Понятие и виды логистических информационных систем




Тема 4. Информационная логистика

 

Литература 1, 2, 3, 9, 18, 19, 23, 24, 26, 27, 29, 31, 33, 34

Понятие и виды логистических информационных систем

 

Одной из важнейших составляющих логистической системы является информация. При детальном подходе элемент «информация» сам разворачивается в систему, включающую совокупность взаимосвязанных элементов, обладающую интегративными качествами. Наиболее часто информационную систему подразделяют на две подсис­темы:

1) функциональную, состоящую из совокупности решаемых задач, сгруппированных по целевому признаку;

2) обеспечивающую, включающую следующие элементы:

­ техническое обеспечение (совокупность технических средств, обеспечивающих об­работку и передачу информационных потоков);

­ справочное обеспечение (классификаторы, кодификаторы и т.д.);

­ математическое обеспечение (комплекс программ, обеспечивающих решение задач).

Логистические информационные системы (ЛИС) подразделяют на три группы:

1. Плановые, создаются на административном уровне управления и служат для приня­тия долгосрочных решений стратегического характера. Примеры решаемых задач: создание и оптимизация звеньев логистической цепи, планирование производства, общее управление запасами.

2. Диспозитивные (диспетчерские), создаются на уровне управления складом или це­хом и служат для обеспечения отлаженной работы логистических систем. Могут решаться следующие задачи: - детальное управление запасами (распределение по местам складирования); - распоряжение внутризаводским (внутрискладским) транс­портом; - учет отправляемых грузов; - отбор грузов по заказам.

3. В исполнительных (оперативных) логистических информационных системах обра­ботка информации производится в темпе, определяемом скоростью ее поступления в ЭВМ (реальный масштаб времени). Решаются задачи контроля материальных по­токов, оперативного управления обслуживанием производства, управления переме­щением ППТН.

Различия в обеспечивающих подсистемах указанных систем:

­ в плановых информационных системах весьма высок уровень стандартизации;

­ в диспозитивных информационных системах возможность применения стандартных программ ниже, что вызвано следующими причинами: 1) производственный процесс на предприятии, сложился за долгий период времени и трудно поддается существен­ным изменениям во имя стандартизации; 2) структура обрабатываемых данных су­щественно различается у разных пользователей;

­ в исполнительных информационных системах применяется индивидуальное про­граммное обеспечение.

С позиций системного подхода в процессах логистики выделяют три уровня:

1) рабочее место, на котором осуществляется логистическая операция с материальным потоком, т.е. передвигается, разгружается, упаковывается грузовая единица;

2) участок, цех, склад, где происходят процессы транспортировки грузов;

3) логистическая система в целом от момента отгрузки сырья поставщиком до посту­пления готовых изделий конечное потребление.

Задачи логистических информационных систем:

1) плановых информационных систем - осуществить сквозное планирование в цепи «снабжение - производство - сбыт», ввязать логистическую систему во внешнюю среду, в совокупный материальный поток;

2) диспозитивных и исполнительных систем - детализация намеченных планов и обеспечение их выполнения на отдельных производственных участках, на складах и на конкретных рабочих местах.

Информационные системы, относящиеся к разным группам, интегрируются в единую информационную систему. Различают вертикальную и горизонтальную инте­грацию. Вертикальной считается связь между плановой, диспозитивной и исполнитель­ной системами посредством вертикальных информационных потоков. Горизонтальной считается связь между отдельными комплексами задач в диспо­зитивных и исполнительных системах посредством горизонтальных информационных потоков.

Преимущества интеграции систем:

­ возрастает скорость обмена информацией;

­ уменьшается количество ошибок в учете;

­ снижается объем непроизводительной, «бумажной» работы;

­ совмещаются ранее разрозненные информационные блоки.

При построении ЛИС следует придерживаться следующих принципов:

1) возможность поэтапного создания системы. ЛИС являются постоянно развиваемы­ми системами, поэтому при проектировании необходимо учесть возможность по­стоянного увеличения числа объектов автоматизации, расширения реализуемых информационной системой функций и количества решаемых задач;

2) четкое установление мест стыка материальных и информационных потоков между подразделениями предприятия или отдельными предприятиями;

3) гибкость системы с точки зрения специфических требований конкретного примене­ния;

4) принцип приемлемости системы для пользователя диалога «человек - машина».

2. Использование в логистике технологии автоматизированной идентификации штри­ховых кодов

 

Чтобы эффективно управлять динамичной логистической системой, необходимо в любой момент времени иметь детальную информацию о входящих, выходящих и внут­ренних потоках. Данная проблема частично решается путем использования микропро­цессорной техники, способной считывать (сканировать) разнообразные штриховые ко­ды.

Наиболее широкое применение получил код EAN (рис. 4.1.):

Рис.4.1. Код EAN

I. Код страны - 3 цифры.

II. Код изготовителя (4 цифры).

Вместе однозначно идентифицируют предприятия, производящие товар.

III. Код товара, определяемый производителем по своему усмотрению 0-99999.

IV. Контрольное число рассчитывается по особому алгоритму на основе 12-ти пре­дыдущих цифр и служит для проверки правильности расшифровки кода.

Проведенные исследования показывают, что введенные с клавиатуры компью­тера вручную данные о товаре содержат в среднем 1 ошибку на каждые 300 введенных знаков. При использовании штриховых кодов этот показатель снижается до 1 ошибки на 3 млн. знаков.

Штриховой код представляет собой чередование темных и светлых полос раз­ной ширины, построенных в соответствии с определенными правилами. При сканиро­вании световой луч проходит по коду, улавливается светочувствительным устройством и преобразуется в дискретный электрический сигнал. ЭВМ расшифровывает сигнал и преобразует его в цифровой код. В области внешней торговли наличие штрихового ко­да на товаре является обязательным при поставке товаров на экспорт.

В качестве примера эффективности использования штриховых кодов можно привести американскую торговую компанию «Kmart Corporation». Компания обслужи­вает 2200 магазинов в разных регионах США, ассортимент которых включает ≈ 100000 наименований. Используя коды, компания организовала систему управления товаро­движением, позволяющую безошибочно определить, какой товар, в каком количестве, куда и когда надо поставить.

Преимущества технологии автоматизированной идентификации штриховых ко­дов:

1. На производстве:

­ создание единой системы учета и контроля за движением изделий на каждом участ­ке, а также за состоянием логистического процесса на предприятии в целом;

­ сокращение численности вспомогательного персонала;

­ снижение отчетной документации;

­ почти полное исключение ошибок.

2. В складском хозяйстве (рис. 4.2):

­ автоматизация учета и контроля за движением материального потока;

­ автоматизация процесса инвентаризации.

Рис.4.2. Схема идентификации штриховых кодов в складском хозяйстве

3. В торговле (рис. 4.3):

­ создание единой системы учета материального потока;

­ автоматизация заказа и инвентаризации товаров;

­ сокращение времени обслуживания покупателей.

 

Рис. 4.3. Схема идентификации штриховых кодов в торговле

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: