Тема. Человек. Индивид. Личность. (обществознание 8 класс)
· Человек – это самое общее понятие, которое указывает на принадлежность к человеческому роду homo sapiens
· Индивид — конкретный человек, единичный представитель человеческого рода.
Индивидом являются от природы, т.к. его отличительные признаки определены генетически (цвет глаз, тембр голоса, отпечатки пальцев).
· Личность — совокупность неповторимых личностных свойств конкретного человека.
Стать личностью — это значит не только обладать важными для общества качествами, но и проявлять эти качества в разнообразной деятельности.
· Индивидуальность — конкретный человек во всем многообразии своих физических, физиологических, психологических и социальных качеств. Уникальное воплощение человеческих качеств.
А. Г. Асмолов: «Индивидом рождаются. Личностью становятся. Индивидуальность отстаивают».
Качества личности (черты характера)
Положительные | Отрицательные |
доброта, отзывчивость, трудолюбие, терпеливость, усердие, ответственность, эмпатия, миролюбие, дружелюбность, высокая культура личности, верность, бескорыстие, искренность, честность, уверенность в себе, развитый интеллект, рассудительность, целеустремленность, оптимизм, надежность, жизнерадостность, практичность, активность, инициативность, решительность, смелость, аккуратность, бережливость, пунктуальность, осторожность, нежность, внимательность, обаяние, заботливость и так далее. | лживость, лицемерие, безответственность, презрение, грубость, вспыльчивость, лень, уныние, разгильдяйство, хамство, агрессивность, ненависть, нетерпимость, чрезмерный эгоизм, пассивность, безволие, нерешительность, обидчивость, заносчивость, трусость, жадность, алчность, бесчувственность, безразличие, чрезмерная самокритичность, завистливость, мстительность, неряшливость и многие-многие другие. |
Жизненные ценности и ориентиры
Вопрос «Кто я?» возникает не случайно. Сравнение себя, своих качеств с другими людьми позволяет молодому человеку сделать некоторые открытия, увидеть своё внутреннее и внешнее «я»: «Когда я думаю о себе, я чувствую гордость, что я это умею», «Когда я задумываюсь о себе, я порой ужасаюсь, неужели я на это способен». Каждый человек может отыскать в себе в одно и то же время и хорошее, и плохое. Но когда молодой человек задумывается о себе, то он ещё и пытается представить, как он будет выглядеть, когда станет взрослым.
Поэтому вопрос «Кто я?» подразумевает в юности оценку не столько имеющихся черт, сколько перспектив и возможностей: кем я стану? Что случится со мной в будущем? Как и зачем мне жить? «Зачем я?» Начиная с оценки своего тела, внешности, поведения, способностей, мечтаний о будущем, молодые люди переходят к поиску себя в выборе профессии, в которой могут быть реализованы способности, достигнута жизненная цель.
Смысл жизни и счастье - это процесс, долгий путь преодоления трудностей, изобилующий болью потерь и радостью успехов. Каждый отрезок жизни имеет свой смысл, дающий человеку ощущение счастья. Не последнее место среди жизненных ценностей и ориен-
тиров принадлежит профессиональному выбору. Хорошо тому, кто с ранних лет знает, какой профессии он посвятит себя. Но гораздо больше тех, кто не сделал выбора и мучительно размышляет: кем быть?
Для того чтобы твой выбор профессии максимально совпал с ожиданиями и возможностями, необходимо немало.
Во-первых, нужна осведомлённость о профессии.
Во-вторых, следует учитывать мнение футурологов (специалистов по прогнозированию будущего), которые полагают, что в XXI в. придётся не раз на протяжении жизни
менять специальность из-за коренных изменений в технологии производства.
Области профессиональной деятельности принято делить на следующие:
Ø «человек — техника», где главный, ведущий предмет труда — технические системы, вещественные объекты, виды энергии;
Ø «человек — природа», где предполагаются в качестве ведущего предмета труда растения, животные или микроорганизмы;
Ø «человек — знак» — здесь ведущий предмет труда — условные знаки, цифры, коды, естественные или искусственные языки (например, компьютерные);
Ø «человек — человек» — область ориентирована на работу с людьми, на группы, коллективы;
Ø «человек — художественный образ» — эта область использует в качестве ведущего предмета художественные образы, условия их построения.
В-третьих, важно понимать, что далеко не каждый сможет стать в своей профессии знаменитым.
Становление личности. Личность обязательно предполагает наличие своего взгляда на мир (мировоззрения - система взглядов на мир, на место человека в нём и на смысл его жизни и деятельности). То есть это прежде всего идеи, ценности, взгляды общего характера, которые создают определённую картину мира и человека.
Как проходит становление личности?
Этот процесс на протяжении жизни включает три основные фазы.
ü Адаптация - освоение действующих в той или иной группе норм (нравственных, учебных, производственных и др.) и овладении теми приёмами и средствами деятельности, которыми владеют другие члены этой группы. На этой фазе человек усваивает образцы жизнедеятельности группы, становится как все.
ü Индивидуализация. Суть её состоит в том, что человек ищет средства и способы для обозначения своей индивидуальности. На этой фазе личности важно, чтобы люди отметили её индивидуальные особенности, признали и оценили её.
ü Интеграция. Здесь человек стремится найти лучшее применение своим индивидуальным свойствам. Он становится частью целого — группы, общности, всего общества.
Процесс становления личности называется социализацией. Становление личности происходит только в обществе. В этом процессе человеку помогает множество факторов. Учёные называют эти факторы агентами социализации.
Агенты социализации:
· агенты первичной социализации - ближайшее окружение человека — семья, родственники, сверстники, друзья и приятели. Все эти люди определённым образом влияют на формирование взглядов, убеждений, ценностей. Причём это влияние может быть разнообразным. В семье формируется определённый уклад, привычки, традиции, которым человек часто следует всю жизнь. Если этот уклад неблагоприятен для становления человека, его личность может либо деформироваться, либо противостоять неблагоприятным условиям. Все, с кем человек взаимодействует непосредственно, кто входит в ближнее его окружение, именуются агентами первичной социализации
· агенты вторичной социализации - формальное, опосредованное окружение человека — организации и учреждения (школа, армия, государство, церковь, средства массовой информации, политические партии и общественные организации).
Процесс социализации продолжается всю жизнь, пока человек осваивает разные роли в обществе и приобщается к нормам, правилам и ценностям этого общества.