Философия Нового и Новейшего времени (часть вторая)
1. Место и роль философии в культуре XX века. Философское исследование личности, творчества и свободы, жизни и смерти. Позитивизм. Неопозитивизм и постпозитивизм.
2. Иррационализм. Философия А. Шопенгауэра и Ф. Ницше. Метод психоанализа З. Фрейда. Экзистенциализм.
3. Западная религиозно-философская мысль XX века - неотомизм.
Культура XIX и XX веков и её отражение в Западной философской мысли.
«Всякая философия - духовная квинтэссенция своей эпохи» - К. Маркс.
Образ эпохи схватывается совокупной мыслью (которой и выступает философия) в форме основополагающих принципов и идей.
Философия XX века включает в себя огромное многообразие направлений, течений, школ и концепций. В ней представлены течения, как продолжающие традиции классической философии (неогегельянство, неокантианство, неотомизм) так и совершенно новые течения.
Противоборство и взаимодействие разнообразных философских учений составляет богатое содержание духовной мысли XX века.
Одной из стержневых проблем, вокруг которой происходит развитие
философской мысли в XX веке является отношение к классической философии.
Особенностями классической философии XIX века является:
- вера (культ) в разум,под которым понималась не только мыслительная
деятельность человека, но и внутренняя разумность природы, истории;
- вера в рациональное познание, в науку и прогресс;
- вера в человека и его неограниченные возможности («Знание - сила»);
- убеждение в том, что в человеке всё может быть познано, признаны и познаны
общечеловеческие идеалы и принципы;
А идейные течения (агностицизм, мистицизм, скептицизм) противостоящие
рационализму в целом «не делали погоды».
С середины 19 века в обществе происходят социально- политические изменения, связанные с переходом капитализма в его новую фазу «империализм».
Особенно остро эти изменения происходят в первой половине XX века:
XX век ознаменовался огромным ростом влияния науки и её роли во всех сферах человеческой жизни.
– Специальная и общая теория относительности А. Эйнштейна перевернула ньютоновские представления о пространстве, времени и движении.
– Создана квантовая механика и ядерная физика
– В биологии выяснен механизм наследственности
Усиливается связь науки и техники:
-создаются летательные аппараты, автомобили, создается кино.
-радиосвязь и телевидение связало весь земной шар
-в начале 40-х создано ядерное оружие
-развивается ракетостроение, начинается освоение космоса
· Огромные шаги сделаны в области медицины: пенициллин и антибиотики
победили многие болезни. Возросли уровень и жизнь человека.
Этими научно- техническими изменениями характеризуется научно- технический прогресс нашего столетия, подготовивший условия для научно- технической революции, начавшейся в последние десятилетия 20 века.
2) Общество:
- Мировые кризисы и непрекращающиеся войны за передел мира вылились в 2-е мировые войны с применением новейших видов вооружения (химическое, ядерное)
- Внутренние социальные противоречия в отдельных странах привели к ряду революций (Россия, Германия, Китай и др.), что привело к их внешнему выражению: советский социализм противостоял миру капитализма.
- В некоторых странах сформировался наиболее реакционный политический режим - фашизм, приведший человечество ко 2-ой мировой войне, после которой всё человечество разделилось на два лагеря: мир социализма и мир капитализма.
Все эти изменения не могли не найти своего отражения в философских
концепциях. Всё определеннее сказывается потребность в новых неклассических типах философствования.
Позитивизм
Позитивизм - философское направление, основанное на принципе, что
подлинное «положительное» знание может быть получено лишь как
результат отдельных конкретных наук и их синтетического объединения и
что философия как особая наука, претендующая на самостоятельное
исследование реальности, не имеет права на существование.
1-й этап - позитивизм.
Основателем позитивизма был французский философ Огюст Конт (1798 - 1857).
Значительный вклад в развитие позитивизма внесли английские ученые Дж. Миль(1806 - 1873) и Г. Спенсер (1820 - 1903).
Лозунг позитивизма «Наука сама себе философия», как бы продолжая
позицию И. Ньютона: "Физика бойся метафизики (философии)":
-наука ничего не объясняет, она не отвечает на вопрос «почему », а
отвечает на вопрос, «как »;
-она дает позитивный материал, т.е. описывает и регистрирует факты, а не
объясняет их;
-она не нуждается в какой - либо стоящей над ней философией, имеющей дело с «метафизическими» абстракциями
Позитивисты:
-объявили борьбу материализму, идеализму и диалектике;
-заявили, что позитивизм будет иметь всеобъемлющее значение;
- задача положительной философии должна состоять в систематизации
конкретно - научного знания на основе рациональной классификации наук.
Причины возникновения позитивизма:
1. Бурный прогресс естественных наук на рубеже 19 и 20 столетий.
2. Доминирование (преобладание) в области методологии спекулятивных
философских воззрений, не соответствовавших конкретным целям
естествоиспытателей.
Вывод:
Позитивизм широко распространился среди ученых естествознателей, в том числе и в России. (Петр Лавров, Николай Михайловский).
й этап - эмпириокритицизм (махизм).
В конце 19 - начале 20 века австрийский физик и философ Эрнст Мах и
швейцарский философ Рихард Авенариус.
В связи с новыми открытиями в науке, которые поставили под сомнение достижения классических естественных наук, разработали субъективно - идеалистический вариант позитивизма - эмпириокритицизм (дословно критика опыта).
-Критикуя Канта за его доверие данным науки без особых критических размышлений, Мах и Авенариус ставят перед собой задачу очищение не только философии, но и вообще науки от ненаучных измышлений (речь идет о критике всякого опыта);
-Они сводят всю философию только к теории познания;
-В основу своей концепции махисты положили принцип «экономии мышления», из которого вытекало, что наука должна только описывать, а не
объяснять явления. Отсюда махисты обосновали условность всех наших знаний и то что наука не отражает объективную реальность.
3-й этап - неопозитивизм.
Неопозитивиз м существовал и существует как интернациональное философское течение. Зародился он в объединении ученых различных специальностей, в так называемом Венском кружке, функционирующем в 20 - 30-е гг. 20 века в Вене под руководством Мориса Шлика (1882 - 1936).
Неопозитивизм представляют:
-последователи М. Шлика - Р. Карнап, О. Нейрат, Г. Рейхенбах;
-представители Львовско - Варшавской школы А. Тарский, Я. Лукасевич, К.
Айдукевич;
-английский логик, математик, философ Бертран Рассел;
-основатель философии лингвистического анализа австрийский философ Л.
Витгенштейн;
-логика и методология науки К. Поппер;
-течение общей (популярной) семантики А. Кожибский, С. Чейз, С. Хайакова;
-«постпозитивизм» - логика науки Т. Кун, И. Лакатос, П. Фейерабенд.
Основной тезис:
обосновать то, что философия вообще не имеет своего самостоятельного предмета исследования, т.е.:
- Философия - не есть наука о какой- то реальности. Материя, пространство,
время, якобы существующие вне нас - это всё «физические» функции»,
а надо брать мир таким, каким он существует в представлениях и понятиях
ученых. (Причем! Эти понятия рассматриваются не как отражение
объективной реальности, а как системы мыслительных конструкций,
создаваемых умом ученых по определенным логическим законам.)
- Философия понимается функционально, т.е. не как теория или определенное учение, а как аналитическая деятельность по отысканию значений языковых выражений. Если «классический» позитивизм ориентировался на психологию познания, то неопозитивизм в большей степени опирался на логику.
Неопозитивисты пришли к выводу:
1) Предмет философии - система научных дефиниций;
2) Задача философии - их логический анализ, т.е. философия должна
дать методы анализа системы научных фраз и терминов.
-Неопозитивизм исключил из философии всю мировоззренческую
проблематику науки из понимания предмета философии:
ü в 20 веке Кант утверждал, что философия не может быть учением о внешнем мире;
ü махисты сводили предмет философии к проблемам познания;
ü логические позитивисты сузили предмет философии до логики науки, а
затем свели философию к анализу «языка» науки;
ü Карнап - даже к «синтаксису языка науки».