Затруднения, которые испытывает педагог, работая




Технология развития критического мышления

 

По мнению российских педагогов, характерными особенностями критического мышления являются оценочность, открытость новым идеям, собственное мнение и рефлексия собственных суждений.

Базовая модель технологии вписывается в урок и состоит из трёх этапов (стадий): стадии вызова, стадии осмысления и стадии рефлексии.

 

Стадии Методические приемы Деятельность учителя Деятельность учащихся
I стадия Вызов (пробуждение имеющихся знаний интереса к получению новой информации) · Парная мозговая атака. · Групповая мозговая атака. Ключевые термины. · Свободное письменное задание. · Таблица «З-Х-У». · Плюс-минус-вопрос. · Верные и неверные утверждения · Корзина идей · Кластер · Ключевые термины · выступает в качестве проводника, заставляя учащихся размышлять · внимательно выслушивает их ответы · актуализирует и обобщает имеющиеся знания по данной теме или проблеме · задает вопросы, на которые хотел бы получить ответ
II стадия Осмысление содержания (получение новой информации)   · Инсерт-система маркировки текста. · «Знаю - хочу узнать - узнал» - маркировочная таблица. · Чтение с остановками. · Бортовые журналы. · Таблица «Кто? Что? Когда? Где? Почему?» · Таблица «тонких» и «толстых» вопросов. · «Дерево предсказаний». · «Шесть шляп мышления». · Приём «Кубик» · «Двухчастный и трехчастный дневник» · поддерживает у обучающихся активность · выступает в роли консультанта · получает новую информацию · осмысливает ее · соотносит с уже имеющимися знаниями
III стадия Рефлексия (осмысление, рождение нового знания) · Синквейн · Эссе · Дискуссия · Круглый стол · «РАФТ»   · возвращает учащихся к первоначальным записям – предположениям · вносит изменения, дополнения · даёт творческие, исследовательские или практические задания на основе изученной информации · соотносит «новую» информацию со «старой» · обобщает полученную информацию  

 

Стадия вызова

Во время работы на этой стадии принимаются все версии. Дети включены в активный поиск. Ребенок ставит перед собой вопрос «что я знаю по данной проблеме?, формируется представление, чего он не знает и хочет узнать. При обсуждении идеи не критикуются, но разногласия фиксируются.

Мозговая атака.

На первом этапе учащимся предлагается подумать и записать все, что они знают или думают по данной теме; на втором – учащееся в парах обмениваются информацией. Парная мозговая атака очень помогает учащимся, для которых сложно высказать свое мнение перед большой аудиторией. Обменявшись мнением с товарищем, такой ученик легче выходит на контакт со всей группой. Кроме того, работа в парах позволяет высказаться гораздо большему числу учащихся.

«Плюс – минус - вопрос».

Данный приём нацелен на актуализацию эмоциональных отношений в связи с текстом. При чтении текста предлагается фиксировать в соответствующих главах таблицы информацию: В графу «П» заносится информация, которая, с точки зрения ученика, носит позитивный характер, в графу «М» - негативный, наиболее интересные и спорные факты заносятся в графу «И». Возможна модификация этой таблицы, когда графа «И» заменяется графой «?» («Есть вопросы»).

При использовании данного приёма информация не только более активно воспринимается (прослушивается, записывается), систематизируется, но и оценивается. Подобная форма организации материала позволяет провести обсуждение, дискуссию по спорным вопросам.

«Верные и неверные утверждения» или «верите ли вы»

Учащиеся выбирают «верные утверждения» из предложенных учителем, обосновывая свой ответ. После знакомства с основной информацией (текст параграфа, лекция по данной теме) нужно вернуться к данным утверждениям и попросить учащихся оценить их достоверность, используя полученную на уроке информацию.

«Корзина» идей.

Это прием организации индивидуальной и групповой работы учащихся на начальной стадии урока, когда идет актуализация имеющегося у них опыта и знаний. Он позволяет выяснить все, что знают или думают ученики по обсуждаемой теме урока. На доске можно нарисовать значок корзины, в которой условно будет собрано все то, что все ученики вместе знают об изучаемой теме.

Кластер.

Это способ графической организации материала, позволяющий сделать наглядными те мыслительные процессы, которые происходят при погружении в ту или иную тему Последовательность действий проста и логична:

1. Посередине чистого листа (классной доски) написать ключевое слово или предложение, которое является «сердцем» идеи, темы.

2. Вокруг «накидать» слова или предложения, выражающие идеи, факты, образы, подходящие для данной темы. (Модель «планеты и ее спутники»)

3. По мере записи, появившиеся слова соединяются прямыми линиями с ключевым понятием. У каждого из «спутников» в свою очередь тоже появляются «спутники», устанавливаются новые логические связи.

В работе над кластерами необходимо соблюдать следующие правила:

1. Не бояться записывать все, что приходит на ум. Дать волю воображению и интуиции.

2. Продолжать работу, пока не кончится время или идеи не иссякнут.

3. Постараться построить как можно больше связей. Не следовать по заранее определенному плану.

Система кластеров позволяет охватить избыточный объем информации. В дальнейшей работе, анализируя получившийся кластер как «поле идей», следует конкретизировать направления развития темы.

Ключевые термины.

Обучающиеся, используя ключевые слова, записанные на доске, прослушав материал, должны распределить их в определённой последовательности, а затем на этапе осмысления найти подтверждения своим предложениям, прочитав параграф учебника.

Стадия осмысления

На этапе осмысления ученик получает опыт работы с текстом как активный и думающий читатель.

Инсерт – это маркировка текста значками по мере его чтения:

٧ уже знал

+ новое

- думал иначе

? не понял, есть вопросы

٧ + ­– ?
Поставьте на полях знак, если то, что вы читаете соответствует тому, что вы знаете Поставьте на полях знак, если то, что вы читаете, является для вас новым. Поставьте на полях знак, если то, что вы читаете, противоречит тому, что вы знали или думали, что знаете. Поставьте на полях знак, если то, что вы читаете непонятно, или вы хотели бы получить более подробные сведения по данному вопросу.

Бортовые журналы – обобщающее название различных приемов обучающего письма, согласно которым, учащиеся во время изучения темы записывают свои мысли. В простейшем варианте учащиеся записывают в бортовой журнал ответы на следующие вопросы:

1. Что я знаю по данной теме?

2. Что я узнал нового из текста по данной теме?

Левая колонка бортового журнала заполняется на стадии вызова. При чтении, во время пауз и остановок, учащиеся заполняют правую.

Таблица «тонких» и «толстых» вопросов.

Прием служит для активной фиксации вопросов по ходу чтения, слушания; при рефлексии – для демонстрации понимания пройденного.

Таблица «тонких» и «толстых» вопросов выглядит так: в левой части - простые «тонкие» вопросы, в правой части – вопросы, требующие более сложного развёрнутого ответа.

Целесообразно на уроке использовать таблицу.

Тонкие вопросы Толстые вопросы
· кто... что... когда... · может... будет... мог ли... · как звали... было ли... · согласны ли вы... верно ли... · дайте объяснение, почему... · почему вы думаете... почему вы считаете... · в чем разница... что, если... · предположите, что будет, если...

Работа по вопросам ведется в несколько этапов.

1 этап – учащиеся учатся по таблице задавать вопросы, записывая в таблице продолжение каждого вопроса. Сначала ребята сами придумывают "тонкие" вопросы, потом "толстые".

2 этап – учащиеся учатся записывать уже вопросы по тексту: сначала "тонкие", а потом "толстые".

3 этап – при работе с текстом дети к каждой части записывают в каждую колонку таблицы по одному вопросу, которые после чтения задают своим товарищам. Для того чтобы дети успевали записывать вопросы, необходимо при чтении учителю останавливаться.

Таблица «З-Х-У» («Знаю – Хочу знать – Узнал»)

1 шаг: До знакомства с текстом учащиеся самостоятельно или в группе заполняют первый и второй столбики «Знаю», «Хочу узнать».

2 шаг: По ходу знакомства с текстом или же в процессе обсуждения прочитанного, учащиеся заполняют графу «Узнали».

3 шаг: Подведение итогов, сопоставление содержания граф.

Дополнительно можно предложить детям еще 2 графы – «источники информации», «что осталось не раскрыто».

Знаю Хочу знать Узнал
     

«Чтение с остановками»

Прием работает как при самостоятельном чтении, так и при восприятии текста на слух. Работа при этом организуется следующим образом.

На первом этапе актуализируются имеющиеся у учащихся знания, связанные с текстом, его автором; вызывается, стимулируется интерес к получению новой информации; новый текст конструируется по названию, опорным словам, прогнозируются его содержание, проблематика.

На этапе осмысления текст, предварительно разбитый на части, читается. После чтения каждой из частей происходит обсуждение, завершающееся обязательным вопросом - прогнозом: «Что, по-вашему, будет дальше и почему?»

На стадии рефлексии текст рассматривается как единое целое. Учащиеся возвращаются к первоначальным предположениям, прогнозам, соотносят их с итоговыми выводами. После интерпретации прочитанного организуется творческая переработка полученной информации.

Материал, на котором технология реализуется, – художественный текст.

 

«Дерево предсказаний»

Этот прием помогает строить предположения по поводу развития сюжетной линии в рассказе, повести. Правила работы с данным приемом таковы: ствол дерева - тема, ветви - предположения, которые ведутся по двум основным направлениям - "возможно" и "вероятно" (количество "ветвей" не ограничено), и, наконец, "листья" - обоснование этих предположений, аргументы в пользу того или иного мнения.

При использовании этого приёма необходимо помнить следующее:

· не стоит использовать приём на уроке больше одного раза

· все версии должны быть аргументированы

· после чтения дети обязательно должны вернуться к своим предположениям и посмотреть, какие предположения были верны, а какие нет и почему.

«Шесть шляп мышления » – это шесть способов мышления.

Белая шляпа: Обсуждаются, уточняются и конкретизируются факты.

Желтая шляпа: Позитивная оценка события, явления, факта, поиск доказательств, аргументов.

Черная шляпа: Критическое отношение к событию, явлению. Необходимо высказать сомнение в целесообразности, найти аргументы против.

Красная шляпа: Эмоциональное восприятие увиденного, услышанного, без обоснования причин сомнений.

Зеленая шляпа: Фокусировка на творчестве, альтернативах, новых возможностях и идеях.

Синяя шляпа: Чего мы достигли? Что нужно сделать дальше?

 

Прием "Кубик"

Этот приём:

– позволяет ученикам реализовать различные фокусы рассмотрения проблемы, темы, задания;

– создает на уроке целостное (многогранное) представление об изучаемом материале;

– создает условия для конструктивной интерпретации полученной информации.

Из плотной бумаги склеивается кубик. На каждой стороне пишется одно из следующих заданий:

1. Опиши это... (Опиши цвет, форму, размеры или другие характеристики)

2. Сравни это... (На что это похоже? Чем отличается?)

3. Проассоциируй это... (Что это напоминает?)

4. Проанализируй это... (Как это сделано? Из чего состоит?)

5. Примени это... (Что с этим можно делать? Как это применяется?)

6. Приведи "за" и "против" (Поддержи или опровергни это)

Ученики делятся на группы. Учитель бросает кубик над каждым столом и таким образом определяется, в каком ракурсе будет группа осмыслять ту или иную тему занятия. Учащиеся могут писать письменные эссе на свою тему, могут выступить с групповым сообщением.

 

«Двухчастный дневник»

Этот прием дает возможность читателю увязать содержание текста со своим личным опытом. Двойные дневники могут использоваться при чтении текста на уроке, но особенно продуктивна работа с этим приемом, когда учащиеся получают задание прочитать текст большого объема дома. В левой части дневника учащиеся записывают те моменты из текста, которые произвели на них наибольшее впечатление, вызвали какие-то воспоминания, ассоциации с эпизодами из их собственной жизни, озадачили их, вызвали протест или, наоборот, восторг, удивление, такие цитаты, на которых они "споткнулись". Справа они должны дать комментарий: что заставило записать именно эту цитату. На стадии рефлексии учащиеся возвращаются к работе с двойными дневниками, с их помощью текст последовательно разбирается, учащиеся делятся замечаниями, которые они сделали к каждой странице. Учитель знакомит учащихся с собственными комментариями, если хочет привлечь внимание учащихся к тем эпизодам в тексте, которые не прозвучали в ходе обсуждения.

Цитата Комментарии
   

«Трехчастный дневник»

Здесь учащиеся сами отвечают на свои вопросы по прошествии некоторого времени. Содержание граф "дневников" может быть изменено.

Цитата Комментарии. Почему эта цитата привлекла ваше внимание? (вопросы) Комментарии по прошествии некоторого времени (ответы)
     
     
     
     
     

 

Стадия рефлексии

На стадии рефлексии «работают» все выше перечисленные приёмы. Таблицы, схемы становятся основой для дальнейшей работы: обмена мнениями, эссе, исследований, дискуссий и т.д

«Синквейн» происходит от французского слова «cing» – пять. Это короткое литературное произведение, характеризующее предмет (тему), которое пишется по определённым правилам.

1 строчка – одно слово – название, тема (обычно существительное);

2 строчка – два слова (прилагательные или причастия) - описание темы (слова можно соединять союзами и предлогами);

3 строчка – три слова (глаголы): действия, относящиеся к теме;

4 строчка – четыре слова – фраза, которая показывает отношение автора к теме в 1-ой строчке;

5 строчка – одно слово – ассоциация, синоним, который повторяет суть темы в 1-ой строчке, обычно существительное.

 

«Эссе»

Смысл этого приема можно выразить следующими словами: «Я пишу для того, чтобы понять, что я думаю». Это свободное письмо на заданную тему, в котором ценится самостоятельность, проявление индивидуальности, оригинальность решения проблемы, аргументация. Обычно эссе пишется прямо в классе после обсуждения проблемы и по времени занимает не более 5 минут.

Дискуссия.

Дискуссия может использоваться как на этапе вызова, так и на этапе рефлексии. Класс делится на две группы, даётся задание для обсуждения в группах.

В итоге каждая группа должна создать памятку и защитить её.

«РАФТ» (в переводе raft – «плот»)

Р(оль) А(удитория) Ф(орма) Т(ема).(описание, повествование или рассуждение от имени выбранного персонажа)

Идея состоит в том, что пишущий выбирает для себя некую роль, т.е. пишет текст не от своего лица. Для робких, неуверенных в себе учащихся это спасение, поскольку такой ход снимает страх перед самостоятельным высказыванием. Затем необходимо решить, для кого предназначен текст, который предстоит написать (для родителей, учеников и т.д.). Вышеперечисленные параметры во многом продиктуют и формат создаваемого текста (письмо, сочинение и т.д.). И, наконец, выбирается тема. На самом деле все это может происходить в обратном порядке или одновременно. Выбор может происходить индивидуально, но на первых порах лучше поработать в парах, а затем вынести предложенные варианты на обсуждение всего класса.

Преимущества ТРКМ

Педагоги, работающие с детьми в рамках критического мышления, отмечают следующие преимущества данной технологии:

· работа в паре и в малой группе удваивает, утраивает интеллектуальный потенциал участников;

· совместная работа способствует лучшему пониманию трудного, информационно насыщенного текста;

· есть возможность повторения материала;

· вырабатывается уважение к собственным мыслям и опыту;

· появляется большая глубина понимания, возникает новая, еще более интересная мысль;

· обостряется любознательность, наблюдательность;

· дети становятся более восприимчивы к опыту других детей: ученики учатся слушать друг друга, несут ответственность за совместный способ познания;

· письменная речь развивает в детях навыки чтения и наоборот;

· в ходе обсуждения обнаруживается несколько трактовок одного и того же содержания, а это еще раз работает на понимание;

· развивает активное слушание;

· исчезает страх перед белым листом и перед аудиторией;

· предоставляется случай заблистать в глазах одноклассников и учителей, повысить самооценку.

Затруднения, которые испытывает педагог, работая

В данной технологии.

· Реализовать полностью урок в данной технологии в рамках классно-урочной системы очень сложно (как и другой любой). Лучше уроки сдваивать, если есть такая возможность.

· Не все дети способны работать с большим объёмом информации. Техника чтения не у всех одинакова, не все синхронно могут работать.

· Технология не всегда эффективна в слабых классах (как и любая другая, развивающая).

· С технологией нужно подробно ознакомиться, пройти необходимые курсы, посетить семинары, уроки коллег. Это является одним из условий.

· Неправильное понимание стратегий и методов.

· В технологии огромное количество приёмов – затруднение в выборе.

· Сложность в подборе материала (из разных источников).

· Маленькая наполняемость детей в классах может тормозить внедрение технологии КМ.

· Большие моральные, временные и материальные затраты.

 

Органичное включение работы по технологии развития критического мышления в систему школьного образования даёт возможность личностного роста, ведь такая работа обращена, прежде всего, к ребёнку, к его индивидуальности.

 

Кластер

Тема «Имя существительное»

 

член предложения: подлежащее, дополнение, сказуемое

 


изменяется по падежам одушевлённые и неодушевлённые

изменяется по числам собственные и нарицательные

 

Существительное

 

часть речи изменяется по родам

 

 

отвечает на вопросы Кто? Что? обозначает предмет, явление, признак

 

«Верные – неверные утверждения»

Тема «Местоимение».

1. Здесь написаны только местоимения: она, к нему, один, я, они, со мной.

2. В предложении местоимения бывают только подлежащим.

3. В предложении местоимения бывают второстепенным членом или подлежащим

4. Местоимения могут быть 1, 2 или 3 лица.

5. Местоимения изменяются по падежам и числам.

6. В предложении «Долго у моря ждал он ответа, не дождался, к старухе вернулся» местоимение является второстепенным членом.

 

Синквейн

1.Лиса 2.Хитрая, рыжая 3.Охотится, линяет, ворует 4. Лиса- животное, которое живёт в лесу. 5.Хищник. 1. Вода 2. Прозрачная, безвкусная 3. Замерзает, испаряется, растворяет 4. Без воды нет жизни на земле. 5. Источник жизни.

 

«Толстые и тонкие вопросы»

Тема Н.Носов «Огурцы»

Тонкие вопросы Толстые вопросы
· Кто главный герой рассказа? · Что произошло с мальчиком? · Когда происходит действие рассказа?   · Дайте объяснение, почему мама отправила мальчика обратно? · Почему вы думаете, что мальчик совершил плохой поступок? · Предположите, что будет, если мальчик не вернёт огурцы.

 

Таблица «З-Х-У» («Знаю – Хочу знать – Узнал»)

Знаю Хочу знать Узнал
Расположение на карте Основные деревья – хвойные, болотистая местность Животные Растения Климат Почвы Население Заполняется в течение урока

Окружающий мир. Тема: «Тайга».

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: