Как определить уровень развития коллектива?




Одним из важнейших критериев, позволяющих определить эффективность работы классного руководителя, является уро­вень развития коллектива и отношений участников педагоги­ческого процесса. В психологии и педагогике исследователями разработаны показатели и методики, с помощью которых это можно сделать. Важнейшей характеристикой развития коллек­тива является социально-психологический климат в нем, изу­чение которого осуществляется по следующим показателям:

— удовлетворенность членов коллектива взаимоотношени­ями, процессом организации деятельности, руководством;

Таблица 6

СРАВНЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ РАБОТЫКЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ

Название методик и показатели воспитанности учащихся   Данные в% от общего числа учащихся  
5 класс   6 класс   7 класс  
октябрь   апрель   октябрь   апрель   октябрь   апрель  
1. Ситуации свободного выбора: а) направленность на себя б) направленность на других людей в) неопределенная направленность                          
2. Акт добровольцев: а) дела на пользу школы б) дела для младших в) дела для себя                          
3. Ранжирование мотивов; а) преобладание общественных б) преобладание личностных в) преобладание престижных                          
4. Недописанный тезис: а) социально ценные ориентации б) социально негатив­ные ориентации в) неопределенные ориентации                          

 

— преобладающее настроение;

— взаимопонимание руководителей и подчиненных, стар­ших и младших, взрослых и детей;

— степень участия членов коллектива в управлении, уровень

развития самоуправления;

— сплоченность, продуктивность совместной деятельности;

— чувство собственного достоинства у каждого члена кол­лектива, гордость за свой коллектив;

— защищенность всех членов коллектива.

Основной характеристикой развития коллектива является состояние взаимодействия его членов. Изучение его может про­изводиться на нескольких уровнях: учитель — ученик, уче­ник — ученик, педагог — педагог, старший — младший, роди­тель— педагог, родитель— ученик, родитель— родитель. Показатели взаимодействия участников педагогического про­цесса могут быть охарактеризованы следующим образом:

— по взаимопознанию (объективность знания личностных особенностей, лучших сторон друг друга, интересов, увлечений;

стремление лучше узнать друг друга, обоюдный интерес);

— по взаимопониманию (понимание общей цели взаимодей­ствия, общности и единства задач, стоящих перед педагогами и школьниками; понимание, принятие трудностей и забот друг друга; понимание мотивов поведения в различных ситуациях;

адекватность оценок и самооценок; совпадение установок на

совместную деятельность);

— по взаимоотношениям (проявление такта, внимание к мнению и предложению друг друга; эмоциональная готов­ность к совместной деятельности, удовлетворенность ее результатами; уважение позиции друг друга, сопереживание, сочувствие; стремление к официальному и неофициальному об­щению; творческий характер отношений, стимулирующий ини­циативу и самостоятельность детей);

— по взаимным действиям (осуществление постоянных контактов, активность участия в совместной деятельности;

инициатива в установлении различных контактов, идущая с обеих сторон; срабатываемость (количество, качество, ско­рость проделанной работы), координация действий на основе взаимного содействия, согласованность; подстраховка, по­мощь, поддержка друг друга);

— по взаимовлиянию (способность приходить к согласию по спорным вопросам; учет мнения друг друга при организации ра­боты; действенность обоснованных и корректных по форме обо­юдных замечаний, изменение способов поведения и действий

после рекомендаций в адрес друг друга; восприятие другого как примера для подражания).

В целом о развитии взаимодействия участников педагогичес­кого процесса можно судить по обогащению содержания их со­вместной деятельности и общения, способов и форм взаимодей­ствия, расширению внешних и внутренних связей классного коллектива.

О развитии коллектива свидетельствует уровень самоуправ­ления в ученическом коллективе (подробнее об этом см. во 2-й главе § 2).

В данном разделе кратко охарактеризованы основные пока­затели развития коллектива для того, чтобы классные руково­дители могли учесть их при разработке собственных методик изучения, при организации наблюдения, а также при описании

Таблица 7



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-13 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: