Преемственность между дошкольным учреждением и школой




В дошкольном учреждении ведется целенаправленная работа по установлению преемственности между детским садом и школой. Эта работа имеет следующие направления:

- содержание,

- методы,

- формы обучения.

Детский сад и школа составляют единый совместный план, целью которого и является конкретизация работы по названным трем линиям. План включает в себя две части:

- содержание совместной работы воспитателя и учителя;

- ознакомление детей со школой.

Планом совместной работы могут предусматриваться взаимное посещение школы и детского сада учителем и воспитателем с целью ознакомления с формами, методами работы, участие в педагогических советах, взаимное консультирование, совместное проведение родительского собрания воспитателем и учителем, организация конференций, изучение программ воспитания в дошкольном учреждении и программы первого класса школы и др.

Очень полезно посещение воспитателем школы в тот период, когда его бывшие воспитанники уже станут первоклассниками. Воспитатели, любящие детей, как правило, долго не теряют своих питомцев из виду и наблюдают за их успехами не только в первом классе.

Таким образом, важнейшим условие эффективности работы по налаживанию преемственных связей между детским садом и школой является доброжелательный деловой контакт между воспитателем и учителем.

Вопросы для обсуждения

1. Что включает в себя специальная готовность дошкольника к школьному обучению?

2. Что включает в себя общая готовность дошкольника к школьному обучению?

3. В чем особенность преемственность между дошкольным учреждением и школой?

4. Перечислите формы взаимодействия ДОУ и школы.


Основная литература

1. Аникеева, Н.П. Педагогика и психология игры / Н.П.Аникеева. – М.: Педагогика, 2005. – 364 с.

2. Аникеева, Н.П. Игра в педагогическом процессе / Н.П. Аникеева.– М.: Педагогика, 2001. – 89 с.

3. Болотина, Л.Р., Баранов, С.П., Комарова, Т.С. Дошкольная педагогика / Т.Н. Доронова, С.П. Баранов, Т.С. Комарова.– М.: Академический проект, 2005.– 456 с.

4. Бондаренко, А.К. Дидактические игры в детском саду. Книга для воспитателя детского сада/ А.К.Бондаренко. – 2-е издание, доработанное. – М.: Просвещение, 1991. – 160 с.

5. Васильева, М.А. Руководство играми детей в дошкольных учреждениях. Из опыта работы / М.А.Васильева. – М.: Просвещение, 1986. – 112 с.

6. Венгер, Л.А. Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников / Л.А. Венгер.– Изд. второе пререраб. – М.: Просвещение, 1978. – 96 с.

7. Венгер, Л.А. Воспитание сенсорной культуры ребенка / Л.А. Венгер, Н.Б. Венгер, Э.Г. Пилюгина.– М.: Просвещение, 1988. – 144 с.

8. Выготский, Л.С. Игра и ее роль в психологии развития ребенка / Л.С. Выгодский / Вопросы психологии.– 1966.– № 6 // Электронный ресурс.– Internet – www.psuchologu-online.net.

9. Выготский, Л.С. Воспитание высших форм внимания в детском возрасте. Хрестоматия по вниманию / Под ред. А. Н. Леонтьева и др. – М., 2007. – 391 с.

10. Выготский, Л.С. Педагогическая психология / Под ред. В.В. Давыдова. – М.: Педагогика-Пресс, 1999. – 536 с.

11. Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников / Под ред. Л.А. Венгера. – М.: Просвещение, 2008. – 315 с.

12. Дьяченко, О.М. Об основных направлениях развития воображения дошкольника. Хрестоматия по детской психологии / Под ред. Г.В. Бурменской. – М., 1996. – 459 с.

13. Запорожец, А.В. Игра и ее роль в развитии ребенка дошкольного возраста./ А.В.Запорожец, Т.А. Маркова. – М., 1978. – 226 с.

14. Задачи, содержание и методы разностороннего развития и гармоничного воспитания дошкольников. Учебно-методические материалы по курсу «Дошкольная педагогика»: учебное пособие для студ. оч. и заоч. отделений факультетов дошкольной педагогики высш. и сред. проф. учеб. заведений по специальности ПиМДО и ДПП / Авт.-сост. М.С. Черникова.– Бирск: Бирск. гос.пед. ин-т, 2005.– 184 с.

15. Игры – занятия с малышами / А.Н. Фролова. – Киев: Радянская школа, 2007. – 368 с.

16. История советской дошкольной педагогики. Хрестоматия / Под редакцией М.Н. Колмаковой, В.И. Логиновой. – М.: Просвещение, 1988. – 448 с.

17. Козлова. С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика / С.А. Козлова, Т.А. Куликова.– М.: Академия, 2000.– 234 с.

18. Крупская, Н.К. Роль игры в детском саду. Педагогические сочинения / Н.К. Крупская.– Т. 6.– М., 1959. – 496 с.

19. Логинова, В.И. Дошкольная педагогика. Учебное пособие для студентов пединститутов / В.И. Логинова, П.Г. Саморукова.– 2-е издание, исправленное и дополненное. – М.: Просвещение, 1988.– 256 с.

20. Макаренко, С.А. Игра. Сочинения / С.А. Макаренко.– Т. 4. – М.: Педагогика, 1957. – 396 с.

21. Менжерицкая, Д.В. Воспитателю о детской игре. Пособие для воспитателя детского сада / Д.В. Менжерицкая. – М.: Просвещение, 1982.– 128 с.

22. Общие вопросы дошкольной педагогики. Учебно-методические материалы по курсу «Дошкольная педагогика»: учебное пособие для студ. оч. и заоч. отделений факультетов дошкольной педагогики / Авт.-сост. М.С. Черникова.– Бирск: Бирск. гос. пед. ин-т, 2005.– 101 с.

23. Пастюк, О.В. Дошкольная педагогика в схемах и таблицах / О.В. Пастюк.– Ростов н/Д.: Феникс, 2009.– 196 с.

24. Поддьяков, Н. Н. Сенсорное воспитание ребенка в процессе конструктивной деятельности. Теория и практика сенсорного воспитания в детском саду / Н.Н. Поддьяков. – М., 2001. – 456 с.

25. Смирнова, Е.О. Влияние игр на развитие воли и произвольности дошкольников / Е.О.Смирнова. – М., 1998. – 220 с.

26. Сухомлинский, В.А. О воспитании / В.А. Сухомлинский.– издание второе. – М.: Издательство политической литературы, 1975. – 272 с.

27. Усова, А.П. Обучение в детском саду / А.П. Усова. – М.: Просвещение, 1970. – 184 с.

28. Урунтаева, Г.А. Хрестоматия / Сост. Г.А. Урунтаева. – М., 1997. – 452 с.

29. Урунтаева, Г.А. Психология дошкольника / Г.А. Урунтаева. – М., 1997. – 381 с.

30. Эльконин, Д.Б. Психология игры / Д.Б. Эльконин. – М.: Педагогика, 1978. – 304 с.

31. Фазлыева, Ф.Н. «Мой край – Башкортостан. Программа по ознакомлению детей дошкольного возраста с родным краем / Ф.Н. Фазлыева.– Уфа: Китап, 2003. – 76 с.

32. Шипицына, Л.М. Азбука общения / Л.М. Шипицина, О.В. Защиринская, А.П. Воронова, Т.А. Нилова.– «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2004. – 384 с.

33. Ядэшко, В.И. Дошкольная педагогика / Ф.А. Сохин, В.И. Ядэшко. – 2-е изд. исправленное и дополненное.– М.: Просвещение, 1986. – 415 c.

Дополнительная литература

1. Доронова, Т.Н. Обучение детей рисованию, лепке, аппликации в игре / Т.Н. Доронова, С.Г. Якобсон. – М.: Просвещение, 1992. – 143 с.

2. Казакова, Т.Г. «Детское изобразительное творчество». Методическое пособие для специалистов дошкольных образовательных учреждений / Т.Г. Казакова.– М.: Карапуз-дидактика, 2006. – 125 с.

3. Комарова, Т.С. «Детское художественное творчество». Методическое пособие для воспитателей и педагогов / Т.С.Комарова.– М.: Мозаика-Синтез, 2006. – 231 с.

4. Комарова,Т.С. Изобразительное искусство детей в детском саду и школе. Преемственность в работе детского сада и начальной школы / Т.С. Комарова, О.Ю. Зарянова, Л.И. Иванова, Г.С. Корзина, О.М. Милова.– М.: Педагогическое общество России, 1999. – 152 с.

5. Мухина, В.С. Изобразительная деятельность как форма усвоения социального опыта / В.С. Мухина. – М.: Просвещение, 1981. – 216 с.

6. Методика обучения изобразительной деятельности и конструированию / Т.С. Комарова, Н.П. Саккулина, Н.Б. Халезова [ и др.].– 3-е изд., дораб.– М.: Просвещение, 1991. – 256 с.

7. Обухова, Л.Ф. Детская (возрастная) психология. Учебник / Л.Ф. Обухова. – М.: Российское педагогическое агентство, 1996.– 374 с.

8. Сакулина, Н.П. Рисование в дошкольном детстве / Н.П. Сакулина. – М.: Просвещение, 1965. – 213 с.

ПРИЛОЖЕНИЕ

Вопросы к экзамену по курсу

«Дошкольная педагогика»

1. Дошкольная педагогика как наука.

2. Источники развития дошкольной педагогики.

3. Основные задачи дошкольной педагогики.

4. Связь дошкольной педагогики с другими науками.

5. Место дошкольной педагогики в системе педагогических наук.

6. Семья как первый институт воспитания ребенка.

7. Общественное дошкольное воспитание в России.

8. Типы дошкольных образовательных учреждений.

9. Методология и методы педагогического исследования.

10. Развитие, воспитание и формирование личности дошкольника.

11. Биологическое и социальное в развитии и воспитании личности.

12. Значение и уникальность дошкольного детства.

13. Возрастная периодизация в педагогике. Характеристика возрастных периодов.

14. Характеристика новорожденности.

15. Характеристика младенческого возраста.

16. Характеристика раннего возраста.

17. Характеристика дошкольного возраста.

18. Предметно-развивающая среда ДОУ.

19. Адаптация детей к условиям жизни и воспитания в дошкольных учреждениях.

20. Создание эмоционально благоприятной атмосферы в группе.

21. Работа с родителями в период адаптации к ДОУ.

22. Взаимодействие "взрослый ребенок" и педагогическое общение.

23. Понятие о цели воспитания детей дошкольного возраста.

24. Декларация и конвенция о правах ребенка.

25. Современные образовательные программы для дошкольных учреждений.

26. Вариативные программы дошкольного образования.

27. Использование зарубежного опыта в работе ДОУ.

28. Система образования в РФ.

29. Характеристика образовательной системы в России.

30. Основные законодательные документы в системе дошкольного образования. (Закон РФ и РБ «Об образовании»). Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении.

31. Планирование педагогического процесса в ДОУ.

32. Личность педагога дошкольного образовательного учреждения.

33. Социальная значимость профессии педагога.

34. Личностные качества педагога.

35. Профессиональные качества педагога.

36. Дать определение педагогическим понятиям: обучение, образование, воспитание.

37. Дать определение педагогическим понятиям: содержание, принципы, методы.

38. Дать определение педагогическим понятиям: приемы, средства, деятельность.

39. Дать определение педагогическим понятиям: педагогический процесс, педагогическое мастерство.

40. Дать определение педагогическим понятиям: развивающая среда, педагогический опыт.

 

 


Вопросы к экзамену по курсу

«Методика обучения и воспитания в области дошкольного

Образования»

1. Предмет и задачи дошкольной педагогики.

2. Развитие, воспитание и формирование личности дошкольника.

3. Понятие методов, приемов и средств воспитания.

4. Биологическое и социальное в развитии и воспитании личности.

5. Педагогические идеи отечественных и зарубежных мыслителей о воспитании, образовании и развитии ребенка.

6. Общественное дошкольное воспитание в России.

7. Основные законодательные документы в системе дошкольного об­разования. (Закон РФ и РБ «Об образовании»). Типовое положе­ние о ДОУ.

8. Возрастная периодизация в педагогике. Характеристика возрас­тных периодов.

9. Возрастные возможности и задачи умственного воспитания дошко­льников.

10. Содержание, условия, средства и методы умственного воспитания дошкольников.

11. Сенсорное воспитание как основа умственного воспитания дошко­льника.

12. Становление дидактики детского сада в истории дошкольной педагогике.

13. Содержание и строение учебной деятельности дошкольников.

14. Занятия как основная форма организации обучения дошкольников.
15. Методика социально-нравственного воспитания дошкольников в разных возрастных группах дошкольного образовательного учреждения.

16. Теория и методика трудового воспитания дошкольников.

17. Теория и методика эстетического воспитания дошкольников.

18. Взаимодействие "взрослый ребенок" и педагогическое общение.

19. Детское творчество и детская одаренность.

20. Теории игры в отечественной и зарубежной педагогике.

21.Сюжетно-ролевая игра как ведущий вид деятельности в дошкольном возрасте.

22. Игра как средство воспитания и обучения дошкольника.

23. Игра как форма организации жизни детей и ее место в педаго­гическом процессе ДОУ

24. Классификация детских игр. Руководство творческими играми детей.

25. Игры драматизации

26. Строительно-конструктивные игры.

27. Игрушка и психическое развитие ребенка.

28. Адаптация детей к условиям жизни и воспитания в дошкольных учреждениях.

29. Возрастные особенности и методика воспитания детей раннего воз­раста.

30. Развивающая среда в дошкольном образовательном учреждении.

31. Преемственность детского сада и школы.

32. Готовность детей к обучению в школе.

33. Вариативные программы дошкольного образования.

34. Современные подходы к технологии сотрудничества дошкольного образовательного учреждения с семьей.

35. Личность педагога дошкольного образовательного учреждения.

36. Режим дня в ДОУ.

37. Связь педагогики с другими науками. Система педагогических наук.

38. Источники развития дошкольной педагогики

39. Физическое воспитание дошкольников

40. Экологическое воспитание дошкольников

Тематика контрольных



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: