Часть 2. Строение спинного и головного мозга.




Раздел 2.1. Спинной мозг, его форма, топография и внутренне строение.

Тема 2.1.1. Основные отделы спинного мозга. Шейное и пояснично-крестцовое утолщения спинного мозга. Сегменты спинного мозга.

Вопросы и задания для самостоятельной работы по теме2.1.1.

1. Изучить топографию спинного мозга человека. Сделать рисунки.

2. Изучить распределение серого и белого вещества в спинном мозге, их микроскопическое строение.

3. Зарисовать карту сегментов спинного мозга.

Основная литература [ 1, 2, 3, 4, 7]

Дополнительная литература [ 2, 7]

 

Тема 2.1.2. Корешки спинномозговых нервов. Спинномозговые нервы. Концевая нить и конский хвост. Образование спинальных ганглиев.

Вопросы и задания для самостоятельной работы по теме 2.1.2.

1. Рассмотреть внутреннее строение спинномозговых нервов. Расположение и специализацию их корешков.

2. Строение и чувствительная специализация спинальных ганглиев.

3. Медицинский аспект регенерации периферических нервов.

Основная литература [ 2, 3, 4, 5]

Дополнительная литература [ 7]

 

Тема 2.1.3. Внутренне строение спинного мозга. Серое вещество. Чувствительные и двигательные рога серого вещества спинного мозга. Ядра серого вещества спинного мозга.

Вопросы и задания для самостоятельной работы по теме2.1.3.

1. Изучить внутреннее строение спинного мозга, локализацию серого вещества.

2. Специализация рогов серого вещества спинного мозга.

3. Карта расположения ядер серого вещества спинного мозга. Сделать рисунок.

Основная литература [ 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7]

Дополнительная литература [ 2, 7]

Тема 2.1.4. Белое вещество спинного мозга и его проводниковая функция. Аппарат собственных связей спинного мозга. Аппарат двусторонних связей с головным мозгом. Восходящие и нисходящие проводящие пути, соединяющие спинной мозг с головным, их нарастающая дифференциация. Развитие пирамидной системы.

Вопросы и задания для самостоятельной работы по теме 2.1.4.

1. Внимательно изучить строение и функции белого вещества спинного мозга.

2. Аппарат двусторонних связей с головным мозгом, зарисовать расположение основных проводящих трактов.

3. Собственный аппарат связей спинного мозга.

Основная литература [ 1, 2, 3, 4, 5, 7]

Дополнительная литература [ 2, 7]

Тема 2.1.5. Оболочки головного и спинного мозга (твёрдая, паутинная, мягкая). Подпаутинное пространство. Желудочки мозга. Спинномозговая жидкость (ликвор), состав и функции. Образование спинномозговой жидкости. Ликворные пути. Циркуляция спинно-мозговой жидкости.

Вопросы и задания для самостоятельной работы по теме2.1.4.

1. Изучить строение и расположение оболочек мозга. Разобраться с их функциями.

2. Изучить состав и функции ликвора.

3. Образование и всасывание ликвора. Роль оболочек мозга в ликвороообращении.

4. Система желудочков мозга. Сосудистые сплетения желудочков.

5. Основные ликворные пути и пространства.

Основная литература [ 2, 3, 4, 5]

Дополнительная литература [ 2, 7]

Тема 2.1.6. Эволюция спинного мозга. Три филогенетических этапа формирования нервной системы: диффузная (сетевидная), узловая и трубчатая.

Раздел 2.2. Мозговой ствол, его внутреннее строение, сходство со спинным мозгом и различия.

Тема 2.2.1. Продолговатый мозг и мост. Положение, функции, внешнее и внутреннее строение.

Вопросы и задания для самостоятельной работы по теме2.1.3.

1. Изучить строение ствола головного мозга.

2. Изучить локализацию ядер черепно-мозговых нервов в отделах ствола головного мозга. Особенности строения продолговатого мозга, его сходство со спинным мозгом.

3. Основные ядра продолговатого мозга, локализация, функции.

4. Варолиев мост, строение, функции, связи, его основные ядра.

Основная литература [ 2, 3, 4, 5, 7]

Дополнительная литература [ 2, 7]

Тема 2.2.2. Четвёртый желудочек. Ромбовидная ямка, её положение и основные части. Мозговые паруса. Сосудистое сплетение.

Тема 2.2.3. Средний мозг. Мозговой водопровод. Эволюция среднего мозга. Эпифиз, его строение и функции.

Вопросы и задания для самостоятельной работы по теме 2.2.4.

1. Изучить внутреннее строение среднего мозга.

2. Сильвиев водопровод.

3. Чёрная субстанция и красное ядро среднего мозга. Роль в экстрапирамидной системе.

4. Ретикулярная формация.

Основная литература [ 2, 3, 4, 5]

Дополнительная литература [ 2, 7]

Тема 2.2.4. Промежуточный мозг. Таламический мозг (таламус, эпиталамус и метаталамус). Гипоталамус (серый бугор, зрительный перекрёст, сосцевидные тела и задняя гипоталамическая область). Гипофиз, его строение и функции. Гипоталамо-гипофизарная нейросекреторная система. Третий желудочек.

Вопросы и задания для самостоятельной работы по теме2.2.5.

1. Изучить строение таламического мозга. Особенности строения, функциональной специализации его ядер.

2. Связи таламуса с корой больших полушарий и подкорковыми структурами.

3. Эпиталамус. Строение и функции эпифиза. Эндогенные часы организма человека.

4. Метаталамус. Медиальное и латеральное коленчатые тела - важные подкорковые центры.

5. Гипоталамус. Строение, функции. Регуляция обмена веществ в организме человека.

6. Эпифизарно-гипотпламо-гипофизарная системарегуляции обмена веществ и энергии в организме.

Основная литература [ 2, 3, 4, 5]

Дополнительная литература [ 2, 7]

Раздел 2.3. Мозжечок.

Тема 2.3.1. Морфология, функции и внутреннее строение мозжечка. Червь и полушария мозжечка. Ядра мозжечка. Ножки мозжечка. Дольки коры мозжечка. Клеточное строение коры мозжечка.

Вопросы и задания для самостоятельной работы по теме2.2.2.

1. Топография мозжечка. Полушария и червь.

2. Рассмотреть и зарисовать части, доли и дольки мозжечка.

3. Изучить и зарисовать строение коры мозжечка.

4. Изучить ядра шатра, шаровидные, пробковидные ядра и зубчатые ядра мозжечка, их функции и связи. Сделать рисунки.

5. Связи мозжечка.

Основная литература [ 1, 2, 3, 4, 5]

Дополнительная литература [ 2, 7]

Раздел 2.4. Конечный мозг.

Тема 2.4.1. Полушария большого мозга. Комиссуры полушарий. Борозды и извилины коры больших полушарий. Боковой желудочек.

Вопросы и задания для самостоятельной работы по теме 2.4.1.

1. Рельеф полушарий большого мозга.

2. Доли (лобная, теменная, затылочная, височная, островковая, лимбическая), дольки, борозды, извилины. Разобраться с этим вопросам по атласу и схемам строения коры больших полушарий.

3. Функциональные характеристики корковых зон.

4. Особенности строения и роль боковых желудочков.

Основная литература [ 2, 3, 4, 5]

Дополнительная литература [ 2, 7]

Тема 2.4.2. Базальные ядра. Обонятельный мозг. Понятие о лимбической системе.

Вопросы и задания для самостоятельной работы по теме 2.4.2.

1. Полосатое тело: хвостатое, и чечевицеобразное (скорлупа и бледный шар) ядра, особенности строения, функций. Понятие о неостриатуме.

2. Ограда.

3. Миндалевидное тело.

4. Понятие о лимбической системе мозга.

Основная литература [ 2, 3, 4, 5]

Дополнительная литература [ 2, 7]

Тема 2.4.3. Древняя, старая и новая кора. Типы нейронов коры. Слои новой коры и их функции. Понятие о локализации функций в коре.

Вопросы и задания для самостоятельной работы по теме 2.4.3.

1. Филогенез коры больших полушарий у позвоночных.

2. Архипаллиум, палеопаллиум, неопаллиум – функциональные особенности.

3. Цитоархитектоника коры больших полушарий.

4. Миелоархитектоника большого мозга.

5. Модульная организация большой коры.

Основная литература [ 1, 2, 3, 4, 5]

Дополнительная литература [ 2, 3, 7]

 

Тема 2.4.4. Проекционные поля коры. Вторичные поля. Третичные или высшие ассоциативные зоны, в том числе речевые центры коры. Специфические человеческие зоны коры больших полушарий.

Вопросы и задания для самостоятельной работы по теме 2.4.1.

1. Внимательно изучить карту полей коры больших полушарий по Бродману.

2. Проекционные первичные и вторичные поля большого мозга.

3. Ассоциативные (третичные) поля коры больших полушарий – специфические человеческие зоны большой коры.

4. Агрануцлярный и гранулярный типы строения коры большого мозга.

5. Гомотипическая и гетеротипическая кора, структурно-функциональные характеристики.

Основная литература [ 2, 3, 4, 5]

Дополнительная литература [ 7]

Тема 2.4.5. Эволюция конечного мозга.

Раздел 2.5. Проводящие пути нервной системы.

Тема 2.5.1 Анатомо-функциональная классификация проводящих путей ЦНС. Ассоциативные пути, короткие и длинные. Комиссуральные пути. Проекционные пути: а) восходящие (афферентные) системы волокон; экстерорецепторные, проприорецепторные, интерорецепторные пути; б) нисходящие (эфферентные) системы волокон. Пирамидные и экстрапирамидные пути.

Вопросы и задания для самостоятельной работы по теме 2.5.1.

1. Изучить макроскопическое и микроскопическое строения проводящих путей ЦНС (белое вещество) в спинном и головном мозге.

2. Ассоциативные пути мозга, их виды, функциональное значение и локализация.

3. Комиссуральные пути мозга или спайки (мозолистое тело, передняя комиссура, комиссура гиппокампа, передняя белая комиссура).

4. Восходящие и нисходящие проекционные пути.

5. Пирамидная и экстрапирамидная системы.

6. Связи лимбической системы.

Основная литература [ 2, 3, 4, 5]

Дополнительная литература [ 7]

Тема 2.5.2. Черепные нервы.Характеристика и описание отдельных черепных нервов: основные ветви, состав волокон, функции, ядра, ганглии, места выхода из мозга 12 пар черепных нервов. Связь черепных нервов с вегетативной нервной системой. Сравнение черепных нервов со спинномозговыми.

Вопросы и задания для самостоятельной работы по теме 2.5.2.

1. Составить таблицу черепно-мозговых нервов с указанием их названий, специализации (чувствительные, двигательные, смешанные) и функций.

2. По атласу анатомии ЦНС изучить локализацию ядер и места выходов черепно-мозговых нервов.

Основная литература [ 2, 3, 4, 5]

Дополнительная литература [ 7]

Тематика и содержание семинаров.

Программа семинарских занятий рассчитана на 8 часов, включает обсуждение основных тем курса, заслушивание докладов студентов по материалам подготовленных ими рефератов и проведение коллоквиумов.

Семинар 1, 2.

Тема: Нейрон - основная структурная и функциональная единица нервной системы. Межнейрональные связи. Нейромедиаторы.

Вопросы:

1) строение и функции нейрона и его отделов;

2) аксоны, аксонный транспорт, миелинизация; роль аксонов в осуществлении межнейрональных связей;

3) дендриты, строение, функции;

4) классификация нейронов.

5) строение и функции синапсов;

6) типы синапсов;

7) нейромедиаторы, образование, метаболизм, роль в межнейрональных контактах, классификация;

8) нервно-мышечные соединения, особенности их строения и функции.

Методические рекомендации. Особое внимание уделить современным представлениям о цитофизиологии нейрона, его генетической составляющей, продолжительности жизни, экспрессии его генома, энергетике, процессам обновления внутриклеточных структур.

Рассмотреть вопросы электрохимической природы нервного импульса, механизмов передачи сигналов с одной клетки на другую, регуляции этих процессов. Подчеркнуть важнейшее значение межнейрональных связей в функционировании мозга.

Основная литература: [ 1, 6, 7]

Дополнительная литература: [ 1, 5]

Семинар 3, 4.

Тема 3: Онтогенез нервной системы человека, его основные этапы.

1) нейруляция, как стадия раннего онтогенеза человека;

2) региональная дифференцировка нервной трубки;

3) развитие стенок мозговых пузырей и формирование отделов мозга;

4) формирование и развитие системы желудочков мозга.

Тема 3: Филогенетические аспекты развития мозга.

1) три филогенетических этапа развития мозга;

2) архикортекс, палеокортекс и неокортекс, происхождение, развитие и участие в осуществлении функций большой коры человека.

Методические рекомендации. Обозначить структуры, имеющие сетевидный, ядерный и экранный принцип строения в нервной системе человека, подчеркнуть их филогенетический возраст, сравнить строение и роль архицеребеллума, палеоцеребеллума и неоцеребеллума мозжечка с архи-, палео- и неокортексом. Уточнить под влиянием каких анализаторов развиваются отделы головного мозга у Хордовых, подчеркнуть, какого развития достигают они у человека.

Методические рекомендации. Рассмотреть механизмы раннего нейроонтогенеза человека (нейруляция, органогенез и морфогенез). Изучить особенности дифференцировки нервной трубки и нервного гребня.

Тема 4: Строение и функции основных отделов спинного мозга.

1) топография спинного мозга;

2) внутренне строение спинного мозга;

3) серое вещество спинного мозга, особенности строения и функции;

4) белое вещество и его проводниковая функция, собственные связи спинного мозга и аппарат двусторонних связей с головным мозгом.

Методические рекомендации. Рассмотреть строение спинного мозга, связь сегментов спинного мозга со спинно-мозговыми нервами, строение и значение спинальных ганглиев, строение пластин серого вещества спинного мозга, расположение, расположение и функционирование основных нервных трактов, осуществляющих связь спинного мозга с головным.

Основная литература [ 1, 2, 3, 4, 5, 6]

Дополнительная литература [ 2, 3, 5, 7, 8]

 

Семинар 5, 6

Тема 5: Строение оболочек мозга. Ликвор: состав, функции и ликворообращение.

1) мягкая, паутинная и твёрдая оболочки мозга, особенности строения и функции;

2) ликвор: состав, значение для обменных процессов мозга; медицинская диагностика;

3) выработка ликвора в сосудистых сплетениях желудочков мозга, всасывание ликвора в кровь и роль оболочек мозга в этом процессе.

Методические рекомендации. Уделить внимание особенностям кровоснабжения мозга, его основных отделов, функциональному обмену веществ между кровью, тканевой жидкостью мозга и ликвором, рассмотреть строение и значение гемато-энцефалического, гемато-ликворного и нейро-ликворного барьеров.

Тема 6: Мозговой ствол, строение и функции его отделов.

1) особенности строения и функции продолговатого мозга и моста;

2) строение среднего мозга;

3) строение таламического мозга;

4) гипоталамус, строение, функции.

Методические рекомендации. Осветить особенности строения белого и серого вещества ствола мозга и сравнить с соответствующими структурами плаща. Рассмотреть отделы ствола, их функции и связи.

Коллоквиум «Строение головного мозга человека»

Основная литература [2, 3, 4, 5, 6, 7]

Дополнительная литература [ 2, 7]

Семинар 7, 8

Тема: Конечный мозг. Особенности строения. Современные представления о строении коры больших полушарий.

1) строение коры больших полушарий, её основные параметры;

2) строение и расположение борозд и извилин, доли больших полушарий;

3) локализация функций в коре, проекционные и ассоциативные поля;

4) цитоархитектоника большой коры;

5) базальные ядра конечного мозга;

6) понятие о лимбической системе.

Методические рекомендации. Уделить особое внимание классическим и современным представлениям о строении и локализации функций в коре больших полушарий, модульному принципу её организации.

Основная литература [ 1-7]

Дополнительная литература [ 1-7]

Формы контроля.

Рубежный контроль:

Формы:

Промежуточный контроль:

а) обсуждение тем семинаров, опросы студентов;

б) заслушивание докладов по рефератам, обсуждение.

Рубежный контроль:

коллоквиумы по темам:

«Гистология мозга и нейроонтогенез» (3й семинар),

«Спинной мозг и проводящие пути» (5й семинар),

«Анатомия головного мозга» (7й семинар).

Итоговый контроль: экзамен.

 

Темы рефератов.

1. Онтогенез нервной системы человека.

2. Нейруляция. Механизм формирования и дифференцировки нервной трубки.

3. Нейрон - основная структурная и функциональная единица нервной системы.

4. Аксон. Особенности строения и функции. Аксонный транспорт.

5. Строение и функции дендритов.

6. Межнейрональные связи. Строение, функции, классификация.

7. Нейромедиаторы. Строение, функции, классификация. Образование и метаболизм нейромедиаторов.

8. Нервно-мышечные соединения.

9. Структура памяти.

10. Нейроглия.

11. Оболочки мозга.

12. Цереброспинальная жидкость.

13. Строение спинного мозга.

14. Пирамидная и экстрапирамидная системы.

15. Ретикулярная формация.

16. Строение продолговатого мозга.

17. Строение и функции мозжечка.

18. Средний мозг.

19. Таламический мозг.

20. Гипоталамус.

21. Гипофиз.

22. Эпифиз.

23. Лимбическая система мозга.

24. Древняя, старая и новая кора больших полушарий.

25. Проекционные поля коры больших полушарий.

26. Цитоархитектоника коры больших полушарий.

27. Вегетативная нервная система.

28. Геном человека.

29. Влияние веществ, изменяющих сознание, на структуры мозга.

30. Геном человека.

31. Вещества изменяющие сознание, механизмы влияние на мозг.

Рекомендуемая литература.

Основная литература.

  1. Андреева Н.Г. Структурно-функциональная организация нервной системы/ Под ред. А.С. Батуева – СПб: Изд-во С.-Петерб. Университета, 2003.
  2. Аносов И.П., Золотова Т.Е. Основы гистологии. К.: Твим интер, 2002.
  3. Козлов В.И., Цехмистренко Т.А. Анатомия нервной системы. М.: Мир, 2004.
  4. Привес М.Г., Лысенков Н.К., Бушкович В.И. Анатомия человека. СПб.: Гиппократ, 2000.
  5. Савельев С.В., Негашева М.А. Практикум по анатомии мозга человека. М.: Веди, 2001.
  6. Савельев С.В. Стереоскопический атлас мозга человека. М.: AREA XVII, 1996.
  7. Шульговский В.В. Основы нейрофизиологии. – М.: Аспект Пресс, 2000.
  8. Шульговский В.В. Физиология ЦНС, М.: Изд-во МГУ, 1997.

Дополнительная литература.

  1. Быков В.Л. Частная гистология человека. СПб: СОТИС, 1997.
  2. Гильберт С. Биология развития: В 3х т. Пер. с англ. – М.: Мир, 1993.
  3. Годберг Э. Управляющий мозг: Лобные доли, лидерство и цивилизация./ Пер. с англ. Д. Бугакова. – М.: Смысл, 2003.
  4. Косицын Н.С. Нервная клетка – здоровая и больная. М.: Знание, 1987.
  5. Николлс Дж. Г. и др. От нейрона к мозгу / Пер. с англ. Балабана П.М. и др. - М.: Едиториал УРСС, 2003.
  6. Роуз С. Устройство памяти. От молекул к сознанию. М.: Мир, 1995.
  7. Савельев С.В. Происхождение мозга. – М.: ВЕДИ, 2005.
  8. Хрестоматия по анатомии ЦНС, под ред. Л.К. Хлудова. М.: Российское психологическое общество, 1998.


Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: