Смыслообразующий образ жизненной миссии и самореализации «Урал-Батыр»




Креативно-двигательная (деятельностная) терапия «Урау»

По мотивам башкирского народного эпоса «Урал-Батыр»

Действие в образе. Сила воображения в действии.

Калимуллин Рустэм Галимович,

Психолог группы «Верное Решение», г.Уфа

www.vrhr.ru, https://professiolog.ru

vernoereshenie@mail.ru,

8 (347) 246-46-55, 8-917-43-22-777

Многие народы мира интуитивно, эмпирическим способом создали психотелесные, оздоровительные и духовные практики. Подобные практики есть и у башкирского народа. Некоторые практики сохранились в таких формах как заземляющий танец (бейеу), протяжное пение Озон-кой, заземляющий контакт босиком Ялан-аяк, отреагирование эмоций в природе Кыскырыу и других формах этнотерапии.

И в тоже время наряду с психотелесными активностями сохранились и смыслообразующие продукты творчества, мощные ресурсные образы, активирующие целительную силу воображения.

Сочетание ресурсных образов и двигательной активности является сутью интегративной креативно-двигательной терапии, целью которой является достижение синергетического исцеляющего эффекта.

 

Например, настоящей сокровищницей ресурсных образов является эпос «Урал-Батыр».

Йанбирде и Йанбике, здоровое мужское и женское начало.

Первые ресурсные образы, с которыми мы знакомимся в эпосе, это Йанбирде, отец Урал-Батыра и Йанбике, мать Урал-Батыра. Это титаны, не ведающие болезней. Сверлюди, которые всегда здоровы.

«…Не знают Йанбирде и Йанбике болезней, не пристает к ним недуг, а любая рана тут же заживает, словно ее и не было…» (Урал-Батыр. Башкирский народный эпос в изложении Айдара Хусаинова).

 

Серия стартовых, разминочных упражнений в образах Йанбирде и Йанбике Йанбирде (вдохнувший жизнь) – мужчины, Йанбике (душа жизни) – женщины.

1. Вдыхание жизненной энергии. Круговое движение (2 кольца)

2. Поддержание вечности и бесконечности жизни.

3. Спиралевидное развитие жизни.

4. Самомассаж головы, лица и рук «Урау»

 

Йанбирде и Йанбике - это мощные целительные образы для аутосуггестии при выполнении любых оздоровительных практик, ЛФК, производственной гимнастики.

Мы предлагаем комплекс оздоровительных упражнений «Урау» - круговые, вращательные, спиралевидные движения, бесконечность-образные движения.

 

У данных упражнений, как и у упражнений Цигун, как минимум 3 смысла:

1. Лечебная физкультура

2. Гармонизация энергии (круг – символ гармонии и бесконечности циклов)

3. Генерация внутренних исцеляющих образов (активация мощных ресурсных образов)

 

Можно представлять, как при выполнении циклических упражнений «Урау» запускается цикл деления клеток, которые обновляют и омолаживают организм.

Смыслообразующий образ жизненной миссии и самореализации «Урал-Батыр»

Примеры упражнений в образе Урал-Батыра:

1. Урал-Батыр держит путь.

2. Урал-Батыр побеждает дива.

3. Урал-Батыр направляет в небо камень.

4. Урал-Батыр работает мечом

5. Урал-Батыр летит на крылатом Акбузате.

6. Урал-Батыр орошает землю из Живого Родника.

Дополнительное упражнение к сюжету: Возрождение Урал-Батыра!

 

При выполнении упражнений в образе Урал-Батыра мы можем говорить о трансформации креативно-двигательной терапии в креативно-деятельностную.

И фокус в данном случае смещается от креативных движений в образе к раскрытию творческого потенциала для достижения желаемых результатов, достижения значимых жизненных целей, реализации своего потенциала и жизненной миссии, создание конкретных продуктов деятельности.

 

Смыслообразующий образ Урал-Батыра может стать ресурсом для преодоления трудностей, кризисных состояний, умения прощать, отпускать, давать шанс себе и людям, предотвращения бессмысленных суицидов.

 

Если образ Урал-батыр является мужским образом, то в эпосе есть женский образ прекрасной Хомай. В этом образе сочетаются и красота, и женственность, гибкое и мудрое лидерство, цельность личности и сила духа.

 

Примеры упражнений в образе Хомай:

1. Хомай заключает в темницу Заркума (Заркум – образ зеленого змия, победа над алкоголем).

2. Хомай встречает Урал-Батыра.

3. Хомай дарит Урал-Батыру коня Акбузата и волшебный меч.

Тезисы креативно-двигательной терапии:

1. Наша психика (душа) сама знает, какие ей в данный момент нужны образы.

2. Наше тело само знает, какие ему в данный момент нужны движения.

3. Вы и есть та личность, которая может в данный момент времени соединить движение с образом оптимальным способом

 

Примечание. Здесь аналогия с подходом М. Монтессори, где нет заранее заданной программы обучения. Подобно тому, как ребенок сам реализует свою внутреннюю программу по развитию наиболее актуальных на данных момент качеств и навыков, так и любой человек сам находит для себя наиболее исцеляющие образы и воспроизводит их наиболее исцеляющим образом.

4. И в то же время, по аналогии с игровым залом Монтессори, где педагог проводит презентацию развивающих игр перед ребенком, психолог может продемонстрировать меню ресурсных образов и примеры движений, из которых клиент может выбрать наиболее подходящие для себя, адаптировать их под себя либо сгенерировать индивидуальные образы и движения.

 

Гуманистический потенциал эпоса раскрывается в послании Бессмертного: «есть на свете только одно, что не умирает и остается вечно молодым, что составляет красоту мира, что украшает наш сад – это добро. В небо вознесется добро, в воде не утонет добро! В огне не сгорит добро, неустанно люди живут добром! Оно превыше всех дел, станет добро для всех людей на свете пищей для вечного бытия!»

 

Смотрите видеозаписи упражнений на канале оздоровительной практики УРАУ: https://www.youtube.com/channel/UCIulZot-Vp3P3J6HvZaZRrQ?disable_polymer=true



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-10-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: