Чем жила Удмуртия 99 лет назад




С понедельника 27 ноября на телеканале НТВ началась премьера телефильма «Хождение по мукам», продолжающего знакомить нас с ужасами гражданской войны, развязанной захватившими власть в стране большевиками. На экране разворачиваются события в мятежном Петрограде, в Самаре, в донских степях. А вот, что происходило в это самое время в Удмуртии? Не знаю, существуют ли на эту тему фильмы. Я, по крайней мере, не видел и не слышал о них. Разумеется, есть несколько книг, вышедших из советских типографий, в которых описываются героические, без всяких кавычек, подвиги большевиков-коммунистов в годы гражданской войны. Но книги эти отравлены идеологической пропагандой, которая показывала события лишь с одной стороны, выпячивая чересчур заслуги советской власти и совершенно не упоминая обо всех ее просчетах и преступлениях. Этакая плоская, черно-белая картинка, на которой все то, что происходит под красным флагом, исключительно положительно, а то, что под флаг не помещается по разным причинам, все вымарано черной краской и заклеймено предательством. Однако, на самом деле, не все так гладко было в жизни, и вовсе не всенародной поддержкой пользовалась в то время, да и позднее, эта власть. Попробуем узнать, как жилось в то время народу на территории современной Удмуртии, прочитав газеты того времени и вдумавшись в их содержание.

В декабре 1918 года начинает издаваться газета «Ижевская правда».

В номере 10 газеты «Ижевская правда» от 14 декабря 1918 года опубликован протокол Революционного Гражданского Совета города Ижевска от 13 декабря 1918 года. Протокол не просто так, ради протокола, но его содержание оказало существенное влияние на географию г. Ижевска и продолжает действовать в нашей жизни спустя сто лет.

Параграфом первым данного Протокола объявляется о переименовании города Ижевска в «Ижевскую Трудовую Коммуну». Все Советские учреждения отныне должны будут именоваться отделами Ижевской Коммуны. Тут же предписывается в кратчайшие сроки завершить национализацию домов и частной торговли.

Второй параграф объявляет, что названия улиц и площадей не соответствуют «духу пролетарского социалистического переустройства», в связи с чем принято решение переименовать улицы и площади в Ижевске.

Ниже приведены названия улиц и площадей, какими они были до 13 декабря 1918 года и какими стали после переименования и остаются до нашего времени.

Что же подразумевали большевики Ижевского Ревсовета под этим новым названием города, что такое – Ижевская Трудовая Коммуна? В этом же номере газеты дано подробное разъяснение. Так вот, Коммуна – это община, в которой стремятся уничтожить личную собственность. Общность имущества, орудий производства, квартир, пищи (трапезы) – вот задача коммуны. До обобществления жен правда не дошло, но:

«Собственность на квартиры отменена. Все постройки города Ижевска не принадлежат Ивановым, Сидоровым, Петровым, а есть общее достояние всех живущих в городе… Буржуазия убежала, оставив свои дома и квартиры….., а мы вселяем в эти квартиры рабочие семьи, где в большинстве устраивается общий стол».

Ревсовет заявляет, что в Коммуне не должно быть нищих и попрошаек. Всех «профессиональных нищих мы приучим работать».

Особое место Ревсовет уделяет театру. «Театр в наших руках. Там играет наша рабочая труппа. Театр- Советское учреждение. Театр место отдыха и чаша морального и эстетического питания членов коммуны. В буржуазном мире это был храм сытых людей.беднота там чувствовала себя чужим человеком, ютилась на галерках. В нашей коммуне хозяин театра – рабочий коммуны и крестьянин… Коммуна – смерть для буржуа».

Интересно объявление «Оффициального отдела» о результатах подсчета голосов по выборам в Совет рабочих, солдатских и крестьянских депутатов. Из 50 избранных в Совет 27 от партии большевиков и 23 от партии эсеров –максималистов. Чем это интересно? А тем, что большевики всегда и всюду заявляли о том, что их партия самая, мол, народная и пользуется поддержкой всего населения России. По приведенным результатам выборов мы видим, что большевики победили на выборах едва-едва. И это декабрь 1918 года. Прошло уже больше года после октябрьского переворота, названного позже Великой Октябрьской Революцией. А тогда ее в течение нескольких лет, даже в конце двадцатых годов, сами же большевики называли просто переворотом, то есть настоящим именем. И вот, по прошествии года, большевики получают лишь чуть более половины голосов. При этом необходимо учесть, что чуть более месяца назад большевики жестоко подавили восстание ижевских и воткинских рабочих против большевистской (не советской, а именно большевистской) власти. Летом 1918 года именно большевики свергли советскую власть (то есть власть советов депутатов избранных народом) узурпировав власть в своих руках, из-за чего и восстал рабочий люд. После подавления восстания репрессиям подверглись представители практически всех партий, объявленных вне закона. А если бы дали возможность народу проголосовать как положено? Результат был бы еще более впечатляющим.

Эсеры-максималисты представляли собой одну из фракций в русском революционном движении начала ХХ века, их идеологическая платформа которых включала в себя компоненты сразу нескольких левых течений— народничества, синдикализма, анархизма и марксизма.

Главным в программе Партии социалистов-революционеров был «крестьянский вопрос». Эсеры считали себя защитниками и выразителями интересов русского крестьянства, крестьянской партией. В результате раскола партии эсеров после декабрьского восстания 1905 года в Москве, левое направление в эсеровском движении получило название максималистов. Название произошло от того, что представители этой ветви призывали немедленно приступить к социалистической революции, то есть реализовать «программу-максимум».

Максималисты приветствовали создание Советов и разделяли концепцию советской власти, однако негативно оценивали диктатуру пролетариата. Идеалом общественного устройства они считали Трудовую республику, в которой будет обобществлена собственность на средства производства и землю (земля крестьянам, фабрики рабочим). Кроме того, предусматривалось уничтожение торговли и денег, купли и продажи, вместо которых должно было осуществляться регламентированное общественными органами распределение благ.

Надо сказать, что царским правительством эсеры преследовались куда как серьезнее чем большевики. Если в основном большевики отделывались ссылками, в которых проживали в весьма комфортных условиях, то эсеров, особенно максималистов, расстреливали налево и направо. Иногда для разнообразия вешали.

Газета прокомментировала такие результаты выборов. В статье «О чем говорят выборы в Совет», некий Р. Шапошников, пишет, что «немногим менее половины мест в Совете отвоевала эта мелкобуржуазная партия». Он указывает на то, что значительная часть рабочих Ижевска, а именно зажиточная часть не желает идти за большевиков. То есть гр-н Шапошников сам же признает, что значительная часть ижевских рабочих являются зажиточными. То есть не всем рабочим плохо жилось до большевиков. Особенно это касается ижевцев. Вот, что он пишет далее: «Слишком страшным кажутся большевики местному рабочему, имеющему свой домик, хозяйство, носящему новенькую чистенькую шубку, а по праздникам накрахмален – словом мелкому буржуйчику».

Каково? Заметьте – речь идет не о каких-то там «купчиках» или «профессуре », но о рабочих. То есть люди работали, вместо того, чтобы горланить о диктатуре пролетариата, обеспечили себе жизнь, а теперь, видите ли, кочевряжатся и не хотят все сдавать в общий котел- коммуну. Не хотят ходить как все в общую столовку, носить драные обноски и толкаться на митингах и собраниях. Потому как они несознательные мелко-буржуазные типчики. Но далее гр-н Шапошников пишет, что после победы большевиков в выборах в Советы «мы должны удесятерить работу по искоренению мелкобуржуазности, по пролетаризации населения». То есть сделать всех такими же бедными как и они. Бедноте необходимо зорко следить за этими «мелко-буржуазными хозяйчиками», пока окончательно не избавятся от них.

Еще раз повторюсь - «мелко-буржуазные хозяйчики, буржуйчики» это об ижевких рабочих.

Так что Ревсовету «предстоит много, страшно много дел…»

В статье «Строительство» в этом же номере газеты некий И.Стахов утверждает, что доставшийся советской власти Ижевск был «… с`изстари малопросвещен, некультурен, духовно и физически голоден, холоден и неблагоустроен… Все это нужно обдумать, наладить и двинуть по тому правильному пути по которому двинул жизнь Ревсовет. Ижевск – обывательски косный, нужно вдохнуть в него живую душу – «социализм…».

Конечно культурная жизнь Ижевска тогда оставляла желать лучшего. Но в то время он и не был столицей республики, он и городом то даже не был, а всего лишь заводским поселком. Несколько «Синематографов», временами наезжавший цирк, и часто драки стенка на стенку: «Гора» против Колтомы, Колтома против Зареки" и т.д. Однако именно заводские рабочие и служащие «мелкобуржуазные хозяйчики», организовали в 1900 году небольшую самодеятельную труппу и ставили спектаклина мансарде главного заводского корпуса.

Интересную мысль навевает статья о выборах в фабричные комитеты. На собрании товаррищ Семков обращается к женщинам и подросткам с речью, в которой пытается их убедить в том, что «..труд работниц вовсе не унизителен для женщин, а наоборот, он необходим для развития промышленности». Значит женщины почему-то считали труд на фабрике унизительным для себя. Значит на ижевских заводах работали в основном мужчины. Которые и обеспечивали семью, позволяя женщинам заниматься домашним хозяйством. Действительно ижевские рабочие находились в более выгодном положении по сравнению с питерскими или сормовскими рабочими, например. Их и пролетариями то нельзя было назвать в полном смысле этого слова. У них и зарплата была повыше чем в западной части России. Со времён Николая I на заводе сохранилась выплата денег за «выслугу лет», выдача медалей, особо отличившимся мастерам давалось звание «почётного гражданина». Наиболее квалифицированные рабочие имели крупные дома, некоторые из которых были кирпичными, иногда даже двухэтажными, с верандой и баней. В таких домах жили около трети всех рабочих — немалая цифра для тех времён. Богатые дома были характерны даже для деревень окрест Ижевска, в которых жили работавшие на заводах крестьяне. Так, что действительно «мелко-буржуазные хозяйчики». Принять коммуну с обобществлением частной собственности им было просто невозможно.

 

Александр

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: