РАСПРЕДЕЛЕНИЕ РЕСПОНДЕНТОВ ПО ОСНОВНЫМ ВИДАМ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ в РТ




Тема 2

ВИДЫИ ФОРМЫОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Все многообразие предпринимательской деятельности может, быть классифицировано по различным признакам: виду деятельности, формам собственности, количеству собственников, организационно-правовым и организационно-экономическим формам. Рассмотрим некоторые из них.

Виды предпринимательства по роду деятельности

Поскольку любой бизнес в той или иной степени связан с ос­новными фазами воспроизводственного цикла — производством про­дукции и услуг, обменом и распределением товаров, их потреблением, можно выделить следующие виды предпринимательской деятельнос­ти: производственное, коммерческое, финансовое предприниматель­ство. Все эти виды могут функционировать раздельно или вместе.

Кроме этого в последние десятилетия во всех экономически развитых странах мира, в том числе и в России, выделяется таков самостоятельный вид предпринимательства, как консультативные (консалтинг).

В то же время каждый из названных видов предпринимательства распределяется на некоторое число подвидов. Они представлены на рис.1.

 

ВИДЫПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА
Производственное
Инновационное
Научно-техническое
Производство товаров    
Коммерческое
Финансовое
Консультативное
Торговое
Торгово- закупочное
Банковское
Страховое
Общее управление
Администрирование

 

 


Финансовое управление
Аудиторское
Торгово- посредническое

Оказание услуг
Производственное потребление товаров
Информационное
Фондовые биржи
Управление кадрами
Маркетинг
Производство
Информационные технологии
Специализированные услуги
Торговые биржи

 

 


Рис.1. Виды предпринимательства по роду деятельности

 

Основу производственного предпринимательства составляет:
производство — материальное и интеллектуальное. Это один из самых сложных видов деятельности, направленный на создание вещей ценностей, благ, любого полезного продукта, необходимого потребителям и способного быть проданным по определенной цене или обмененным на другой товар.

Производственное предпринимательство — это производство товаров, строительных работ, транспортировка грузов и пассажиров, услуги связи, коммунальные и бытовые услуги, производство ин­формации, обучение, выпуск печатной продукции и др. Выбор вида бизнеса предполагает изучение предпринимательской среды с точки зрения того, насколько производимая продукция (товар, услуга) не­обходимы потенциальному потребителю, т.е. маркетинг призван при­способить производство к требованиям рынка.

Таким образом, основная область деятельности этого вида предпринимательства — производство материальных и нематериаль­ных благ, осуществляемое за счет собственных или заемных средств под свою имущественную ответственность и на свой риск. В конце XX в. в России при переходе к рыночной экономике именно эта сфе­ра деятельности претерпела наибольшие негативные изменения: рас­пались хозяйственные связи, нарушилось материально-техническое обеспечение, резко упал сбыт продукции, ухудшилось финансовое положение предприятий.

Схема производственного предпринимательства такова: после изучения и анализа рынка предприниматель приобретает или арен­дует основные средства — помещения и оборудование; закупает обо­ротные средства — материалы и комплектующие; привлекает рабочую силу, организует управление. В результате изготовленный товар про­дается предпринимателем либо непосредственно потребителю, либо торговому посреднику. Задача предпринимателя состоит в том, чтобы производство окупилось, доход превысил расходы, включая налоги.

Таким образом, предприниматель заинтересован в том, чтобы вся произведенная им продукция была реализована. Реализованной может считаться как отгруженная (отпущенная), фактически опла­ченная продукция (товар, услуга), так и продукция, платеж за ко­торую еще не поступил на расчетный счет предприятия или в счет которого получены векселя. С целью снижения риска банкротства предприниматель должен заключать сделки на поставку изготовляе­мого продукта до начала его производства на договорной основе. В ус­ловиях появления на рынке более новых товаров важно, чтобы они не залеживались, а финансовые средства вкладывались снова в дело, т.е. предприниматель должен стремиться к ускорению оборачивае­мости денег.

Производственное предпринимательство -процесс производства конкретныхтоваров, осуществления работ, оказания услуг для их реализации (продажи) потребителям (покупателям).

 

Производственное предпринимательство - ведущий вид предпринимательства, включает выпуск промышленной и сельскохозяйственной продукции производственно-технического назначения, потребительских товаров, строительных работ, перевозки грузов и пассажиров, услуги связи, коммунальные и бытовые услуги, производство информации, знаний, выпуск книг, журналов, газет.

 

Сильные стороны производственного предпринимательства: имеет наибольшееобщественное значение, пользуется значительной государственной поддержкой, необходимой для своего развития.

Слабые стороны производственного предпринимательства: зависит от уровняразвития рыночной экономики; подвергается значительному государственному регулированию в форме лицензирования деятельности, стандартизации, ограничения или полного запрета заниматься отдельными видами производственной деятельности и т.д. высокий риск; невысокий уровень рентабельности; значительная величина первоначального капитала.

Полем деятельности коммерческого предпринимательства яв­ляются товарные биржи и торговые предприятия. Этот вид предпри­нимательства включает операции и сделки по купле и продаже то­варов и услуг. Общая схема коммерческого предпринимательства аналогична схеме производственно-предпринимательской деятель­ности, однако в отличие от нее здесь вместо приобретения матери­альных ресурсов для производства приобретается готовый товар, ко­торый в дальнейшем и реализуется потребителям.

Товарная биржа — это разновидность оптового товарного рын­ка без предварительного осмотра покупателем образцов и заранее установленных минимальных партий товара. На товарной бирже доб­ровольно объединяются коммерческие посредники и их служащие для проведения торговых операций по совместно разработанным и соблюдаемым правилам.

В период перехода к рыночной экономике коммерческим пред­принимательством занимались преимущественно индивидуальные предприниматели. Поскольку от коммерческого предпринимательст­ва можно быстро получить отдачу, эта сфера деятельности в первую очередь стала стремительно развиваться после падения социалис­тического строя. Туда направили свои усилия многие энергичные, инициативные люди. Нередко среди них были и те, кого раньше от­носили к представителям так называемой теневой экономики. В на­стоящее время наряду с предприятиями малого и среднего бизнеса развиваются крупные торговые предприятия. Существует множество оптовых и розничных торговых сетей, предприятия которых распо­ложены в разных городах России.

Коммерческая деятельность обеспечивает предпринимателю достаточно высокую прибыль (по данным журнала «Форбс», вла­дельцы торговых сетей «Эльдорадо», «КОПЕЙКА», «Магнит» и не­которых других в 2010 г. вошли в десятку самых богатых людей Рос­сии). Если производственная деятельность обеспечивает, как правило, 10—12% рентабельности предприятия, фирмы, то коммер­ческая — 20—30%, а нередко и выше.

Сильные стороны коммерческого предпринимательства: высокая рентабельность; быстрота создания, незначительная величина первоначального капитала; относительно невысокий риск; относительная простота самих операций.

 

Слабые стороны коммерческого предпринимательства: высокая зависимость отуровня развития производства и профессиональных качеств персонала; незначительная государственная регламентация.

Сфера деятельности финансового (или финансово-кредитного) предпринимательства — обращение, обмен стоимостей. Финансовая деятельность проникает и в производственную, и в коммерческую, однако она может быть и самостоятельной: банковское, страховое дело и др. Финансовая сделка предполагает не такую высокую норму рентабельности, как предыдущие виды предпринимательской дея­тельности: эта величина может составить 5—10%.

На рынке денег, валюты и ценных бумаг участниками высту­пают коммерческие банки, фондовые биржи, финансовые институты, предприятия, организации и физические лица — предприниматели. Финансовый рынок — это рынок кратко-, средне- и долгосрочных кре­дитов, инвестиций, вкладов, ценных бумаг, он включает рынок капи­тала (средне- и долгосрочные кредиты, ценные бумаги) и денежный рынок (краткосрочные кредиты, ценные бумаги и т.п.).

Финансовое предпринимательство можно также считать раз­новидностью коммерческого предпринимательства, объектом куп­ли-продажи которого выступают деньги, валюта, ценные бумаги (ак­ции, облигации, векселя, ваучеры). Происходит продажа одних денег за другие в прямой или косвенной форме. Технология финансовой предпринимательской сделки аналогична технологии коммерческой сделки с той лишь разницей, что товаром выступают финансовые ак­тивы. Предприниматель в этом виде бизнеса начинает работу с ана­лиза денежно-финансовых рынков и маркетинговой деятельности. Различают следующие формы финансового предприниматель­ства:

—эмиссия ценных бумаг (собственные акции, облигации, кре­дитные билеты, коммерческие ценные бумаги предприниматель про­дает на определенных условиях и обязательствах в качестве «финан­сового товара»);

—покупка ценных бумаг самим предпринимателем за определенную сумму, а затем продажа их другому покупателю за большую сумму;

—сделка активная — размещение своих активов (срочное и бес­срочное; отдача тому или другому обществу ценных бумаг на хранение, денег на текущий счет);

—сделка «товар против фьючерсов» — фьючерсный контракт
передается покупателем продавцу одновременно с переходом титула
собственности на реальный товар от продавца к покупателю;

—сделка арбитражная — одновременная покупка и продажа одних и тех же или подобных бумаг для получения прибыли за счет разницы в курсах в биржевых центрах при относительно низкой степени риска;

—сделка банкнотная — продажа наличных денежных средств за безналичные за определенный комиссионный сбор;

—другие виды сделок: биржевая, биржевая закрывающаяся, биржевая кассовая, биржевая контактная, биржевая с кредитом.

Финансовое предпринимательство предполагает наличие до­стоверной информации и обеспечение вычислительной и организа­ционной техникой. При проведении финансово-кредитных сделок предприниматель предоставляет потребителю свои деньги, валюту, ценные бумаги в долг, а через определенное время получает большую на определенный процент сумму.

Сильные стороны финансового предпринимательства: гибкость и мобильность; быстрота создания, способность быстро аккумулировать ресурсы; относительная простота самих операций.

 

Слабые стороны финансового предпринимательства: высокая зависимость от состояния национальной экономики и профессиональных качеств персонала; значительная государственная регламентация; невысокий уровень рентабельности; необходимость большого первоначального капитала для начала деятельности.

В последние годы все большее развитие в России получает такая перспективная форма, как консультативное (консалтинговое) предпринимательство. У него множество направлений (см. рис. 1.). Сопоставляя уровень его развития в нашей стране и в других разви­тых странах, можно сделать вывод, что в ближайшие годы консалтин­гу предстоит стремительно развиваться.

По определению Европейской Федерации Ассоциаций Консуль­тантов по экономике и управлению, консалтинг заключается в предоставлении независимых советов и помощи по вопросам управле­ния, включая определение и оценку проблем и (или) возможностей, рекомендацию соответствующих мер и помощь в их реализации.

Малые и средние предприятия в силу своих ограниченных воз­можностей редко обращаются за услугами консультантов. В основ­ном им необходимы консультации аудиторов, маркетологов и советы в области налоговой экономии. Вопросы стратегии развития пред­приятия, оптимизации его организационной управленческой струк­туры больше интересуют крупные промышленные и коммерческие предприятия.

Таблица 1

РАСПРЕДЕЛЕНИЕ РЕСПОНДЕНТОВ ПО ОСНОВНЫМ ВИДАМ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ в РТ

Виды деятельности %
1. Обрабатывающие производства   25,6
2. Торговля, ремонта автотранспортных средств, бытовых изделий и предметов 25,4
3. Операции с недвижимостью   11,4
4. Строительство   8,7
5. Сельское хозяйство   8,0
6. Транспорт и связь   5,8
7. Здравоохранение и предоставление социальных услуг   3,4
8. Финансовая деятельность   2,2
9. Гостиницы и рестораны   1,9
10. Образование   1,2


Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: