Тема 1. Физическая культура в общекультурной и профессиональной подготовке студентов.




Тема I. Физическая культура в общекультурной и профессиональной подготовке студентов

1. Возникновение термина «физическая культура»………………………….3

2. Общие понятия теории физической культуры……………………………..3

3. Цель, задачи и формы организации физического воспитания……………4

4. Организация физического воспитания и спортивной работы в ВУЗе……4

Тема II. Социально-биологические основы физической культуры

1. Организм как единая саморазвивающаяся и саморегулирующаяся биологическая система……………………………………………………………8

2. Внешняя среда и ее воздействие на организм и жизнедеятельность человека……………………………………………………………………………9

3. Средства физической культуры, обеспечивающие устойчивость к умственной и физической работоспособности…………………………..….….9

4. Роль упражнений и функциональные показатели тренированности организма в покое, при выполнении стандартной и предельно напряженной работы……………………………………………………………………….…....11

5. Двигательная функция и повышение уровня адаптации и устойчивости организма человека к различным условиям внешней среды…………………13

Тема 3. Основы здорового образа жизни студента. Физическая культура в обеспечении здоровья.

1. Понятие «здоровье», его содержание и критерии…………………..……14

2. Функциональные резервы организма……………………………….…….14

3. От чего зависит здоровье?…………………………………………………15

4. Составляющие здорового образа жизни студента………………………..15

5. Ориентация на здоровье у лиц, отнесенных к интерналам и экстерналам……………………………………………………………………....18

6. Физическое самовоспитание……………………………………………....19

7. Заключение………………………………………………………………….19

Тема 4. Психофизиологические основы учебного труда и интеллектуальной деятельности. Средства физической культуры в регулировании работоспособности.

1. Введение. Основные понятия……………………………………………..20

2. Объективные и субъективные факторы обучения и реакция на них организма студентов…………………………………………………………….20

3. Изменение состояния организма студента под влиянием различных режимов и условий обучения…………………………………………………...21

4. Работоспособность в умственном труде и влияние на нее внешних и внутренних факторов……………………………………………………………22

5. Средства физической культуры в регулировании умственной работоспособности, психоэмоционального и функционального состояния студентов…………………………………………………………………………23

6. Заключение…………………………………………………………………25

Тема 1. Физическая культура в общекультурной и профессиональной подготовке студентов.

1. Возникновение термина «физическая культура»

Физическая культура как социальное явление функционирует на протяжении всей истории человеческого общества. Исходя из характерного для XIX в. понимания культуры в целом как процесса, связанного с возделыванием чего-либо или воспитанием кого-либо, в США и Англии появилось выражение «физическая культура». В России с 1911 г. появляются работы, в которых встречается на русском языке термин «физическая культура».

Понятие «физическая культура» включает несколько аспектов: охрану здоровья, режимы питания, сна и отдыха, личную и общественную гигиену, использование естественных факторов природы (солнце, воздух и вода), физические упражнения и физический труд.

2. Общие понятия теории физической культуры.

Физическая культура — это вид культуры, который представляет собой специфический процесс и результат человеческой деятельности, средство и способ физического совершенствования человека для выполнения социальных обязанностей. Физическая культура представляет собой сложное общественное явление, которое выполняет социальные функции общества в области морали, воспитания, этики. Она не имеет социальных, профессиональных, биологических, возрастных, географических границ.

В структуру физической культуры входят компоненты:

физическое образование — педагогический процесс, направленный на формирование специальных знаний, умений, а также на развитие разносторонних физических способностей человека;

спорт — игровая соревновательная деятельность и подготовка к ней; основан на использовании физических упражнений и направлен на достижение наивысших результатов, раскрытие резервных возможностей и выявление предельных уровней организма человека в двигательной активности;

физическая рекреация (отдых) — использование физических упражнений, а также видов спорта в упрощенных формах для активного отдыха людей, получения удовольствия от этого процесса, развлечения, переключение с обычных видов деятельности на другие;

двигательная реабилитация (восстановление) — целенаправленный процесс восстановления или компенсации частично или временно утраченных двигательных способностей, лечения травм и их последствий.

Физическое развитие — процесс изменения форм и функций организма под воздействием естественных условий (пищи, труда, быта) либо целенаправленного использования специальных физических упражнений.

Физические упражнения — движения или действия, используемые для развития физических качеств, внутренних органов и систем двигательных навыков, являются основным средством всех видов физической культуры.

Физическое совершенство — исторически обусловленный уровень здоровья и всестороннего развития физических способностей, функционального состояния и психических качеств людей, соответствующий требованиям человеческой деятельности во всех сферах жизни общества.

Физическая и функциональная подготовленность — результат физической подготовки, достигнутый в овладении двигательными навыками и в развитии физических качеств с одновременным увеличением физиологических резервов организма, обусловленных повышением уровня деятельности его функциональных систем: сердечнососудистой, дыхательной, нервной, эндокринной, пищеварительной, выделительной и др.

Психофизическая подготовленность — осуществляется в учебно-тренировочном процессе путем разностороннего влияния на психические функции, обеспечивая их активность, коррекцию и устойчивость.

Профессиональная направленность физического воспитания — это использование средств физической культуры и спорта для подготовки к высокопроизводительному качественному труду с помощью определенного профилирования физического воспитания с учетом особенностей выбранной профессии, способствующей обеспечению высокой работоспособности специалиста.

3. Цель, задачи и формы организации физического воспитания.

Целью физического воспитания в ВУЗе является формирование физической культуры студента как системного качества личности, неотъемлемого компонента общей культуры будущего специалиста, способного реализовать ее в учебной, социально-профессиональной деятельности и семье.

Курс физической культуры предусматривает решение следующих задач:

· включение студентов в реальную физкультурно-спортивную практику по творческому освоению ценностей физической культуры;

· содействие разностороннему развитию организма;

· сохранение и укреплению здоровья;

· повышение уровня общей физической подготовленности;

· развитие профессионально важных физических качеств и психомоторных способностей будущих специалистов;

· овладение системно упорядоченным комплексом знаний;

· формирование потребности студентов в физическом самосовершенствовании и поддержании высокого уровня здоровья.

Комплексное использование всех форм физического воспитания должно обеспечить включение физической культуры в образ жизни студентов, достижение оптимального уровня физической активности.

4. Организация физического воспитания и спортивной работы в ВУЗе.

Основным этапом в воспитании физических качеств является образовательный период в жизни человека (7-25 лет), в течение которого происходит закрепление нужного учебного материала для его дальнейшего применения в жизни.

4.1. Организация и руководство физическим воспитанием.

В процессе обучения в вузе по курсу физического воспитания предусматривается решение следующих задач:

- воспитание у студентов высоких моральных, волевых и физических качеств, готовности к высокопроизводительному труду;

- сохранение и укрепление здоровья студентов, содействие правильному формированию и всестороннему развитию организма, поддержании высокой работоспособности на протяжении всего периода обучения;

- профессионально - прикладная физическая подготовка студентов с учётом особенностей их будущей трудовой деятельности;

- приобретение студентами необходимых знаний по основам теории, методики и организации физического воспитания и спортивной тренировки, подготовка к работе в качестве общественных инструкторов, тренеров и судей;

- совершенствования спортивного мастерства студентов - спортсменов;

- воспитание у студентов убеждённости в необходимости регулярно заниматься физической культурой и спортом.

В ВУЗе общее руководство физическим воспитанием и спортивно-массовой работой среди студентов, а также организация наблюдений за состоянием их здоровья возложены на ректора. Непосредственная ответственность за постановку и проведение учебно-воспитательного процесса по физическому воспитанию студентов в соответствии с учебным планом и государственной программы возложена на кафедру физического воспитания вуза. Медицинское обследование и наблюдение за состоянием здоровья студентов в течение учебного года осуществляется поликлиникой или здравпунктом вуза.

4.2. Формы физического воспитания студентов

Учебные занятия являются основной формой физического воспитания в высших учебных заведениях. Они планируются в учебных планах по всем специальностям, и их проведение обеспечивается преподавателями кафедр физического воспитания. Эти занятия могут проводиться во вне учебное время по заданию преподавателей или в секциях.

4.3. Программное построение курса физического воспитания.

Содержание курса физического воспитания регламентируются государственной учебной программой для вузов «Физическое воспитание». Учебный материал программы предусматривает решение задач физического воспитания студентов и состоит из теоретического и практического разделов.

Теоретический раздел программы предполагает овладение студентами знаний по основам теории и методики физического воспитания, которые сообщаются в форме лекций, систематических бесед, на практических занятиях, а также путём самостоятельного изучения студентами учебной и специальной литературы.

Практический раздел программы содержит учебный материал для всех учебных отделений, который направлен на решение конкретных задач физической подготовки студентов. В содержание занятий всех учебных отделений включаются разделы: гимнастика, лёгкая атлетика, плавание, лыжный спорт (для бесснежных районов - марш-бросок или велосипедный спорт), туризм, спортивные игры, стрельба.

4.4. Организация и содержание учебно-воспитательного процесса в учебных отделениях.

Основным принципом при определении содержания работы в разных учебных отделениях является дифференцированный подход к учебно-воспитательному процессу, который формируется для каждого учебного отделения с учётом пола, уровня физического развития, физической и спортивно-технической подготовленности студентов.

В результате медицинского обследования и контрольных проверок физической и спортивно-технической подготовленности для проведения практических занятий по физическому воспитанию на каждом курсе создаются три учебных отделения:

· подготовительное (Содержание практических занятий в этом отделении состоит из программного материала профессионально-прикладной физической подготовки. Теоретические занятия направлены на приобретения студентами знаний по основам теории, методики и организации формирование у студентов сознания и убеждённости в необходимости регулярно заниматься физической культурой и спортом.);

· спортивного совершенствования (В них зачисляются студенты основной медицинской группы, выполнившие контрольные упражнения и нормативы, необходимые для зачисления в соответствующую группу отделения спортивного совершенствования.);

· специальное (Программа включает практический программный материал, обязательный для всех учебных отделений, профессионально-прикладную физическую подготовку, а также специальные средства для устранения отклонений в состоянии здоровья и физическом развитии. На теоретических занятиях особое внимание уделяется вопросам врачебного контроля, самоконтроля и методики физического воспитания с учётом отклонений в состоянии здоровья студентов.).

4.5. Зачётные требования и обязанности студентов.

Программой предусмотрена сдача студентами зачётов по физическому воспитанию. Зачёт проводится в виде собеседования преподавателя с каждым студентом. К зачёту допускаются студенты, полностью выполнившие практический раздел учебной программы, т.е. выполнившие все запланированные практические контрольные упражнения и нормативы. К выполнению зачётных требований, упражнений и нормативов допускаются студенты, регулярно посещавшие учебные занятия и получившие необходимую подготовку. Отметка о выполнении зачёта по физическому воспитанию вносится в зачётную книжку студентов в конце каждого семестра.

В процессе прохождения курса физического воспитания каждый студент обязан:

- систематически посещать занятия по физическому воспитанию (теоретические и практические) в дни и часы, предусмотренные учебным расписанием;

- повышать свою физическую подготовку и выполнять требования и нормы и совершенствовать спортивное мастерство;

- выполнять контрольные упражнения и нормативы, сдавать зачёты по физическому воспитанию в установленные сроки;

- соблюдать рациональный режим учёбы, отдыха и питания;

- регулярно заниматься гигиенической гимнастикой, самостоятельно заниматься физическими упражнениями и спортом, используя консультации преподавателя;

- активно участвовать в массовых оздоровительных, физкультурных и спортивных мероприятиях в учебной группе, на курсе, факультете, в вузе;

- проходить медицинское обследование в установленные сроки, осуществлять самоконтроль за состоянием здоровья, физического развития, за физической и спортивной подготовкой;

- иметь аккуратно подогнанные спортивный костюм и спортивную обувь, соответствующие виду занятий.

4.6. Физиологические основы оздоровительной тренировки.

Система физических упражнений, направленных на повышение функционального состояния до необходимого уровня, называется оздоровительной, или физической, тренировкой. Первоочередной задачей оздоровительной тренировки является повышение уровня физического состояния до безопасных величин, гарантирующих стабильное здоровье.

В оздоровительной тренировке (так же, как и в спортивной) различают следующие основные компоненты нагрузки, определяющие ее эффективность: тип нагрузки, величину нагрузки, продолжительность (объем) и интенсивность, периодичность занятий (количество раз в неделю), продолжительность интервалов отдыха между занятиями.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-10-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: