» вошло в дошкольную педагогику благодаря работам М. Монтессори. Сенсорная культура ребенка результат усвоения им сенсорной культуры, созданной человечеством (общепринятые представления о цвете, форме и других свойств вещей).

Одной из главных задач сенсорного воспитания в конструктивной деятельности заключается в правильной организации обследования тех предметов, которые дети собираются построить.

Согласно новейшим исследованиям, ощущение и восприятия представляют собой действия анализаторов, направленные на обследование предмета, его особенностей. Развивать анализаторы ребенка значит, обучать его действиям обследования предмета, которые в психологии называются перцептивными действиями. С помощью перцептивных действий ребенок воспринимает в предмете новые качества и свойства: поглаживает, чтобы узнать, какова поверхность (гладкая, шершавая); сжимает, чтобы определить твердость и т.д. Задача сенсорного воспитания – своевременно обучить ребенка этим действиям.

В отечественной системе сенсорного воспитания традиционное содержание расширено и дополнено за счет включения ориентировки во времени, развития речевого и музыкального слуха.

Ориентирование во времени предполагает, что ребенок усваивает представления о частях суток, днях недели, месяцах, годе, о текучести времени (нельзя остановить, вернуть, ускорить, оно не зависит от человека).

Речевой (фонематический) слух – это способность воспринимать звуки речи, дифференцировать и обобщать их в словах как смыслоразличительные единицы. С развитием фонематического слуха связано овладение нормами звукопроизношения. Уровень развития фонематического слуха проявляется при обучении ребенка грамоте, когда перед ним встает задача звукового анализа слова. Это значит, что он должен; отойти от смысла слова, его значения и работать со словом как звуковым комплексом, т.е. формальной единицей.

Музыкальный слух – это умение различать звуки по высоте, тембру, ритмическому рисунку, мелодии, характеру.

В раннем возрасте начинается формирование сенсорных эталонов – вначале как предметных, постепенно обобщаясь, переходящих на уровень сенсорных. Сначала представления о форме или цвете связаны у ребенка с конкретным предметом (например; круглый мяч, зеленая трава и т.д.). Постепенно это качество обобщается и, отрываясь от предмета, становится обобщенным эталоном цвета, формы, размера. Именно эти три основных эталона формируются у детей к концу раннего возраста. Действия соотнесения предмета с эталоном помогает систематизировать те знания, которые есть у детей при восприятии новых предметов. Именно эти знания делают образ мира целостным и постоянным. При этом в раннем возрасте дети еще не могут разделить сложный предмет на ряд эталонов, из которых он состоит, но могут уже найти отличия между конкретным предметом и эталоном- например сказав, что яблоко это неправильный круг.

С момента рождения и до смерти человек постоянно получает информацию об окружающем его мире. Этот процесс обеспечивается психикой человека, проявления которой весьма разнообразны. В настоящее время в структуре психических явлений принято выделять психические процесс, психические состояния и психические свойства. Психические процессы выступают в качестве первичных регуляторов поведения человека. Они имеют определенное начало, течение и конец. Таким образом, психические процессы – это весьма динамические образования, которые характеризуются длительностью и устойчивостью их протекания. На основе психических процессов формируются определенные состояния, происходит формирование знаний, навыков, убеждений. В свою очередь психические процессы могут быть разделены на 3 группы: познавательные, эмоциональные и волевые.

Основным фактором, оказывающим существенное влияние на развитие психических познавательных процессов у детей в возрасте от 2 до 6 лет, является игра.

К познавательным психическим процессам относятся психические процессы, связанные с восприятием и переработкой информации. В их число входят: ощущения, восприятие, представления, память, воображение, мышление, речь.

Целью сенсорного воспитания является формирование сенсорных способностей у детей. Сенсорные способности складываются в процессе развития восприятия, которое определяется усвоением и использованием в деятельности систем перцептивных действий и систем сенсорных эталонов.

На этой основе можно определить следующие задачи сенсорного воспитания:

1. Формирование у детей систем перцептивных действий.

2. Формирование у детей систем сенсорных эталонов – обобщенных представлений о свойствах, качествах и отношениях предметов.

3. Формирование у детей умений самостоятельно применять системы перцептивных действий и системы эталонов в практической и познавательной деятельности.

Содержание сенсорного воспитания представляет собой круг свойств и качеств, отношений предметов и явлений, которые должны быть освоены ребенком дошкольного возраста. Этот объем определяется, с одной стороны, многообразием окружающего ребенком мира, а с другой – разнообразием видов деятельности, которые начинают складываться в дошкольном возрасте и имеют различные сенсорные основы.

Важным является умение воспринимать и представлять действия не только в целом, но и выделять в них отдельные движения, соблюдать их последовательность, длительность, направление, величину размаха движения, усилие и т.д. и регулировать на этой основе свои действия. Это необходимо в любой деятельности для усвоения действий, операций.

Для выделения более сложных качеств, отношений, системы признаков требуется не единичное действие, а система действий, производимых в определенной последовательности.

Осваивая под руководством взрослых эталонные значения качеств на основе предшествующего собственного сенсорною опыта, ребенок поднимается на новый, более высокий уровень знаний – обобщенных, систематизированных, в известной мере отвлеченных. 'Знание эталонов позволяет ребенку анализировать действительность, самостоятельно видеть знакомое в незнакомом, замечать особенности незнакомого, накапливать новый сенсорный опыт. Ребенок становится более самостоятельным в познании и деятельности. Таким образом, программа сенсорного воспитания для детей дошкольного возраста предусматривает накопление ими широкого сенсорного опыта (многообразие сенсорных эталонов и перцептивных действий, т.е. способов обследования).

В процессе сенсорного воспитания можно выделить ряд этапов:

Целью 1 этапа является привлечение внимания детей к тому сенсорному признаку, который должен быть освоен.

Обучение детей перцептивными действиям и накопление представлений о сенсорных признаках является целью 2 этапа сенсорного воспитания. В процессе такого обучения воспитатель показывает и называет само перцептивное действие и то чувственное впечатление, которое будет результатом обследования.

Цель 3 этапа и является формирование представлений об эталонах. Овладение эталоном поднимает умственную деятельность ребенка на новую степень: формируется процесс обобщения на чувственной основе (эталон), углубляются процессы анализа, обобщения на основе владения эталоном.

Целью 4 этапа – создание условий для самостоятельного применения детьми освоенных знаний и навыков в анализе окружающей действительности и в организации собственной деятельности.

Содержание сенсорного воспитания реализуется на протяжении всего дошкольного детства с учетом тех видов деятельности детей, которые возникают и развиваются у них в разные возрастные периоды.

В результате сенсорного воспитания ребенок овладевает способами чувственного познания мира, наглядно-образного мышления, происходит дальнейшее совершенствование всех видов детской деятельности, формируется относительная самостоятельность в познавательной и практической деятельности.

Основным методом сенсорного воспитания является обследование детьми предметов с целью определения их свойств. Обследование - это специально организованное восприятие предметов для последующего использования его результатов в содержательной деятельности. В процессе обследования дети учатся выделять и различать величину, форму пространственные отношения, цвет.

Одной из важных задач сенсорного воспитания является формирование у детей представлений о сенсорных эталонах. Сенсорные эталоны – это образцы, которые были выработаны в процессе общественно исторического опыта. Такими эталонами являются основные цвет; геометрические фигуры (шар, куб, круг, квадрат и др.), различная высота музыкальных звуков, выраженная в нотах.

При обучении конструированию процесс обследования состоит следующих этапов: восприятие целостного облика предметов; вычисление отдельных его частей и определение их свойств (форма, величина и т.д.); определение пространственных взаимоотношений частей относительно друг друга (выше, ниже, слева, справа); вычленение более мелких частей предмета и установление их расположения по отношению к основным частям; повторное целостное восприятие предметов.

Обучение обследованию проводится с учетом возраста детей младшим даются предметы более простые по форме (мячик, кубик, башенка) окрашенные в основные цвета, без лишних деталей; старшие могут рассматривать и анализировать все окружающие их предмет выделять большое количество качеств (цвет, форму, вес, твердость и мягкость, фактуру материала и др.).

Большие возможности для сенсорного воспитания представляются в работе по ознакомлению детей с окружающим, особенно с природой, побуждение детей к выполнению действий с игрушками и предметами, и способствующих развитию ощущений и восприятий; разбору и сбору пирамидок, матрешек, чашечек - вкладышей, прокатыванию шаров в цветные воротца и т.д.

Вопросы для обсуждения

1. Дайте определение умственному воспитанию

2. Перечислите основные задачи умственного воспитания

3. Дайте определение сенсорного воспитания

4. Перечислите основное содержание сенсорного воспитания




Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: