Упражнение «Фотограф и фотоаппарат».




Приложение 1

Занятие с элементами тренинга для подростков

По теме: «Проблемы межличностного взаимодействия»

Цель:

  1. Отрабатывать навыки понимания окружающих людей, их душевного мира.
  2. Способствовать формированию стиля доверительного общения и умения постоянной рефлексии.
  3. Способствовать дальнейшему сплочению группы и углублению процессов самораскрытия.

Ритуал приветствия.

Участники сидят по кругу. Ведущий передает мяч сидящему слева со словами:

- Я уверен, у тебя все получится!

Сидящий слева должен поблагодарить и сказать ту же фразу следующему игроку, глядя ему в глаза. Игра продолжается пока мяч не побывает у всех участников.

Разминка

Упражнение «Пожелай!».

Цель: Развитие коммуникативных навыков.

Участники садятся по кругу. У руководителя в руках мяч.

- Начнем нашу работу с высказывания друг другу пожелания на сегодняшний день. Оно должно быть коротким, желательно в одно слово. Вы бросаете мяч тому, кому хотите пожелать, и одновременно говорите пожелание. Тот, кому бросили мячик, в свою очередь, бросает его следующему, высказывая ему пожелание на сегодняшний день. Будем внимательно следить за тем, чтобы мяч побывал у всех, и постараемся никого не пропустить.

Рефлексия

- Как вы себя чувствуете?

- Расскажите, что вы чувствовали, когда к вам обращались с пожеланиями на день?

(Иногда может возникать дискомфорт в случае, когда обращение к человеку не способствует его потребностям и интересам).

Основная часть.

Упражнение «Ищу друга».

- Любой человек, пожалуй, мечтает о том, чтобы иметь настоящего друга. Кому-то из вас, наверное, уже повезло, и такой друг у вас есть. У кого-то множество знакомых и приятелей, но трудно выбрать из них человека, которого можно было бы назвать другом. А кто-то, возможно в силу застенчивости или замкнутости чувствует себя одиноким и с горечью признается себе, что друзей у него нет. Но в любом случае настоящий друг никому не помешает.

Закончите фразу:

«Мой будущий друг – … (какими качествами характера обладает)

«Чтобы стать хорошим другом, я должен научиться…

Психологический комментарий

При выполнении упражнения участники передают по кругу мяч, таким образом, каждый имеет право голоса. Упражнение заставляет задуматься о том, что для дружеских взаимоотношений необходимо не только желание брать, но и умение давать. Упражнение дает возможность подвести участников группы к рефлексии собственных качеств, мотивирует желание самоизменений.

Рефлексия

- Изменились ли ваши взгляды на взаимоотношения людей? Как?

Основная часть.

«Мозговой штурм».

- Среди множества качеств, характеризующих человека во всех его проявлениях, есть такие, которые относят к качествам, крайне необходимым и важным для эффективного общения людей. На первом этапе вам необходимо составить список из пяти качеств, наиболее важных на ваш взгляд для общения, работая индивидуально (5 – 10минут).

Теперь объединитесь в пары с сидящим слева от вас. Посовещавшись с партнером, составьте один общий список качеств.

На следующем этапе необходимо выполнить аналогичную работу, объединившись в группы по 4 человека, затем по 6 человек и т.д., пока не получится две команды.

На заключительном этапе команда должна выбрать представителя, который постарается отстоять мнение своей команды. В ходе дискуссии необходимо прийти к единому мнению группы.

Рефлексия

- Какие трудности встретились вам в процессе работы? Почему они возникли?

- О чем вы задумывались, выполняя задание?

- Какие выводы вы сделали для себя, чему научились?

Психологический комментарий

В ходе упражнения необходимо обсуждать различные точки зрения, не отвергая ни одну из них. Упражнение дает возможность увидеть, как одно и то же явление может восприниматься по-разному. В итоге получается обобщенный список, который можно рассматривать в качестве результата «мозгового штурма», т.е. своеобразного ориентира на будущее.

Развлекалка.

Психологический комментарий.

Развлекалки вносят разнообразие в работу группы, позволяют отдохнуть от интенсивной нагрузки занятий и доставляют удовольствие. Они вызывают смех, способствуют сплочению группы, что иногда трудно сделать с помощью обычного общения.

Игра «Перестройка».

Участники должны встать и построиться по росту: на увеличение, на уменьшение.

Игра «Слепая геометрия».

Команда с закрытыми глазами встает в круг, квадрат и т.д.

Упражнение «Фотограф и фотоаппарат».

Ведущий просит участников разбиться на пары и условиться, кто из них будет партнером А, а кто – Б. Партнер А становится «фотографом», а Б – «фотоаппаратом». Задача А провести Б с закрытыми глазами по комнате и сделать 3 интересных «снимка». Для этого А должен подвести свой «фотоаппарат» к тому месту, которое он хотел бы сфотографировать, остановиться и легко нажать на плечо Б. Почувствовав это, Б должен на секунду открыть глаза и как бы «сфотографировать» то, что увидит. Когда 3 кадра сделаны, Б открывает глаза и «проявляет пленку»: показывает и рассказывает А, где были сделаны «фотографии» и что «попало в кадр». После этого партнеры меняются местами. С партнером, играющим роль «фотоаппарата», можно разговаривать, но сам он не говорит.

Рефлексия

- Что для вас было сложнее роль партнера А или Б? Почему?

Общая рефлексия.

- Какие трудности иногда испытывают люди в процессе общения? (заниженная самооценка, социальная тревожность, неуверенность, коммуникативная малограмотность, недоверие к людям, боязнь эмоциональной близости, и т.д.)

- Какие навыки понимания окружающих людей, их душевного мира, вы приобрели сегодня?

- Какие навыки и умения вы хотели бы приобрести на следующих занятиях?

Ритуал прощания.

Участники стоят в кругу.

- Постарайтесь вспомнить все негативное, что произошло за последнее время, мысленно сложите все это на свою правую ладонь. Теперь сложите ладони друг на друга в центре круга, и по моему сигналу мы все «выбросим». (Участники одновременно взмахивают руками, имитируя бросок).

Приложение 2



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-30 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: