Закрепление изученного материала




1. Ответить на вопросы, предложенные в учебнике на с. 32.

2. Зарисовать в тетрадь изображения лишайников на с. 33 и дать названия как частям лишайника, так и типам его слоевищ.

3. Начать заполнение таблицы «Характеристика разных форм слоевищ лишайников» (материалы с. 28–33 учебника).

 

Домашнее задание

1. Завершить заполнение таблицы, начатой на уроке.

2. Записать в тетради ответ на вопрос в рубрике «Подумайте!» на с. 33 – в чем проявляется симбиоз гриба и водоросли?

3. Вырастить дома к следующему уроку плесневый гриб – мукор. (Кусочек хлеба поместить во влажный полиэтиленовый пакет и оставить на несколько дней в теплом месте.)

 

УРОК 7 (3)

ТЕМА: «Строение грибов и лишайников». Лабораторная работа

 

ЦЕЛИ УРОКА:

1. Используя рекомендации и методические указания рабочей тетради к учебнику В.Б. Захарова, Н.И. Сонина «Биология. Многообразие живых организмов», провести лабораторные работы «Строение плесневого гриба мукора», «Строение дрожжей», «Строение плодового тела шляпочного гриба».

2. Рассмотреть строение лишайников на препаратах или рисунках и выполнить предложенные задания в рабочей тетради.

ТИП УРОКА: закрепление знаний.

ОБОРУДОВАНИЕ: таблицы, рисунки, рабочие тетради с лабораторными заданиями, натурные объекты (плесень мукора, дрожжи), наборы разных видов лишайников (или их рисунков).

ПЛАН УРОКА:

 

 

ХОД УРОКА

 

Организационный момент

НА ДОСКЕ:

Число, месяц.

Тема: «Строение грибов и лишайников». Лабораторная работа.

 

Лабораторная работа

Ход лабораторной работы:

1. Рассмотреть под микроскопом плесневый гриб мукор.

2. Зарисовать строение спорангия и спор.

3. Рассмотреть строение хлебных дрожжей под микроскопом.

4. Зарисовать строение дрожжевой клетки.

5. Рассмотреть строение шляпочного гриба.

6. Зарисовать части гриба.

7. Рассмотреть под лупой строение спорангиев.

8. Сделать выводы по работе (в чем сходство и различие рассмотренных грибов).

9. Рассмотреть имеющиеся препараты или рисунки разных типов лишайников.

10. Зарисовать строение лишайника и обозначить названия его частей.

11. Сделать вывод по работе (какие функции в организме лишайника выполняет водоросль, а какие – гриб).

1. Клетки дрожжей овальные или яйцевидные длиной 8—20 мкм, шириной 2–7 мкм. Большинство образуют ограниченные бесцветные, желтые и красные колонии. Размножаются, как правило, почкованием. Половой процесс у дрожжей заключается в том, что обычно две клетки сближаются и копулируют, при этом сливается их содержимое и затем развивается сумка, в которой формируются аскоспоры.

2. Мукор, или белая головчатая плесень, образует мицелий, состоящий из сильно разросшейся клетки, похожей на паутину. Из мицелия на тонких нитях поднимаются спорангии, похожие на мельчайшие вздутия, которые от нитей отделяются перегородками. Внутри спорангиев находится множество спор.

3. Плодовые тела грибов образованы сплетением гиф мицелия и обычно составляют видимую часть гриба. Споры (или базидиоспоры) развиваются или на поверхности плодового тела, например, на пластинках – у сыроежек, рыжиков; внутри трубочек – у боровиков, или внутри плодового тела, например, у дождевиков.

 

Домашнее задание

Повторить материал уроков по темам: грибы и лишайники. Подготовить сообщения «Особенности строения грибов», «Особенности строения лишайников».

 

УРОК 8 (4)

ИТОГОВЫЙ УРОК ПО ТЕМЕ: «Царство Грибов»

 

ЦЕЛИ УРОКА:

обобщить и закрепить знания, полученные учащимися при изучении царства Грибов.

ТИП УРОКА: закрепление знаний.

ОБОРУДОВАНИЕ: таблицы, рисунки, образцы грибов и лишайников.

ХОД УРОКА:

Организационный момент

НА ДОСКЕ:

Число, месяц.

Тема: «Царство Грибов».

Проверочная работа

1. Два кратких (по 7–8 мин.) сообщения учащихся: «Особенности строения грибов» и «Особенности строения лишайников».

2. После сообщений учеников класс выполняет тестовые задания по проверке знания раздела «Царство Грибов». Правильные ответы выделены курсивом.

1. Грибы схожи с растениями, так как:

А. Способны к фотосинтезу

Б. Способны неограниченно расти

В. Потребляют готовое органическое вещество

Г. Содержат целлюлозу

2. Грибы схожи с животными, так как:

А. Неподвижны

Б. Поглощают пищу путем всасывания

В. Являются гетеротрофами

Г. Содержат хитин

3. К трубчатым грибам относится:

А. Волнушка

Б. Опенок

В. Рыжик

Г. Подосиновик

4. К пластинчатым грибам относится:

А. Белый

Б. Сыроежка

В. Масленок

Г. Подберезовик

5. Какой из перечисленных грибов является несъедобным?

А. Трутовик

Б. Строчек

В. Сморчок

Г. Вешенка

6. Вегетативное тело гриба образует:

А. Микоризу

Б. Шляпку

В. Мицелий

Г. Ножку

7. Симбиоз грибницы и корней растений называется:

А. Микориза

Б. Мицелий

В. Плодовое тело

Г. Грибница

8. Фитофтора относится к классу:

А. Несовершенные грибы

Б. Оомицеты

В. Базидиомицеты

Г. Сумчатые грибы

9. Таллом у лишайников это:

А. Корни

Б. Листья

В. Тело

Г. Стебли

10. Наиболее чувствительны к загрязнению окружающей среды формы лишайников:

А. Накипные

Б. Корковые

В. Листоватые

Г. Кустистые

Если учащиеся быстро справились с тестами, можно за дополнительные баллы предложить выполнить творческие работы:

1. Составить цепи питания, в которых участвуют лишайники и грибы.

2. Описать, как используют лишайники в парфюмерии, медицине, пищевой промышленности.

 

 

УРОК 9 (1)



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: