Какой шаг нужно сделать первым, и какой потом?




Выполнить последовательно все необходимые действия. Спросите ребенка: «Что мы делаем сначала?», «Хорошо, что дальше?» Задавайте такие вопросы на всем протяжении вашей совместной работы. Побуждая его называть каждый шаг,выпомогаете ему запомнить их последовательность.

Для обучения многим видам мелкого ремонта можно пользоваться описанным в главе 9 методом инверсии. Пройди­те первые шаги вместе с ребенком, а последний шаг позвольте ему сделать самостоятельно. Постепенно «отступайте назад», делая за него все меньше шагов. Пусть он учится все большую часть их выполнять самостоятельно, пока не дойдет до самого начала. Если вы выбрали для отработки два или три навыка из рассматриваемой области, то, наверное, стоит составить список главных шагов, из которых они состоят. Мы представим вам образец списка, составленного для такой простой операции, как замена электрической лампочки.

1. Убедись, что светильник включен в сеть.

2. Проверь, плотно ли вкручена лампочка, попробовав осторожно покрутить ее по часовой стрелке до упора. По­верни выключатель, чтобы проверить, горит ли она.

3. Если лампочка перегорела, возьми новую. Положи ее в бе­зопасное место.

4. Вынь вилку из розетки, если речь идет о настольной лампе или бра, выключи общий свет, если это люстра.

5. Сними абажур или колпак, если нужно.

6. Открути старую лампочку. (Легонько потряси ее:звенятли разорванные волокна. Можно также попробовать вкру­тить эту лампочку в другой патрон, чтобы убедиться,чтоона перегорела.)

7. Плотно (но не слишком) вкрути новую лампочку.

8. Включи светильник в сеть и проверь лампочку.

9. Замени колпак, если нужно.

10. Выброси старую лампочку в безопасное место.

Почему бы вам сейчас не попробовать составить свой спи­сок действий по устранению неисправностей?

4. Когда работу можно считать выполненной и выпол­ненной хорошо?

Проверить, что получилось. Спросите ребенка: «Ты пра­вильно сделал это?» (или «Все получилось?») Добавьте: «От­куда ты знаешь?» При необходимости побудите его проверить результаты и если неисправность все еще есть, пусть попробует снова. Убедите его не бросать дело, а если надо, звать вас на помощь.

Важной частью умения разрешать возникающие проблемы является способность определять, когда и как обращаться за помощью. Ребенок, который научился просить о помощи в том случае, когда в результате попытки что-то починить убедился, что задача слишком трудная, действует как гораздо более са­мостоятельный человек, чем тот, кто хнычет, бросает дело или безуспешно пытается вновь и вновь. Пусть он испытает легкую досаду, которую во время работы иногда испытываем мы все. Здесь-то вам и надо побудить его задать самому себе соответ­ствующие вопросы. Умение самостоятельно оценивать свою работу — это то, чему важнее всего научить. Почаще просите его проверять то, что он сделал, и говорить, правильно выпол­нена работа или нет.


Убрать на место материалы. О каждом предмете, кото­рым он пользовался во время работы, спросите: «Куда ты это положишь?» Затем побудите его убрать его в нужное место, Ребенку будет легче, если инструменты у вас хранятся в долж­ном порядке — каждая вещь на своем месте. Если какой-то ин­струмент или другой необходимый в хозяйстве предмет вышел из строя, сделайте себе заметку, чтобы не забыть заменить его новым. Еще раз настоятельно советуем вам использовать лишь намеки, если ребенок в них нуждается. Помните, ваша цель -добиться того, чтобы он выполнял работу совершенно само­стоятельно.

Комментарии. Не каждый навык, отрабатываемый ре­бенком во время игры в «Что-то не так», потребует выполнения такого количества действий, как умение заменять лампочку. Например, для того, чтобы закрыть окно в холодный день, не нужны никакие материалы, и эта работа, возможно, не должна разбиваться на отдельные шаги. Но для такого занятия как, скажем, стрижка газона, потребуется много материалов и систе­матический подход.

По прошествии нескольких недель ребенок, очевидно, бу­дет разбираться в игре «Что-то не так» достаточно хорошо. И тогда ее можно будет уже включить в повседневную жизнь ме­нее формально. Когда бы вы ни заметили, что что-то нуждает­ся в регулировке, поддержании или починке, зовите ребенка и включайте его в игру. Спустя некоторое время вы уже сможете вполне успешно меняться ролями. Пусть ребенок создаст для вас какую-нибудь проблему, а затем проведет по всемэтапампроцесса ее разрешения. Почти каждый день дает нам возмож­ности для развития навыков, относящихся к данной группе.

 
 
Поездка за город с ночевкой — Пойди сюда, Майк, посмотри, он работает? Мистер Голдстайн дал сыну карманный фонарик и вновь принялся собирать вещи для поездки за го­род. — Нет, не работает. — Разберись с ним, пожалуйста. Майк должен суметь починить фонарик. Среди многочисленных вариаций игры «Что-то не так» была и ситуация, когда нужно разобраться, почему не работает карманный фонарик. Они несколько раз занимались заменой батареек, и Майк должен знать, что нужно сделать, чтобы достать их из фонарика. Чуть позже мистер Голдстайн взглянул мельком на Майка, который в этот момент испытывал «отре­монтированный» фонарик, а фонарик... все еще не ра­ботал. Майк снова осторожно отвернул крышечку, вынул батарейки и вставил их в фонарь опять, на сей раз правильно. — Я починил его, папа. — Молодец, Майк! Спасибо. Положи его в фут­ляр, ладно? А потом вместе сложим эту палатку.

 

 




Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: