Психофизического развития




ТЕМА 2. ДЕТИ С ОСОБЕННОСТЯМИ ПСИХОФИЗИЧЕСКОГО

РАЗВИТИЯ: ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА НАРУШЕНИЙ

РАЗВИТИЯ (4 ч)

Требования к компетентности по теме

‒ называть основные категории детей с нарушениями в развитии;

‒ знать альтернативные термины, используемые в педагогике и нормативно-правовых документах вместо термина «нарушение (отклонение) в развитии», и содержательно их интерпретировать;

‒ иметь представление о решении проблемы нормы и ее вариантов в специальной психологии и педагогике, причинах врожденных и приобретенных, первичных и вторичных нарушений психофизического развития, а также о возможных вариантах дизонтогенеза;

‒ давать краткую общую характеристику нарушений психофизического развития;

‒ называть категории детей с нарушениями развития, которые обучаются в учреждениях общего среднего образования; характеризовать их особые образовательные потребности.

 

Основные вопросы

 

1. Основные категории детей с особенностями психофизического развития.

2. Решение проблемы нормы и нормального развития в специальной педагогике.

3. Причины нарушений развития. Различные варианты дизонтогенеза.

4. Краткая характеристика нарушений психофизического развития.

5. Особые образовательные потребности детей с нарушениями развития в учреждениях общего среднего образования.

 

Основные категории детей с особенностями

психофизического развития

Объектом коррекционной педагогики является образование детей (лиц), имеющих нарушения психофизического развития (сенсорно-двигательной, соматической, интеллектуально-речевой и др. сфер) или отклонения в поведении, затрудняющие их адекватную социализацию и адаптацию в учреждениях образования. Носителей таких нарушений специалисты в разных контекстах называют детьми (лицами):

· с нарушениями (отклонениями) в психофизическом развитии;

· с патологией развития;

· с дизонтогенезом (нарушением индивидуального хода развития);

· с особенностями психофизического развития (ОПФР);

· с особыми образовательными потребностями;

· с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).

Следует подчеркнуть, что эти и подобные термины применяются в качестве «ярлыков», которые являются лишь обозначениями, а не объяснениями. Они необходимы для распределения детей на категории для удовлетворения их особых потребностей и, следовательно, не должны быть оскорбительными. В Кодексе Республики Беларусь об образовании принят термин «лицо с особенностями психофизического развития», которым характеризуется индивид, имеющий физические и (или) психические нарушения, ограничивающие его социальную деятельность и препятствующие получению образования без создания для этого специальных условий [4]. Нарушения или отклонения в психофизическом развитии детей есть общее наименование разнообразных трудностей (осложнений) развития детей. В настоящее время в педагогике отдается предпочтение термину «дети с особыми образовательными потребностями», так как он закрепляет смещение акцентов в характеристике этих детей с недостатков, отклонений от нормы к фиксации их потребностей в особых условиях и средствах образования и подчеркивает ответственность общества за выявление и реализацию этих потребностей.

В международной социальной практике общепризнано, что каждый человек имеет право на индивидуальность, самобытность, признание и учет обществом его личностных, психофизических особенностей, в том числе ограниченных возможностей здоровья и жизнедеятельности. Общество обязано предложить такому человеку медицинскую, социальную, психологическую и педагогическую помощь. При этом основной целью разносторонней помощи лицам с ограниченными возможностями здоровья и жизнедеятельности является создание оптимальных условий для обучения, воспитания, успешной коррекции и компенсации нарушенных функций, социальной реабилитации и интеграции в общество.

В соответствии Кодексом РБ об образовании к основным категориям детей (лиц) с ОПФР относятся дети (лица): с интеллектуальной недостаточностью; с тяжелыми нарушениями речи; с нарушением слуха; с нарушениями зрения; с нарушениями психического развития (трудностями в обучении); с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата; с тяжелыми и (или) множественными физическими и (или) психическими нарушениями; с аутистическими нарушениями. Именно для этих групп лиц создаются учреждения специального образования.

В 1996 году в Республике Беларусь был проведен единовременный учет детей и подростков с особенностями психического и физического развития. С этого времени Республиканский банк данных о детях с ОПФР ежегодно пополняется и уточняется. Увеличивается как в целом количество детей с ОПФР, так и количество детей с особенностями отдельных категорий (с кохлеарными имплантами, с аутистическими нарушениями, с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью и др.), что приводит к необходимости создания для них особых условий образования. Так, в 2009 г. в банке данных о детях с ОПФР на учете состояло 122 137 детей, в 2010 г. ‒ 126 785 детей; в 2011 г. – 130 759 детей; в 2012 г. – 131 717 детей; в 2013 г. – 134 974 ребенка, в 2014 г. – 138 111 детей (из них детей-инвалидов – 10 397 человек). На 15 сентября 2015 г. в банке данных содержались сведения о 144459 детях с ОПФР, из них 10931 детей с инвалидностью. Вместе с тем, по официальным данным, обеспечивается практически полный охват детей с ОПФР специальным образованием и коррекционно-педагогической помощью (в 2000/2001 учебном году – 76,13 %, в 2015/2016 учебном году – 99,6 %), при этом более 60 % детей с ОПФР, состоящих на учете в банке данных о детях с ОПФР, имеют легкие нарушения развития и нуждаются не столько в специальном образовании, сколько в оказании коррекционно-педагогической помощи [3].

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: