Нравственное воспитание дошкольников




Нравственное воспитание – это процесс усвоения нравственных норм, формирование нравственного сознания и нравственного поведения, соответствующих требованиям общественной морали.

Теоретические положения, лежащие в основе нравственного развития дошкольников. Философско-социальный аспект: философское учение о морали, ее роли, функциях, происхождении; теория гуманизма как мировоззрения и принципа социальной деятельности человека; положение о развитии человека как процесс усвоения общественно-исторического опыта предшествующих поколений, общечеловеческой и национальной культуры.

Психологический аспект: психологическая теория развития личности; положение о деятельности общения как важнейшего условия и средства нравственного развития личности.

Педагогический аспект: положение о ведущей роли воспитания в процессе нравственного развития; положение о нравственном воспитании как целостном педагогическом процессе и педагогической системе.

Нравственное воспитание – целенаправленный процесс приобщения детей к моральным ценностям человечества и конкретного общества. Результатом нравственного воспитания являются появления и утверждение в личности определенного набора нравственных качеств. Прочность, устойчивость нравственного качества зависят от того, как оно формировалось, какой механизм был положен в основу педагогического воздействия. Для формирования любого нравственного качества возникает необходимость его осознанности. Поэтому нужны знания, на основе которых будут складываться представления о сущности нравственнoгo качества, его необходимости. Данный механизм имеет объективный характер. Главная особенность механизма нравственного воспитания заключается в отсутствии принципа взаимозаменяемости. При этом действие механизма носит гибкий характер: последовательность компонентов может меняться в зависимости от особенности качества и от возраста объекта воспитания.

В зависимости от различных оснований существуют разные подходы к определению механизмов нравственного развития личности.

Первый подход: в соответствии с функциональными компонентами деятельности общения:

1. Социальная ориентация: восприятия другого как социально значимого объекта, предвосхищение ситуации развития общения, эмоциональная реакция на результат предвосхищения.

2. Исполнение: рефлекторная регуляция, подражание, нормативная регуляция, эмоциональная идентификация.

3. Контроль: оценка, самооценка, нравственный выбор.

Второй подход: нравственное развитие происходит под влиянием внешних и внутренних факторов. Это влияние обеспечивается действием различных социально-психологических механизмов. Так, общество в целом и социальная группа (семья, группа детского сада, школьный класс) регулируют поведение личности с помощью таких механизмов, как нормативная регуляция, воспитательное и рeгулятивное влияние искусства и литературы, средства массовой информации.

Личность усваивает нравственные ценности культуры общества посредством следующих механизмов: социальной ориентации, подражания, идентификации, обособления, следования нормам морали.

Усвоив моральные нормы и правила, принципы, традиции и т.д., личность применяет их в жизни самостоятельно.

Задачи, средства и методы нравственного воспитания

В первую группу задач нравственного воспитании входят задачи формирования его механизма: представлений, нравственных чувств, нравственных привычек и норм, практики поведения. Каждый компонент имеет свои особенности формирования, но это единый механизм и потому при формировании одного компонента обязательно предполагается влияние на другие компоненты.

Вторая группа задач нравственного воспитания отражает потребности общества в людях, обладающих конкретными, сегодня востребуемыми качествами. На содержание данных задач оказывают влияние и исторический этап, и особенности возрастного объекта воспитания, и конкретные условия жизни. Задачи нравственного воспитания данной группы были сгруппированы в четыре смысловых блока: воспитание гуманных чувств и отношений; начала патриотизма; трудолюбия; коллективизма.

Средства нравственного воспитания в семье и детском саду, ознакомление с разными сторонами социального окружения; организация деятельности. Педагогические условия организации деятельности, создающие возможности для решения задач нравственного воспитания.

Методы нравственного воспитания: методы, направленные на формирование нравственного сознания (убеждения, разъяснения, внушение, этическая беседа); организация деятельности и практического опыта поступков (упражнения, побуждения, оценка, пример); методы предупреждения отрицательных проявлений (замечания, порицание); методы, направленные на формирование нравственно-ценностного поведения. Использование средств народной педагогики: потешки, пословицы и поговорки, сказки.

Содержание и методика нравственного воспитание детей

раннего возраста

Главное направление в методике – проявлять по отношению к ребенку любовь, внимание, чаще употреблять ласковые слова, поглаживание, хвалить малыша за каждое проявление доброжелательности к людям, обучать способам выражения сочувствия, внимания. Уже в первые месяцы жизни дифференцируются и закрепляются различные первичные социальные реакции ребенка, формируются основы привязанности к взрослому. К концу первого года жизни начинает отчетливо выступать потребность ребенка в совместной деятельности со взрослым и формируются элементарные дифференцированные двигательные и эмоциональные реакции на оценочное воздействие взрослого. На первом году жизни в нравственном воспитании ребенка важное значение имеет развитие интереса к сверстникам и общению с ними. На втором году жизни возможности нравственного воспитания расширяются в связи с важными изменениями в развитии ребенка (совершенствование ВНД, овладение ходьбой, овладение речью, ее понимание). Нравственное воспитание в этот период состоит в формировании положительной, гуманистической направленности взаимоотношений ребенка со взрослыми и сверстниками, в выработке положительных привычек, в предупреждении появления отрицательных черт поведения. Уделяется внимание воспитанию и развитию положительных эмоций и черт детей; формированию элементов нравственного поведения; формирование представления о хороших и плохих поступках; развитию детской самостоятельности в режимных процессах (правила поведения во время еды, умывания, одевания), а также особенности взаимоотношения с другими детьми. Нравственное воспитание ребенка второго года жизни осуществляйся и в предметной деятельности. Ребенок овладевает правилами общения с предметами (бережное отношение).

 

Содержание и методика нравственного воспитание детей

дошкольного возраста

Содержание нравственного воспитания рассматривают по выделенным блокам.

Воспитание гуманного отношения к людям и природе.

В младшем дошкольном возрасте ведущие методы воспитания – пример взрослых и организация педагогических ситуаций, в которых ребенок упражняется в положительном поведении; оценка взрослых и их похвала.

Средства – сам взрослый как носитель положительного способа поведения, а также произведения фольклора – песенки, потешки, сказки. Форма работы – индивидуальные занятия.

В возрасте 4-5 лет – происходит постепенное осознание нравственных ценностей. Здесь главными выступают совместная деятельность со взрослыми, его разъяснения, организация практики поведения. Уже можно обучать решению вербальных логических задач. На данном возрастном этапе развитие сопереживания должно находятся на стадии «переживание-утверждение себя».

В старшем дошкольном возрасте дети способны на анализ отношений, объяснение причин замеченных в них недостатках. Организуются этические беседы. Их содержание – конфликтные отношения между детьми, мораль художественных произведений или произведения изобразительного искусства.

Воспитание коллективизма. Главная функция детского коллектива – воспитывающая: дети включаются в деятельность, которая по своей цели, содержанию и формам организации направлена на формирование личности каждого из них. В дошкольном возрасте говорят о воспитании коллективных взаимоотношений, т.е. таких взаимоотношений, которые характеризуются взаимопомощью, отзывчивостью, дружбой, ответственностью, добротой, инициативностью. Условия для этого – общение со взрослыми и сверстниками. В 3-4 года воспитывается самостоятельность, которая проявляется в самоуправлении. В 4-6 лет – организация совместной трудовой деятельности. Для воспитания коллективных взаимоотношений появление такого феномена, как дружба, имеет смыслообразующее значение. Она ускоряет процесс действенного осознания социальных взаимоотношений. Значимыми характеристиками коллективных взаимоотношений являются взаимопомощь и отзывчивость (в раннем возрасте – утешение обиженного; в 4 года – помощь в самообслуживании; в 5 лет – помощь в совместных играх, на занятии, в быту – основательны мотивы; старшие дошкольники – осознанность и избирательность, помощь малышам). Следующей характеристикой развития коллектива – общественное мнение. Оно формируется в детском коллективе по мере осознания детьми принятых в обществе нравственных норм и правил. В младшем возрасте правила имеют особое значение (ориентир поведения), в старшем гибкое отношение к выполнению правил. Содержание культуры поведений и взаимоотношений служит обучение детей умениям красиво и правильно есть; быть опрятным; следить за позой, осанкой; владеть речевым этикетом; владеть способами учтивого оказания внимания.

Воспитание начал патриотизма и гражданственности (любовь к Родине и толерантного отношения к людям Земли – равенство всех народов). Патриотическое воспитание организованный процесс взаимодействия воспитателя и воспитуемых, направленный на формирование патриотизма как свойства личности. Важная часть работы по патриотическому воспитанию – приобщение к традициям и обычаям и рода, страны, к искусству. Дети узнают традиции, участвуют в них, принимают их, привыкают к ним. Любовь маленького ребенка-дошкольника к Родине начинается с отношения к самым близким людям – отцу, матери, дедушке, бабушке, с любви к своему дому, улице, на которой он живет, детскому саду, городу; знаний о названии страны, ее географии, природе, символике, известные имена, прославившие пашу Родину.

Средства патриотического воспитания – окружение (природное и социальное), художественная литература, музыка, изобразительной искусство, деятельность (игра, труд), праздники, которые отмечаются в стране и детском саду. Интернациональное воспитание - организованный процесс взаимодействия воспитателя и воспитуемых, направленный на проявление интереса и представлений других национальностей, в получении информации о них, элементарных представлений об особенностях их жизни, быта, культуры. Норм и правил межнациональных общения, уважительного отношения к представителям других национальных культур.

Этническое воспитание дошкольников

В настоящее время чрезвычайно актуальной стала проблема воспитания этнической культуры у дошкольников. Бурные этнические процессы конца XX столетия более чем убедительно свидетельствуют, что и некультурные взаимоотношения и взаимосвязи являются весьма важными в жизнедеятельности современных государств и народов. Это находит свое выражение в объединении этнических общностей для борьбы за обладание природными ресурсами, политическую власть, территориальную и культурную ценность. Многочисленные этнические конфликты, регионы этнической напряженности, националистические, религиозные, культурные движения и объединения показывают, что этнокультурные проблемы в новейшей истории не утратили своей значимости.

Современная педагогика рассматривает воспитание этнической культуры у детей как активный целенаправленный процесс формирования межнациональных отношений, включающих в себя этническое сознание, межнациональное общение, взаимодействие, этническую толерантность, воспитание ребенка с ранних лет жизни в любви к Родине, народным традициям, изучению истории и культуры своего народа.

Известно, что дошкольный возраст – важнейший период становления личности, когда закладываются предпосылки гражданских качеств, развиваются представления детей о человеке, обществе, культуре.

В дошкольном учреждении ознакомление с окружающим миром осуществляется через традиции своей социокультурной среды – местные историко-культурные, национальные, географические, климатические особенности региона. При этом очень важно привить детям любовь к природным и культурным ценностям родного края, ибо именно на этой основе воспитывается патриотизм, чувство привязанности к своей малой и большой Родине.

Республика Башкортостан на данном этапе является многонациональной, что должно отражаться в нашей системе образования. Образование на всех уровнях должно способствовать и содействовать культурной идентификации участников образовательного процесса. В Республике Башкортостан в системе дошкольного образования разрабатываются и практикуются различные программы национального образования, но недостаточно проработано научно-методическое обоснование этих программ, а также очень мало внимания уделяется работе с родителями по педагогическому просвещению.

Воспитание этнической культуры в дошкольном образовательном учреждении должно осуществляться комплексно, но каждая детская деятельность отличается специфическими возможностями для наиболее успешной реализации той или иной задачи; Также необходимо учитывать, что без влияния семьи в данной проблеме не возможно добиться требуемых результатов.

Умственное, эстетическое, нравственное, т.е. сугубо социальное развитие в старшем дошкольном возрасте набирает высокий темп.

Дошкольник активно познает окружающий мир, хочет разобраться, понять наблюдаемые явления, события. В этот период активно развивается память, мышление, речь, воображение.

Живость ума, любознательность, хорошая память позволяют дошкольнику без особого труда накапливать такую массу информации, которая в последующие периоды жизни вряд ли повторится.

Знакомство с этнической культурой в старшем дошкольном возрасте сложный, многоэтапный, но интересный и увлекательный процесс. В воспитании этнической культуры у детей дошкольное учреждение играет важную роль. Здесь он получает систематизированные знания, приобретает умение взаимодействовать с другими детьми и взрослыми.

Нравственно-волевое воспитание детей

Волевое воспитание составляет одну из важнейших сторон нравственного воспитания. При условии целенаправленного педагогического руководства игровая деятельность детей становится средством воспитания нравственно-волевых усилий.

Ценность игры в нравственно-волевом воспитании состоит в том, что эта деятельность даёт возможность наиболее свободно и самостоятельно справляться с задуманной целенаправленной деятельностью. В игре особенно отчётливо проявляется достижение и недостатки нравственно-волевого развития, уровня овладения детьми нормами и правилами поведения. Важнейшим составляющим структуры игры является ее содержание. Оно влияет на развитие чувств, помогает формировать нравственно-волевые представления, создаёт предпосылки для положительного поведения.

Воля человека – сложное образование, оно состоит из относительно самостоятельных качеств. К ним следует отнести целеустремленность, решительность, настойчивость, выдержку, самостоятельность, организованность, дисциплинированность, смелость, и другие. Слабоволие человека характеризуется такими понятиями, как беспринципность, лень, трусость, упрямство и т.д.

Волевые свойства, как и другие психологические качества, не даны человеку от природы, а формируются при жизни, с малых лет, в процессе обучения, воспитания, деятельности. Развитие воли неразрывно связано со всем развитием личности,

Воля личности проявляется, таким образом, не во всякой, а лишь в сознательно направленной активности, когда человек борется за достижение поставленной цели, соответствующей его нравственным принципам и убеждениям. Для всех волевых убеждений характерен один общий признак – сознательная борьба личности с трудностями, неизбежными при решении всякой более или менее сложной задачи, что выражается в целенаправленном регулировании поведения, деятельности.

Наличие воли у человека неразрывно связано с наличием значимых, важных для него целей и задач. Сознательное саморегулирование в затруднённых условиях человек осуществляет с помощью волевых усилий, направленных на определение цели и плана предпринимаемого действия и на его исполнение.

В процессе исполнения волевое регулирование проявляется в сознательном поиске действия, ускорении или замедлении, временной задержке и возобновлении.

Нравственно-волевое усилие – это преднамеренное усилие, когда человек ясно сознаёт цель действия, видит трудности, которые препятствуют её достижению, и активно борется с ними, сознательно регулирует процессы деятельности в соответствии с её целями.

С помощью волевого усилия человек не уничтожает свои привычки или другие формы непроизвольной активности, а только изменяет их форму или подавляет внешнее проявление. Поэтому воля – это ещё и власть человека над собой, своими стремлениями, чувствами.

Необходимый уровень развития волевых процессов – одно из важных условий успеха детей в учении.

Нравственно-волевые свойства (качества) личности – это уже не временные состояния, а относительно постоянные, не зависящие от данной ситуации, устойчивые психические образования личности. Воля личности и есть не что иное, как сложившаяся в процессе жизни определённая совокупность её свойств, характеризующая достигнутый уровень, сознательной регуляции поведения. Воспитанная воля - единство слова и дела. Бесспорно, что исполнение действия у воспитанного человека не автоматическая «разрядка» намеренья в действиях, а глубоко осмысленный, творческий процесс, предполагающий не только мобилизацию волевой активности, но корректировку первоначального плана в соответствии с ситуацией.

Все нравственно-волевые качества формируются на протяжении жизни и деятельности человека. Волевые процессы у ребёнка формируются в неразрывной связи с процессами познавательными и эмоциональными. Первоначально непроизвольные процессы восприятие, внимание, памяти и т.д. с развитием психики ребёнка приобретают произвольный характер.

Эффективно влияет на развитие нравственно-волевых качеств детская и художественная литература, просмотр киносказок. Одно из необходимых условий, способствующих воспитанию воли ребёнка, создание строго определённого и правильного режима, то есть распорядка его жизни. Если ребёнок растёт без определённого режима, порядка занятий, то в будущем для него будет характерно отсутствие способности к волевому усилию. Для безвольных людей характерно отсутствие культуры труда и отдыха, которые закладываются ещё в детстве.

Большая роль в развитии воли принадлежит физическому воспитанию, так как, с одной стороны, люди бывают безвольными в связи с отсутствием у них достаточного запаса сил к преодолению препятствий, а с другой – физические упражнения, соревнования с другими учат преодолевать трудности.

Так же следует особо подчеркнуть значение деятельности в развитии воли ребёнка. Трудовая деятельность невозможна без волевых усилий, преодоления препятствий. Ничто не является таким мощным механизмом формирования воли человека как труд.

В любом виде труда есть реальная цель, достижение которой требует определённой последовательности действий, приложения усилий для достижения результата. В труде имеются условия, проявления настойчивости. Социальная значимость труда воспитывает у него чувство ответственности. Так отсутствие целенаправленного использования труда для нравственно-волевого развития ребёнка приводит к недостаткам самостоятельности, не умении планировать работу доводить её до намеченного результата.

Поэтому важно с детства предоставлять личности условия для включения в настоящий произвольный труд.

Игра – ведущий вид деятельности дошкольников, в её процессе развивается психический мир ребёнка и, в частности его воля. Игровая деятельность оказывает влияние и преобразование, как на умственное, так и на волевое развитие.

Правила игры и устойчивые действия развивают такие волевые черты, как выдержка, умение преодолевать своё нежелание действовать, умение считаться с намерениями партнёра по игре, ловкость, находчивость и быстрота ориентации в обстановке, решительность в действиях. Ребёнок учится совершать произвольное действие и поступки, у него формируется произвольное поведение. Каждый малыш выполняет в игре определённую роль, так или иначе, подчиняясь организатору. Так развиваются коллективные действия. Если ребенок воспитывается дома без общения с другими детьми, у него развиваются индивидуальные действия и не развиваются коллективные.

Дети дошкольного возраста обычно очень активны. Чтобы выполнить какое-либо поручение взрослых, ребёнку приходится свои желания, и прекращать интересующее его дело. Это тренировка развивающейся воли ребёнка.

В старшем дошкольном возрасте ребёнок начинает мечтать о том, кем он будет, и в некоторых случаях воображаемая цель побуждает его выполнять такие действия, которые не доставляют ему удовольствия. Например, желая стать моряком, лётчиком, многие мальчики в этом возрасте начинают более регулярно заниматься зарядкой, учатся плавать. Получая в повседневной жизни практическое подтверждение своим силам и возможностям, ребёнок к концу дошкольного возраста приобретает значительную самостоятельность и уверенность в себе.

У детей старше дошкольного возраста слова «надо», «можно», и нельзя» становятся основой для саморегуляции, когда мысленно произносятся самим ребенком силы воли. Итак, воспитание нравственно-волевых качеств является важным условием в воспитании человека. Нравственно-волевые действия появляются очень рано и проходят длинный путь своего развития. На каждой ступени этого развития воля имеет свои качественные особенности.

Вопросы для обсуждения

1. Дайте определение нравственному воспитанию

2. Назовите задачи, средства и методы нравственного воспитания

3. Раскройте кратко содержание этнического воспитания дошкольников

4. Что такое нравственно-волевое воспитание дошкольников?



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: