Жизненные ценности и ориентиры




Тема. Человек. Индивид. Личность. (обществознание 8 класс)

 

· Человек – это самое общее понятие, которое указывает на принадлежность к человеческому роду homo sapiens

· Индивид — конкретный человек, единичный представитель человеческого рода.

Индивидом являются от природы, т.к. его отличительные признаки определены генетически (цвет глаз, тембр голоса, отпечатки пальцев).

· Личность — совокупность неповторимых личностных свойств конкретного человека.

Стать личностью — это значит не только обладать важ­ными для общества качествами, но и проявлять эти каче­ства в разнообразной деятельности.

· Индивидуальность — конкретный человек во всем многообразии своих физических, физиологических, психологических и социальных качеств. Уникальное воплощение человеческих качеств.

А. Г. Асмолов: «Индивидом рождаются. Личностью становятся. Индивидуальность отстаивают».

Качества личности (черты характера)

Положительные Отрицательные
доброта, отзывчивость, трудолюбие, терпеливость, усердие, ответственность, эмпатия, миролюбие, дружелюбность, высокая культура личности, верность, бескорыстие, искренность, честность, уверенность в себе, развитый интеллект, рассудительность, целеустремленность, оптимизм, надежность, жизнерадостность, практичность, активность, инициативность, решительность, смелость, аккуратность, бережливость, пунктуальность, осторожность, нежность, внимательность, обаяние, заботливость и так далее. лживость, лицемерие, безответственность, презрение, грубость, вспыльчивость, лень, уныние, разгильдяйство, хамство, агрессивность, ненависть, нетерпимость, чрезмерный эгоизм, пассивность, безволие, нерешительность, обидчивость, заносчивость, трусость, жадность, алчность, бесчувственность, безразличие, чрезмерная самокритичность, завистливость, мстительность, неряшливость и многие-многие другие.

 

Жизненные ценности и ориентиры

Вопрос «Кто я?» воз­никает не случайно. Сравнение себя, своих качеств с други­ми людьми позволяет молодому человеку сделать некоторые открытия, увидеть своё внутреннее и внешнее «я»: «Когда я думаю о себе, я чувствую гордость, что я это умею», «Когда я задумываюсь о себе, я порой ужасаюсь, неужели я на это способен». Каждый человек может отыскать в себе в одно и то же время и хорошее, и плохое. Но когда молодой чело­век задумывается о себе, то он ещё и пытается представить, как он будет выглядеть, когда станет взрослым.

Поэтому вопрос «Кто я?» подразумевает в юности оцен­ку не столько имеющихся черт, сколько перспектив и воз­можностей: кем я стану? Что случится со мной в будущем? Как и зачем мне жить? «Зачем я?» Начиная с оценки своего тела, внешности, поведения, способностей, мечтаний о будущем, молодые люди переходят к поиску себя в выборе профессии, в кото­рой могут быть реализованы способности, достигнута жиз­ненная цель.

Смысл жизни и счастье - это процесс, долгий путь преодоления трудностей, изобилующий болью потерь и радостью успехов. Каждый отрезок жизни име­ет свой смысл, дающий человеку ощущение счастья. Не последнее место среди жизненных ценностей и ориен-
тиров принадлежит профессиональному выбору. Хорошо тому, кто с ранних лет знает, какой профессии он посвятит себя. Но гораздо больше тех, кто не сделал выбора и мучительно размышляет: кем быть?

Для того чтобы твой выбор профессии максимально совпал с ожиданиями и возможностями, необходимо немало.
Во-первых, нужна осведомлённость о профессии.

Во-вторых, следует учитывать мнение футурологов (специалистов по прогнозированию будущего), которые полагают, что в XXI в. придётся не раз на протяжении жизни
менять специальность из-за коренных изменений в технологии производства.

 

Области профессио­нальной деятельности принято делить на следующие:

Ø «чело­век — техника», где главный, ведущий предмет труда — технические системы, вещественные объекты, виды энергии;

Ø «человек — природа», где предполагаются в качестве веду­щего предмета труда растения, животные или микроорга­низмы;

Ø «человек — знак» — здесь ведущий предмет тру­да — условные знаки, цифры, коды, естественные или ис­кусственные языки (например, компьютерные);

Ø «человек — человек» — область ориентирована на работу с людьми, на группы, коллективы;

Ø «человек — художественный об­раз» — эта область использует в качестве ведущего пред­мета художественные образы, условия их построения.

В-третьих, важно понимать, что далеко не каждый смо­жет стать в своей профессии знаменитым.

Становление личности. Личность обязательно предпо­лагает наличие своего взгляда на мир (мировоззрения - система взглядов на мир, на место чело­века в нём и на смысл его жизни и деятельности). То есть это прежде всего идеи, ценности, взгляды общего характера, которые создают определённую картину мира и человека.

Как проходит становление личности?

Этот процесс на протяжении жизни включает три основ­ные фазы.

ü Адаптация - освоение действующих в той или иной группе норм (нравственных, учебных, производственных и др.) и овладении теми приёмами и средствами деятельно­сти, которыми владеют другие члены этой группы. На этой фазе человек усваивает образцы жизнедеятельности группы, становится как все.

ü Индивиду­ализация. Суть её состоит в том, что человек ищет средства и способы для обозначения своей индивидуальности. На этой фазе личности важно, чтобы люди отметили её индивидуальные особенности, признали и оценили её.

ü Интеграция. Здесь человек стремится найти лучшее при­менение своим индивидуальным свойствам. Он становится частью целого — группы, общности, всего общества.

 

Процесс становления личности называется социализацией. Становление личности происходит только в обществе. В этом процессе человеку помогает множество факторов. Учёные называют эти фак­торы агентами социализации.

Агенты социализации:

· агенты первичной социализации - ближай­шее окружение человека — семья, родственники, свер­стники, друзья и приятели. Все эти люди определённым образом влияют на формирование взглядов, убеждений, ценностей. Причём это влияние может быть разнообраз­ным. В семье формируется определённый уклад, привычки, традиции, которым человек часто следует всю жизнь. Если этот уклад неблагоприятен для становления человека, его личность может либо деформироваться, либо противостоять неблагоприятным условиям. Все, с кем человек взаимодей­ствует непосредственно, кто входит в ближнее его окруже­ние, именуются агентами первичной социализации

· агенты вторичной социализации - формаль­ное, опосредованное окружение человека — организации и учреждения (школа, армия, государство, цер­ковь, средства массовой информации, политические партии и общественные организации).

Процесс социализации продолжается всю жизнь, пока человек осваивает разные роли в обществе и приобщается к нормам, правилам и ценностям этого общества.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: