специального образования в Республике Беларусь




В ряду факторов, оказывающих влияние на развитие специального образования в Республике Беларусь, можно выделить: развитие нормативно-правовой базы (Кодекс Республики Беларусь об образовании и нормативные документы, которые разработаны в целях реализации его основных положений); реализация Государственной программы развития специального образования в Республике Беларусь на 2012–2016 годы; разработка и утверждение Концепции развития инклюзивного образования лиц с особенностями психофизического развития в Республике Беларусь (2015); разработка и утверждение Советом Министров РБ Государственной программы «Образование и молодежная политика» на 2016–2020 годы, в том числе подпрограммы 3 «Развитие системы специального образования» (2016).

Согласно официальным данным, система специального образования в 2015 году была представлена 240 учреждениями специального образования: 141 ЦКРОиРом, 46 специальными дошкольными учреждениями, 28 вспомогательными школами (вспомогательными школами-интернатами), 25 специальными общеобразовательными школами (специальными общеобразовательными школами-интернатами) [11]. Обеспечивая реализацию образовательных программ специального образования, ряд учреждений специального образования одновременно функционируют и как ресурсные центры, то есть являются материальной, информационной, методической базой для повышения качества специального образования, квалификации педагогов, работающих с детьми с ОПФР. Продолжается процесс деинституционализации специального образования. По сравнению с 2000 годом количество учреждений специального образования сократилось на 46% [4].

Важной характеристикой системы специального образования является развитие интегрированного обучения и воспитания. В условиях интегрированного обучения и воспитания в 2015/2016 учебном году получали образование 30 606 детей с ОПФР (68,3 % от общего количества детей, нуждающихся в получении специального образования). При этом они обучались и воспитывались в 1343 специальных группах и 911 группах интегрированного обучения и воспитания в учреждениях дошкольного образования, в 203 специальных классах и 5115 классах интегрированного обучения и воспитания в учреждениях общего среднего образования.

Для детей с легкими нарушениями психофизического развития создана сеть пунктов коррекционно-педагогической помощи (ПКПП) в учреждениях дошкольного и общего среднего образования. Например, на базе 1761 учреждения общего среднего образования в 2012/2013 учебном году функционировал 1461 пункт коррекционно-педагогической помощи. В учреждениях дошкольного образования работали 1410 пунктов коррекционно-педагогической помощи. Количество ПКПП ежегодно увеличивается (2000/2001 учебный год – 1146 ПКПП, 2011/2012 учебный год – 2589 ПКПП, 2016/2017 учебный год – 3211) [4].

Координирующим учреждением специального образования в пределах конкретного региона (района, города, области) являютсяцентры коррекционно-развивающего обучения и реабилитации. В настоящее время в них обучается и воспитывается более 3000 детей с тяжелыми и (или) множественными физическими и (или) психическими нарушениями, получаеткоррекционно-педагоги-ческую помощь более 4000 детей с особенностями психофизического развития [11]. В стране формируется система ранней комплексной помощи, предполагающая максимально раннее выявление нарушений в развитии ребенка и как можно более раннее начало работы с ребенком и его семьей. В настоящее время в ЦКРОиРах оказывается ранняя комплексная помощь 1300 детям в возрасте до трех лет в 137 кабинетах ранней комплексной помощи [11]. Кабинеты ранней комплексной помощи являются структурными подразделениями ЦКРОиРов.

В 2015/2016 учебном году в системе специального образования работал 24 181педагог, из них 10 420 человек (43,1 %) имеют специальное образование. По сравнению с 2014/2015 учебным годом количество педагогических работников увеличилось на 2 815 человек. Вместе с тем, уменьшилось в процентном соотношении количество учителей-дефектологов. Увеличилась обеспеченность учебными пособиями (в среднем 91,5 %), обеспеченность учебными программами (99,1 %), обеспеченность учебным оборудованием (85,3 %), возросло количество компьютеров, используемых в специальном образовании, и составило 75,1 % от необходимого количества.

Для учебно-методического обеспечения специального образования ежегодно издается учебная, методическая и иная литература для обучения и воспитания различных категорий детей с ОПФР. Например, в 2015 году изданы 48 учебных пособий, из них 9 на основе рельефно-точечной системы Брайля, 7 учебно-методических пособий, 5 учебных программ.

В специальное образование активно внедряются информационные коммуникационные технологии. На базе Белорусского государственного педагогического университета имени М. Танка работает лаборатория «Образование без границ», которая выполняет функцию ресурсного центра ИКТ в специальном образовании. Разработаны и допущены к использованию в образовательном процессе электронные учебные пособия, в том числе для детей с умеренной и тяжелой интеллектуальной недостаточностью. Успешно функционирует сайт отдела специального образования Министерства образования РБ «asabliva.by», который активно посещается специалистами, родителями, лицами с ОПФР. По инициативе Министерства образования при технической поддержке Белтелерадиокомпании, Детского Фонда ООН (ЮНИСЕФ) в 2011 году начал реализовываться проект «Каждый имеет право быть разным». В рамках проекта создано 15 документальных фильмов цикла «Безграничные люди» о детях с нарушениями развития, достигших определенных успехов в творчестве, спорте, учебе и других сферах жизни.

Постепенно расширяется сеть учреждений, в которых лица с ОПФР могут получать профессионально-техническое образование. Но лишь небольшое количество выпускников из числа лиц с ОПФР поступают в дальнейшем в учреждения среднего специального или высшего образования. Так, в 2015 году учреждения образования, реализующие образовательные программы специального образования на уровне общего среднего образования (без учета ЦКРОиРов), закончили 1 858 выпускников из числа лиц с ОПФР. Из них 59% продолжили получение образования в учреждениях профессионально-технического образования, 3,5% ― в учреждениях среднего специального образования, 0,6% ― в учреждениях высшего образования, трудоустроено – 4,2%, не трудоустроено по причине инвалидности – 15,8%. В 2015/2016 учебном году в системе высшего образования обучались 1148 студентов, имеющих инвалидность (2014/2015 – 1081, 2013/2014 – 1258), что составляет в среднем 0,3 % от общего количества обучающихся [4].

С 2005 г. работает система психолого-педагогического сопровождения выпускников с особенностями психофизического развития (патронат) которое осуществляется в течение 2-х лет после окончания ими учреждения образования. Это повышает социальную защищенность выпускников с ОПФР.

Вышесказанное позволяет определить тенденции, характерные для современного этапа развития системы специального образования нашей страны: увеличение количества детей с ОПФР; оптимизация сети учреждений специального образования (закрытие специальных школ и школ-интернатов; возникновение и расширение сети ЦКРОиРов); получение образования большинством детей с ОПФР в учреждениях основного образования (в условиях образовательной интеграции); развитие инклюзивного образования; создание специальных условий (безбарьерной среды) для обучающихся с ОПФР в учреждениях основного образования.

Вместе с тем, анализ состояния системы специального образования дает возможность обозначить проблемы, имеющиеся в ее функционировании:

· необходимость обновления материально-технической базы учреждений специального образования, большинство которых открывалось во второй половине прошлого столетия;

· недостаточное количество специального оборудования, компьютерной техники, современного программно-аппаратного обеспечения;

· несоответствие современным требованиям имеющейся учебно-материальной базы трудового обучения специальных школ;

· отсутствие специальных условий для обучения детей с нарушениями функций опорно-двигательного в большинстве школ;

· недостаточное количество учебных пособий, которые могут применяться в условиях интегрированного образования;

· проблемы, вызванные недостаточным уровнем качества подготовки и переподготовки педагогов для системы специального образования, недостаточным уровнем квалификация учителей-дефектологов, учителей-предметников для работы с особыми детьми.

Например, в принятой в рамках Государственной программы «Образование и молодежная политика» на 2016–2020 годы подпрограмме 3 «Развитие системы специального образования» указывается, что учреждения специального образования не в полной мере оснащены реабилитационным оборудованием, специализированной техникой, различными устройствами и приспособлениями, адаптированными к потребностям детей с ОПФР, из-за высокой стоимости такого оборудования и небольших объемов его производства. Недостаточно развито дистанционное обучение лиц с ОПФР на разных уровнях образования, в том числе из-за отсутствия нормативной правовой базы и механизма его осуществления. Значимыми проблемами для многих регионов являются недостаточная обеспеченность интегрированного обучения и воспитания педагогическими работниками с высшим дефектологическим образованием, а также недостаточная компетентность педагогов, работающих в условиях интегрированного обучения и воспитания, отсутствие у них специальных знаний об особенностях различных категорий детей с ОПФР, о методах и приемах работы с ними [2].

Основная цель, поставленная перед системой специального образования на ближайшие годы, заключается в том, чтобы обеспечить качество и доступность образования для лиц с особенностями психофизического развития. В вышеназванной подпрограмме 3 «Развитие системы специального образования» на 2016–2020 предполагается решение двух основных задач:

1. Развитие инклюзивного образования лиц с особенностями психофизического развития.

2. Сохранение доступности и вариативности образования для лиц с особенностями психофизического развития.

В данном нормативном документе определены мероприятия, направленные на решение этих задач. Среди них: создание оптимальной сети учреждений образования, реализующих инклюзивное образование, а также сети ресурсных центров в учреждениях специального образования; увеличение количества учреждений образования, создавших адаптивную образовательную среду, охвата лиц с ОПФР инклюзивными формами образования; выделение в структуре центров коррекционно-развивающего обучения и реабилитации обособленных структурных подразделений (диагностико-консультативное отделение, отделение помощи детям с аутистическими нарушениями; обеспечение педагогического сопровождения детей с аутистическими нарушениями в образовательном процессе (не более шести детей с аутистическими нарушениями на одного педагогического работника)); укрепление системы ранней комплексной помощи; приобретение специализированного программного оборудования, развития информационных коммуникационных технологий, в том числе образовательных дистанционных технологий; создание современного научно-методического обеспечения инклюзивного и специального образования; укрепление материально-технической базы учреждений специального образования и др. [2].

 

Рекомендуемая литература

1. Бобла, И. М. История становления и развития специального образования детей с особенностями психофизического развития в Беларуси: пособие / И. М. Бобла, И. Ю. Макавчик. — Минск: БГПУ, 2010. — 180 с.

2. Государственная программа «Образование и молодежная политика» на 2016 – 2020 годы [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://government.by/upload/docs/file2b2ba5ad88b5b0eb.PDF. – Дата доступа: 16.11.2016.

3. Закон Республики Беларусь «О внесении изменений и дополнений в Кодекс Республики Беларусь об образовании»: проект [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.academy.edu.by/files/Kodex%20PB-izm_proekt.pdf. – Дата доступа: 07.04.2016.

4. Инклюзивные процессы в образовании: материалы Междунар. конф., г. Минск, 27–28 окт. 2016 г. [Электронный ресурс] / Министерство образования Республики Беларусь; редкол. А. М. Змушко [и др.]. – Минск: БГПУ. ‒ С. 276-279. — Режим доступа: https://ipe2016.unibel.by. ‒ Дата доступа: 17.11.2016.

5. Кодекс Республики Беларусь об образовании 13 января 2011 г. № 243-З [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https:// https://etalonline.by/?type=text&regnum=Hk1100243#load_text_none_1. ‒ Дата доступа: 19.11.2016.

6. Малофеев, Н.Н. Специальное образование в меняющемся мире. Европа: учеб. пособие для студентов пед. вузов / Н.Н. Малофеев. – М.: Просвещение, 2009. – 319 с.

7. Назарова, Н.М. Сравнительная специальная педагогика: учеб. пособие для студентов учреждений высш. проф. образования / Н.М. Назарова, Е.Н. Моргачева, Т.В. Фуряева. – М.: «Академия», 2012. – 336 с.

8. О работе педагогических коллективов учреждений образования, реализующих образовательную программу специального образования на уровне общего среднего образования, образовательную программу специального образования на уровне общего среднего образования для лиц с интеллектуальной недостаточностью, в 2016/2017 учебном году: инструктивно-методическое письмо [Электронный ресурс]. ‒ Режим доступа: https://www.asabliva.by/main.aspx?guid=5851. ‒ Дата доступа: 16.11.2016.

9. Сивашинская, Е.Ф. Педагогические системы и технологии: учебное пособие для студентов учреждений высшего образования, обучающихся по педагогическим специальностям / Е.Ф. Сивашинская, В.Н. Пунчик; под. общ. ред. Е.Ф. Сивашинской. – Мозырь: Содействие, 2012. – С. 185‒188.

10. Специальная педагогика: учеб. пособие / Л.И. Аксенова [и др.]; под ред. Н.М. Назаровой. – М.: Академия, 2009. – 394 с.

11. Специальное образование [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://edu.gov.by/page-6111. – Дата доступа: 16.11.2016.

12. Хитрюк, В.В. Основы обучения и воспитания детей с особенностями психофизического развития: вопросы и ответы: учеб. пособие для студентов высших учебных заведений [Электронный ресурс] / В.В. Хитрюк. – Барановичи: РИО БарГУ, 2011. – 195 с. – Режим доступа: https://rep.barsu.by/handle/data/1134. – Дата доступа: 17.11.2016.

Глоссарий

Специальное образование ‒ обучение и воспитание обучающихся, являющихся лицами с особенностями психофизического развития, посредством реализации образовательных программ специального образования на уровнях дошкольного общего среднего образования; включает организацию коррекционно-педагогической, медицинской, социальной и иных видов помощи обучающимся.

Учреждение специального образования ‒ учреждение образования, которое реализует образовательные программы специального образования, программу воспитания и защиты прав и законных интересов детей, находящихся в социально опасном положении, образовательную программу дополнительного образования детей и молодежи, программу воспитания детей, нуждающихся в оздоровлении, образовательную программу профессиональной подготовки рабочих (служащих).

Ранняя комплексная помощь ‒ система мер, включающая выявление, обследование, коррекцию физических и (или) психических нарушений, индивидуализированное обучение ребенка с особенностями психофизического развития в возрасте до трех лет с психолого-педагогическим сопровождением в семье, учреждении образования, организации здравоохранения.

Интегрированное обучение и воспитание ‒ организация специального образования, при которой обучение и воспитание лиц с особенностями психофизического развития осуществляются одновременно с лицами, не относящимися к таковым.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: