МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ




МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПЕРМСКИЙ ИНСТИТУТ (ФИЛИАЛ)

федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования

РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТОРГОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

 

 

Кафедра менеджмента и права

 

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

по выполнению курсовых работ

по дисциплине «Управленческие решения» для студентов

направления подготовки специальности 080200 «Менеджмент»

профиля «Менеджмент организации торговли»

 

 

 

УТВЕРЖДЕНО

на заседании кафедры менеджмента

Протокол № _____от «____»____________20___ г.

Зав. кафедрой ________________________

 

 

Пермь 2013

Методические указания составлены в соответствии с государственными образовательными стандартами третьего поколения и программой ФГБОУ ВПО РГТЭУ

 

Составил доцент кафедры менеджмента ПИ (ф) ФГБОУ ВПО «РГТЭУ» к.воен.н., доцент Долгополов Е.М.

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

1. Общие положения..……………………………………………………..……4

2. Подготовка курсовой работы……………………………………………… 4

3. Структура курсовой работы и требования к ее содержанию…………….. 9

4. Требования к оформлению курсовой работы……………………………...12

5. Рецензирование и защита……………………………………………………24

6. Темы курсовых работ и рекомендации по их содержанию……………….26

7. Список рекомендуемой литературы……………………………………......48

Приложения……………………………………………………………………...52

 

 

1. Общие положения

В соответствии с учебным планом подготовки бакалавров студенты, обучающиеся по направлению подготовки специальности 080200 «Менеджмент» профилю «Менеджмент организации торговли» должны выполнить курсовую работу по дисциплине «Управленческие решения» и представить ее к сроку, установленному учебным графиком.

Курсовая работа (КР) - это самостоятельная творческая работа, цель выполнения которой состоит в приобретении студентами эффективных навыков работы с учебно-методической и научной литературой, закреплении знаний по изучаемому курсу, применении их к решению реальных задач менеджмента, а также выработке конкретных практических рекомендаций по рассматриваемым проблемам.

Качество и содержание курсовой работы позволяет выявить общую теоретическую подготовку студента и уровень владения им специальными. знаниями и навыками, необходимыми для эффективного осуществления своей будущей профессиональной деятельности.

Выполнение курсовой работы осуществляется в следующей последовательности: выбор и закрепление темы; организация научного руководства; составление и согласование плана; сбор необходимого материала; определение структуры работы; изучение требований к структурным элементам и содержанию работы; написание и оформление работы; рецензирование и защита курсовой работы.

2. подготовка курсовой работы

2.1. Выбор и закрепление темы курсовой работы

 

Тематика курсовых работ, рекомендованная кафедрой менеджмента, приведена в п. 9 методических указаний.Студенты вправе предложить и свою тему исследования, если она соответствует программе дисциплины «Управленческие решения».

Закрепление темы курсовой работы за студентом оформляется в виде задания (приложение 2), которое утверждается преподавателем, читающим курс лекций. Задание обязательно прикладывается к курсовой работе, представленной на рецензирование научному руководителю.

За студентами одной учебной группы без разрешения заведующего кафедрой нельзя закреплять более двух одинаковых тем курсовых работ. Выбор темы курсовой работы осуществляется по номеру зачетной книжки (1-10) или по последней цифре номера зачетной книжки (1-0). Предлагается на выбор несколько вариантов тем курсовой работы. Например: зачетная книжка № 3 – тема № 3, 13, 23 и т.п.; зачетная книжка № 10 – тема № 10, 20, 30 и т.п.; зачетная книжка № 26 – тема № 6, 16, 26 и т.п.

Студент имеет право изменить тему, если в процессе выполнения у него возникает такая необходимость. Для этого студент должен обратиться к преподавателю, закрепившему за ним первоначальную тему. Просьба студента может быть удовлетворена в том случае, если он сможет убедительно аргументировать необходимость изменения темы.

 

2.2. Организация научного руководства

 

При выполнении курсовой работы за каждым студентом заведую­щим кафедрой закрепляется научный руководитель из числа преподавате­лей, которые ведут курс «Разработка управленческих решений».

Руководитель курсовой работы обязан:

­ оказывать студенту помощь в разработке плана работы;

­ рекомендовать студенту необходимую литературу, справочные
материалы и другие источники по теме;

­ проводить консультации со студентом, давать, конкретные рекомендации, оказывать помощь в их реализации;

­ рецензировать курсовую работу и, в установленных случаях, составлять текст рецензии на специальном бланке.

В процессе выполнения курсовой работы студент должен:

­ соблюдать согласованный план работы;

­ выполнять рекомендации руководителя;

­ своевременно представлять курсовую работу на рецензирование.

Студент как автор курсовой работы несет ответственность за достоверность всей информации, содержащейся в работе, и соблюдение сроков ее представления.

Спорные вопросы, связанные с выполнением курсовой работы, ре­шаются совместно студентом и научным руководителем. При невозможно­сти принять согласованное решение вопрос решается единолично заведую­щим кафедрой либо выносится им для обсуждения на заседании кафедры.

2.3. Составление плана курсовой работы

 

План курсовой работы является обязательно исполняемым документом. Он составляется в соответствии с установленной темой работы с уче­том: разработанности проблемы в учебной и научной литературе; ее роли и места в структуре курса; возможности раскрытия содержания курсовой работы на практических материалах и т.п.

Студент может предложить свой план работы, отличный от рекомен­дуемого, при условии обязательного согласования его с научным руково­дителем. Если студент выполняет работу на тему, не предусмотренную ре­комендуемым ниже перечнем, то ее план должен быть обязательно утверж­ден преподавателем, который выдает задание на ее выполнение.

План курсовой работы должен состоять из трех логически взаимо­связанных структурных частей: введения, основной части и заключения, а также списка использованной литературы и приложения.

При составлении плана необходимо обратить внимание на соблюдение логической последовательности изложения, краткости и точности формулировок, исключающих их неоднозначное толкование, отсутствие повторов, стройное композиционное построение излагаемого материала.

Целесообразно, чтобы начальные вопросы плана были ориентированы на изложение теоретических аспектов темы, затем – на анализ исследуемой про­блемы, а заключительные разделы определяли пути решения этих проблем. В процессе выполнения работы план может изменяться в соответствии с возможностями раскрытия темы. Внесение изменений в план работы требует согласования с теми лицами, которые утвердили его ранее.

2.4. Сбор материала

 

Важным условием успешного выполнения курсовых работ является правильный подбор и изучение студентом материалов, отражающих содержание излагаемой темы. Сбор материала для написания работы ведется в соответствии с разработанным планом.

Вес материалы, используемые в процессе выполнения работы, можно условно разделить на теоретические и практические.

К теоретическим материалам относятся:

­ законодательные акты, нормативные указания, материалы государственных органов;

­ учебная, научная и методическая литература, книги и брошюры по специальным вопросам;

­ статистические сборники, справочники, журнальные и газетные статьи.

Список рекомендуемой литературы по курсу «Разработка управленческих решений» приводится в данных мелодических указаниях в п.11. Этот список содержит перечень основных базовых учебников, учебных пособий, монографий и других изданий. Кроме того, необходимо использовал в качестве дополнительной литературы новейшие источники по специальным вопросам, которые не вошли в данный список, а также информационные ресурсы сети Интернет. Рекомендуется ознакомиться и с публикациями, освещающими зарубежный опыт по изучаемым вопросам в российских и зарубежных периодических изданиях.

Для систематизации изученного материала и облегчения его последующего использования целесообразно делать выписки, вести карточки по соответствующим разделам работы с обязательным указанием источника в соответствии с правилами библиографического описания произведений печати. В дальнейшем это позволит сэкономить время при составлении списка литературы.

Весь собранный теоретический материал должен быть хорошо изу­чен, проанализирован и творчески использован в выполняемой работе. Не допускается механическое заимствование текста из литературных источни­ков. Все приводимые в работе цитаты, заимствования и цифровые данные, полученные другими авторами, должны иметь ссылки на источники.

Теоретический материал должен раскрывать сущность поставлен­ной проблемы, отражать историю и современную постановку вопроса, пред­ставлять перспективные направления решения управленческих задач.

В процессе работы с теоретическим материалом от студента требует­ся самостоятельная проработка литературных источников, их критическое осмысление, умение увязать теорию с практикой, выразить собственные суждения и оценки и на этой основе сформулировать пути повышения эф­фективности управления.

Курсовые работы могут содержать практические материалы конкретных организаций, иллюстрирующие приводимые студентом положения и сделанные на их основе выводы.

К практическому материалу, как правило, относятся:

­ организационная, экономическая, кадровая, финансовая, технологическая, социальная и иная информация о деятельности организаций (Ус­тав предприятия, Положения о структурных подразделениях, должностные инструкции и др.);

­ данные, полученные на основе анализа статистической, бухгалтер­ской и оперативной отчетности (Бухгалтерский баланс, Отчет о прибылях и убытках и т.п.);

­ результаты самостоятельного обследования предприятия (опросы,
расчеты, наблюдение, эксперимент).

При анализе собранной информации студент должен применять различные методы экономического анализа; индексный, сравнения, графичес­кий, экономико-статистический; а также экономико-математические мето­ды и модели с обязательным использованием современных технических средств. Результаты аналитических выкладок и расчетов оформляются в виде таблиц, диаграмм, графиков и др. Достоинством работы является при­менение для обработки статистических данных компьютерных программ.

Кроме того, необходимо широко использовать практические приме­ры, анализировать конкретные ситуации и явления, различные организаци­онно-управленческие мероприятия.

Все приводимые в работе данные (таблицы, схемы, графики и др.) должны быть подвергнуты тщательному анализу, прокомментированы, логически увязаны с темой работы и использованы для обоснования выво­дов и предложений.

3. Структура курсовой работы и требования к ее содержанию

Курсовая работа студента должна иметь следующую структуру:

­ титульный лист;

­ задание;

­ содержание (оглавление);

­ введение;

­ основная часть;

­ заключение;

­ список литературы;

­ приложение, в т.ч.: перечень принятых сокращений (при необходимости);

­ перечень принятых терминов (при необходимости).

Указанный перечень определяет последовательность расположения составных частей работы. Работа должна содержать обязательные составные части, располагаемые в следующей последовательности: титульный лист, задание, содержание (оглавление), введение, основную часть, заключение, список использованной литературы, приложения. Основная часть работы разбивается на главы (разделы), параграфы (подразделы), пункты.

Титульный листявляется первым листом работы.

Задание на тему курсовой работы составляется и выдается руководителем. Без бланка - задания работа к рецензированию не принимается. При утере студентом задания на курсовую работу преподаватель имеет право изменить ее тему.

Оглавление дает наглядное представление о структуре и основных проблемах, освещаемых в работе, позволяет ориен­тироваться в ней. Оглавление должно давать представление не только о содержании работы, но и взаимной соподчиненности ее отдельных частей в тексте. Это передастся средствами оформления (выделением в крас­ную строку, межстрочным интервалом, отступом от левого края листа).

Во введенииобосновывается актуальность темы курсовой работы, показывается ее взаимосвязь с проблемами управления и повышением эффективности менеджмента, определяется объект и предмет исследования, формулируется цель и задачи работы, решению которых будет уделено основное внимание при изложении материалов темы. Объем введения - до 3 страниц.

Первая главакурсовой работы отражает теоретические аспекты темы. При ее написании целесообразно использовать законодательные акты, материалы государственных органов, справочники, журнальные и газетные статьи, учебники, учебные и методические пособия, а также другие литературные источники по специальным вопросам. Объем первой главы должен составлять 6-10 страниц.

Вторая глава должна содержать материалы, которые описывают традиционные методы решения задач, вытекающих из цели исследования, поставленной в курсовой работе. При использовании практических материалов по согласованию с научным руководителем приводится экономико-организационная характеристика объекта исследования. Объем второй главы - 6-10 страниц.

Третья главакурсовой работы должна содержать результаты авторского осмысления темы. Анализируемые в ней вопросы необходимо сопровождать расчетами экономической эффективности вносимых предложений. Рекомендуемый объем третьей главы – 8-10 страниц.

Заключение представляет собой итог выполненного исследования объемом до 4 страниц. В нем приводится краткое содержание результатов курсовой работы и конкретные предложения автора по исследуемой проблеме, которые должны логично вытекать из всего предыдущего материала.

Список литературыотражает степень изученности студентом рассматриваемой проблемы. В список литературы включаются не только те источники, на которые в работе имеются библиографические ссылки, но и те, которые вообще были использованы автором при написании работы.

Приложения содержат вспомогательные материалы: копии практических документов, громоздкие таблицы и расчеты, первичные и справочные материалы, подлежащие последующей обработке, иллюстрации вспо­могательного характера, промежуточные результаты исследования, ком­пьютерные распечатки и др. Приложения не входят в общий объем работы.

Все составные части курсовой работы должны быть структурно со­размерны друг другу. Главы, параграфы, пункты работы, где излагаются основные ма­териалы исследования, не должны существенно отличаться друг от друга по объему.

Общий объем работы (без приложений) должен составлять примерно 30-40 печатных страниц. С разрешения научного руководителя, в виде исключения, допускается и рукописное оформление курсовой работы с коэффициентом пересчета объема 1,5.

Все спорные вопросы по содержанию курсовых работ решаются заведующим кафедрой.

 

4. Требования к оформлению курсовой работы

 

4.1. Общие требования к оформлению работы

 

КР печатается на стандартном листе бумаги формата А4 (210х297 мм). Текст набирается на компьютере через полтора интервала, шрифт Times New Roman, размер шрифта 14. Поля: левое – 3,0 см, правое -1,0 см, верхнее - 2,0 см, нижнее - 2,0 см. Отступы в начале абзаца - 1,25 см (5 символов).

Нумерация страниц сквозная по всему тексту работы (включая приложения). Первой страницей является титульный лист, на котором номер страницы не ставится. Не включается в число страниц задание на КР. Страницы КР нумеруются арабскими цифрами. Номер страницы проставляется в нижней части листа, по центру, без точки в конце.

Каждаяновая глава, а также основные структурные части работы («ОГЛАВЛЕНИЕ», «ВВЕДЕНИЕ», «ГЛАВА», «ЗАКЛЮЧЕНИЕ», «СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ», «ГЛОССАРИЙ») начинается с новой страницы. Это не распространяется на подразделы (параграфы).

Главы, параграфы, пункты КР должны быть пронумерованы. Введение, заключение, список использованной литературы - не нумеруются.

Главы КР должны иметь порядковую нумерацию в пределах основной части работы и обозначаться арабскими цифрами с точкой, например: ГЛАВА 1., ГЛАВА 2. и т.д. Параграфы (часть главы) имеют порядковую нумерацию в пределах каждой главы. Номер параграфа включает номер главы и порядковый номер параграфа, разделенные точкой, например: 1.1., 1.2. и т.д. Пункты(часть параграфа) нумеруются в пределах каждого параграфа. Номер пункта состоит из трех цифр: глава, параграф, пункт.Например:1.1.1., 1.1.2. и т.д.

Главы, параграфы, пункты должны иметь заголовки. Заголовки глав и основных структурных частей работ (введение, заключение, список литературы) пишутся прописными (заглавными) буквами по центру строки, без подчеркивания. Точка в конце наименования не ставится. Заголовки параграфов, пунктов пишутся строчными буквами (кроме первой прописной).

Заголовки не подчеркиваются, в конце их точка не ставится. Переносы слов в заголовках не допускаются. Если заголовок состоит из двух предложений, то их разделяют точкой. Заголовки глав и основных структурных частей («ОГЛАВЛЕНИЕ», «ВВЕДЕНИЕ», «ГЛАВА», «ЗАКЛЮЧЕНИЕ», «СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ», «ГЛОССАРИЙ») располагаются симметрично тексту. Заголовки параграфов, пунктов начинают с абзаца («красной строки»).

Заголовок должен быть отделен от основного текста одной пустой строкой до и после заголовка. Не разрешается помещать заголовки отдельно от последующего текста. На странице, где приводится заголовок, должно быть не менее двух строк последующего текста.

Образец титульного листа представлен в приложении 1. Страница титульного листа имеет номер 1, но на титульном листе не проставляется.

Задание на выполнение КР (приложение 2) подшивается после титульного листа, не нумеруется и не включается в количество листов.

Оглавление (приложение 3) помещается за заданием на КР и располагается на странице 2. В оглавлении отражается перечень составных частей работы: введение, главы, параграфы, пункты, заключение, список использованной литературы, приложения. Номера и заголовки глав, параграфов и других частей работы в содержании и в тексте должны быть сформулированы одинаково. Сокращать или давать их в разных формулировках, последовательности не допускается.

Слово «ОГЛАВЛЕНИЕ» записывается в виде заголовка, симметрично тексту, прописными буквами и не нумеруется. Наименования составных частей, включенные в оглавление, записываются строчными буквами (кроме первой прописной). В оглавлении указывается номер страницы, с которой начинается изложение каждой части.

КР должна содержать рецензию руководителя, которая вкладываются в работу, но не брошюруется.

Процедура выполнения КР предполагает написание заявления на закрепление темы и руководителя КР.

 

4.2. Требования к тексту работы

 

В тексте все слова должны быть написаны полностью, за исключением общепринятых сокращений и условных обозначений.

Наиболее часто употребляемыми сокращениями являются следующие: др. (другие), пр. (прочие), т.д. (так далее), т.п. (потому подобное), т.е. (то есть), см. (смотри), г. (год или город), гг. (годы, города), в. (век), вв. (века), рис. (рисунок), кг (килограмм), руб. (рублей), км (километр), тыс. (тысяча), млн. (миллион), млрд. (миллиард). Слова «и другие», «и тому подобное», «и прочие» внутри предложения не сокращают.Не допускаются сокращения слов «так называемый», «так как», «например», «таким образом».

Общепринятые буквенные аббревиатуры (РФ, НАТО и т.д.), аббревиатуры, достаточно распространенные в экономической науке (ПБУ, АО и т.д.) не требуют расшифровки.

Допускаются сокращения отдельных, часто употребляемых в работе терминов с обязательной расшифровкой их при первом употреблении. Например: материально-производственные запасы (МПЗ).

Следует учитывать ряд особенностей при написании числительных. Одноразрядные количественные числительные без единиц измерения, пишутся словами («пять магазинов»).

Многоразрядные количественные числительные пишутся цифрами, за исключением числительных, которыми начинается предложение.

Число с сокращенным обозначением единиц измерения, пишутся цифрами (95 кг, 5 л и т.д.). После сокращений точка не ставится.

При перечислении ряда чисел, выраженных одной и той же единицей измерения, обозначение этой единицы ставится только после последней цифры (3,15,45 и 67 %).

Порядковые числительные при записи арабскими цифрами имеют падежные окончания (30-х и др.). При перечислении нескольких порядковых числительных падежное окончание ставится только один раз (в 30 и 50-х гг.). При записи римскими цифрами порядковые числительные для обозначения номеров столетий, кварталов падежные окончания не приводятся (ХХ в.).

Принята следующая стандартная форма написания дат: 07.08.2000. Даты, начинающиеся в одном году и заканчивающиеся в другом: 2005/06 учебный год.

В работе должна употребляться безличная форма утверждения. Вместо выражения «Я изучил…» нужно писать: «В работе изучены…».

В случае, когда автор КР опирается на материалы и мнение других исследователей необходимо сделать ссылку на используемые источники.

При цитировании текста цитата приводится в кавычках, а после нее в квадратных скобках проставляется порядковый номер источника из списка использованной литературы и номер страницы (страниц), на которой в этом источнике помещен цитируемый текст. Например: [22, с. 132], [10, с. 120-121].

При приведении в КР цифровых данных, взятых из других источников, также, указывается номер источника и страницы.

В случае, если автор КР ссылается на источник, но не приводит из него цитату, то указывается только порядковый номер из списка используемой литературы без номеров страниц.

При необходимости дополнительных пояснений отдельных данных, приведенных в КР, их допускается оформлять в виде сноски.

Сноски располагают с абзацного отступа в конце страницы, на которой они обозначены, отделяя от текста короткой горизонтальной линией с левой стороны.

Знак сноски выполняют надстрочно арабскими цифрами со скобкой. Знак сноски ставят непосредственно после того слова, числа, предложения, к которому дается пояснение. Нумерация сносок должна быть отдельная для каждой страницы.

 

4.3. Оформление таблиц

 

Цифровой материал, когда его много, оформляют в виде таблиц.

В тексте обязательно ссылка на таблицу. Ссылаться на таблицу нужно в том месте текста, где формулируется положение, дополняемое, подтверждаемое или иллюстрируемое табличными данными. При ссылке следует писать слово «таблица» с указанием ее номера, например: Таблица 1., Таблица 2. и т.д. Таблицу рекомендуется размещать после первой ссылки на нее в тексте или на следующей странице, обязательно в пределах данного параграфа или главы до следующего заголовка, но не непосредственно перед ним. Таблица должна быть закрыта двумя-тремя строками текста.

Надпись «Таблица…» с указанием ее номера (знак № и точка не ставятся) помещается над таблицей слева, после знака « пишется тематический заголовок с прописной (заглавной) буквы, без подчеркивания. Нумерация таблиц может быть сквозной в пределах всей текстовой части КР (например: Таблица 1, Таблица 2 и т.д.) или в пределах главы (например: Таблица 1.1, Таблица 1.2, где первая цифра обозначает номер главы, вторая - порядковый номер таблицы). Наименование должно отражать содержание таблицы, быть точным, кратким.

Таблицу с большим количеством строк допускается переносить на другой лист. При переносе части таблиц на другой лист название таблицы указывают один раз над первой частью таблицы, над другими частями, переносимыми на следующие листы, пишут слова «Продолжение таблицы» и указывают номер таблицы.

Таблицу с большим количеством граф допускается делить на части и помещать одну часть под другой в пределах страницы.

Заголовки граф и строк следует писать с прописной буквы в единственном числе, в именительном падеже. Подзаголовки граф пишутся со строчной буквы, если они составляют одно предложение с заголовком, или с прописной буквы, если они имеют самостоятельное значение. Не допускается сокращение слов. Точки в конце заголовков и подзаголовков не ставят.

В каждой таблице должны быть указаны единицы измерения показателей и период времени, к которому относятся данные. Единицы измерения могут указываться как в заголовке соответствующей графы, так и в заголовке таблицы, если все ее показатели выражены в одинаковых единицах измерения.

Числовые данные записываются с одинаковой степенью точности в пределах каждой графы. При этом разряды располагаются над разрядами. Целая часть отделяется от дробной запятой. В таблице не должно быть пустых клеток: если данные равны нулю пишется «0», если данные не существуют- «-».

Если таблица заимствована из литературных источников, то обязательна ссылка на источник. Ссылка помещается сразу после таблицы. Например: «Составлено по источнику: Бюллетень банковской статистики. – М.: ЦБ РФ. 1994. - №1.- С. 33-37.».

Таблица выполняется через одинарный межстрочный интервал. Допускается применять размер шрифта в таблице меньший, чем в тексте.

Пример оформления таблицы:

Таблица 1 - Динамика и структура стоимости имущества

 

Показатели Удельный вес в стоимости имущества, % Изменение к 01.01.2011
01.01.2011 31.12.2010 абсолютное, тыс. руб. относительное, %
Стоимость имущества   100,0   100,0     293,3
Внеоборотные активы   34,7   18,3     154,5
Оборотные активы   65,3   81,7     367,2

 

 

4.4. Оформление формул

 

Формулы следует выделять из текста в отдельную строку. Выше и ниже каждой формулы должно быть оставлено не менее одной свободной строки. Рекомендуется оформлять формулы с помощью редактора формул. Если уравнение не умещается в одну строку, оно должно быть перенесено после знака равенства (=) или после знаков сложения (+), вычитания (-), умножения, деления (:). Причем знак в начале следующей строки повторяют.

Пояснения обозначений символов и числовых коэффициентов следует приводить непосредственно под формулой в той же последовательности, в какой они даны в формуле. Пояснения каждого символа и числового коэффициента в формуле следует давать с новой строки, например:

ФО=Qu: А осн , (1)

где ФО – фондоотдача основных средств,

Qu – выручка от реализации продукции,

А осн – стоимость основных средств.

Если в работе приведено более одной формулы, то формулы подвергаются сквозной (единой) нумерации арабскими цифрами. Номер указывают с правой стороны листа на уровне формулы в круглых скобках.

Ссылки в тексте на порядковый номер формулы даются в скобках, например, «в формуле (1)».

В случае, если формулы не являются собственными выводами исполнителя КР, то до приведения формулы должна быть оформлена ссылка на соответствующую авторскую работу, содержащую указанную формулу.

 

4.5. Оформление иллюстраций

 

Иллюстрации (графики, чертежи, схемы, компьютерные распечатки, диаграммы, фотографии) дают возможность наглядного восприятия данных, облегчают их рассмотрение.

Рассмотрим некоторые виды иллюстраций.

График – геометрическое изображение соотношения двух или более величин – является наиболее наглядным способом иллюстрации проводимого анализа. Оси абсцисс (горизонтальную) и ординат (вертикальную) вычерчивают сплошными линиями. Стрелки на концах осей не ставятся. Масштаб шкал по осям следует выбирать из условия максимального использования площади графика. Цифры шкал наносятся слева от оси ординат и под осью абсцисс. На осях координат должны быть указаны названия или условные обозначения отложенной величины и ее размерность в принятых сокращениях. На графике следует использовать только принятые в тексте условные буквенные обозначения. Если количество кривых на графике невелико (две-три), то они вычерчиваются разными линиями (сплошной, штриховой, штрих - пунктирной) или разными цветами. Надписи, относящиеся к линиям и точкам, помещают на график только в тех случаях, когда их немного и они являются краткими. При большом количестве кривых, если кривые разного характера или необходимо выделить какие – либо области, отсекаемые или очерчиваемые кривыми, они нумеруются арабскими цифрами или обозначаются различными буквами.

 

Пример оформления графика:

Рисунок 1 - Динамика выручки от продаж

 

Диаграммы составляются для наглядного изображения и анализа массовых данных. Вид диаграммы зависит от вида представляемых данных и задачи ее построения.

Среди диаграмм по частоте использования выделяются столбиковые диаграммы, представляющие показатели в виде столбика, высота которого соответствует значению показателя. Часто на столбиковой диаграмме при сравнении показателей по группам, совокупностям показываются относительные величины, одно из значений которых принимается за 100%.

Пример оформления столбиковой диаграммы:

Рисунок 1.2 - Объемы продаж компьютеровCOMPAQ в 2004 году1

1Составлено по источнику: Смирнова Л.М. Информационные технологии. - Минск: Новое знание, 2005.- С.56.

Широкое использование в работах имеют секторные диаграммы. Они применяются для иллюстрации структуры изучаемой совокупности. Вся совокупность принимается за 100%, ей соответствует общая площадь круга.

 

Пример оформления секторной диаграммы:

Рисунок 1.3 - Структура имущества предприятия на 01.01.2005

 

Иллюстрации называются рисунками. Все иллюстрации должны быть пронумерованы. Они нумеруются арабскими цифрами сквозной нумерацией в рамках всей работы (например: Рисунок 1.) или в пределах главы (например: Рисунок 1.1.). Иллюстрации должны быть снабжены названиями. Например: Рисунок 1.1 - Организационная структура предприятия.

Слово «Рисунок» (без сокращения), его номер, знак «-» и название помещается под рисунком по центру.

Если рисунок заимствован из какого-либо источника, то необходима ссылка на этот источник. Она помещается после названия рисунка.

Иллюстрации следует располагать непосредственно после текста, в котором они упоминаются впервые, или на следующей странице.

На каждую иллюстрацию должна быть ссылка. При ссылках следует писать «… в соответствии с рисунком 1.1.» или поместить ссылку в тексте в виде заключенного в скобки выражения, например: (Рисунок 1.1.).

 

4.6. Оформление списка использованных источников

 

Список использованных источников показывает степень изученности темы студентом. Он также позволяет подтвердить достоверность и точность приводимых заимствований.

В список использованных источников не включаются те источники, на которые нет ссылок в основном тексте и которые фактически не были использованы в процессе работы.

Группировка литературных источников осуществляется по систематическому принципу: вся литература первоначально разбивается на разделы.

К источникам относятся:

- нормативные правовые акты (Конституция РФ, Федеральные законы, указы Президента РФ, постановления Правительства РФ, акты федеральных органов исполнительной власти, технические регламенты и стандарты, правила, инструкции и т.д.);

- литература, в т.ч. на иностранных языках (учебники, учебные пособия, монографии, сборники, многотомные издания, статьи из периодических изданий и сборников, рецензии, авторефераты диссертаций, в том числе на электронных носителях);

- ресурсы Интернет (сайты, порталы).

В подразделе «Нормативные правовые акты» используемые источники располагаются по степени их значимости.

В подразделе «Литература» используемые источники располагаются в алфавитном порядке по фамилии первых авторов или заглавий изданий (если автор не указан). Допускается расположение источников по порядку их упоминания в тексте.

Литература на иностранных языках указывается в латинском алфавите и размещается после перечня литературы на русском языке.

 

Список использованных источников имеет единую сквозную нумерацию, охватывающую все подразделы.

В подразделе «Ресурсы Интернет» при составлении ссылок на электронные ресурсы указывается обозначение материалов для электронных ресурсов: [Электронный ресурс]. В примечаниях приводят сведения, необходимые для поиска и характеристики технических спецификаций электронного ресурса, в следующей последовательности:

– системные требования - в том случае, когда для доступа к документу нужно специальное программное обеспечение, например: Adobe Acrobat Reader, Power Point и т.п.;

– сведения об ограничении доступа - в том случае, если доступ к документу возможен, например, из какого-то конкретного места (локальной сети, организации, для сети которой доступ открыт), только для зарегистрированных пользователей и т.п. В описании в таком случае указывают: «Доступ из …», «Доступ для зарегистрированных пользователей» и др. Если доступ свободен, то сведения об ограничении доступа не указываются;

– дата обновления документа или его части указывается в том случае, если она зафиксирована на сайте;

– электронный адрес,

– дата обращения к документу – дата, когда составитель ссылки открывал данный документ и этот документ был доступен.

Каждому источнику присваивается порядковый номер. Нумерация является сквозной. Каждая библиографическая запись начинается с красной строки.

Сведения о книгах должны включать следующие данные.

Фамилия и инициалы автора (авторов).

Название работы (без сокращений и кавычек).

Место издания (для Москвы – сокращенно М., для Санкт-Петербурга – СПб.; для всех остальных городов – полное наименование). Место издания пишется с прописной буквы. После места издания ставится двоеточие.

Наименование издательства пишется без кавычек с прописной буквы, после него ставится запятая.

Том, часть пишут с прописной буквы сокращенно с точкой (Т.,Ч.). После этого ставится номер тома или части.

Год издания состоит из четырех цифр.

Общее количество страниц.

Для статьи указывают фамилию автора, его инициалы, название статьи, название журнала (или сборника), год издания, номер журнала или номер выпуска сборника (если есть), страницы, на которых расположена статья.

При оформлении библиографического описания необходимо учитывать некоторые особенности.

При описании книг одного автора фамилия автора приводится в начале описания, перед названием книги.

При описании книг двух или трех авторов фамилии авторов, разделенные запятой, приводятся в начале описания, перед названием книги.

При описании книг четырех и более авторов библиографическое описание начинается с заглавия книги, а фамилии авторов пишутся за косой чертой. При этом перечисляется не более трех авторов и ставится с



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: