Роль и значение учетно-договорных единиц




Операции физического распределения

Роль и значение учетно-договорных единиц

Золотые правила физического распределения

 

 

Операции физического распределения

Все операции, связанные с преобразованием непосредственно материального потока в звенья логистической сети дистрибутивной сети, составля­ют ключевую логистическую активность — физическое распределение. К этим операциям (элементарным активностям) относятся: погрузка, разгрузка, затаривание, перевозка, экспедирование, хранение, сортировка, комплектация, консоли­дация и т. д. Элементарные активности объединяются в комп­лексные: транспортировку, складирование, защитную упаков­ку, грузопереработку, управление запасами и другие с целью повышения эффективности работы логистической сети и оптимизации каче­ства логистического сервиса в дистрибьюции.

Как было указано в предыдущем разделе, операции физи­ческого распределения выполняют как структурные подразде­ления сбыта продукции фирмы-производителя, так и многочисленные логистические посредники. Многие логистические посредни­ки в дистрибьюции объединяют свои логистические активно­сти, например, перевозку, экспедирование, складирование и хранение груза, сортировку, грузопереработку и т.п. Широко известны в мировом бизнесе крупные транспортно-экспедиторские и логистические фирмы такие как "ASG АВ" и "Bilspedition" (Швеция), "Rydere", "Federal Express", "Leasnay", "American Express" (США), "Welchelt" (Германия), "TNT" (Да­ния/Голландия), "Sped-Bertraud Fauree", "Сarlberson” (Фран­ция), которые имеют крупнейшие грузовые терминалы и тер­минальные комплексы, осуществляя интеграцию подавляющей части логистических активностей в физическом распределе­нии, эффективно обслуживая потребности сбыта продукции сотен про­изводителей.

Фирмы, осуществляющие подобное комплексное обслужи­вание производителей или владельцев продукции, часто на За­паде называют логистическими фирмами или компаниями фи­зического распределения.

Особенностью деятельности таких компаний является то, что они обычно обслуживают или определенную территорию (зону, регион, область и т.д.), или транспортные коридоры (например, в интермодальных перевозках), или определенную группу клиентов. Компании физического распределения, как правило, заинтересованы как в транспор­тировке, так и других операциях физического распределения на протяжении возможно большей части логистических кана­лов фирм-производителей (владельцев) товаров в опреде­ленной территориальной зоне. Обычно компании физического распределения работают с не­сколькими видами товаров или несколькими товарными скла­дами по материальным потокам. Они являются менеджерами товарных запасов, консолидируют, распределяют продукцию, обеспечи­вая даже ее упаковку и предпродажный сервис.

Роль и значение учетно-договорных единиц

Любая единица является результатом согласований и оп­ределений в соответствующих звеньях логистической сети. По этой причине в за­падной литературе по логистике они называются "transaction units" — учетно-договорные единицы. Эти едини­цы являются соглашением по обмену между партнерами внутри дистрибутивного канала какой-либо продукции. Как только такая единица определена, она будет иметь снабженческо-сбытовые характеристики, достаточно долго закреп­ленные, чтобы облегчить повторные логистические операции физического распределения. Эти характеристики многочис­ленны и различны: вес брутто, вес нетто, высота, ширина, дли­на, прочность на раздавливание, климатическая стойкость, вес тары, полезная нагрузка, высота груза, объем груза, различные способы защиты, скорость транспортировки, взаимозависимость или независимость единиц измерений продукции и транспортных единиц при любом способе транспортировки, пригодность единицы для любых способов погрузки, разгрузки и хранения и т. д.

Многообразие характеристик вызывает необходимость по­стоянного согласования (гармонизации) между ними в логис­тических каналах продвижения не только одного товара, но всех товаров вместе на определенных рынках и в коммерчес­ких товаропроводящих структурах. Продуктивная гармониза­ция означает не только договоренность (соглашение) о харак­теристиках, но и в большей степени рационализацию и стан­дартизацию учетно-договорных единиц во всех логистических активностях. Стан­дартизация приводит к экономии за счет эффекта масштаба в логистике. Фактически стандартизация должна начинаться, когда товар проектируется, с тем чтобы, например, размеры упаковки соответствовали объемным модулям транспортных средств для экономичного физического распределения.

Продуктивная гармонизация должна быть найдена между различными учетно-договорными единицами, например, упаковки, продажи, конечного по­требления, грузовых единиц физического перемещения, грузовых и транспортных документов, ин­формационных характеристик и т.п. Эти единицы образуют иерархию, причем переход от наименьшей учетно-договорной единицы к наибольшей должен осуществляться гармонически. Особое значение при­обретает гармонизация и стандартизация при осуществлении перевозок различными видами транспорта, например, стан­дартизация грузовместимости контейнеров в смешанных (мультимодальных) перевозках.

В физическом распределении важную роль играет стан­дартизация и гармонизация продуктовых и транспортных учетно-договорных единиц. В пределах заданного дистрибутивного канала логисти­ческие характеристики должны быть определены для транс­портных средств, имеющих наибольшую грузовместимость (грузоподъемность). Затем можно вывести учетно-договорные единицы, кратные раз­личным вместимостям меньших транспортных средств и упа­ковочным характеристикам продукции. Аналогично можно опреде­лить продуктивную гармонизацию между различными видами транспорта в физическом распределении, требующем сме­шанных перевозок (например, в транспортных узлах).

Основой такой гармонизации являются стандартные учетно-договорные единицы продукции и тары, такие как паллет (поддон) и контейнер. При­менение паллетов для перевозок продукции явилось первой необрати­мой тенденцией, которая изменила в мировом бизнесе все про­цессы физического распределения, получив название "паллетизация".

Вторая необратимая тенденция, которая коренным образом изменила логистику, вызвана применением контейнеров в фи­зическом распределении — "контейнеризация". Стандартиза­ция грузовместимости универсальных контейнеров, регламен­тированная ISO привела к появлению новой учетно-договорных единиц продукции (тары) и вызвала настоящую революцию в логистике, так как следующая за паллетом грузовая единица — контейнер — превратилась в стандарт, который необходимо было интегриро­вать на все виды транспорта.

Продуктивная гармонизация должна быть найдена также между иерархической лестницей учетно-договорных единиц продукции и иерархи­ческой лестницей транспортных учетно-договорных единиц для всех видов транс­порта. Основной особенностью, связываю­щей эти две шкалы единиц, является тот факт, что транспортные единицы, характеризуются имеющимися у них конструк­тивными параметрами и возможностями: грузоподъемностью, грузовместимостью, надежностью, скоростью и т. д., а учетно-договорные единицы про­дукции должны быть приспособлены к этим возможностям. Задачей логистики в физическом распределении должно быть нахождение баланса между имеющимися возможностями транспортных средств и возможностью их оптимального ис­пользования с точки зрения учетно-договорных единиц продукции.

В любом виде транспорта каждая учетно-договорная единица продукции будет рассчитываться в отношении транспортной единицы либо через соотношение т/м3, либо наоборот — м3/т.

Если раньше контейнеризация была проблемой лишь эко­номики транспорта, то сейчас она рассматривается с точки зрения логистики, а именно: различные виды транспорта дол­жны интегрировать стандартную учетно-договорную единицу измерения продукции — контейнер — в межвидовые перевозки. Кроме того, каж­дый вид транспорта должен обладать новой техникой и необ­ходимыми параметрами транспортных средств, которые позво­ляли бы ему экономично перевозить контейнеры (в соответ­ствии со стандартами ISO). Фактически именно контейнер должен иметь возможность выбирать, на каком участке логис­тической цепи он намерен использовать тот или иной вид транспорта.

Как следует из вышеизложенного, особо актуальным явля­ется использование контейнеров в процессах физического распределения для макрологистических систем (региональ­ных, республиканских и межнациональных), требующих при­менения нескольких видов транспорта или включающих в свою сферу деятельности транспортные узлы. Однако и на уровне микрологистических интегрированных систем будущее в физическом распределении принадлежит контейнеризации. При этом необходимо обеспечить гармонизацию трех основ­ных учетно-договорных единиц продукции, принятых при заключении сделок по дистрибьюции или продаже:

единица груза — упаковка;

единица груза — паллет (поддон);

единица груза — контейнер.

В широком смысле логистика объединяет в себе все, что касается физического передвижения товара - от планирования маршрута до ведения документооборота.

 

 

При физическом распределении, кроме того, могут исполь­зоваться учетно-договорные единицы продукции, кратные этим трем единицам.

Например,

паллет половинной высоты, мини-паллеты, контейнеры типа "Roll";

мини-контейнеры, которые после их установки бок о бок снова будут образовывать контейнерную единицу груза.

В дистрибутивных сетях физического распределения необ­ходимо определить размещение центров обработки грузов (дистрибутивных платформ), применяющих автоматизирован­ное оборудование для трех уровней учетно-договорных единиц продукции: пакетного, паллетного и контейнерного. Исследования показывают, что учетно-договорной единицей между производственными центрами, работающими без складов, и дистрибутивными платформами должен быть кон­тейнер. Дистрибутивные платформы в этом случае должны содержать высокомеханизированное оборудование для обра­ботки крупномасштабных запасов на уровне контейнерной единицы.

Второй уровень консолидации, нацеленный на автоматизи­рованную обработку паллетов, должен располагаться, как пра­вило, на местных рынках и представлять собой складской консолидационный центр, работающий со всеми типами производ­ственных центров и грузополучателей. В таком центре осу­ществляется переход от контейнеров, загружаемых однород­ными паллетами с изделиями одного наименования к отгру­зочным единицам — паллетам, загружаемым коробками (па­кетами) с одними и теми же изделиями, но способным быть транспортированными в контейнерах, содержащих различные изделия. При перевозках автомобильным транспортом отгру­зочная партия должна состоять из одного контейнера в один пункт назначения.

Третий уровень консолидации, непосредственно прибли­женный к конечному потребителю, — это сортировочная ли­ния на уровне паллетной единицы, загруженной упаковками, содержащими различные изделия. Эта сортировочная линия должна быть оборудована таким образом, чтобы принимать одно­родные паллетные единицы, питаясь от автоматизированного скла­да. На этом паллетном уровне сортировочная линия должна выда­вать однородные паллетные единицы, которые должны загружать­ся в контейнеры для доставки, например, в супермаркеты.

Изложенная схема физического распределения продукции (вниз по потоку) может применяться в обратном порядке на всех трех уровнях для пустой оборотной тары.

В идеальном случае местные центры консолидации могут быть использованы для выполнения сбытовых функций постав­ки продукции потребителям на локальном рынке с использованием учетно-договорных единиц контейнеров. При этом вся логистическая цепь должна быть построена и оборудована таким образом, чтобы осуще­ствить обработку и хранение грузов на уровне этой единицы.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: