Положение униатской церкви




Положение католической церкви

 

В начале 1920-х гг. польские власти находились перед выбором – какую проводить конфессиональную политику. Решение было вполне предсказуемым: основную ставку сделали на костёл, что было вполне обоснованно, т. к. Польша – католическая страна. Но то, что было абсолютно приемлемо в этнически польских землях, вызвало непонимание и сопротивление на «крэсах всходніх», хотя бы только потому, что католики здесь не были большинством. Основные направления политики польских властей в отношении католической церкви:

1. Ревиндикация – возврат католических костёлов, конфискованных ранее царскими властями после 1830 – 1831 гг. и 1863 – 1864 гг. В результате, благодаря этой политике, «вернули» более 1300 храмов.

Но большинство этих храмов на момент 1920-х гг. были в пользовании православных, что естественно вызвало рост недовольства.

2. Вытеснение белорусского языка из католического богослужения. Например, один из священнослужителей в беседе с белорусскими детьми сказал: «Пуля в лоб каждому, кто будет читать белорусские книжки».

Эта политика вступала в противоречие с тем, что делали католические иерархи в начале ХХ века. Если в начале ХХ века богослужение на белорусском языке поощрялось, то в 1920-1930-х гг. – наоборот запрещалось. Для осуществления такой резкой перемены необходимо провести кадровые перемены. В 1925 г. под давлением властей был отправлен в отставку виленский епископ Матулевич (сторонник белоруссизации костела). На его место был назначен новый архиепископ Яблжиковский. Очень скоро белорусы-католики дали ему прозвище – «белорусоед». После назначения нового архиепископа началась борьба с изданием богослужебной литературы на белорусском языке.

3. Вытеснение белорусских католических священников. Сторонников белорусского движения переводили на новые места службы в этническую Польшу, а на их место в Западную Беларусь присылали ксёндзов-поляков. В некоторых случаях сюда вмешивались светские власти, и дело доходило до ареста. Например, ксёндз Винцент Годлевский был арестован дважды «за распространение бунтарской доктрины, которая имела своей целью оторвать от Польши белорусские земли». Он был осужден на 2 года содержания в крепости, но лишение свободы заменили штрафом. После выплаты штрафа его опять арестовали и посадили на 2 года. После освобождения в 1929 г. ксёндз вернулся на место службы, но полиция не пустила его в костёл.

 

Положение Русской Православной Церкви

 

РПЦ, по сравнению с костёлом, однозначно, была в менее благоприятных условиях. Формально по польской конституции, все религии были равны. Однако, всё по той же конституции, главой польского государства может быть только католик. Православная церковь, в отличии от католической, не получала масштабной финансовой помощи и подвергалась административному давлению. Польские власти проводили политику в отношении к РПЦ сразу в двух направлениях:

1. Создание автокефалии. Главная цель – оторвать местных православных от прямого контроля со стороны Москвы. Сопротивление этому мероприятию было не только со стороны Московского патриархата, но и со стороны местного духовенства. При чём это сопротивление принимало далеко не канонические формы. Например, в 1923 г. архимандрит Смарагд пришёл на аудиенцию к митрополиту Георгию и застрелил его из револьвера. Убийца был осуждён на 12 лет тюремного заключения. Несмотря на всё сопротивление – автокефалия проводилась в жизнь. В 1938 г. был подписан «Внутренний устав святой Польской Автокефальной Православной церкви». Этот документ юридически закреплял подчинение православной церкви государству, хотя это уже было давно устоявшейся практикой.

2. Насаждение польского языка в православном богослужении. Особенно часто использовали польский язык во время крупных государственных праздников, знаменательных событий (день рождение Ю. Пилсудского, годовщина смерти Ю. Пилсудского и т. п.).

Впервые богослужение на польском языке было проведено только в 1935 г., что свидетельствует о длительном сопротивлении со стороны православного духовенства.

 

Положение униатской церкви

 

В начале 20-х гг. в Западной Беларуси идёт процесс активизации униатского движения. Важнейшее направление в деятельности униатского духовенства – использование белорусского языка в церковном богослужении. Всего в Западной Беларуси насчитывалось не более 17 тысяч униатов. Для поддержания униатского движения в Западной Беларуси были созданы два крупных монастыря:

- Альбертинский – его основатели – монахи-иезуиты, приехавшие из разных европейских стран (Болгарии, Словакии, Франции, Румынии и т. д.). Первым делом, они начинали именно с изучения белорусского языка.

- монастырь Марианов – был построен на «спонсорские» деньги Магдалены Радзивилл. В 1916 г. она пожертвовала бриллиантовое ожерелье, которое в 1925 г. было оценено в 15 200 долларов США.

Отношение польских властей к униатскому движению было отрицательным. Например, польские власти закрывали униатские журналы, в некоторых случаях – храмы, а наиболее активных униатских священников высылали из Беларуси, в случае с Марианским монастырём – монахов обвинили в получении финансовой помощи от большевиков.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-10-24 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: