Приложение 1
Занятие с элементами тренинга для подростков
По теме: «Проблемы межличностного взаимодействия»
Цель:
- Отрабатывать навыки понимания окружающих людей, их душевного мира.
- Способствовать формированию стиля доверительного общения и умения постоянной рефлексии.
- Способствовать дальнейшему сплочению группы и углублению процессов самораскрытия.
Ритуал приветствия.
Участники сидят по кругу. Ведущий передает мяч сидящему слева со словами:
- Я уверен, у тебя все получится!
Сидящий слева должен поблагодарить и сказать ту же фразу следующему игроку, глядя ему в глаза. Игра продолжается пока мяч не побывает у всех участников.
Разминка
Упражнение «Пожелай!».
Цель: Развитие коммуникативных навыков.
Участники садятся по кругу. У руководителя в руках мяч.
- Начнем нашу работу с высказывания друг другу пожелания на сегодняшний день. Оно должно быть коротким, желательно в одно слово. Вы бросаете мяч тому, кому хотите пожелать, и одновременно говорите пожелание. Тот, кому бросили мячик, в свою очередь, бросает его следующему, высказывая ему пожелание на сегодняшний день. Будем внимательно следить за тем, чтобы мяч побывал у всех, и постараемся никого не пропустить.
Рефлексия
- Как вы себя чувствуете?
- Расскажите, что вы чувствовали, когда к вам обращались с пожеланиями на день?
(Иногда может возникать дискомфорт в случае, когда обращение к человеку не способствует его потребностям и интересам).
Основная часть.
Упражнение «Ищу друга».
- Любой человек, пожалуй, мечтает о том, чтобы иметь настоящего друга. Кому-то из вас, наверное, уже повезло, и такой друг у вас есть. У кого-то множество знакомых и приятелей, но трудно выбрать из них человека, которого можно было бы назвать другом. А кто-то, возможно в силу застенчивости или замкнутости чувствует себя одиноким и с горечью признается себе, что друзей у него нет. Но в любом случае настоящий друг никому не помешает.
Закончите фразу:
«Мой будущий друг – … (какими качествами характера обладает)
«Чтобы стать хорошим другом, я должен научиться…
Психологический комментарий
При выполнении упражнения участники передают по кругу мяч, таким образом, каждый имеет право голоса. Упражнение заставляет задуматься о том, что для дружеских взаимоотношений необходимо не только желание брать, но и умение давать. Упражнение дает возможность подвести участников группы к рефлексии собственных качеств, мотивирует желание самоизменений.
Рефлексия
- Изменились ли ваши взгляды на взаимоотношения людей? Как?
Основная часть.
«Мозговой штурм».
- Среди множества качеств, характеризующих человека во всех его проявлениях, есть такие, которые относят к качествам, крайне необходимым и важным для эффективного общения людей. На первом этапе вам необходимо составить список из пяти качеств, наиболее важных на ваш взгляд для общения, работая индивидуально (5 – 10минут).
Теперь объединитесь в пары с сидящим слева от вас. Посовещавшись с партнером, составьте один общий список качеств.
На следующем этапе необходимо выполнить аналогичную работу, объединившись в группы по 4 человека, затем по 6 человек и т.д., пока не получится две команды.
На заключительном этапе команда должна выбрать представителя, который постарается отстоять мнение своей команды. В ходе дискуссии необходимо прийти к единому мнению группы.
Рефлексия
- Какие трудности встретились вам в процессе работы? Почему они возникли?
- О чем вы задумывались, выполняя задание?
- Какие выводы вы сделали для себя, чему научились?
Психологический комментарий
В ходе упражнения необходимо обсуждать различные точки зрения, не отвергая ни одну из них. Упражнение дает возможность увидеть, как одно и то же явление может восприниматься по-разному. В итоге получается обобщенный список, который можно рассматривать в качестве результата «мозгового штурма», т.е. своеобразного ориентира на будущее.
Развлекалка.
Психологический комментарий.
Развлекалки вносят разнообразие в работу группы, позволяют отдохнуть от интенсивной нагрузки занятий и доставляют удовольствие. Они вызывают смех, способствуют сплочению группы, что иногда трудно сделать с помощью обычного общения.
Игра «Перестройка».
Участники должны встать и построиться по росту: на увеличение, на уменьшение.
Игра «Слепая геометрия».
Команда с закрытыми глазами встает в круг, квадрат и т.д.
Упражнение «Фотограф и фотоаппарат».
Ведущий просит участников разбиться на пары и условиться, кто из них будет партнером А, а кто – Б. Партнер А становится «фотографом», а Б – «фотоаппаратом». Задача А провести Б с закрытыми глазами по комнате и сделать 3 интересных «снимка». Для этого А должен подвести свой «фотоаппарат» к тому месту, которое он хотел бы сфотографировать, остановиться и легко нажать на плечо Б. Почувствовав это, Б должен на секунду открыть глаза и как бы «сфотографировать» то, что увидит. Когда 3 кадра сделаны, Б открывает глаза и «проявляет пленку»: показывает и рассказывает А, где были сделаны «фотографии» и что «попало в кадр». После этого партнеры меняются местами. С партнером, играющим роль «фотоаппарата», можно разговаривать, но сам он не говорит.
Рефлексия
- Что для вас было сложнее роль партнера А или Б? Почему?
Общая рефлексия.
- Какие трудности иногда испытывают люди в процессе общения? (заниженная самооценка, социальная тревожность, неуверенность, коммуникативная малограмотность, недоверие к людям, боязнь эмоциональной близости, и т.д.)
- Какие навыки понимания окружающих людей, их душевного мира, вы приобрели сегодня?
- Какие навыки и умения вы хотели бы приобрести на следующих занятиях?
Ритуал прощания.
Участники стоят в кругу.
- Постарайтесь вспомнить все негативное, что произошло за последнее время, мысленно сложите все это на свою правую ладонь. Теперь сложите ладони друг на друга в центре круга, и по моему сигналу мы все «выбросим». (Участники одновременно взмахивают руками, имитируя бросок).
Приложение 2