Й этап - эмпириокритицизм (махизм).




Философия Нового и Новейшего времени (часть вторая)

1. Место и роль философии в культуре XX века. Философское исследование личности, творчества и свободы, жизни и смерти. Позитивизм. Неопозитивизм и постпозитивизм.

2. Иррационализм. Философия А. Шопенгауэра и Ф. Ницше. Метод психоанализа З. Фрейда. Экзистенциализм.

3. Западная религиозно-философская мысль XX века - неотомизм.

 

Культура XIX и XX веков и её отражение в Западной философской мысли.

«Всякая философия - духовная квинтэссенция своей эпохи» - К. Маркс.

Образ эпохи схватывается совокупной мыслью (которой и выступает философия) в форме основополагающих принципов и идей.

Философия XX века включает в себя огромное многообразие направлений, течений, школ и концепций. В ней представлены течения, как продолжающие традиции классической философии (неогегельянство, неокантианство, неотомизм) так и совершенно новые течения.

Противоборство и взаимодействие разнообразных философских учений составляет богатое содержание духовной мысли XX века.

Одной из стержневых проблем, вокруг которой происходит развитие

философской мысли в XX веке является отношение к классической философии.

Особенностями классической философии XIX века является:

- вера (культ) в разум,под которым понималась не только мыслительная

деятельность человека, но и внутренняя разумность природы, истории;

- вера в рациональное познание, в науку и прогресс;

- вера в человека и его неограниченные возможности («Знание - сила»);

- убеждение в том, что в человеке всё может быть познано, признаны и познаны

общечеловеческие идеалы и принципы;

А идейные течения (агностицизм, мистицизм, скептицизм) противостоящие

рационализму в целом «не делали погоды».

С середины 19 века в обществе происходят социально- политические изменения, связанные с переходом капитализма в его новую фазу «империализм».

Особенно остро эти изменения происходят в первой половине XX века:

XX век ознаменовался огромным ростом влияния науки и её роли во всех сферах человеческой жизни.

– Специальная и общая теория относительности А. Эйнштейна перевернула ньютоновские представления о пространстве, времени и движении.

– Создана квантовая механика и ядерная физика

– В биологии выяснен механизм наследственности

Усиливается связь науки и техники:

-создаются летательные аппараты, автомобили, создается кино.

-радиосвязь и телевидение связало весь земной шар

-в начале 40-х создано ядерное оружие

-развивается ракетостроение, начинается освоение космоса

· Огромные шаги сделаны в области медицины: пенициллин и антибиотики

победили многие болезни. Возросли уровень и жизнь человека.

Этими научно- техническими изменениями характеризуется научно- технический прогресс нашего столетия, подготовивший условия для научно- технической революции, начавшейся в последние десятилетия 20 века.

2) Общество:

- Мировые кризисы и непрекращающиеся войны за передел мира вылились в 2-е мировые войны с применением новейших видов вооружения (химическое, ядерное)

- Внутренние социальные противоречия в отдельных странах привели к ряду революций (Россия, Германия, Китай и др.), что привело к их внешнему выражению: советский социализм противостоял миру капитализма.

- В некоторых странах сформировался наиболее реакционный политический режим - фашизм, приведший человечество ко 2-ой мировой войне, после которой всё человечество разделилось на два лагеря: мир социализма и мир капитализма.

Все эти изменения не могли не найти своего отражения в философских

концепциях. Всё определеннее сказывается потребность в новых неклассических типах философствования.

Позитивизм

Позитивизм - философское направление, основанное на принципе, что

подлинное «положительное» знание может быть получено лишь как

результат отдельных конкретных наук и их синтетического объединения и

что философия как особая наука, претендующая на самостоятельное

исследование реальности, не имеет права на существование.

1-й этап - позитивизм.

Основателем позитивизма был французский философ Огюст Конт (1798 - 1857).

Значительный вклад в развитие позитивизма внесли английские ученые Дж. Миль(1806 - 1873) и Г. Спенсер (1820 - 1903).

Лозунг позитивизма «Наука сама себе философия», как бы продолжая

позицию И. Ньютона: "Физика бойся метафизики (философии)":

-наука ничего не объясняет, она не отвечает на вопрос «почему », а

отвечает на вопрос, «как »;

-она дает позитивный материал, т.е. описывает и регистрирует факты, а не

объясняет их;

-она не нуждается в какой - либо стоящей над ней философией, имеющей дело с «метафизическими» абстракциями

Позитивисты:

-объявили борьбу материализму, идеализму и диалектике;

-заявили, что позитивизм будет иметь всеобъемлющее значение;

- задача положительной философии должна состоять в систематизации

конкретно - научного знания на основе рациональной классификации наук.

Причины возникновения позитивизма:

1. Бурный прогресс естественных наук на рубеже 19 и 20 столетий.

2. Доминирование (преобладание) в области методологии спекулятивных

философских воззрений, не соответствовавших конкретным целям

естествоиспытателей.

Вывод:

Позитивизм широко распространился среди ученых естествознателей, в том числе и в России. (Петр Лавров, Николай Михайловский).

й этап - эмпириокритицизм (махизм).

В конце 19 - начале 20 века австрийский физик и философ Эрнст Мах и

швейцарский философ Рихард Авенариус.

В связи с новыми открытиями в науке, которые поставили под сомнение достижения классических естественных наук, разработали субъективно - идеалистический вариант позитивизма - эмпириокритицизм (дословно критика опыта).

-Критикуя Канта за его доверие данным науки без особых критических размышлений, Мах и Авенариус ставят перед собой задачу очищение не только философии, но и вообще науки от ненаучных измышлений (речь идет о критике всякого опыта);

-Они сводят всю философию только к теории познания;

-В основу своей концепции махисты положили принцип «экономии мышления», из которого вытекало, что наука должна только описывать, а не

объяснять явления. Отсюда махисты обосновали условность всех наших знаний и то что наука не отражает объективную реальность.

3-й этап - неопозитивизм.

Неопозитивиз м существовал и существует как интернациональное философское течение. Зародился он в объединении ученых различных специальностей, в так называемом Венском кружке, функционирующем в 20 - 30-е гг. 20 века в Вене под руководством Мориса Шлика (1882 - 1936).

Неопозитивизм представляют:

-последователи М. Шлика - Р. Карнап, О. Нейрат, Г. Рейхенбах;

-представители Львовско - Варшавской школы А. Тарский, Я. Лукасевич, К.

Айдукевич;

-английский логик, математик, философ Бертран Рассел;

-основатель философии лингвистического анализа австрийский философ Л.

Витгенштейн;

-логика и методология науки К. Поппер;

-течение общей (популярной) семантики А. Кожибский, С. Чейз, С. Хайакова;

-«постпозитивизм» - логика науки Т. Кун, И. Лакатос, П. Фейерабенд.

Основной тезис:

обосновать то, что философия вообще не имеет своего самостоятельного предмета исследования, т.е.:

- Философия - не есть наука о какой- то реальности. Материя, пространство,

время, якобы существующие вне нас - это всё «физические» функции»,

а надо брать мир таким, каким он существует в представлениях и понятиях

ученых. (Причем! Эти понятия рассматриваются не как отражение

объективной реальности, а как системы мыслительных конструкций,

создаваемых умом ученых по определенным логическим законам.)

- Философия понимается функционально, т.е. не как теория или определенное учение, а как аналитическая деятельность по отысканию значений языковых выражений. Если «классический» позитивизм ориентировался на психологию познания, то неопозитивизм в большей степени опирался на логику.

 

Неопозитивисты пришли к выводу:

1) Предмет философии - система научных дефиниций;

2) Задача философии - их логический анализ, т.е. философия должна

дать методы анализа системы научных фраз и терминов.

-Неопозитивизм исключил из философии всю мировоззренческую

проблематику науки из понимания предмета философии:

ü в 20 веке Кант утверждал, что философия не может быть учением о внешнем мире;

ü махисты сводили предмет философии к проблемам познания;

ü логические позитивисты сузили предмет философии до логики науки, а

затем свели философию к анализу «языка» науки;

ü Карнап - даже к «синтаксису языка науки».



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-10-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: