Значение анатомии, физиологии и гигиены для смежных дисциплин
Необходимость для педагогов и воспитателей знания возрастных особенностей функционирования организма не вызывает сомнения. Еще Н.К. Крупская писала: «Первое, что должен знать педагог – это строение и жизнь человеческого тела – анатомию и физиологию человеческого тела и его развитие. Без этого нельзя быть хорошим педагогом, правильно растить ребенка» (Пед. соч. – М.: Изд. АПН РСФСР, 1959.- Т.5.- С.598).
За истекшие годы потециал научных знаний существенно изменился, а поэтому возросли требования к современному педагогу. Положение осложняется тем, что за последние 100 лет резко возросло информационно-энергетическое давление на человека. Эта своеобразная «внешняя среда», являясь продуктом социальной деятельности человечества, вызывает изменения в программе индивидуального развития человека. Мы ещё мало что знаем, чтобы фиксируемые изменения привести в стройную систему академических знаний, но даже отдельные наблюдения позволяют существенно пересмотреть многие научные концепции. В качестве примера достаточно рассмотреть акселерацию.
Понятие акселерации.
В последней четверти XIX — начале XX в. во многих странах замечено ускорение роста детей. С тех пор данные об ускорении физического развития детей стали накапливаться, и в 1935 г. сложный комплекс явлений, характеризующих ускорение развития, был назван Е. Кохом акселерацией (лат. accelerare — ускорять).
Первоначально многие исследователи понимали под акселерацией ускорение главным образом физического развития детей и подростков. Позже это понятие было значительно расширено.
Под акселерацией стали понимать увеличение размеров тела и наступление созревания в более ранние сроки. Длина тела, объем груди и масса тела стали рассматриваться как наиболее важные признаки физического развития. Понимая, что морфологические особенности организма тесно связаны с его функциональной деятельностью, некоторые авторы в качестве признаков физического развития стали рассматривать жизненную емкость легких, силу отдельных мышечных групп, степень окостенения скелета (в частности, кисти), прорезывание и смену зубов, степень полового созревания. Некоторые авторы к существенным признакам относят и пропорции тела.
К настоящему времени понятие «акселерация» стало настолько широким, что говорят не только об ускорении физического развития детей и подростков, но и об увеличении размеров тела взрослых, более позднем наступлении климакса.
В этой связи часто пользуются более широким понятием — секулярный тренд (вековая тенденция), понимая под этим тенденцию, наблюдающуюся примерно в течение века, к ускорению физического развития всего организма, от внутриутробного периода до взрослого состояния..
Акселерация роста и массы тела.
Действительно, ускорение роста можно наблюдать уже на стадии внутриутробного развития. Исследования новорожденных показали, что за последние 30—40 лет длина их тела возросла на 0,5—1 см, а масса — на 100—150 г. У детей первого года жизни, кроме увеличения роста и массы тела, снижается возраст удвоения массы тела и перекреста размеров окружностей головы и груди. Масса тела ребенка удваивается сейчас к четырем месяцам вместо шести. Годовалые дети в среднем длиннее на 5 см, тяжелее на 1,5—2 кг, чем 50—75 лет назад.
Акселерация отчетливо видна у детей ясельного и дошкольного возраста. У варшавских детей в возрасте от 1,5 до 3 лет с 1881 по 1961 г. длина тела увеличилась на 10—12 см, а с 1924 по 1961 г.— примерно на 4 см. В Северной Америке, Англии, Швеции, Польше у детей от 5 до 7 лет среднее увеличение между 1800 и 1950 гг. составляет в каждое десятилетие 1,5 см для длины тела и 0,5 кг для массы. На год раньше начинают прорезываться постоянные зубы.
М. И. К о р с у н с к а я на VII Международном конгрессе антропологических и этнографических наук (1964) привела данные о динамике физического развития детей дошкольного возраста в СССР. Она отмечает подъем уровня физического развития детей дошкольного возраста в СССР к началу Великой Отечественно'й войны, спад его в годы войны, подъем, выравнивание и превышение в послевоенные годы.
По сравнению с 1923—1925 гг. подростки и юноши Москвы, Ленинграда и Киева от 14 до 17 лет увеличились в росте на 10—13 см, в массе — на 9—11 кг и в окружности груди — на 4,7 см. Подростки Свердловска, Харькова, Ташкента, Ростова-на-Дону, Минска, Тулы, Глухова, а также Волоколамского района Московской области за этот же период увеличились в росте на 9—11 см и в массе — на 8—10 кг.
Максимальное снижение роста и массы за время Отечественной войны обнаружено у подростков Ленинграда, перенесших военную блокаду (рост — на 10,5 см, масса — на 11 кг), у подростков Горького и Москвы (рост — на 7—8 см, масса — на 6—7 кг).
Наблюдается увеличение размеров тела не только детей и подростков, но и взрослого населения.
Акселерация полового созревания.
Одновременно с ускорением роста изменились и сроки полового созревания. Время появления первой менструации у ленинградских школьниц в 1959,г. отмечено в 12 лет 11 месяцев, а в 1927—1930 гг.— 14 лет 2 месяца. В 1935 г. в группе 13-летних армянок Тбилиси лишь 20% девочек имели менструации, тогда как в 1962 г.— 43%. У ленинградских мальчиков волосы на лобке и в подмышечных впадинах в 1959 г, появлялись на 1,5—2 года раньше, чем в 1927— 1930 гг.
Так же как и для размеров тела, в 1941—1945 гг. наблюдалось отставание полового созревания.
Есть сообщения об удлинении детородного периода за последние 60 лет на 8 лет. За последнее столетие в Центральной Европе менопауза (прекращение менструации) отодвинулась с 45 до 48 лет. У женщин в нашей стране менопауза наступает в среднем в 46,7 года, а в начале века начиналась в 43,7 года.
Причины акселерации.
Относительно причин акселерации до настоящего время не сформировано общепринятой точки зрения. Выдвинуто много гипотез, предположений.
Большинство ученых считают изменение в питании определяющим фактором во всех сдвигах развития. Связывается это с увеличением количества потребляемых полноценных белков и натуральных жиров на душу населения. Сюда же относят более регулярное потребление овощей и фруктов в течение года, усиленную витаминизацию организма матери и ребенка.
Гелиогенная теория акселерации (?) отводит весьма существенную роль воздействию на ребенка солнечных лучей; считает, что дети в настоящее время больше подвергаются влиянию солнечной радиации. Но вряд ли это звучит убедительно, ибо процесс акселерации в северных странах идет не меньшими темпами, чем в южных.
Некоторые ученые связывают акселерацию с изменением климата.(?) Влажный и теплый воздух ведет к замедлению процессов роста и развития. Прохладный сухой климат способствует потере тепла организмом и поэтому якобы стимулирует рост.
Есть данные также о стимулирующем воздействии на организм малых доз ионизирующих излучений(?).
Важной причиной акселерации считают общее снижение заболеваемости в младенчестве и детстве, что связано с общими успехами медицины.
Развитие науки и технический прогресс привели к появлению множества новых факторов воздействия на человека, причем свойства этих факторов и действие их на организм практически еще не известны (речь идет о химических веществах, применяющихся в промышленности, сельском хозяйстве, быту, новых лекарственных средствах с невыясненными побочными влияниями и т. п.).
Некоторые авторы значительную роль в акселерации отводят новым формам и методам воспитания и образования, постоянному, значительно более частому, чем прежде, общению между мальчиками и девочками, спорту, физкультуре.
Связывают акселерацию и с раздражающим воздействием темпов городской жизни. Сюда относят обильное искусственное освещение (включая рекламу); стимулирующее воздействие электромагнитных колебаний, возникающих при работе радио- и телевизионных станций; городской шум и движущийся транспорт; влияние радио, кино и телевидения на раннее интеллектуальное и особенно сексуальное развитие.
Ищут ответы о причинах акселерации и в области генетики. Технический прогресс в экономически развитых странах Европы, Америки и Азии привел к концентрации населения в больших городах. Развитие транспорта и связи сблизило расстояния, ранее казавшиеся весьма далекими. Усилилась миграция населения. Расширилась география брака, рушится генетическая изоляция. Это создает благоприятную почву для изменения наследственности. Молодое поколение становится выше ростом и созревает раньше своих родителей.
Известно, что в капиталистических странах физическое развитие у обеспеченных слоев населения в среднем выше, чем у необеспеченных. Для более обеспеченных групп характерно более раннее половое созревание.
Исследования детей и подростков в поселке Глухово Московской области, начатые более 80 лет назад Эрисманом и продолженные в советское время, показывают, что физическое развитие детей этого поселка значительно улучшилось. Если Средний рост 15-летнего мальчика в 1880 г. был 141 см, а в 1927 г.— 151 см, то в 1962 г. он стал 162 см. Ускорилось и их половое созревание, сократились сроки окончания роста.
Идет ли и психическая акселерация? Мы привели убедительные доказательства ускорения физического развития детей. А как обстоит дело с функциональным, психическим развитием детей? Насколько ускорение физического развития совпадает с темпами психической акселерации, да и имеет ли она место вообще?
Из-за несовершенства методов оценки в физиологических и психологических исследованиях 30—40-летней давности мы практически лишены возможности проводить сколько-нибудь достоверные сравнения этих показателей во времени. Однако не исключено, что увеличение информации, совершенствование системы воспитания и обучения в силу высоких пластических свойств мозга могло явиться фактором, способствующим некоторому ускоренному развитию психических функций.
Есть косвенные данные, которые указывают на функциональную акселерацию у современных детей. Так, дети Москвы за последние 30 лет наряду с увеличением роста и массы тела дают и более высокие показатели силы сжатия кисти.
По данным ученых ГДР, с 1910 по 1958 г. значительно изменились средние показатели выполнения различных физических упражнений. Сейчас 16-летние подростки прыгают в длину в среднем на 60 см дальше, в высоту — на 23 см выше и толкают ядро на 1,2 м дальше, чем их сверстники в 1910 г.
Как далеко может зайти процесс акселерации? В. В. Бунак считает, что дальнейшее увеличение длины тела не перейдет установившуюся на протяжении веков верхнюю физиологическую норму (178—180 см).
Наряду с высокими темпами акселерации полового созревания в ряде стран Европы (Италия, Югославия, Польша, Болгария и др.) констатируется некоторое снижение акселерации в США, Англии, Швеции, Норвегии. Так, у девушек в Англии и Норвегии возраст первой менструации стабилизировался за последние 15—17 лет.
Акселерация физического развития человека, по данным антропологов, имела место и в другие исторические эпохи. Во времена неолита и бронзы в Европе жили люди, рост которых был таким же, как и у людей этих районов в середине XX в.
По данным Бакман, половое созревание в Древней Греции наступало у девочек в 12-летнем возрасте, в XVI—XVII вв. в Европе эти сроки были более поздними; в начале XIX в. менструации появлялись у девочек в среднем в 16—17 лет, а в настоящее время — в 13 лет.
Как бы ни были спорными проблемы акселерации, бесспорным является одно: акселерация — факт, и с ним надо считаться. И речь здесь идет не только об изменении стандартов мебели, одежды, обуви и др., хотя это само по себе важно. Акселерация должна учитываться при организации учебно-воспитательного процесса, режима труда и отдыха; она должна вести к значительному варьированию форм и методов воспитания в различные возрастные периоды. Дети рано взрослеют физически, а уровень их работоспособности отстает от их физической зрелости; социальная зрелость, как показывают многие данные, не акселерирует в таких масштабах, как это наблюдается в физическом развитии детей. В связи с акселерацией особую остроту приобретают вопросы полового воспитания учащихся.
Как видно из вышеизложенного установленный факт, имеющий прямое отношение к возрастной физиологии, больше ставит проблемных вопросов и поиска ответа в смежных дисциплинах.
Краткая история развития гигиены и физического воспитания
История возникновения гигиены физического воспитания и спорта насчитывает сотни лет. Уже в далекой древности делались попытки рассматривать физическое воспитание как средство оздоровления. Для этого кроме физических упражнений использовались различные общеукрепляющие гигиенические средства (баня, массаж, закаливание и др.).
В XVII в. в трудах К. Славинецкого и Я. Коменского впервые были поставлены вопросы взаимосвязи физического воспитания и гигиены. Физическое воспитание рассматривалось как система воспитания, в которой выделялись и формулировались специальные, целенаправленные задачи укрепления здоровья и совершенствования физического развития тех, кто решил заниматься и изменять себя.
Научное обоснование эта система получила в XVIII —XIX вв. в России. Основоположником теории физического образования и воспитания стал Петр Францевич Лесгафт. Его научно-педагогическая деятельность началась в стенах Петербургской медико-хирургической академии. Он защитил диссертацию доктора медицины (1865), а затем доктора хирургии (1868). К числу наиболее крупных работ П.Ф.Лесгафта принадлежат «Руководство по физическому воспитанию детей школьного возраста», «Семейное воспитание ребенка и его значение», «Об отношении анатомии к физическому воспитанию».
П. Ф.Лесгафт заложил медико-биологические основы учения о физическом воспитании, которые послужили предпосылкой не только для разработки теории и методики физического воспитания, но также физиологии и гигиены физических упражнений и спорта.
Ближайшим последователем П.Ф. Лесгафта был В.В.Гориневский, автор первых отечественных руководств по гигиене физических упражнений.
В дальнейшем научные исследования в области физической культуры и спорта, включая проблемы гигиены и спортивной медицины, велись в институтах физической культуры, где сосредоточились лучшие научные силы страны в данной области знаний, формировались новые идеи и направления, готовились кадры молодых ученых.
Особенно большое значение для развития гигиены физического воспитания и спорта имело создание кафедр гигиены в двух старейших институтах физической культуры России, которые возглавили: в Институте им. П.Ф.Лесгафта — А.Ф.Сулима-Самойло (1919) и в Центральном институте - В.Е.Игнатьев (1920), одновременно бывшие и первыми ректорами этих институтов.
С 1930 по 1942 г. кафедрой гигиены в Институте физической культуры им. П.Ф.Лесгафта руководил В. А.Волжинский. Именно его труды послужили научно-методической основой курса гигиены в институтах физической культуры и научной работы в этой области. В. А. Волжинский сформулировал задачи, содержание гигиены как учебной дисциплины. Им был написан первый учебник гигиены для физкультурных учебных заведений.
В Институте физической культуры им. П.Ф.Лесгафта научные исследования в области гигиены физического воспитания и спорта проводились также и на кафедре физического развития детей, возглавляемой крупным специалист ом дошкольной гигиены Л.И.Чулицкой. Широкие исследования проводились и в существовавшей в 30-х годах XX в. гигиенической лаборатории этого же института. Ею руководил крупнейший ученый в области гигиены физического воспитания и спорта Алексей Алексеевич Минх. Он же возглавил в 1947 г. кафедру гигиены в Центральном институте физической культуры.
В течение многих лет научные исследования в области гигиены физического воспитания детей и подростков проводились в отделе гигиены физического воспитания НИИ гигиены детей и подростков Министерства здравоохранения СССР под руководством А. Г. Сухарева и Л. И. Абросимовой. Сотрудниками отдела разработаны гигиенические рекомендации по закаливанию детей и подростков, нормированию физических нагрузок для школьников разных возрастно-половых групп, обосновано применение различных средств физического воспитания с оздоровительной целью.