Социальное рыночное хозяйство как ресурсная база социального государства в РФ




Современная экономика России, по мнению ведущих отечественных экономистов, является во-первых, в целом слаборазвитой; во-вторых с доминирующей ролью сырьевого сектора, во многом ориентированного на экспорт; в-третьих высокомонополизированной. На эффективность макроэкономического регулирования влияют особенности экономической системы сложившейся в стране после краха советской плановой экономики. В России, в настоящее время, на первый план выдвигается экономическая функция государства, потому что без оздоровления экономики все пути к прогрессу, правовому и социальному государству будут заблокированы. Характер российской экономики и особенности ее современной хозяйственной системы снижают возможности и значимость ставших традиционными для экономик стран Запада инструментов макроэкономического регулирования и, соответственно, повышают роль и значение институциональных преобразований.

Потребительские расходы населения в последние годы превратились в главный фактор роста производства, заменив в этом качестве внешний спрос, обеспечивавший основную часть прироста ВВП. Продолжается рост инвестиций в производственном секторе, увеличивается объем сбережений населения. Экономическим фундаментом отечественной государственности является многоукладная экономика, равные возможности для существования и развития всех форм и видов собственности. В такой ситуации перспективными становятся те из них, которые на деле докажут свое преимущество. Сейчас в стране нужно производить только ту продукцию, которая необходима человеку, государству, мировому рынку. Поэтому главное здесь - приоритетная государственная поддержка отечественного товаропроизводителя. Верный резерв подъема экономики - демонополизация российского производства. Не может быть нормальной экономики, подлинной конкуренции, пока одно предприятие диктует другим свои условия только потому, что оно единственное. Помимо развивающегося антимонопольного механизма, активно развиваются такие экономические механизмы: институты рыночного хозяйствования, системы государственного управления, демонополизации, налогообложения, хозяйственного законодательства.

Развитие российской экономики немыслимо без развития науки и техники, что и определяет важное значение функции государства по обеспечению (стимулированию) научно-технического прогресса. Ослабление внимания государства к этому жизненно важному направлению его деятельности немедленно и губительно сказывается на научно-техническом потенциале страны. Страна может постепенно потерять современную техническую инфраструктуру, ценнейшие (прежде всего наукоемкие) производства. Основная цель всех преобразований в организации науки - создание благоприятных условий для творческой деятельности первичных научных коллективов. Для этого необходимы бюджетное финансирование фундаментальных научных исследований.

Социально ответственный бизнес – политика бизнеса, направленная на формирование устойчивой среды для бизнеса, активное взаимодействие с обществом, а также его осмысленное влияние на политику властных структур и государственное управление, которое содействовало бы стабилизации экономики, реализации действенных гарантий собственности и ликвидации бедности. При этом социальная ответственность – это этический принцип, основанный на моральных нормах и ценностях, приобретенных в процессе социализации, и который должен быть задействован в процессе принятия решения.

Необходимо отметить, что понимание социальной ответственности в России отличается от понимания в Европе или США. Так, в американской модели доминирует филантропия, когда компания жертвует часть прибыли на благотворительные нужды, что говорит о социальной устойчивости компании, что делает ее более привлекательной для вложений.

В европейской модели социальной ответственности основным является включение социальной деятельности в общую стратегию создания добавленной стоимости компании. Все финансируемые мероприятия в рамках такой модели работают на максимизацию прибыли. Наиболее распространенными объектами инвестиций являются: развитие персонала компании, вклад в развитие муниципальных образований, где расположены производственные мощности компаний, природоохранная деятельность, развитие науки и др. Европейская модель является более привлекательной при оценке социально-ответственного поведения компании, имеет относительно измеримые результаты, так как вложения компании в социальную сферу дают ощутимый эффект местному сообществу.

В России же концепция социальной ответственности находится на самой ранней стадии развития, из-за чего существует ряд определенных проблем.

Серьезная проблема – низкая мотивация среднего и малого бизнеса к ведению социально-ответственной политики. Социальная ответственность требует немалых расходов, что весьма затруднительно для компаний, не имеющих собственных свободных средств.

Но говорить, что в России абсолютно не применяются идеи социально ответственного бизнеса, нельзя. Скорее, эти идеи применяются неполно и не системно, чаще как единоразовые благотворительные отчисления, в то время как концепция социально-ответственного бизнеса должна применяться как целостная система взаимодействия методов, инструментов и стратегий. Ответственность должна рассматриваться как долгосрочная стратегия действий в отношении общества, поскольку именно долгосрочные стратегии обеспечивают компаниям необходимые выгоды.

Таким образом, сегодня бизнес развивается в рамках социально-экономической системы, и для обеспечения благоприятных условий ведения деятельности бизнесу просто необходимо действовать не только в собственных интересах, но и в интересах развития других социальных партнеров. Ныне в России нет четкого понимания социальной ответственности, ее концепция только разрабатывается, но системное развитие данной концепции возможно лишь при совместных усилиях общества, государства и бизнеса.

Инновационная экономика – экономика, основанная на знаниях – имеет свои парадоксальные законы, отличные от тех, которые работают в традиционных рыночных рамках.

На современном этапе задача построения и развития инновационной экономики в России требует единого понимания того, что можно и нужно считать инновацией. Существует множество определений понятия «инновация», но каждое из них, в конечном счете, сводится к ее функциональной задаче – применения знаний, в результате которого создается устойчивая добавленная стоимость. Поэтому, новые процессы, продукты или технологии, благодаря которым повысилась производительность труда, появился новый рыночный сегмент или доступ к дополнительным ресурсам, — все это и есть инновации.

В России же понятие «инновации» зачастую трактуют слишком узко, подразумевая лишь создание новых технологий в новых отраслях. Между тем, инновация — это цикл, и он увенчивается ожидаемыми результатами, только если успешно пройдены все его фазы. Научные открытия, если их не перевести в практическую плоскость, сами по себе не создают устойчивой добавленной стоимости для экономики и граждан страны. Это значит, что государству, у которого есть ученые, но нет предпринимателей, способных увидеть перспективы применения научного открытия и довести изобретение до производства, трудно получить устойчивую выгоду от лидерства в науке.

Инновационная экономика представляет собой особый тип экономики, основанный на потоке инноваций, на постоянном технологическом совершенствовании, на производстве и экспорте высокотехнологичной продукции с очень высокой добавочной стоимостью и самих технологий. Предполагается, что при этом в основном прибыль создаёт интеллект новаторов и учёных, информационная сфера, а не материальное производство (индустриальная экономика) и не концентрация финансов (капитала). Таким образом, главными факторами создания эффективной инновационной экономики являются системный подход в процессе ее реализации и доминирующая роль человеческого капитала.

В современных условиях конкурентные преимущества экономики и возможности ее модернизации в значительной степени сопряжены с накопленным и реализованным человеческим капиталом. Именно люди с их образованием, квалификаций и опытом формируют границы и возможности технологической, экономической и социальной модернизации общества, позволяющей сократить отставание от экономически развитых государств и обеспечить региональное лидерство. В то же время, в России человеческому капиталу как фактору инновационного развития уделяется лишь незначительное внимание. Основной акцент ставится на развитие инновационной инфраструктуры, на формирование эффективных институтов и повышение эффективности национальной инновационной системы. Однако такой «технический» подход к проблемам российской экономики и недооценка роли человеческого капитала не способны обеспечить качественный скачек, необходимый для устойчивого развития российской экономики и перехода к инновационному развитию.

Серьезной проблемой является то, что в России, в условиях перехода к инновационной экономике, система инноваций сильна на входе и относительно слаба на выходе. Это подрывает эффективность вложений в науку, поскольку уровень внедряемых в стране инноваций по-прежнему крайне низок. Значительные средства идут на содержание исследовательских учреждений, слабо связанных с подготовкой кадров и предпринимательской деятельностью. Поэтому неудивительно, что большинство российских разработок патентуется за рубежом, в странах, где российские научные ресурсы используются наиболее активно.

Социально ориентированная экономика - эффективно функционирующее рыночное хозяйство, для которого, наряду с достижением экономического роста и получением прибыли, приоритетно справедливое и достойное решение социальных проблем. Целями социально-ориентированной экономики являются: соблюдение основных прав человека и принципа социальной справедливости, предоставление каждому равных возможностей для проявления своих способностей, трудолюбия, инициативы и предприимчивости; повышение уровня благосостояния людей и социальной защиты, соразмерно потенциалу страны, страхование всех от риска потерять достойное жизнеобеспечение; поддержание в обществе стабильности, гражданского согласия и социального мира. Государство в условиях рыночных отношений должно выступать гарантом социальной ориентации национальной экономики, блюстителем оптимального соотношения экономической эффективности и социальной справедливости. Оно призвано действовать посредством совершенствования законодательства, государственного бюджета, активной налоговой политики, регулирования доходов, системы оказания социальных услуг, услуг утверждения подлинного социального партнерства.

В целом для социально-ориентированной экономики характерно:

а) достаточно большой объем перераспределения ВВП через бюджет (около 50%);

б) формирование значительных страховых фондов за счет работодателей;

в) стремление к развитию социального партнерства;

г) направленность на поддержание высокого уровня занятости трудоспособного населения.

К общим чертам социального рыночного хозяйства и, соответственно, направлениям деятельности государства по его формированию следует отнести следующие:

- социальное государство обязано создавать условия для развития личности и одновременно препятствовать социальному иждивенчеству;

- и государство, и гражданин на основе гарантированной ему свободы, развития отношений собственности, в равной мере ответственны за материальное благополучие;

- государство обеспечивает социализацию отношений посредством свойственных ему форм и методов государственного регулирования экономики и социальной сферы: рационального налогообложения, кредитов, инвестиций, антимонопольных мер, финансирования социальных программ;

- концепция социального государства, социального рыночного хозяйства предполагает, что с помощью государственного устройства можно достичь справедливого и экономически рационального сочетания интересов отдельных лиц и общества в целом. При этом не должна ослабляться частная инициатива и индивидуальная свобода. Люди сами должны определять свои социальные потребности;

- создание социального рыночного хозяйства является одной из главных задач социального государства. Государство должно находить на каждом этапе развития баланс между саморегулированием рынка и государственным деспотизмом, дозировать объем экономической свободы и государственных социальных гарантий, используя правовые методы стимулирования производства социально значимых товаров и услуг, обеспечивающих разумные потребности граждан и их занятость;

- социальный мир и экономический рост зависят от реального участия граждан в выработке и реализации политических и правовых норм, касающихся их жизненных интересов. Социальное государство формируется в процессе переговоров и соглашений между социальными партнерами правительством, предпринимателями и профсоюзами, представляющими интересы трудящихся.

К основным принципам, на основе которых формируется социальное рыночное хозяйство и современное социальное государство относятся:

- экономическая свобода человека и признание права предпринимателей, лиц наемного труда и их профсоюзов тарифную автономию на основе социального партнерства;

- доверие к регулирующей роли рыночных отношений на основе спроса и предложения, свободного ценообразования и конкуренции;

- ответственность государства за выработку и обеспечение правил игры на свободном рынке, создание условий для честной конкуренции;

- обеспечение полной загрузки (не только занятости) трудоспособного населения;

- государственная и общественная помощь менее трудоспособным;

- участие рабочих в управлении производством, общественной и государственной жизнью;

- осуществление тарифной политики в интересах работодателя и работника с их собственным участием и участием государства;

- социальная защита и поддержка нуждающихся работников, а также уже (или еще) не могущих работать граждан;

- проведение государственной политики справедливого распределения доходов;

- утверждение активной социальной политики и социального партнерства, обеспечение социальной солидарности граждан.

Социальное рыночное хозяйство, с одной стороны, гарантирует хозяйственную свободу, рыночные методы хозяйствования, конкуренцию, а с другой - предоставляет социальную защищенность и социальную справедливость.

Социальное рыночное хозяйство ориентировано на достижение ряда целей, реализация которых позволяет повысить качество жизни населения, обеспечить стабильный экономический рост.


Список литературы

1. Гончаров П.К. Социальное государство: сущность и принципы // Вестник Российского университета дружбы народов. – Серия. Политология. – 2000. - №2.

2. Гриценко Н.Н., Волгин Н.А. и др. Основы социального государства: учебник для вузов. /Под общей ред. д.э.н., проф. Н.Н. Гриценко, д.э.н., проф. А.А. Шулуса. – М.: Издат. дом “АТиСО”, 2009.

3. Каменецкий В.А. Основы социального рыночного хозяйства. Учебное пособие. – М.: АТиСО, 2004.

4. Косенко О.И., Шулус А.А. Социальная ответственность бизнеса: уроки истории, опыт развитых стран и современной России. – М.: Издат. дом “АТиСО”, 2008.

5. Леонов И.В. Современное социальное государство: сущность, признаки, проблемы формирования. – М.: МГИМО – Университет, 2006.

6. Социальное государство. Краткий словарь – справочник. Ред. коллегия: Н.Н. Гриценко и др. – М.: АТиСО, 2002.

7. Сулимова Т.С. Формирование социального рыночного хозяйства в России. – М.: Альфа – Пресс, 2006.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: