Цель: студенты знают основные структурные элементы верхней конечности, демонстрируют способность назвать и показать кости пояса верхней конечности и их функциональные компоненты, способны показать и назвать функциональные компоненты свободной верхней конечности, знают основные виды соединения костей, знают понятие «сустав», называют и характеризуют суставы, соединяющие кости пояса верхней конечности, свободной верхней конечности и сустав, соединяющий верхнюю конечность с туловищем, демонстрируют способность определения суставов разной формы на муляжах.
Оборудование: тексты лабораторных работ, учебник анатомии и анатомический атлас, муляжи позвонков различных отделов, грудины, ребер, муляж скелета человека.
Ход работы:
1. Внимательно прочитайте раздел учебника «Кости верхней конечности» и «Соединения верхней конечности».
2. Составьте схему строения верхней конечности тела человека.
При составлении схемы ориентируйтесь на следующие вопросы:
· Какие две основные части верхней конечности можно выделить?
· Какие кости составляют пояс верхних конечностей?
· Какие кости составляют свободную верхнюю конечность?
· Каков состав костей кисти?
Схему (в карандаше) разместите на отдельном листе альбома. В схеме поэтапно отобразите: основные отделы, кости отдела.
3. На основе анализа текста учебника (раздел «соединения костей») заполните схему, отражающую виды и подвиды соединения костей.
Соединения костей
………..
……….. или …….
Запишите в тетради понятие «сустав», назовите и опишите подвиды суставов по следующим характеристикам: по числу соединения костей (2 подвида), по форме (6 подвидов), по числу осей вращения (3 подвида).
Запишите названия суставов, соединяющих между собой кости пояса верхних конечностей и кости свободной верхней конечности. Дайте краткую характеристику каждого сустава (например: плечевой сустав, сустав простой, шаровидный, имеет три оси вращения).
Включите в описание сустава названия частей кости, которые его образуют (например: плечевой сустав, сустав простой, шаровидный, имеет три оси вращения, образован головкой плечевой кости и суставной впадиной лопатки).
4. Используя рисунок атласа и муляжи, изобразите в альбоме (в карандаше) дорсальную поверхность лопатки – плоской кости треугольной формы и обозначьте следующие ее части:
· Шейку лопатки
· Суставную впадину
· Ость лопатки
· Плечевой отросток (акромион)
· Клювовидный отросток
5. Используя рисунок атласа и муляж, изобразите в альбоме плечевую кость (вид спереди) и обозначьте следующие ее части:
· Головку
· Анатомическую шейку
· Большой бугорок
· Малый бугорок
· Хирургическая шейка
· Дельтовидная бугристость
· Блок
· Головка мыщелка плечевой кости
· Внутренний надмыщелок
6. Домашнее задание. Используя материалы учебника и атласа, изобразите в альбоме: локтевую и лучевую кости с обозначением основных функциональных элементов костей.
7. Приготовьтесь к вопросам по материалу и сдайте альбомы на проверку преподавателю.
Примерные вопросы:
1. Назовите основные составные части скелета верхней конечности человека.
2. Перечислите кости, образующие пояс верней конечности.
3. Перечислите кости образующие свободную верхнюю конечность.
4. Назовите и покажите на муляже основные функциональные элементы лопатки.
5. Назовите и покажите на муляже основные функциональные элементы плечевой кости, локтевой и лучевой кости.
6. Назовите и покажите на муляже кости, образующие запястье.
7. Сравните основные виды соединения костей.
8. Охарактеризуйте суставы, соединяющие между собой кости свободной верхней конечности по схеме: название сустава, сложность сустава, форма сустава, какими функциональными элементами кости образован сустав.
Лабораторная работа № 4