Основные исторические мифы в сценах фильма «Распутин»




 

Обращаясь к данному фильму как к средству трансляции исторических мифов, следует условно выделить среди них четыре основных, каждому из которых будет уделено несколько строк в данном докладе. Рассмотрим их в хронологическом порядке.

Сверхъестественные способности Распутина

Безусловно, миф о сверхъестественных способностях Григория Распутина является одним из самых распространенных и растиражированных. В исторической памяти за ним закрепилось представление как о гипнотизере, ясновидящем, целителе, человеке, обладающим неотразимой для женщин магнетической силой. Все аспекты данной «деятельности» нашли отображение в фильме: Григорий Распутин имеет успех у женщин высших слоев петербургской аристократии, обладает даром ясновидения еще с детства, и успешно исцеляет от болей цесаревича Алексея, «забирая его боль себе». Венчает серию мистических сцен пламенный монолог Распутина, обращенный к царю Николаю, включающий в себя фразу «Я ничто, но я видел нечто. Я – это Россия» а также распутинские упоминания об индуистских (!) божествах, конечно же, неведомых простому сибирскому мужику.
Безусловно, стоит отметить, что данный миф был использован в фильме в полном объеме, и практически без отступлений от «общепринятой» версии.

Убийство Распутина

Следующим мифом, связанным с именем Распутина, является миф о его убийстве. Вернее, о поразительной живучести Григория Распутина, его невосприимчивости к огнестрельным ранениям и цианиду. Безусловно, с трансляцией данного мифа режиссер также справился в полном объеме. Если круг заговорщиков изрядно сужен, то процесс отравления и убийства Распутина (по крайней мере именно мифологизированная его версия) показан весьма подробно и красочно. Присутствуют и безвредные для Григория пирожные с цианидом. Причем наличие яда подчеркнуто репликой Распутина о том что «пирожные горчат» и удивлением доктора Лазоверта, повторно выдающего князю Юсупову порцию цианистого калия за закрытыми дверями. Есть и выстрел в сердце, поначалу не принесший результата. Отсутствует только погоня по набережной Мойки и последующая за ней сцена утопления, однако эти элементы можно считать второстепенными в конструкции мифа, укоренившегося в общественном сознании. Основные мотивы выдержаны вполне стройно – в первую очередь, наличие в арсенале заговорщиков цианистого калия. Несмотря на то, что последние исследования [8] весьма наглядно свидетельствуют о том, что яд при убийстве Григория Распутина не использовался вообще, историческая память и по сей день прочно связывает убийство «святого старца» и пирожные с цианидом.

Революция в 1917 году

Согласно мнению некоторых исследователей, убийство Распутина и отречение Николая II – события одного логического ряда[9]. Так это или не так, судить не приходиться, ибо данная тема выходит за рамки доклада. Однако неоспоримым фактом является то, что в исторической памяти российского общества эти два события прочно связаны между собой. Возможно, именно поэтому режиссер решил уделить особое внимание катастрофам, разворачивающимся уже после смерти главного героя – революциям 1917 года, и расстрелу царской семьи в 1918 году.

В отличие от мифов, связанных с Распутиным, миф о революции подан в фильме в весьма сокращенном варианте, что, видимо, обусловлено ограниченным хронометражем киноленты. Однако несколько характерных штрихов к картине революционных событий режиссер все же оставил, и по ним вполне можно судить о характере тех мифов, которые предлагает зрителю фильм. В первую очередь, конечно же, следует отметить уже упоминавшееся поглощение образа Февральской революции образом Великой Октябрьской революции. О событиях февраля 1917 года косвенно свидетельствует лишь сцена отказа солдат стрелять по очереди за хлебом. Следом за этими кадрами мы уже можем наблюдать отрекшегося Николая II, содержавшегося под стражей в собственной резиденции, и сцену его столкновения с революционными солдатами, наводнившими царский дворец. На этом описание революции оканчивается.

Налицо явное упрощение конфликта, потрясшего Россию в 1917 году, и сведение многостороннего конфликта к простому противостоянию «царь-народ». Впрочем, столь примитивное представление мифа о революции вполне укладывается в общую канву сюжета, и не вызывает отторжения у зрителя, увлеченного перипетией, постигшей царскую семью.

Расстрел царской семьи

Следом за сценами революции, максимально упрощенными и сжатыми по времени, следует более детально проработанная сцена расстрела царской семьи.
Предлагаемой в данной сцене миф обладает всеми атрибутами, требующимися для трагического финала. Подготовка к повествованию осуществляется при помощи показа сцен крайне жестокого расстрела членов дома Романовых под Алапавском, (хотя в реальности расстрел произошел на следующий день после убийстваа царской семьи, 18 июля 1918 года). Крупным планом показано лицо великой княгини Елизаветы Федоровны, подробно показана сцена сброса еще живых людей в шахту (при этом изложенный в фильме миф практически не противоречит реальному положению вещей[10]).

Далее следует весьма краткая предыстория содержания семьи Николая II в доме Ипатьева, при этом опущены немаловажные детали, повествующие об издевательском отношении тюремщиков по отношению к царской семье.

И наконец, следует кульминация: крайне подробно, вплоть до деталей, показана сцена подготовки к казни. Исторически достоверно показано состояние цесаревича Алексея (которого отец держал на руках во время спуска в подвал), просьба царской семьи принести стулья в подвал, недоуменное восклицание Николая II, произнесенное непосредственно перед расстрелом.

Сама казнь показана довольно натуралистично, шквал выстрелов и падающие тела царской семьи запечатлены на камеру предельно четко. Венчает душераздирающую сцену изображение ползущего царевича Алексея, вспоминающего слова Распутина о том, что человеку нужна вера в волшебство, и крупный план Юровского, наводящего пистолет на беззащитного ребенка. На этом сцена обрывается.

Далее идут финальные кадры фильма, на которых зритель видит раскопки на месте расстрела, проводящиеся в 1991 году, и строки, повествующие о том, что останки цесаревича Алексея так и не были найдены. И здесь мы сталкиваемся с трансляцией еще одного исторического мифа: мифа о выжившем после расстрела цесаревиче. Подобно аналогичным мифам, связанным с другими членами царской семьи, он зародился практически сразу после расстрела в Ипатьевском доме. Возможно, к использованию данного мифа в фильме режиссера подтолкнул тот факт, что первоначально, при раскопках 1991 года, останки цесаревича действительно не были обнаружены, и на момент съемок фильма (1996 год) посмертная судьба Алексея оставляла некоторое пространство для маневрирования. Однако последующее обнаружение останков цесаревича (в 2007 году) практически сводит на нет дальнейшее активное развитие этого мифа.


Заключение

 

Фильм 'Распутин", может являться типичным образцом игрового кино, выступающего в качестве транслятора исторического мифа.

Достоинство фильма заключается, конечно же, не в его исторической достоверности, которая находится на довольно низком уровне. Ценность этой работы в первую очередь в том, что обладая всеми чертами успешного кинопроекта (звездный состав, престижные награды), он четко следует социальному заказу тех лет, и дает рельефную картину той самой "загадочной русской души", которая вызывала интерес у западной публики после крушения Советского Союза.

Образ Распутина выписан довольно подробно, в процессе его создания использованы приемы, заставляющие наблюдателя сопереживать главному герою фильма. Активно воспринимая события на экране, зрители, сами того не осознавая, проникаются трактовкой исторических событий, которую предлагает "Распутин". Умело вплетена в сюжет линия судьбы царской семьи. Работа Ули Эделя предлагает зрителю ненавязчивую, лишенную категоричных оценок картину происходивших событий.


Кроме всего прочего, данный фильм снят иностранным режиссером, что существенно ослабляет фактор официальной идеологии, господствующей в обществе (но не исключает его полностью). Сдержанная оценка деятельности тех или иных героев свидетельствует о том, что фактор взгляда на историю основным творцов фильма также не является главным. Все это позволяет сделать вывод о том, что основным фактором влияния на создание фильма является объем накопленных исторических знаний о тех или иных исторических событиях[11]. Как мы видим, данных знаний оказалось явно недостаточно, что привело ко множеству исторических нестыковок и серьезных ошибок в хронологической структуре описываемых событии. Отчасти именно в этом кроется различие в подходах отечественных и зарубежных режиссеров к изображению Распутина. Так, режиссер одного из самых известных русскоязычных фильмов о Распутине («Агония», 1974 г.), Э.Г. Климов, весьма активно работал с историческими документами. Эта часть стала для него частью кинопроцесса[12].
След, оставленный в исторической памяти данным фильмом, еще предстоит оценить, но даже сегодня, спустя всего 19 лет после выхода его в прокат, его значение в формировании исторической памяти представляется отнюдь не ничтожным.


 

Список использованной литературы

 

1. Никонорова Т. Н. ФИЛЬМ "АГОНИЯ": КИНООБРАЗ СИБИРСКОГО КРЕСТЬЯНИНА Г.Е. РАСПУТИНА // Новый исторический вестник. 2011. №29

2. Волков Е. В., Пономарева Е. В. ИГРОВОЕ КИНО КАК ИСТОРИЧЕСКИЙ ИСТОЧНИК ДЛЯ ИЗУЧЕНИЯ КУЛЬТУРНОЙ ПАМЯТИ // Вестник ЮУрГУ. Серия: Социально-гуманитарные науки. 2012. №10 (269)

3. Лотман Ю.М. Семиотика кино и проблемы киноэстетики. – Таллин: Эсти раамат, 1973.

4. Ростовцев Е. А., Сосницкий Д. А. Направления исследований исторической памяти в России // Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 2: История. 2014. № 2.

5. Ростовцев Е. А., Сосницкий Д. А. Человек и легенда. Почему Столыпин попал в пантеон российских героев? // Родина. 2012. №4.

6. Огнев, К. К. Реалии истории в художественной системе фильма (основные типологические модели на материале мирового кинопроцесса) автореф. дис.. доктора искусствоведения. - М.: Б. и., 2003.

7. Варфоломеев Ю. В. РАСПУТИН И «РАСПУТИНИАДА» В СУДЬБЕ РОССИИ НАЧАЛА XX ВЕКА (ПО МАТЕРИАЛАМ ЧРЕЗВЫЧАЙНОЙ СЛЕДСТВЕННОЙ КОМИССИИ ВРЕМЕННОГО ПРАВИТЕЛЬСТВА) 34 // Изв. Сарат. ун-та Нов. сер. Сер. История. Международные отношения. 2011. №2-2.

8. Горинов М. М. Е.А. ПРЕОБРАЖЕНСКИЙ И РАССТРЕЛ ЦАРСКОЙ СЕМЬИ // Известия Самарского научного центра РАН. 2011. №3-1.

9. Неделько Н. Ф. КОНЕЦ «СВЯТОГО СТАРЦА» (СУДЕБНО-МЕДИЦИНСКИЕ АСПЕКТЫСМЕРТИ Г. РАСПУТИНА) // Сиб. мед. журн. (Иркутск). 2006. №8.

10. Кряжев Ю.Н. РОМАНОВЫИ РАСПУТИН: МИФЫИ РЕАЛЬНОСТЬ В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ИСТОРИИ НОВОГО ВРЕМЕНИ // ОНВ. 2011. №4-99.

 


[1] Лотман Ю.М. Семиотика кино и проблемы киноэстетики. – Таллин: Эсти раамат, 1973. – С. 1

[2] Ростовцев Е. А., Сосницкий Д. А. Направления исследований исторической памяти в России // Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 2: История. 2014. № 2. С. 112

[3] Огнев, К. К. Реалии истории в художественной системе фильма (основные типологические модели на материале мирового кинопроцесса) автореф. дис.. доктора искусствоведения. - М.: Б. и., 2003. – С. 14

 

[4] Волков Евгений Владимирович, Пономарева Елена Владимировна ИГРОВОЕ КИНО КАК ИСТОРИЧЕСКИЙ ИСТОЧНИК ДЛЯ ИЗУЧЕНИЯ КУЛЬТУРНОЙ ПАМЯТИ // Вестник ЮУрГУ. Серия: Социально-гуманитарные науки. 2012. №10 (269). С.23.

[5] Варфоломеев Юрий Владимирович РАСПУТИН И «РАСПУТИНИАДА» В СУДЬБЕ РОССИИ НАЧАЛА XX ВЕКА (ПО МАТЕРИАЛАМ ЧРЕЗВЫЧАЙНОЙ СЛЕДСТВЕННОЙ КОМИССИИ ВРЕМЕННОГО ПРАВИТЕЛЬСТВА) 34 // Изв. Сарат. ун-та Нов. сер. Сер. История. Международные отношения. 2011. №2-2. С.37

 

[6] Ростовцев Е. А., Сосницкий Д. А. Человек и легенда. Почему Столыпин попал в пантеон российских героев? // Родина. 2012. №4. С. 112

[7] Горинов М. М. Е.А. ПРЕОБРАЖЕНСКИЙ И РАССТРЕЛ ЦАРСКОЙ СЕМЬИ // Известия Самарского научного центра РАН. 2011. №3-1. С.98

 

[8] Неделько Николай Федорович КОНЕЦ «СВЯТОГО СТАРЦА» (СУДЕБНО-МЕДИЦИНСКИЕ АСПЕКТЫСМЕРТИ Г. РАСПУТИНА) // Сиб. мед. журн. (Иркутск). 2006. №8. С. 105

[9] Кряжев Юрий Николаевич РОМАНОВЫИ РАСПУТИН: МИФЫИ РЕАЛЬНОСТЬ В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ИСТОРИИ НОВОГО ВРЕМЕНИ // ОНВ. 2011. №4-99. С.9

[10] Горинов М. М. Е.А. ПРЕОБРАЖЕНСКИЙ И РАССТРЕЛ ЦАРСКОЙ СЕМЬИ // Известия Самарского научного центра РАН. 2011. №3-1. С.97

[11] Волков Евгений Владимирович, Пономарева Елена Владимировна ИГРОВОЕ КИНО КАК ИСТОРИЧЕСКИЙ ИСТОЧНИК ДЛЯ ИЗУЧЕНИЯ КУЛЬТУРНОЙ ПАМЯТИ // Вестник ЮУрГУ. Серия: Социально-гуманитарные науки. 2012. №10 (269). С.26.

 

[12] Никонорова Татьяна Николаева ФИЛЬМ "АГОНИЯ": КИНООБРАЗ СИБИРСКОГО КРЕСТЬЯНИНА Г.Е. РАСПУТИНА // Новый исторический вестник. 2011. №29. С.119



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: