Что такое ученическое самоуправление?




Ученическое самоуправление — понятие родовое по отно­шению к другим формам организации жизнедеятельности учащихся. Все эти виды можно классифицировать по тому, кто является субъектом. Если коллективом класса управля­ет только педагог без какого-либо привлечения учащихся, то речь идет об авторитарной форме управления; если же уча­щиеся сами решают проблемы, то такую форму организации можно назвать демократической. Ученическое самоуправ­ление можно определить как демократическую форму орга­низации жизнедеятельности ученических коллективов, обес­печивающую развитие самостоятельности учащихся в приня­тии и реализации решений для достижения общественно

значимых целей.

Какие же характерные признаки присущи ученическому

самоуправлению? Во-первых, это самостоятельность членов ученических коллективов в принятии и реализации решений, во-вторых — возможность развития самостоятельности.

Педагогической целью, стоящей перед ученическим само­управлением, является демократизация жизни коллектива класса и на этой основе — формирование у учащихся готовнос­ти к участию в управлении обществом.

Процесс развития ученического самоуправления предпо­лагает последовательную смену состояний, непрерывных качественных изменений, обеспечивающих перевод коллек­тива класса из системы управляемой в систему самоуправля­емую.

Определяя движущую силу процесса развития самоуправ­ления, необходимо исходить из того, что он прежде всего ори­ентирован на учащихся. Будучи общественной по своей направ­ленности, работа органов самоуправления существенным образом зависит от отношения к цели деятельности каждого учащегося, наличия у него мотивов участия в ней. Возникает основное противоречие между целями деятельности коллекти­ва, содержанием процедуры организации и отношением к ним каждого ребенка.

Условием разрешения этого противоречия и превращения его в движущую силу является сформированностьгруппового мотива действия, которая понимается как диалектическое един­ство мотивов членов группы.

Процесс развития самоуправления отображен на схеме 1. Ядром его является мотив группового действия. На схеме пока­заны задачи, которые должны решаться для того, чтобы каж­дый этап управленческого цикла существенно влиял на форми­рование этого мотива.

Групповые мотивы отражают отношение класса не только к целям деятельности, но и к ее содержанию и процедуре орга­низации. При этом в различных коллективах доминирующим может быть любой из названных мотивов.

Источником развития самоуправления на этапе его за­рождения является противоречие между внешней целью и ин­дивидуальным мотивом. Цель, поставленная педагогами, вышестоящими органами самоуправления или органами свое­го коллектива, только тогда превращается в групповой мотив на этом этапе, когда учащиеся видят, что удовлетворение их по­требностей напрямую зависит от ее достижения.

На этапе становления в качестве источника развития выс­тупает противоречие между целью деятельности, определенной самим ученическим коллективом, и отношением учащихся к ее достижению. Разрешается оно на основе широкого вовлечения детей в преодоление трудностей при вЫборе решений, позволя-




 


творчество по разработке проектов совершенствования работы коллектива класса, участие в различных конкурсах на лучшее решение проблем жизни коллектива. При этом важной чертой совместной деятельности педагогов и детей должно стать сотвор­чество — как норма, существующая в коллективе учебного за­ведения.

Сотрудничество педагогов и учащихся также является важ­нейшим условием развития ученического самоуправления в классе. Оно прежде всего зависит от цели, стоящей перед кол­лективом класса, и эта цель должна быть обязательно достига­емой и достаточно сложной.

Взрослых и подростков в этом случае объединяет не просто цель, а именно вера в возможность преодоления трудностей. Без общего воодушевления сотрудничества достигнуть трудно. Цель должна быть понятой и принятой, надо вместе провести ее по­иск.

Общая рабочая цель только тогда бывает реальной, когда она принимается не внешне, а становится лично осознанной, а это возможно после широкого обсуждения, столкновения и борьбы позиций. Каждое дело должно быть проанализиро­вано его участниками, иначе работа считается незавершен­ной. Обучение ребят коллективному самоанализу — дело дол­гое и трудное, оно требует от педагога большого мастерства, но именно так возникает и укрепляется атмосфера сотрудни­чества подростков и взрослых; ученики чувствуют себя хозя­евами в общественных организациях, приучаются следить за ходом общей работы, болеть за общее дело; быстро развива­ются их общественные навыки. Невозможно переоценить дис­циплинирующее значение такой работы. Когда ученики зна­ют, что их труд будет оценен не только учителем, но и всем коллективом, они и ведут себя достойно, и работают гораздо старательнее.

Всякое дело само по себе интересно, но придумать для него интересную, необычную форму можно и всегда нужно.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-13 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: