Б) методика гидрометеорологических наблюдений на судах




Раздел 2. Организация гидрометеорологического обеспечения

Мореплавання

 

Лекция № 7 Тема: Гидрометеорологические наблюдения на судах.

УДК 656.62.052.4:551.5(075) Кузнецов Ю. М. к.т.м., доцент

кафедры «Судовождения »

 

План

1. Срочные судовые наблюдения за погодой:

а) штатные приборы и регламент гидрометеорологических (ГМ) наблюдений,

б) методика ГМ наблюдений на судах,

в) требования СОЛАС – 74 к ГМ обеспечению мореплавания

2. Гидрометеорологическая информация, поступающая на судна:

а) метеорологические и морские бюллетени

б) штормовые предупреждения

 

Срочные судовые наблюдения за погодой

Для обеспечения потребностей в текущей гидрометеорологической информации (ГМИ) в районе плавания регулярно ведутся наблюдения за погодой как с помощью приборов, так и визуально.

Для этого на судах организуются гидрометеорологические станции. Наблюдения за погодой и передаче результатов наблюдений специальным кодом на таких судах производится штурманским составом в соответствии с Наставлением.

Контроль за работой судовой станции и метеорологическую помощь штурманскому составу в организации ГМ наблюдений осуществляют работники местного управления Государственного комитета по гидрометеорологии и контролю природной среды (УГКС).

А) Штатные приборы и регламент гидрометеорологических наблюдений

Судовая ГМ станция укомплектовывается необходимыми приборами, пособиями и журналами для записи судовых наблюдений.

На судах могут устанавливаться дистанционные ГМ станции (СДС), которые позволяют с ходового мостика измерять направление и скорость кажущегося ветра, температуру и относительную влажность воздуха и температуру воды.

Обязательными приборами на судах ГМ станции являются:

· барометр – анероид;

· барограф;

· термометр в оправе или психрометр для измерения температуры воздуха;

· термометр в оправе для измерения температуры воды;

· анемометр ручной для измерения скорости ветра;

· ветрочет (круг СМО для определения истинного ветра на ходу

· судна);

· атлас облаков;

· альбом морских волн;

· альбом морских льдов;

· код КМ – 01с, по которому кодируются сводки о погоде;

· книжки для судовых наблюдений КГМ – 15;

· журнал для записи метеотелеграмм.

Наблюдение за погодой на судах производится четыре раза в сутки – 0, 6, 12 и 18 часов по среднему гринвичскому времени (СГВ) вахтенным штурманом или свободным от вахты штурманом.

На судовых ГМ станциях установлен следующий объем наблюдений за погодой:

· визуальные наблюдения за облачностью и состоянием неба; за осадками, туманами, атмосферными, оптическими и электрическими явлениями, дальностью видимости.

· наблюдение над волнением моря;

· наблюдения над ветром – с помощью анемометра или СДС;

· наблюдения над температурой воздуха и воды – с помощью термометров в оправе или СДС;

· наблюдения над атмосферным давлением – с помощью барометра – анероида и барографа;

· наблюдения над морскими льдами и айсбергами.

Начинаются наблюдения за 10 мин до срока с таким расчетом, чтобы точно в срок измерить температуру воздуха, а затем температуру воды, давления и барическую тенденцию. Результаты наблюдения с координатами и элементами движения судна записывают в КГМ – 15, шифруют кодом КМ – 01с и не позднее, чем через 20 мин после срока передают метеотелеграмму с пометкой «Авиа» в региональный гидрометеоцентр.

 

б) методика гидрометеорологических наблюдений на судах

Особенностью наблюдений за погодой на судах является то, что:

· наблюдения производятся на ходу;

· подавляющее большинство элементов и явлений оценивается не инструментально, а визуально;

· качка, рыскливость, помехи надстроек создают трудности в определении отдельных элементов и явлений.

Наблюдение за ветром на судне ведутся инструментально с помощью анемометра и компаса на верхнем мостике. При этом определяют кажущийся ветер. Истинный ветром находят либо с помощью круга СМО, либо графически, зная истинный курс и скорость судна.

Наблюдения за температурой воздуха, воды, облачностью, осадками, видимостью и давлением ведутся по методике изложенной в Наставлении. Особое внимание следует уделить соответствию форм облаков виду, интенсивности и характеру выпадающих осадков. Полезная информация о зонах выпадения осадков может быть получена с помощью судовых РЛС. Следует помнить, что зоны сильных осадков дают яркие резко оконтуренные очертания на экранах локаторов. Слабые и умеренные осадки имеют вуалеобразные и мягко окаймленные границы, а слабые моросящие изображения не дают.

Наблюдения за волнением в море включают в себя определения:

· степени волнения (состояния поверхности моря в баллах);

· типы волнения (ветровые волны, волны зыби);

· направления распространения волн;

· высоты наиболее крупных волн (волн 3% обеспеченности);

· периоды волн.

Степень волнения определяется согласно наставления по соответствующим шкалам 12 и 14.

Направления движения волн определяется путем пеленгования гребней выделенных волн в профиль.

Высоту волн определяют путем наблюдения за 5 – 6 наиболее крупными волнами и высоту самой крупной записывают в журнал.

Период волн определяют с помощью пеленгатора или по колебаниям какого – либо плавающего предмета (щепка, кусок линя, птица, пена и т.д.)

Достоверность всей гидрометеорологической информации, поступившей с судов, зависит от опыта и добросовестности наблюдателей и условий наблюдений.

в)требования СОЛАС – 74 к гидрометеорологическому обеспечению мореплавания

Международная конференция по охране человеческой жизни на море в 1974 году и Международная конференция по подготовке дипломированных моряков в 1978 году четко определили круг вопросов по гидрометеорологическому обеспечению мореплавания, согласно которых штурман должен:

· уметь «читать» и понимать синоптические карты и прогнозировать изменение погодных условий на ближайшее время (12 – 24 ч) с учетом местных особенностей;

· знать характеристики различных погодных систем, включая тропические циклоны и уметь обходить их центры и опасные четверти;

· знать океанские течения;

· уметь использовать все соответствующие навигационные пособия по приливам и течениям, включая пособия, издаваемые на английском языке;

· уметь рассчитывать элементы приливов;

· грамотно производить судовые гидрометеорологические наблюдения, заносить их в КГМ – 15, кодировать кодом КМ – 01с и своевременно передавать в эфир с пометкой «шторм» или «авиа»;

· своевременно предупреждать об опасных ГМ условиях плавания, тропических штормах, айсбергах, резком усилении ветра, угрозе обледенения, опасном волнении.

Штормовые предупреждения составляются в произвольной форме на

английском языке и передаются в эфир открытым текстом по радио или посредством Международного свода сигналов.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-07 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: