Красницкий Л. Н. Главы из книги «АРХЕОЛОГИЯ ОРЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ».





Л. Н. Красницкий,
С. Д. Краснощекова.

«ОРЛОВСКИЙ КРАЕВЕДЧЕСКИЙ МУЗЕЙ»\
КРАЕВЕДЧЕСКИЕ ЗАПИСКИ \Выпуск пятый\
АРХЕОЛОГИЯ ОРЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ
ОРЕЛ «ВЕШНИЕ ВОДЫ» -2006.

ГЛАВА 3. Ранний железный век.

В I тыс. до н. э. сухой суббореал начинает сменяться современным более холодным и влажным субатлантом. Вновь с севера, вытесняя степь, продвигаются леса -широколиственные, за ними - хвойные. Границы распространения степи, лесостепи и лесной полосы по Русской равнине становятся близки к современным. Начало I тыс. до н. э. - эпоха смены по центру Русской равнины бронзового века железным. Зародившись ранее в Передней Азии, искусство получения железа путем восстановления из повсе- местно распространенных окислов - болотных и луговых руд (кричный способ производства - «варка железа») постепенно распространяется на север.

По югу и центру Русской равнины начало раннего периода железного века (РЖВ) относят к рубежу VIII-VII вв. до н. э. Эпоха РЖВ по региону равнины знаменует окончательную победу производящего хозяйства, развитие ремесла, появление племенных союзов, вступавших в контакт с государствами более южных, уже сложившихся, цивилизаций. С эпохи РЖВ народы Восточной Европы упоминаются на страницах истории Древнего мира. На юге Русской равнины, как в степной полосе, так и в прилегающей лесостепи, на основе предшествующих племен бронзового века складывается ряд культур, различающихся не только по образу жизни, но и по этническим признакам.

В степной полосе Северного Причерноморья с рубежа VIII-VII вв. до н. э. господствуют исторически известные скифы, вытеснившие или ассимилировавшие предшествующие им племена киммерийцев. Большая часть скифского населения вела кочевой и полукочевой образ жизни, однако некоторые из скифских племен были оседлыми земледельцами («скифы-пахари»). Основную роль в сложении скифской культуры сыграла предшествующая срубная культура, в регион распространения которой входила и лежащая севернее лесостепь.

Археологическое изучение лесостепи выявляет оседлый образ жизни населения в I тыс. до н. э. Исследователи отмечают значительное взаимодействие со скифской культурой, наличие т. н. «скифской вуали». Это усложняет вопрос определения этноса населения, занимавшего лесостепное междуречье Дона и Днепра.

Часть исследователей (Б. Н. Граков и др.) считают их ираноязычными скифами (старое название культурлесостепи - позднескифские зольничные). Другие, следуя за Геродотом, относят лесостепное население Дона-Днепра к нескифским народам, но подчеркивают близость их со скифами (лесостепные скифоидные или скифообразные культуры).

Первый период раннего железного века датируется: начало-сер. I тыс. до. н. э. - рубеж нашей эры. Курское Посеймье в VI-V вв. до н. э. занимали племена сейминской группы памятников лесостепи, регион распространения которых проходит по юго-западной и южной границам Орловщины.

Поселения представлены в основном небольшими мысовыми городищами, хотя известны и большие по площади селища. Погребения неизвестны - вероятно, погребальный обряд не оставил улавливаемых археологических следов. Основу находок керамики сейминских памятников составляют фрагменты лепных сосудов горшковидной формы с грубой бугристой поверхностью из-за примеси крупного песка в тесте. Орнамент состоит из защипов, насечек, пальцевых вдавлений по венчику, сквозных проколов и «жемчужин» по шейке сосуда (круглых вдавлений с внутренней стороны, оставлявших выпуклость с внешней). Характер хозяйства — оседлый земледельческо-скотоводческий. Распространение городищ связано с частыми набегами более южных степных скифов.

Сейминскую культуру относят к скифоидной лесостепной группе, но гидронимы, в частности, правых притоков орловского течения Сосны - рек Кшень, Тим, Олым, в которых лингвисты видят иранские корни, позволяют стать на сторону Б. Н. Гракова об ираноязычности лесостепного населения Курского Посеймья в сер. и второй половины I тыс. до н. э.

Не менее сложна археологическая картина лесной полосы Русской равнины в I тысячелетии до н. э. Южную часть полосы и прилегающую кромку лесостепи от Балтийского моря до Верхней Оки включительно занимали племена древних балтов - население лесной полосы, сложившееся на основе позднебронзовых племен данного ареала.

Выделяют пять основных балтских культур раннего периода РЖВ (с запада на восток):

*Штрихованной керамики,

*Милоградскую,

*Днепро-Двинскую (верхние течения Двины, Днепра и Десны),

*Юхновскую (поречье Десны от Брянска до впадения в Днепр),

*Верхнеокскую (поречье Оки от устья р. Кромы до устья р. Угры).

 

Отмечается близость всех культур и особенно родственность трех последних: днепро-двинской, юхновской и верхнеокской. Родственность просматривается в общих типах городищ, жилищ, отраслях хозяйства, ремесле, формах керамики и др.

Наиболее заметное отличие усматривается в орнаментации глиняных сосудов. Днепро-двинская культура - единственная в лесной полосе эпохи РЖВ, племена которой практически не украшали орнаментом свою керамику.

Юхновский орнамент состоит из насечек - прямых и косых, вдавлений по венчику сосуда. Известен и «жемчужный» орнамент по шейке. Стенки сосуда (плечики) украшают насечки, прямые или косые ямки разной формы, иногда сгруппированные в зоны треугольных очертаний («юхновский треугольник») и др.

Тесто керамики отличается примесью мелкого речного песка. Сосуды очень тонкостенны - до 0,4 - 0,6 см, обжиг костровый, недостаточный и неравномерный. Большие размеры некоторых сосудов (до 20 см и более в диаметре горла), ввиду их тонкостенности, предполагают наличие формы из гнилушки или другой растительности, сгорающей при обжиге.

Основную особенность керамики верхнеокской культуры, определенной Т. Н. Никольской в конце 1950-х гг. (до этого население Верхней Оки и до устья Угры краеведы по старинке относили к финно-угорам), видят в меньшем проценте орнаментированной керамики на поселениях, но типы орнамента схожи с юхновскими. Это вызывает сомнение некоторых исследователей в правомерности выделения верхнеокской культуры в самостоятельную группу.

Еще П. Н. Третьяков в 1960-е гг., после раскопок Т. Н. Никольской, выдвинул предположение, что культурный слой верхнеокских памятников второй половины I тыс. до н. э. состоит из двух прослоек: нижней - днепро-двинской культуры (смоленской ее группы) без орнамента и верхней - с юхновской керамикой, связанной с продвижением племен Десны на Верхнюю Оку на рубеже - в начале н. э.

Однако стратиграфией раскопок верхнеокских памятников не выявлено наличие на них двух прослоек культурного слоя с разной по наличию орнамента керамикой. Сходство по многим вышеуказанным чертам позволяет некоторым исследователям (И. К. Фролов, О. Л. Прошкин) определять верхнеокскую культуру как «окский вариант юхновской культуры», с сохранением некоторых отличий.

Лесную полосу севернее региона балтских культур занимали племена древних финно-угров, ареал которых протянулся по Русской равнине от Балтийского моря до отрогов Урала и даже на восток за него. По верхнему течению Дона финно-угры продвинулись в лесостепь до устья р. Воронеж - городецкая к-ра. По Оке финно-угры дьяковской культуры занимали нижнее течение Оки, начиная от устья р. Угры (северная и северо-западная часть Калужской области).

Границей регионов верхнеокских балтов и финно-угров городецкой культуры, занимавших Верхний Дон в середине - второй половине I тыс. до н. э., был водораздел Оки и Дона близ восточных границ Орловской области. Городецкие памятники известны в соседнем регионе по Сосне от места ее впадения в Дон и до г. Ельца.

По Орловской области археологические памятники древних финно-угров не выявлены.

К населению южной части лесной полосы и прилегающей лесостепи часто относят нескифские народы, упомянутые Геродотом. Так, есть мнение, что геродотовы невры - это племена балтов милоградской культуры, адрофаги - днепро-двинской культуры, фиссагеты (тиссагеты) - городецкой финно-угорской культуры, ирки - дьяковской финно-угорской культуры.

Больше всего споров ведется вокруг определения меланхленов и будинов. Геродотовы описания образа жизни и хозяйства будинов, тиссагетов и ирков, живших охотой и собирательством, явно не соответствуют археологическим данным, говорящим о развитии в предполагаемых регионах производящего хозяйства.

Часть исследователей считает рыжеволосых будинов племенами юхновско-верхнеокской культур, а меланхлены (черноплащевые) - племена северо-запада лесостепи (будущая территория северян). Складывается впечатление, что юго-восток Орловской области и прилегающее поречье р. Неручи - р. Труды были контактной, мало населенной зоной лесостепных и лесных племен - во вт. пол. I тыс. до н. э. Достаточно изученная эпоха РЖВ Орловщины известна в основном по памятникам лесного левобережья Оки и правобережья Зуши.

Эпоху РЖВ можно разделить на три периода:

Верхнеокский - VI-I вв. до н. э.,

Почепский - I-III вв. н. э.

Мощинский - IV - VII вв. н. э.

 

Формирование племен юхновско-верхнеокских культур проходило, вероятно, в междуречье Оки и Десны, ограниченном с севера течением Угры, а с запада - регионом близкой днепро-двинской культуры.

В период современного субатланта, вслед за наступлением лесов на степь, на юг двинулись и балты. Археологически установлено, что в V в. до н. э. юхновские балты занимают правобережье Сейма, оттесняя к югу племена сейминской культуры. Продвигались на юг и верхнеокские балты, осваивая лесное левобережье Оки.

Самым ранним городищем верхнеокских балтов на территории современной Орловщины (из найденных) является городище Радовище близ одноименной деревни Хотынецкого р-на (Орловского Полесья). Поселение занимало в древности «остров» - возвышенность в болотистой местности по левобережью Вытебети, в 0,8 км от деревни, на левом берегу ручья (притока Вытебети), осушенного мелиоративными работами в конце XX в., в урочище «Кудеярова гора». Площадка поселения овальная в плане, 88 х 44 м, возвышается над окружающей местностью на 2,5 м. В древности поселение защищалось кольцевым валом и рвом перед ним. Вал разрушен бульдозерными работами, сохранилась лишь его восточная часть, высотой до 1,5 м. Сохранившаяся часть рва говорит о его глубине до 2 м. Культурный слой мощностью до 0,2 — 0,3 м содержит фрагменты лепной тонкостенной керамики верхнеокского типа. Городище обследовалось в 1902 г. В. Р. Апухтиным, датировано в 1973 г. И. К. Фроловым серединой I тыс. до н. э.

Следующий памятник на пути продвижения балтов к Оке - городище в д. Городище (ныне окраина пос. Знаменское, райцентра одноименного района). Разрушенное в настоящее время, укрепленное поселение находилось на левом берегу р. Нугрь, занимая мыс безымянного ручья. Это городище, как и Радовище, относится к «болотному» типу укрепленных поселений.

Продвигаясь на юг, верхнеокские балты достигают поречья Оки, по которому сосредоточены основные известные памятники верхнеокской культуры.

Самым южным по Оке верхнеокским памятником является городище Надежда на правом берегу р. Орлик у с. Звягинки Орловского района. Поселение защищено с напольной стороны двумя валами со рвами перед ними. Основной слой поселения датирован Т. Н. Никольской второй половиной I тысячелетия до н. э. Обследованиями Л. Н. Красницкого к востоку за валами городища выявлено селище ХУ-ХУП вв. К этому же периоду относятся три селища у д. Булгаковы Горки на противоположном левом берегу р. Орлик, открытые в 1990 г. С. Д. Краснощековой. Вероятно, позже городище использовалось как убежище окрестного населения в моменты татарских набегов и в период Смутного времени.

По поречью Оки ниже устья р. Кромы, по р. Цон известен ряд памятников, имеющих слои второй половины I тысячелетия до н. э.: два селища у д. Бутово Орловского района, селище у д. Сергиевское и два селища у д. Лебедка Урицкого района, городище у с. Паюсово на р. Моховица (пр. Неполоди).

На правом притоке Оки р. Оптухе, недалеко от ее впадения в Оку, известно городище у д. Черемисино (Орловский район), упоминаемое в «Писцовых книгах» как Иваново-городище у д. Блудово. Городище Черемисино - единственное в области двухваловое городище, где внешний вал выше внутреннего, основного. Наличие двух валов характерно для верхнеокских городищ «неболотного» типа. Один из культурных слоев этого памятника содержит лепную керамику РЖВ.

Ниже по течению Оки слои с находками верхнеокской керамики имеют городище у деревни Торкуновка, городище Сторожевое, находящееся в 2 км ниже по течению реки, в устье р. Каменки, далее городище на Оке у д. Старенково Мценского района. На левом берегу р. Зуши у несуществующей ныне деревни Роженец Мценского района находится городище, имеющее два вала, на расстоянии 40 м друг от друга. Площадка городища 110 х 60 м.

Таким образом, верхнеокские балты в середине второй половины I тысячелетия до н. э., продвигаясь на юг, занимают орловское левобережное течение Оки от устья р. Орлик вниз по течению.

Севернее, по течениям Зуши и Оки, выявлены следы контактов балтов со скифами Посеймья: на городище Воротынцево-1 Новосильского района, обследованным Т. Н. Никольской в 1955 г., И. К. Фроловым и Г. К. Патрик, выявлен крупный археологический комплекс по правому берегу р. Зуши, простирающийся от с. Воротынцево до д. Мужиково, состоящий из более 10 поселений. Памятники, как правило, многослойны, жизнь на них продолжалась от эпохи РЖВ до XVII в. включительно. По нижнему слою городища Воротынцево -1, Т. Н. Никольская сделала вывод, что это неукрепленное поселение, которое занимали в середине- второй половине I тысячелетия до н. э. племена позднескифской зольничной (сейминской) культуры.

В 1959 г. Т. Н. Никольская проводит крупные раскопки многослойного городища у д. Лужки-Пашково Кромского района на правом берегу р. Оки, известного у краеведов как городище «Кураб». Она делает вывод, что один из культурных слоев относится к позднезольничной (сейминской) культуре.

На правом берегу Оки, в урочище Курган, у с. Тагино Глазуновского района, находится селище сейминского типа второй половины I тыс. до н. э. Вероятно, сейминские племена, вытесненные в середине I тыс. до н. э. с правобережья Сейма балтами юхновской культуры, частью ушли на юго-восток в междуречье Оки и Зуши. Если по верховьям Оки сейминцы не спустились далее устья р. Кромы (Лужки), и частично по Оке до р-на гор. Торкуновки, то вниз по Зуше сейминские племена продвинулись значительно севернее.

В начале 1980-х гг. И. К. Фролов открывает комплекс из 10 селищ по мценскому течению Зуши, находящийся на правом ее берегу от д. Студимля до городища Жилино. Все они мысовые, высота над уровнем Зуши до 20 и более метров, размеры в пределах 200 х 100 м.

Самый северный комплекс селищ предполагаемого сейминско-верхнеокского симбиоза второй половины I тыс. до н. э. открыт И. К. Фроловым в Болховском районе у устья р. Нугрь: шесть селищ у д. Пальчиково и у д. Крутогорье.

Вполне возможно, что верхнеокские балты, продвигаясь на юг, медленно занимали течения Оки, Зуши и их притоков, ассимилируя племена сейминцев. В регион распространения верхнеокских памятников на территории Орловской области можно включить все поречье Зуши, левобережье Оки с ее поречьем до устья р. Цон.

Второй период раннего железного века - почепский: I-III вв. н. э. Он характеризуется по центру Русской равнины большими изменениями, произошедшими в степной и лесостепной полосах. В III - II вв. до н. э. Причерноморские степи занимают пришедшие с востока сарматы (савроматы Геродота), оттеснившие скифов до Крымского полуострова. Заняв степи и лесостепь, сарматы продвигаются на запад в Среднее Поднепровье, занимаемое во II в. до н. э. - II в. н. э. племенами зарубинецкой культуры, этнос которых спорен: одни археологи считают их балтами, другие - протославянами.

В III - IV вв. н. э. складывается многоэтническая Черняховская культура, в которую вошли племена скифов, сарматов, готов и потомки зарубинецких племен, не покинувших Среднее Поднепровье. Черняховская культура распространяется по южной части Русской равнины. В ее регион включают степное и лесное Приднепровье, Молдавию, большую часть Польши и Румынии. Исследователи не едины во мнении о датировке Черняховской культуры - от II до IV -и вплоть до VII в. н. э.

Черняховцы жили в домах типа мазанок и землянок. Характерны большие селища пойменного типа. Среди находок часты привозные вещи из ареала поздней Римской империи — монеты, украшения, стеклянная посуда и т. п. Развито было собственное кузнечное и бронзолитейное ремесло. Основой хозяйства было пашенное земледелие и скотоводство. Черняховцы широко применяли гончарный круг. Черняховская культура прекратила свое существование под ударами гуннов, вторгшихся в степи Северного Причерноморья в 70-е гг. IV в. н. э.

На востоке Черняховские памятники достигают орловского течения р. Сосны. Это селище Губкино в Малоархангельском районе на левом берегу Сосны, селище у д. Огарково Колпнянского района, селища у д. Алдобаевка Ливенского р-на и др., датированные III - нач. V вв. н. э.

Памятники начала I тысячелетия н. э. на территории юго-востока Орловской области очень немногочисленны, вероятно, ввиду недостаточной обследованности региона.

На рубеже н. э. часть зарубинецких (позднезарубинецких) племен Среднего Поднепровья под натиском сармат уходит на север. По пути продвижения позднезарубинецкие племена осваивают лесную полосу центра России. В первых века н. э. прекращают существование милоградская, днепро-двинская и юхновская культуры, племена которых частично вытесняются, частично вливаются в состав формирующихся новых культур лесной полосы.

Так, по Десне, на основе позднезарубинецкой миграции, складывается т. н. почепская культура, впитавшая в себя черты как привнесенной зарубинецкой культуры, имевшей в своем составе и значительный скифо-сарматский субстрат, так и элементы местных деснинской и юхновской культур.

Новые обитатели лесной полосы предпочитают проживать на низинных, пойменных селищах, группирующихся «гнездами - цепочками». Предпочтение к проживанию на низменных селищах говорит как о многочисленности пришельцев, так и о большой роли в их хозяйстве земледелия, вероятно, вышедшего на первое место. Находки больших топоров говорят о подсечно-огневом характере обработки земли.

Керамика почепских поселений лепная, при сохранении старых форм более толстостенная, и имеет бугристую поверхность из-за примеси крупного песка в тесте. Появился новый вид лепной керамики — лощеная, поверхность которой перед обжигом уплотнялась, заглаживалась до блеска лощилами.

Часть юхновского населения Подесенья уходит на Верхнюю Оку к родственным племенам верхнеокской культуры. В начале I тысячелетия н. э. почепские племена вслед за уходящими юхновцами по левым притокам Десны проникают на Верхнюю Оку. Замирает жизнь почти на всех верхнеокских городищах Орловщины, процветавших во второй половине I тысячелетия до н. э. Пути продвижения почепских племен прослежены по притокам Десны - Навле и Неруссе, по левым притокам Оки - Кроме и Цону, а также по самой верхней Оке.

В бассейне орловского течения Неруссы на территории Дмитровского района известны 7 поселений со слоями или находками почепской культуры: городище и селища у с. Волконск на р. Малая Локна, два селища у сел Воронино и Алешинка на р. Неруссе, два поселения у д. Дружно и селище Дмитровск рядом с одноименным райцентром.

Больше всего поселений со слоями почепской культуры открыто в Шаблыкинском районе по течению р. Навли. Выявлено четыре группы поселений по 3 - 6 селищ. Расстояние между группами до 5 - 7 км, между селищами группы - до 1,5 км. Селища располагаются по обоим берегам реки и довольно однотипны. Они занимали возвышенные поймы и речные мысы, высотой 6-10 м. Размеры колеблются в пределах 150 - 200 х 40 - 70 м. Мощность культурного слоя выше 0,5 м, что говорит о достаточно долгом функционировании поселений.

Наиболее исследовано И. К. Фроловым селище Железное городище-2, где вскрыто около 500 кв. м. Кроме почепской керамики, здесь выявлены остатки наземных и полуземляночных жилищ каркасно-столбовой конструкции с очагами, глиняной обмазкой полов и стен.

Памятники почепской культуры выявлены и в Сосковском районе на р. Кроме. Здесь, у д. Енынино, Н. П. Макаров открыл четыре поселения, а у д. Прилепы - еще три селища.

По течению рек Цон и Крома почепские племена могли продвинуться до течения Оки. Самое южное почепское поселение в Кромском районе находится у д. Семенково. Ниже по Оке — три селища у д. Гуторово, два селища у д. Хомуты в Орловском районе.

В верховьях р. Цон у д. Мешково Урицкого района открыт комплекс из четырех селищ почепской культуры, в Болховском р-не - три селища у д. Чегодаево на р. Березуй.

Обильно памятниками почепской культуры устье р. Нугрь:Курасово-1, 2, Пальчиково-1, 4, 5, Крутогорье-5.17

Если по Десне и Верхнему Днепру почепские племена ассимилировали предыдущее население балтских культур, то по Оке они в конечном итоге сами растворились в среде потомков верхнеокских племен, войдя т.о. в состав новой балтской культуры региона Верхней Оки - мощинской.

В третьем периоде РЖВ (IV-VII вв.) грандиозные события, начавшиеся в степи и лесостепи Северного Причерноморья, перекроили всю историческую карту Европы. Около 370 г. н. э. из-за Волги на запад продвигаются кочевые орды гуннов. Они разбивают сармато - аланов, сокрушают готское государство. Прекращает существование Черняховская культура. Присоединив часть покоренных народов, гунны занимают Подунавье и обрушиваются на распавшуюся Римскую империю. Одновременно с севера на Римскую империю надвигаются германские племена. Начинается Великое переселение народов, в которое в VI—VII вв. включаются праславяне (склавины и анты).

С нашествием гуннов связывают появление в степях Северного Причерноморья тюркоязычных болгар и угров (будущих венгров). В середине VII в. в Северном Причерноморье складывается Хазарский каганат, включивший в себя тюрок, угров, ираноязычных алан и часть ранних восточных славян.

Лесное орловское левобережье Оки и правобережье Зуши в IV - VII вв. входят в регион распространения памятников мощинской культуры, сложившейся на основе племен верхнеокской и почепской культур. Основой хозяйства мощинцев становится пашенное земледелие с широким применением подсечно-огневой системы землеобработки. Скотоводство опирается на разведение крупного рогатого скота и коневодство. Производящие методы окончательно оттесняют на вторые-третьи роли охоту и рыболовство. Значительно развивается ремесло: обработка железа, цветных металлов, косторезное мастерство и др. В гончарстве сохраняется лепная керамика — толстостенные горшки с бугристой, из-за примеси крупного песка в тесте, поверхностью, а также лощеная керамика.

От эпохи мощинской культуры сохранились на Орловщине погребения - курганы с обрядом кремации покойных, имевшие круговую столбовую оградку. Мощинское население проживало, в основном, по течениям рек, не выходя на водоразделы. Часто их поселения занимали мысы рек, «останцы», стоянки, селища и городища предыдущих эпох.

По Верхней Оке самым южным поселением с находками в культурных слоях керамики мощинской культуры является городище Лужки Кромского района. Ниже по течению Оки - городище Гать, селище Шепино, селища у д. Ломовец Орловского района, городище Сторожевое и городище Торкуновка по Оке, селище Карандаково Мценского района, селище Пальчиково-1 Болховского р-на.

По р. Кроме мощинский нижний слой выявлен в многослойном селище у с. Кирово (пос. Степь) Сосковского района. По р. Цон в Урицком районе мощинский культурный слой выявлен на поселениях Мерцаловка, Гнеушево (Снопково), д. Городище.

По р. Нугрь - городище Локно Знаменского района, селище Б. Чернь, городище Рожково, городище Кишкино-1 Болховского района.

По течению Зуши - археологический комплекс Воротынцево, на притоке Зуши р. Чернь — городище Зайцево, селище Гамаюново.

По р. Навле - селища Железное-3 и Северный поселок-2, городище у д. Железное городище и городище Слободка Шаблыкинского района.

Наиболее исследованным памятником мощинской культуры по орловскому течению Оки является городище у д. Торкуновка Мценского района, исследованное Л. Н. Красницким. Раскопки пяти сезонов (конца 1980-х - начала1990-х гг.) выявили многослойность поселения от эпохи бронзового века до VI - VII вв. н. э. Древнее поселение занимало мыс правого берега Оки и глубокого оврага с протекающим ручьем, отделяющим городище от одноименной деревни. Высота над уровнем реки 25 м, размеры подтреугольной в плане площадки 70 х 60 м. С напольной северо-западной стороны площадка защищена двумя валами, возведенными на расстоянии 20 м. друг от друга.

Раскопки выявили, что этот мыс был обитаем с эпохи бронзы, а середине- второй половине I тыс. до н. э. здесь проживало население, близкое к сейминской скифоидной культуре. Об этом говорят находки лепной керамики с грубой поверхностью, украшенной характерными «жемчужинами» и проколами по шейке сосуда.

В последние века I тыс. до н. э. мыс занимают уже верхнеокские балты, о чем свидетельствуют археологические находки. Но, как и все верхнеокские городища, Торкуновка запустела в связи с приходом почепских племен на рубеже н. э. В середине I тысячелетия н. э. мыс занимают племена мощинской культуры. Возведя новый частокол по внешнему валу-2, мощинцы устраивают второй вал по периметру раннего вала-1, сместив ров перед ним на 0,5-1 м. Ширина подошвы вала превышает 15 м, высота достигает 2-2,5 м. На валу возводят стенообразные деревянные оборонительные конструкции. Интересно использование приема «коридора смерти»: внешний вал имел проход в межваловое пространство с западной стороны по берегу Оки, внутренний - с восточной, по обрыву оврага. Осаждавшим, чтобы проникнуть на площадку поселения, необходимо было проследовать по контуру внутреннего вала, повернувшись к нему правым боком, не закрытым щитом, который держали в левой руке.

Исследования речного склона к Оке выявили многоярусную оборону тыльной части городища. По верхней части площадки проходил частокол из вертикально вкопанных столбов. Ниже по склону к Оке — сооружения из бревен, поставленные в 3 - 4 ряда, горизонтально к осаждавшим (сооружение типа «косой острог»). Вероятно, на них были стрелковые площадки лучников и метателей камней. Следы большого пожара и находки трехгранных наконечников стрел говорят, вероятно, о том, что городище было взято штурмом в конце мощинской эпохи – в 7 в.н.э. Больше оно не заселялось.

Часть 6 [Часть IV. АРХЕОЛОГИЧЕСКОЕ ПРОШЛОЕ ОРЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ.

ГЛАВА 3. Ранний железный век. (стр. 236- 251)].



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-10-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: