Понятие материального и психического, объективного и субъективного.




ВВЕДЕНИЕ

В ОБЩУЮ ПСИХОЛОГИЮ

методические рекомендации для студентов

социально-психологического факультета

 

 

Кемерово 2003

 

Составители:

к. психол. н., доцент

Горбунова Г.П.

ассистент Канаева Т.В.

 

Методические рекомендации адресованы студентам 1 курса социально-психологического факультета дневного отделения и ОЗО, изучающим курс «Общая психология». Методические рекомендации включают в себя планы практических занятий, списки литературы, необходимой для изучения курса и темы курсовых работ.

 

 

Утверждено на заседании кафедры общей психологии и психологии развития: «_____» _______________2003 г. Зав. кафедрой к. психол. н., доцент Морозова И.С. ________________ ______________________________   Утверждено методической комиссией социально- психологического факультета: «_____» _______________2003 г. Председатель методической комиссии к. психол. н., доцент Морозова И.С. ____________ _____________________________

 


Содержание

Введение…………………………………………………………………4

Тематический план………………………………………………………5

Планы практических занятий…………………………………………..6

Темы курсовых работ…………………………………………………..23

 

 

Введение

Методические рекомендации для студентов первого курса социально-психологического факультета «Введение в общую психологию» включают введение, тематический план практических занятий, перечни вопросов и списки литературы, необходимые для изучения курса, задания для самостоятельной работы студентов, темы курсовых работ.

Практическое занятие – одна из основных форм организации учебного процесса, представляющая собой коллективное обсуждение студентами теоретических вопросов, выполнение комплекса учебных заданий с целью усвоения научных основ учебного предмета.

Целью практических занятий является развитие самостоятельности мышления и творческой активности студентов.

К задачам относятся:

- закрепление, углубление и расширение знаний студентов по общей психологии,

- формирование умения ставить и решать интеллектуальные задачи и проблемы,

- совершенствование способностей к аргументации своей точки зрения, а также к доказательству и опровержению других суждений,

- демонстрация достигнутого уровня теоретической подготовки,

- формирование навыков самостоятельной работы с литературой.

Занятия проводятся в форме бесед, дискуссий, обсуждений рефератов и докладов.

Занятия тематически связаны с учебной программой курса «Общая психология» и имеют своей целью углубленное изучение отдельных наиболее важных тем.

 

Учебно-тематический план семинарских занятий

 

Тема Кол-во часов
Предмет психологии.  
Методы психологии.  
Развитие психики в филогенезе.  
Сознание. Происхождение сознания. Неосознаваемые психические процессы.  
Эксперимент по пресыщению деятельностью.  
Деятельность.  
Личность.  
Движущие силы развития личности.  
Индивидные свойства человека.  
Социальные развитие личности.  
Проверочная работа.  
Инструментальные проявления личности.  
Самосознание личности.  
Индивидуальное развитие личности.  
Структура личности в отечественной и зарубежной психологии.  
Проверочная работа.  
Итого:  

Тема 1: Предмет психологии (2 часа)

 

Понятие материального и психического, объективного и субъективного.

2. Психика как субъективное отражение объективного мира.

3. Основные этапы развития представлений о предмете психологии:

а) психология и науки о человеке,

б) место психологии в системе наук.

4. Предмет общей психологии (определение предмета; отличия научных знаний от житейских; значение изучения психологии).

5. Отрасли психологии.

 

Литература:

1. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. - М.: ЧеРо, 2000.-336 с. С.9-36

2. Лурия А.Р. Эволюционное введение в психологию.- М.: МГУ, 1975.-127с. С. 3-19

3. Маклаков А.Г. Общая психология. - СПб.: Питер, 2002.-592с. С.22-36

4. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии.- СПб.: Питер, 1999.- 720с. С.10-37

5. Лурия А.Р. Некоторые общие вопросы психологии как науки //Хрестоматия по курсу «Введение в психологию»/ ред. - сост. Е.Е. Соколова. - М.: Российское психологическое общество, 1999. -545с. С.23-35.

6. Иванников В.А. Отрасли психологии // Хрестоматия по курсу «Введение в психологию»/ ред. - сост. Е.Е. Соколова. - М.:Российское психологическое общество, 1999.-545с., С.40-68

7. Челпанов Г.И. Предмет, методы и задачи психологии // Хрестоматия по курсу «Введение в психологию»/ ред. - сост. Е.Е. Соколова. -М.: Российское психологическое общество, 1999. -545с., С.119-126

 

Тема 2: Методы психологии (4 часа)

 

1. Понятие «метод». Общенаучные методы исследования. Принципы, этапы, формы организации научного исследования.

2. Методы исследования в психологии. Классификации методов психологии.

3. Характеристика эмпирических методов психологии.

3.1. Метод наблюдения. Виды. Преимущества и недостатки.

3.2. Метод эксперимента. Виды. Преимущества и недостатки.

3.3. Опросные методы. Виды опроса.

3.4. Тест. Понятия «Надёжность», «валидность». Типы психологических тестов.

3.5. Анализ продуктов деятельности.

3.6. Клинический метод.

4. Проблема объективного метода в психологии.

 

Литература:

1. Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М. Словарь-справочник по психодиагно- стике. - СПб: Питер, 1999.-528с. С.193-195, 34-37

2. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. - СПб.: Питер, 1998.-608с. С.60-96

3. Маклаков А.Г. Общая психология.- СПб.: Питер, 2002.-592с. С26-36

4. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - СПб.: Питер, 1999.- 720с. С.38-53

5. Соколова Е.Е. Тринадцать диалогов о психологии. - М.: Смысл, 1995.-653 с., С. 187-272

6. Теплов Б.М. Об интроспекции и самонаблюдении// Хрестоматия по курсу «Введение в психологию»/ ред. - сост. Е.Е. Соколова. -М.: Российское психологическое общество, 1999. -545с., C.126-133

7. Горбунова Г.П., Морозова И.С. Экспериментальные методы психологического исследования. – Кемерово: Кузбассвузиздат, 2001.- 80 с.

 

Задание для самостоятельной работы.

Опишите примеры самонаблюдения из опыта О. Скороходовой

Литература:

Скороходова О.Н. Как я воспринимаю, представляю и понимаю окружающий мир. – М.: Педагогика, 1972. – 447 с.

Тема 3: Возникновение и развитие психики в филогенезе (4 часа)

 

1. Основные точки зрения на решение проблемы возникновения психики.

2. Необходимость психического отражения (описание ситуаций, где психика не нужна и где она необходима).

3. Раздражимость и чувствительность. Понятие биотических и абиотических раздражителей.

4. Условия возникновения психического отражения. Психика как ориентировочная деятельность субъекта.

5. Этапы сенсорной и перцептивной психики. Основные характеристики психики на стадии интеллекта.

 

Литература:

1. Гальперин П.Я. Объективная необходимость психики// Хрестоматия по курсу «Введение в психологию»/ ред. - сост. Е.Е. Соколова. -М.: Российское психологическое общество, 1999.-545с. С. 322-329

2. Леонтьев А.Н. Проблема возникновения ощущения // Хрестоматия по курсу «Введение в психологию»/ ред. - сост. Е.Е. Соколова. -М.:Российское психологическое общество, 1999 -545с. С.297-321

3. Леонтьев А.Н. Развитие психики в животном мире // Хрестоматия по курсу «Введение в психологию»/ ред. - сост. Е.Е. Соколова. - М.: Российское психологическое общество, 1999. -545с. С.330-349

4. Леонтьев А.Н. Стадия интеллекта // Хрестоматия по курсу «Введение в психологию»/ ред. - сост. Е.Е. Соколова. - М.: Российское психологическое общество, 1999. -545с. С. 350-355

5. Фабри К.Э. Научное наследие А.Н. Леонтьева // Хрестоматия по курсу «Введение в психологию»/ ред. - сост. Е.Е. Соколова. - М.: Российское психологическое общество, 1999. -545с. С.356-367

6. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. -М.: МГУ, 1981.- 485с. С.219-261

7. Выготский Л.С., Лурия А.Р. Этюды по психологии поведения. - М.:Педагогика-пресс,1993.-224с. С.23-65

 

Литература для конспектирования:

Леонтьев А.Н. Проблема возникновения ощущения // Хрестоматия по курсу «Введение в психологию»/ ред.-сост. Е.Е. Соколова.- М.: Российское психологическое общество, 1999.-545с. С.297-321

 

Тема 4: Сознание (4 часа).

 

1. Сознание как предмет общей психологии. Характеристика сознания. Структура сознания.

2. Происхождение сознания.

3. Культурно – историческая концепция развития психики человека Л.С. Выготского.

4. Сознаие и бессознательное.

5. Сознание и неосознаваемые процессы.

5.1. Неосознаваемые механизмы сознательных действий.

5.2. Неосознаваемые побудители сознательных действий.

5.3. Надсознательные процессы.

 

Литература:

1. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - СПб.: Питер, 1999.- 720с. С.134-163

2. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. - М.: Че Ро, 2000.-336 с. Главы 2, 5, 6, 12

3. Выготский Л.С., Лурия А.Р. Этюды по психологии поведения.- М.:Педагогика-пресс,1993.-224с. С.65-126

4. Джемс У. Поток сознания // Хрестоматия по курсу «Введение в психологию»/ ред. - сост. Е.Е. Соколова. - М.: Российское психологическое общество, 1999. -545с. С. 106-119

5. Фрейд З. Некоторые замечания относительно понятия бессознательного в психоанализе // Хрестоматия по курсу «Введение в психологию»/ ред. - сост. Е.Е. Соколова. - М.: Российское психологическое общество, 1999. -545с. С.158-162

 

Тема 5: Деятельность (6 часов)

1. Категория деятельности в общей психологии. Единство сознания и деятельности. (Теория А.Н. Леонтьева).

2. Структура деятельности.

2.1. Макроструктура деятельности (уровень особенных деятельностей, уровень действий, уровень операций).

2.2. Строение индивидуальной деятельности человека.

3. Характеристика структурных элементов деятельности.

3.1. Мотивационно - личностные аспекты деятельности (потребности, мотивы).

3.2. Единицы анализа деятельности (цели, задачи, действия, операции).

4. Психофизиологические основы деятельности человека (Теории Н.А. Бернштейна, П. К. Анохина).

5. Двигательный состав действий.

6. Уровни построения движений.

 

Литература:

1. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - СПб.: Питер, 1999.- 720с., С. 435-511

2. Леонтьев А.Н. Лекции по общей психологии. - М.: Смысл, 2000.-511с., С.82-91

3. Гальперин П.Я. Введение в психологию. - М.: Университет, 2000.-336с., С.227-239

4. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. - М.: Политиздат, 1977.-256с., С.73-89, 94-123

5. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. -М.: Че Ро, 2000.-336 с., С. 99-135, 135-169, 223-244

6. Бернштейн Н.А. Физиология движений и активность. - М.: МГУ, 1988.- 356с., С.23-43

 

Задание для самостоятельной работы.

Опишите примеры акцептора результата действия из работы П.К. Анохина.

Литература:

Анохин П.К. Очерки по физиологии функциональных систем. – М.: Медицина, 1975. – 448 с. С.52-54, 310-311

 

Литература для конспектирования:

Леонтьев А.Н. Категория деятельности в психологии // Хрестоматия по курсу «Введение в психологию»/ ред. - сост. Е.Е. Соколова. - М.: Российское психологическое общество, 1999. -545с., С.265-281

Бернштейн Н.А. Назревшие проблемы регуляции двигательных актов// Хрестоматия по курсу «Введение в психологию»/ ред. - сост. Е.Е. Соколова. - М.: Российское психологическое общество, 1999. -545с., С.439-509

Тема 6: Личность (2 часа)

 

1. Методологические основы анализа понятия «Личность».

2. Психология личности в науках о природе, человеке и обществе. Междисциплинарный статус проблемы личности.

3. Определение понятия «Личность». Соотношение понятий «индивид» и «личность».

4. Многомерность феноменологии личности.

 

Литература:

 

1. Асмолов А.Г. Психология личности: Принципы общепсихологического анализа – М.: Смысл, 2001. – 416 с., С. 31 – 111

2. Ильенков Э.В. Что такое Личность? // Психология личности /под. ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, А.А. Пузырея / М.: МГУ, 1982.- 286 с., С.11 - 20

3. Леонтьев А.Н. Деятельность, сознание, личность // Психология личности /под. ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, А.А. Пузырея / М.: МГУ, 1982.- 286 с., С.20 – 27

4. Леонтьев А.Н. Индивид и личность // Психология индивидуальных различий /под ред. Гиппенрейтер Ю.Б., Романова В.Я. - М.: МГУ, 1982.- 320с. С. 15 – 21

5. Леонтьев А.Н. Лекции по общей психологии. – М.: Смысл, 2000. – 511 с., Лекция 51, С. 490 – 496.

6. Петровский А.В. Введение в психологию. – М.: Изд. центр «Академия», 1995. – 496 с., С. 385 – 390.

7. Платонов К.К. Структура и развитие личности. – М.: Наука, 1986. – 255 с., С. 6 – 30.

8. Рубинштейн С.Л. Теоретические вопросы психологии и проблемы личности // Психология личности /под. ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, А.А. Пузырея / М.: МГУ, 1982.- 286 с., С.28 – 35

 

 

Дополнительная литература:

9. Ковалёв А.Г. Психология личности. – М.: Просвещение, 1969 – 388 с., С. 5 – 23.

10. Петухов В.В. Понятие личности // Хрестоматия по общей психологии /под ред. В.В. Петухова. – М.: Учебно-методический коллектор «Психология», 2000

 

Тема 7: Движущие силы и условия развития личности (2 часа)

 

1. Среда, наследственность и развитие личности.

2. Образ жизни, индивидные свойства, совместная деятельность как предпосылки и основания развития личности.

3. Социальные условия развития личности.

4. Движущие силы развития личности.

5. Фазы (стадии) развития личности.

 

Литература:

1. Асмолов А.Г. Психология личности: Принципы общепсихологического анализа – М.: Смысл, 2001. – 416 с., С. 158 – 201

2. Божович Л.И. Социальная ситуация и движущая сила развития ребёнка // Психология личности /под. ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, А.А. Пузырея/ М.: МГУ, 1982.- 286 с., С. 166 – 172

3. Егорова М.С. Психология индивидуальных различий. - М.: ВЛАДОС, 1997.- 325 с., С. 228-242

4. Либин А.В. Дифференциальная психология. - М.: Смысл, 1999. - 385с., С.257-272

5. Маклаков А.Г. Общая психология. – СПб.: Питер, 2002. – 592 с., С. 472 – 489.

6. Петровский А.В. Введение в психологию М.: «Академия», 1995. – 496 с., С. 417 – 432

7. Платонов К.К. Структура и развитие личности. – М.: Наука, 1986. – 255 с., С. 171 – 180.

Дополнительная литература:

8. Ковалёв А.Г. Психология личности. – М.: Просвещение 1969. – 388 с., С. 260 – 295.

 

Задание для самостоятельной работы.

Опишите пример «становления личности» из работы А.Н. Леонтьева.

Литература:

А.Н. Леонтьев Структура и развитие личности // Хрестоматия по курсу «Введение в психологию»/ ред. - сост. Е.Е. Соколова. - М.: Российское психологическое общество, 1999. -545с., С.462-477

 

Тема 8: Индивидные свойства человека (4 часа).

 

1. Общее представление об индивидных свойствах человека.

2. Личность и индивидные свойства человека. Их место в регуляции поведения личности.

3. Индивидуально-типические свойства человека. Строение тела и особенности психики. Типы конституции. Типологии Э. Кречмера и В. Шелдона.

4. Темперамент как психофизиологическая основа личности.

5. Учение И.П. Павлова о свойствах нервной системы и типах ВНД.

6. Современные представления о темпераменте.

7. Половой диморфизм и психологические характеристики индивида.

 

Литература:

1. Асмолов А.Г. Психология личности: Принципы общепсихологического анализа – М.: Смысл, 2001. – 416 с., с. 201- 291

2. Кон И.С. Введение в сексологию. – М.: Просвещение, 1989. - 380 с., С.42-61

3. Кон И.С. Психология половых различий / Психология индивидуальных различий /под ред. Гиппенрейтер Ю.Б., Романова В.Я. - М.: МГУ, 1982.- 320с., С.78-84

4. Либин А.В. Дифференциальная психология. - М.: Смысл, 1999. - 385с., С. 113-143, 273-287

5. Маклаков А.Г. Общая психология. – СПб.: Питер, 2002. – 592 с., С. 559 – 567

6. Небылицын В.Д. Темперамент // Психология индивидуальных различий /под ред. Гиппенрейтер Ю.Б., Романова В.Я. - М.: МГУ, 1982- 320с., С. 153 – 160

7. Петровский А.В. Введение в психологию. – М.: Академия, 1995. – 496 с., С. 432 – 451

Дополнительная литература:

8. Ковалёв А.Г. Психология личности. – М.: Просвещение, 1969. – 388 с., С. 187 – 206.

 

Задание для самостоятельной работы.

Опишите влияние индивидных свойств на развитие личности на примере А.Н. Леонтьева.

Литература:

А.Н. Леонтьев Структура и развитие личности // Хрестоматия по курсу «Введение в психологию»/ ред. - сост. Е.Е. Соколова. - М.: Российское психологическое общество, 1999. -545с., С.462-477

 

 

Тема 9: Социальное развитие личности (2 часа).

 

1. Социальные условия развития личности. Понятие социальной ситуации развития.

2. Общая характеристика понятий «социальная роль» и «социальный статус».

3. Ролевые теории личности и их критика (Дж. Мид, М. Кун, И. Блумер).

4. Социализация личности. Развитие моральной регуляции поведения.

5. Социогенез личности как предмет исторической психологии и этнологии.

 

Литература:

1. Асмолов А.Г. Психология личности: Принципы общепсихологического анализа – М.: Смысл, 2001. – 416 с., С. 291 – 345

2. Кон И.С. Ребёнок и общество. – М.: МГУ, 1998. - 285 с., С.20-39

3. Леонтьев А.Н. Лекции по общей психологии. – М.: Смысл, 2000. – 511 с., Лекция 52. С. 496 – 506

4. Леонтьев А.Н. Формирование личности // / Психология личности /под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, А.А. Пузырея М.: МГУ, 1982.- 286 с., С. 150 – 161

5. Социальная психология личности.- М.: Наука, 1979.-144 с., Глава 3, 4 С. 35 – 85

6. Фромм Э. Характер и социальный процесс // Психология личности /под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, А.А. Пузырея/ М.: МГУ, 1982.- 286 с., С. 48 – 55

7. Шибутани Т. Социальная психология. – Ростов н / Д: Изд-во Ростовского университета, 1998. - 285 с., С. 39-59

Дополнительная литература:

8. Зейгарник Б.В. Теории личности в зарубежной психологии. – М.: МГУ, 1982 – 126 с., С. 57 - 63

9. Ковалёв А.Г. Психология личности. – М.: Просвещение, 1969 – 388 с., С. 46 – 55

 

Задание для самостоятельной работы.

Опишите факты из жизни людей разных культур, свидетельствующие о влиянии социальных условий на способности и стиль деятельности человека.

Литература:

Лурия А.Р. Культурные различия и интеллектуальная деятельность // Хрестоматия по курсу «Введение в психологию»/ ред. - сост. Е.Е. Соколова. - М.: Российское психологическое общество, 1999. -545с., С.253-265

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: