Каким быть классному ученическому собранию?




Важной формой работы классного руководителя с детьми яв­ляется классное собрание, где дети учатся демократии, общению, сотрудничеству, самостоятельности и ответственности.

Классное собрание — это высший орган самоуправления в ученическом коллективе. Главное его назначение — обсужде­ние вопросов жизни коллектива, проблем, возникающих в орга­низации деятельности учащихся класса, роли первичного кол­лектива в жизни школы. Главные функции классного собра­ния— стимулирующая и организующая. Результатом его работы являются конкретные решения, направленные на поло­жительные преобразования в коллективе.

Классное собрание распределяет поручения, избирает старо­сту (командира), представителей в органы ученического коллек­тива, заслушивает отчеты школьников о выполнении поручений, обсуждает различные памятки, положения (о консультантах по предметам, дежурстве по классу и школе и др.)

Классное собрание может быть посвящено одной проблеме (тематическое), но возможно и обсуждение ряда организацион­ных вопросов (утверждение плана, выборы, отчеты, информа­ция о делах или итогах работы).

Экстренные (внеочередные) собрания созываются, когда ка­кие-либо вопросы необходимо обсудить и решить немедленно. Одна из их разновидностей — летучка, которая длится 10-15

минут. Здесь распределяются участки работы, назначаются сроки выполнения и ответственные. В исключительных слу­чаях такое собрание может быть созвано по просьбе классного руководителя, педагогов или администрации школы. Целесо­образно рассмотрение некоторых вопросов на совместном со­брании родителей и учащихся или учащихся и учителей, ког­да, например, предстоит обсудить предстоящий ремонт классного помещения, подготовку к экзаменам, выпускному вечеру, походу, экскурсии, наметить перспективы в деятель­ности коллектива.

Тематика классных собраний подсказывается проблемами, возникающими в коллективе. Важно, чтобы в планировании собраний участвовали сами ученики под руководством учени­ческого актива и классного руководителя. Староста (командир) класса может провести анкету с вопросами: какое из классных собраний в прошедшем учебном году тебе запомнилось? поче­му? чего, на твой взгляд, не хватает нашим собраниям? какие вопросы ты предлагаешь обсудить в этом году? Планируются классные собрания примерно один раз в месяц. Но если школь­ники собираются экстренно, вне плана, это свидетельствует о не­формальном проведении классных собраний и ученическом са­моуправлении. Надо учитывать, что не все вопросы, вынесенные на собрания, можно предусмотреть вперед на год, многое будет подсказано текущими делами.

Классное собрание — это форма работы самого ученическо­го коллектива, для которой характерна совместная деятель­ность учащихся и педагога, организованная на основе равенства их прав.

На классном собрании классный руководитель выступает одновременно и как представитель государственного учрежде­ния, наделенный определенными официальными полномочия­ми, и как член классного коллектива, где он связан со своими воспитанниками отношениями старшего и младших товари­щей. Поэтому личное участие педагога в подготовке классного сборания, его работе и осуществлении решений, как правило, является обязательным.

Учитель вместе с ребятами голосует за принятие реше­ний и несет за их выполнение персональную ответствен­ность. Однако классный руководитель не только занимает позицию и выполняет роль равноправного члена ученичес­кого коллектива, но и является старшим товарищем, глав­ным помощником школьников при подготовке и проведении собрания, а иногда и его руководителем. Во всех случаях он

незаметно, ненавязчиво, скрыто проводит через ребят свое мнение, идею, мысль. Предложения в открытой формеим высказываются в последнюю очередь, если это вообще будет целесообразно.

Классному руководителю необходимо учить детей демокра­тическому порядку проведения собрания: умению слушать сво­их товарищей, просить слова, участвовать в обсуждении вопро­сов, вырабатывать коллективные решения и голосовать заих принятие, подчиняться воле большинства.

Непросто вовлечь ребят в разговор, преодолеть их скован­ность, смущение, а то и просто неумение выражать свои мысли вслух, в присутствии товарищей, педагогов.

Успешным приемом коллективного обсуждения вопросов, так же как и при проведении КТД, часа классного руководите­ля, является работа в микроколлективах примерно из 4-8 че­ловек.

Участники собрания располагаются группами по кругу, что­бы каждый видел всех и все видели каждого. Ведущий (или ве­дущие — например, один из учеников или педагог) ставит воп­росы, требующие решения. Они могут быть объявлены заранее. Затем дается время (3-10 минут) в зависимости от характера и объема вопросов, для совещания по микроколлективам. Сом­кнувшись в тесные кружки, участники собрания сообща ищут решение, причем каждый высказывает свое мнение, предложе­ния, обдумывает сказанное товарищами. Руководитель группы сводит воедино высказывания, составляет общее мнение. Если вопросов несколько, то лучше распределить, кто будет высту­пать от имени группы по каждому из них.

Следующая часть — выступления представителей микро­коллективов. Здесь возможен спор, дискуссия. Нужно обосно­вывать свои предложения, отвергая другие предложения, если в этом есть необходимость. Ведущий направляет обсуждение и формирует решение, которое нашли участники собрания. Если во время обсуждения возник новый острый вопрос, выяс­нились взаимоисключающие точки зрения или предложения, стоит дать возможность снова подумать, посоветоваться по груп­пам в течение3-5 минут. Затем представители микроколлек­тивов выступают с тем или иным мнением, сложившимся в ре­зультате «внутреннего» обсуждения.

Предварительное обсуждение вопросов в малых группах со­здает обстановку раскованности, свободного обмена мнениями, дает возможность каждому высказаться, завязать разговор и по­дойти к неформальному коллективному решению.

Педагог во время собрания увлеченно, заинтересованно ра­ботает вместе с детьми: думает, советует, ищет лучшие вариан­ты решений. Он старается поддержать, развить, дополнить выступления, побуждает к размышлению вопросами: «А поче­му?», «А чем ваш вариант лучше?» и др.

Приведем пример проведения ученического собрания на тему: о Как организовать работу в классе».

Цель: провести выборы организаторов работы и определить перспективы развития группы. Воспитательные задачи:

— воспитание у детей уважения друг к другу;

— формирование навыков совместной деятельности;

— развитие у учащихся способностей формулировать свои мысли и отстаивать свою точку зрения.

Проведение

1. Вступительное слово ведущего:

«Мы собрались по важному поводу: вместе определить те проблемы, которые нас волнуют сегодня. Для того чтобы сфор­мулировать проблемные вопросы, разобъемся на группы» (вре­мя на обсуждение 5-7 минут).

2. После обсуждения учащиеся предлагают вопросы, кото­рые фиксируются на доске. Например:

— Как сделать нашу жизнь интересной?

— Как сделать так, чтобы не было отстающих?

— Какие общественные поручения необходимы в классе?

— Как бороться с равнодушием?

— С какими другими коллективами, классами мы будем об­щаться, участвовать в совместных делах?

3. Чтобы наши обсуждения на собраниях были интересны­ми и продуктивными, необходимо ответить на следующие воп­росы:

— Как должно проходить собрание, в какой форме?

— Что должно быть обязательным при обсуждении?

— Каковы правила проведения нашего собрания? Учащиеся обсуждают эти вопросы в течение 5-7 минут по группам, предлагают свои варианты.

Так могут быть определены следующие правила:

— критикуешь — предлагай;

— правило поднятой руки;

— не допускай оскорбления личности;

— уважай мнение других;

— принятое решение должно выполняться и др.

4. «Теперь давайте определим, кто должен организовать работу классного собрания. Должен ли это быть постоянный ведущий или он будет меняться на каждом классном собрании? Предлагая свои варианты, аргументируйте их».

Учащиеся предлагают варианты:

— постоянный, так как он уже будет знать, как проводить классное собрание;

— должен меняться, так как одному будет тяжело и это бу­дет надоедать;

— один должен быть постоянным, чтобы следить за ходом дела, а другой — ему помогать.

Принимается вариант: один ведущий классного собрания должен быть постоянным, другой — меняться, являясь помощ­ником в организации.

5. «Целесообразно выбрать человека, который отвечал бы за организацию всей жизни класса, дать ему название. Чтобы выбор был успешен, сначала определим качества, которым он должен соответствовать. Каким вы хотите видеть главного орга­низатора?»

Учащиеся предлагают варианты, которые фиксируются:

— успевающий в учебе;

— ответственный;

— хозяйственный;

— инициативный;

— умеющий увлечь других и т. п.

6. В течение 5 минут учащиеся определяют функции коман­дира (организатора):

— функция связного;

— организатор дел;

— должен видеть все, что происходит в коллективе;

— объективно решать текущие вопросы;

— за всем происходящим должен наблюдать и отвечать за все.

7. Выборы (с обсуждением) командира.

8. «Мы выбрали командира, теперь подумаем, кто будет выполнять функцию секретаря, который должен фиксиро­вать основные положения, принимаемые на классном собра­нии.

Кто хочет выполнять функции секретаря?» Если нет желающих, то следует проголосовать за выдвину­тые предложения.

9. «Мы выбрали командира класса, секретаря. Теперь мож­но определить перспективы дальнейшей работы, наметить темы ближайших классных собраний. Предложенные вами темы записаны на доске. Каждый может подойти и поставить «плюс» напротив трех важных для него проблем (учащиеся выбирают).

Давайте посмотрим, какие темы набрали наибольшее ко­личество «плюсов».

Теперь определим темы ближайших классных собраний.

Все это вывесим в нашем классном уголке, чтобы каждый мог видеть и знать, о чем в дальнейшем пойдет речь.

По поводу обсуждения каждой темы совет дела будет выве­шивать ориентировочные вопросы для обсуждения, к которым вы заранее можете подготовиться».

10. «На основе всех ваших предложений инициативная группа выработает основные положения классного собрания, и с этим решением вы сможете ознакомиться»,

11. « Наше собрание подходит к концу. Теперь целесообраз­но определить, кто будет подготавливать следующие классные собрания».

Каждый выбирает тему собрания, в подготовке которого хотел бы участвовать. Формируются группы, выполняющие роль советов дел при подготовке собраний.

12. «Итак, мы выбрали командира класса, наметили перс­пективы. У кого есть мнения о проделанной работе?»

Учащиеся высказываются. Можно коллективно проанали­зировать собрание. Педагог подводит итог.

Методика подготовки и проведения собрания, характер вза­имоотношений классного руководителя и детьми в этом про­цессе меняются от класса к классу, по мере накопления опыта самостоятельной и самоуправленческой деятельности школь­ников.

Ответственность за подготовку и проведение собраний, вы­полнение решений несет староста (командир) класса, хотя на первом этапе, когда у учащихся еще нет подобного опыта, эту роль выполняет классный руководитель.

Педагогическое руководство процессом становления класс­ных собраний будет протекать успешно, если учитель продумает перспективу на несколько лет вперед, например, с 5-го по 7-й класс, так, чтобы к 8-9-му классу ребята научились самостоя­тельно организовывать и вести собрания лишь при консультатив­ной помощи учителя.

Как показывает практика, в 5-м классе собрания целесооб­разно проводить даже несколько раз в месяц, для того чтобы об­суждение и решение вопросов жизни коллектива, подведение итогов стало для учащихся потребностью. Собрание должно про­ходить оперативно, в течение20-30 минут, чтобы не ослабева­ло внимание детей и не допускалось формализма в принятии решений. Важно следить за регламентом, четко проводить го­лосование. Пятикласснику это нелегко сделать, поэтому педа­гог ведет собрание сам, чтобы показать учащимся образец. В по­вестку дня включаются и вопросы, тесно связанные с интере­сами каждого ученика: обсуждение оценок поведения за четверть, организация и проведение дежурства по классу, ито­ги участия в том или ином конкретном деле, обсуждение пра­вил поведения на перемене и уроке (заранее готовятся памятки и обсуждаются их проекты).

По мере налаживания деятельности собраний классный ру­ководитель привлекает к их ведению старосту (командира) клас­са. Педагог учит его формулировать вопросы повестки дня, со­ставлять предполагаемое решение, следить за его выполнением. В помощь можно составить памятки председателю и секретарю собрания, а также выступающим.

Пока общественное мнение коллектива не сформировалось и актив еще недостаточно сплочен и авторитетен, целесообраз­но в индивидуальных и групповых беседах тактично выяснить точку зрения учащихся на предлагаемые для обсуждения воп­росы, иногда незаметно для них подсказать пути правильного решения. Такая подготовка общественного мнения необходи­ма для того, чтобы избежать скоропалительных предложений и решений. Легче и незаметнее всего влиять на суждения детей через микроколлективы.

Одна из задач классного руководителя — постепенное вовле­чение в работу собраний все большего числа учащихся класса. С этой целью можно отдельным ученикам поручать, например, подготовку небольших выступлений, а микроколлективам — сатирических сценок.

На одном из собраний школьники могут составить «Поло­жение о классном собрании», затем ежегодно вносить в него коррективы в соответствии с достигнутым уровнем самодея­тельности и усложнением содержания работы.

В 6-м классе от назначения председателя и секретаря целе­сообразно перейти к их выборности. Хотя обычно ими становят­ся наиболее опытные организаторы, следует заблаговременно определять кандидатуры.

расширяется. В их повестку все чаще включаются вопросы, вы­ходящие за пределы классного коллектива: об участии класса в общешкольных мероприятиях, соревнованиях, дежурстве по школе.

В выступления на собраниях следует вовлекать всех шес-тикласников. Требуется кропотливая индивидуальная рабо­та с пассивными учащимися. Педагог помогает школьникам, которым пока еще трудно публично выступать, подготовить какую-либо информацию. Он следит за тем, чтобы на собра­нии не выступали одни и те же, строго соблюдался регламент, очередность в предоставлении слова. Проводя итог собранию, уместно отметить активность учащихся, особенно тех, кто раньше ее не проявлял. В седьмом классе продолжается от-шлифовывание техники проведения собрания. Обязанности ведущего, председателя и секретаря по очереди выполняют все. За счет совершенствования процесса можно увеличить число обсуждаемых вопросов. К 7-му классу складываются традиции, законы и правила проведения собрания. Ими мо­гут стать закон точности (закон «ОО»), закон поднятой руки, выпуск стенгазеты, пение любимых песен после окончания собрания и др.

Семиклассников отличает возросшее стремление к самосто­ятельности, независимости, тенденция к самоутверждению. В этой связи педагогу целесообразно предоставлять им возмож­ность для максимального проявления активности. Инициати­ва созыва собрания, как правило, принадлежит самим детям. Помощь классного руководителя ученическому активу прини­мает все более консультативный характер. Главное внимание должно быть сосредоточено на предоставлении каждому подро­стку условий для самовыражения в процессе коллективной ра­боты. В то же время классный руководитель следит и за тем, чтобы семиклассники не задерживались на одних и тех же орга­низаторских ролях, а как можно чаще меняли их. Возросший уровень самостоятельности школьников, их расширившийся организаторский опыт позволяют педагогу доверять учащимся самостоятельное проведение собраний по вопросам самообслу­живания, выставления оценок за поведение, распределения поручений.

Отметим, что особенности подготовки и проведения класс­ных собраний от 5-го к 7-му классу указаны весьма условно, так как возможна ситуация, когда и в 8-м классе у учащихся отсутствует опыт проведения классных собраний. В этом слу-

чае требуется творческий подход к вышеизложенным реко­мендациям.

Усилия классного руководителя, затраченные на обучение школьников подготовке и проведению классных собраний, полностью оправдываются. Участие в этом процессе является для них хорошей школой организаторского мастерства и де­мократии.

§ 11. Как выбрать лидера?

Принципиальная особенность ученического самоуправле­ния — удовлетворение потребности в самоорганизации, при­сущей всякому сообществу, особенно детскому. В нем непре­менно и стихийно выдвигаются лидеры («задвигаются» изгои) всего объединения или его части по личностым качествам (си­лач, совесть класса, юморист), по талантам (чтец, компьютер­щик, музыкант)... От педагога требуется содействие тому, что­бы доверие к ребятам, вера в их ответственное отношение к делу — даже при неумении на первых порах его толково вес­ти — помогали укреплению их истинного авторитета в глазах одноклассников, чтобы при решении текущих проблем «рабо­тал» прежде всего авторитет личности, а не власти, которую та представляет.

При этом важно педагогическое стимулирование ли­дерства, осуществляемое как непосредственно, так и опо­средованно на основе дифференциации и индивидуализации педагогического влияния на учащихся. Педагогическое стимулирование лидерства предполагает выявление в различ­ных видах деятельности наиболее способных организаторов и включение их в ситуации, где они могут проявить свои спо­собности.

Лидер — человек, способный повести за собой, пробудить ин­терес к делу. Он стремится «выложиться» для достижения об­щей цели, активно влияет на окружающих, наиболее полно понимает интересы большинства; именно с ним хочется посо­ветоваться в трудные минуты, поделиться радостью, он может понять, посочувствовать, всегда готов прийти на помощь, от него во многом зависит настроение, он способен «завести» окружа­ющих.

Различают лидеров-созидателей и лидеров-разрушителей.

Лидер-созидатель действует в интересах дела, в интересах коллектива класса и всех его членов, которых он ведет за собой (а по большому счету — в интересах всех людей).

Лидер-разрушитель действует в своих собственных интере­сах, для него на первом плане не дело, не люди, а собственное эгоистическое желание показать себя, используя для этого дело и окружающих (зачастую во вред и делу, и людям).

В классе встречаются лидеры, роли которых различны: ли­деры-организаторы (деловые лидеры), лидеры — генераторы эмоционального настроя (эмоциональные лидеры), лидеры-ини­циаторы, эрудиты, умельцы.

Деловые лидеры играют основную роль в решении задач, поставленных перед коллективом в трудовой, спортивной, по­исково-туристской и другой деятельности.

Лидеры-инициаторы выделяются на этапе выдвижения идей, в поиске новых сфер деятельности для коллектива.

Лидер-умелец — это наиболее подготовленный в конкретном виде деятельности член коллектива (например, в походе — са­мый опытный турист).

Роль эмоциональных лидеров связана с действиями, отно­сящимися в основном к сфере межличностного общения в кол­лективе, группе в рамках класса. Ребята, успешно действующие в обеих сферах жизни организации, выдвигаются на роли абсо­лютных лидеров.

Деловые лидеры осознают межличностные отношения. Это обусловлено их стремлением хорошо знать своих одноклассни­ков, что позволяет им соответственно этим знаниям строить взаимоотношения. Эмоциональные лидеры нередко не испыты­вают потребности в управлении коллективом. Отрицательные взаимоотношения между одноклассниками точнее характери­зуют деловые лидеры.

Для воздействия на коллектив наряду с умением восприни­мать личные отношения большое значение имеет умение опре­делять статус сверстников. В этом лучше всех ориентируются абсолютные лидеры, на втором месте — деловые. От эмоцио­нальных лидеров в большей степени зависит психологический климат в коллективе, самочувствие сверстников, а также при­нятые нравственные ценности.

Лидера выдвигает деятельность. Поэтому через специально организованную разнообразную по содержанию деятельность можно обеспечить не только ситуации, направленные на спло­чение класса, но и, прежде всего, благоприятные возможности для успеха ребят, обладающих развивающимся потенциалом влияния на сверстников.

Для развития группы как коллектива характерна постоян­ная смена лидеров в зависимости от вида, характера и содержа-

ния деятельности, что обеспечивает каждому возможность пре­бывания в роли лидера и приобретения навыков организации других людей и самоорганизации.

Назовем качества личности, определяющие делового ли­дера:

а) способность управлять собой («если хочу, то смогу»): в пол­ной мере использовать свое время, энергию, умение преодоле­вать трудности, выйти из стрессовых ситуаций, заботиться о на­коплении сил (в том числе и физических);

б) наличие четких личных целей («знаю, что хочу»): ясность в вопросах о целях своих поступков, наличие целей, совмести­мых с условиями общения и деятельности, понимание реаль­ности поставленных целей и оценка продвижения к ним;

в) умение решать проблемы («найти выход в лабиринте мне­ний»), вычленять главное и второстепенное, оценивать вариан­ты решения проблемы, прогнозировать последствия принятых решений, определять необходимые ресурсы для решения про­блемы;

г) творческий подход к организации людей («не так, как все»): поиск нестандартных подходов к решению управленчес­ких проблем, умение генерировать идеи, стремление к нововве­дениям;

д) умение влиять на окружающих («вести за собой»): уверен­ность в себе, умение устанавливать хорошие личные отношения, способность убеждать и внушать, умение слушать других;

е) знание особенностей организаторской деятельности: уме­ние составить план, подобрать и расставить людей, включить их в его выполнение, стимулировать работу товарищей, тактич­но осуществляя контроль за их работой;

ж) наличие организаторских способностей (в их единстве):

организаторское чутье (психологическая избирательность, практическо-психологический ум, психологический такт), эмо­ционально-волевая воздейственность (общественная энергич­ность, требовательность, критичность), склонность к организа­торской работе;

з) умение работать с группой («сплотить товарищей): пони­мание важности такого фактора, как сплоченность коллекти­ва, способность преодолевать трудности, препятствующие эф­фективной работе, умение добиваться согласия, стремление к анализу условий развития группы и поиск их реализации.

В практике работы многих школ оправдала себя достаточно несложная методика выбора лидера, рассчитанная на учащих-" 12-16 лет, т. е. на тех, кто учится в 7-11-х классах.

с спои у руководителю

 

 

Методика состоит из нескольких микроигр, позволяющих поэтапно определить структуру межличностных отношений в классе, выявить лидеров и организовать выборы актива на ос­нове состязательности.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-13 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: