Существует три основных направления увеличения прибыли: технологическое, организационное, экономическое.




Тема 10

Прибыль и рентабельность организации.

Слайд 1

Название курса, номер темы

Слайд 2

Содержание темы

Слайд 3

1.1 Сущность прибыли и ее виды

 

Прибыль как экономическая категория свидетельствует о ко­нечном результате деятельности субъекта хозяйствования и пре­вышении доходов предприятия над текущими расходами. При­быль, так же как и доходы, может быть получена в процессе производства продукции, работ и услуг, а также при передаче имущества третьим лицам с целью получения экономической выгоды.

Прибыль – это обобщающий показатель деятельности пред­приятия. Рост прибыли обеспечивает финансовую основу для расширенного воспроизводства активов, увеличения стоимости имущества собственников и дивидендов.

В самом слове «прибыль» содержится ответ на вопрос, что это такое. Прибыль – это прибавка, рождающаяся в денежном обороте, в том случае если выручка превышает затраты. Таким образом, прибыль – это превышение вы­ручки над затратами. В противном случае мы имеем убы­ток. В силу определенных обстоятельств или упущений в работе (превышение себестоимо­сти продукции над ценой, уменьшение количества продаж, невы­полнение договорных обязательств, штрафные санкции и прочее) предприятие может нести убытки. Убытки уменьшают стоимость его чистых активов и могут привести к банкротству.

Показатели прибыли или убытка являются исходной пози­цией для определения уровня экономической эффективности субъекта хозяйствования. Высокий уровень экономической эффективности является сигналом для инвесторов о целесообраз­ности совместной инвестиционной деятельности. Инвестицион­ная привлекательность, в свою очередь, способствует развитию производства, повышению конкурентоспособности продукции и, следовательно, увеличению прибыли. Возникает эффект си­нергии, когда положительные факторы накладываются один на другой. Низкий уровень экономической эффективности, а тем более убыточность, не стимулируют инвестиционную актив­ность внешних инвесторов и являются причиной хронического ухудшения финансового состояния.

 

Прибыль различают:

по видам деятельности (прибыль от промышленной про­дукции, ремонтных работ, транспортных услуг и т. д.);

по видам продукции;

по разновидностям дохода от управления капиталом (прибыль от сдачи имущества в аренду, от долгосрочных финансовых вло­жений в уставный капитал создаваемых предприятий, от передачи объектов интеллектуальной собственности по лицензионному со­глашению, от ценных бумаг, от курсовой разницы и т.д.);

 

Слайд 4

1.1 Сущность прибыли и ее виды

 

по структурным подразделениям предприятия (прибыль бри­гады, цеха, центра финансовой ответственности, предприятия);

по времени получения (прибыль за месяц, квартал, год);

по полноте составных элементов (прибыль валовая, балансо­вая, чистая);

по направлениям использования (прибыль капитализированная, выплаченная в качестве премии, переданная безвозмездно для благотворительных целей и т. д.);

по методу группировки доходов и расходов (прибыль эконо­мическая, бухгалтерская, налогооблагаемая, нераспределенная, остающаяся в распоряжении предприятия и т. д.);

по степени обобщения (прибыль консолидированная и рест­руктурированная).

 

Слайд 5

 

1.2 Порядок формирования прибыли

 

Для расчета показателей прибыли необходимо знать доходы (Д) и текущие расходы (Е). В общем виде:

П = Д – Е.

 

Расходы бывают двух видов: текущие и капи­тальные. Капитальные расходы – это вложения в активы, то есть инвестиции. Текущие расходы – это затраты на производство продукции, выполнение работ и оказание услуг, то есть себестоимость товара по видам деятельности. В себестоимости продукции находит отражение перенесенная стоимость основных средств в виде амортизации и списанные на производство про­дукции материальные запасы как составная часть оборотных фондов. Текущие расходы, учитываемые при определении при­были от управления капиталом выступают в виде:

· текущих издержек;

· отрицательной курсовой разницы;

· расходов, связанных с демонтажем оборудования и т. д.

В хозяйственной практике расчет прибыли осуществ­ляется следующим образом. Этот процесс представлен на рис. 1 (содержится в «Отчете о прибылях и убытках).

Изменение суммы прибыли во времени происходит под воз­действием множества факторов. Классификация факторов, влия­ющих на прибыль предприятия, имеет важное значение для поиска резервов ее увеличения.

 

Слайд 6

1.3Распределение и использование прибыли.

 

Механизм воздействия финансов на хозяйство, на его экономическую эффективность на­ходится не в самом производстве, а в распределительных денежных отношениях. Характер направлений использования прибыли отра­жает стратегические задачи предприятия.

По сути, распределение прибыли следует рассматривать в трех направлениях:

Прибыль отчетного года:

- бюджет;

- предприятие;

- собственники.

 

Рис. 1 Механизм формирования прибыли

 

Прибыль распределяется между государством, собственниками предприятия и самим предприятием. Пропорции этого распределе­ния в значительной мере воздействуют на эффективность деятель­ности предприятия как позитивно, так и негативно.

Взаимоотношения предприятий и государства по поводу прибыли строятся на основе налогообложения прибыли. Налоги оказывают значительное влияние на формирование финансовых результатов хо­зяйственной деятельности предприятия и на размер чистой прибыли, используемой предприятием на цели накопления и потребления. В состав налогов, уплачиваемых предприятиями, входят федеральные налоги, налоги субъектов Российской Федерации и местные налоги. Налоги начисляются с отнесением их на различные источники.

Часть налогов включается в цену продукции (товара, работ, ус­луг). К таким налогам относятся налог на добавленную стоимость, акцизы, экспортные таможенные пошлины.

Некоторые налоги включаются в состав расходов на производ­ство продукции, т.е. относятся на ее себестоимость или же на их сумму увеличивается стоимость амортизируемого имущества. К ним относятся единый социальный налог, транспортный налог, импорт­ные таможенные пошлины, государственные пошлины, земельный налог, лесной налог, другие ресурсные налоги.

Другие налоги относятся на финансовые результаты хозяйственной деятельности предприятий, т.е. уменьшают балансовую прибыль пред­приятия: налог на прибыль, налог на имущество, налог на рекламу.

Непосредственно из прибыли, полученной в результате финансово­-хозяйственной деятельности и остающейся у предприятия после уплаты налога на прибыль, предприятия уплачивают некоторые местные налоги.

Поскольку, как мы видим, основным источником уплаты налогов является добавленная стоимость, то налоги непосредственно влияют на часть прибыли, остающуюся в распоряжении предприятия, т.е. на чистую прибыль. Косвенные налоги, хотя и прямо не уплачиваются из прибыли, но при достижении ценой товара максимума покупательной возможности также начинают снижать долю прибыли товаропроизво­дителя. Сумма налогового бремени обратно пропорциональна инве­стиционным возможностям реального сектора экономики. Задача го­сударственного управления состоит в том, чтобы, сохраняя стабиль­ность роста доходов бюджета, способствовать экономическому росту на предприятиях. Закономерно предположить, что должен быть огра­ничитель для налоговой нагрузки на экономику предприятий-налогоплательщиков. В противном случае утрачиваются стимулы к по­вышению эффективности работы предприятия и получению прибыли.

Прибыль, оставшаяся после уплаты налогов, распределяется между собственниками (акционерами и учредителями) и самим предприятием.

Это распределение зависит от многих факторов. В период техниче­ского перевооружения и модернизации производства, освоения новых видов продукции и новых технологий предприятие крайне нуждается в финансовых ресурсах, и предоставить их должны в первую очередь соб­ственники. Это не означает, что они должны отказаться от своих ожи­даний и не получать доход на вложенный капитал. Просто это должны быть отложенные ожидания, и собственники смогут получить свои ди­виденды после выхода производства на проектную мощность, когда предприятие начнет получать прибыль в достаточном размере. Диви­денды за период ожидания должны быть не меньше процентной ставки на банковский вклад за этот же период, но меньше ставки за кредит.

В условиях рыночного хозяйства государство не вмешивается в процесс распределения прибыли, остающейся в распоряжении пред­приятия после уплаты налогов. Тем не менее посредством предостав­ления налоговых льгот оно стимулирует направление прибыли на ка­питальные вложения производственного назначения и строительство жилья, на благотворительные цели, финансирование природоохран­ных мероприятий, расходов на содержание объектов и учреждений со­циальной сферы, на проведение научно-исследовательских работ. За­конодательно устанавливается минимальный размер резервного капи­тала для акционерных обществ, регулируется порядок создания резер­ва по сомнительным долгам и под обесценение ценных бумаг.

Распределение прибыли, остающейся в распоряжении предпри­ятия, регламентируется внутренними документами предприятия, как правило, в учетной политике. Некоторые аспекты распредели­тельного процесса фиксируются в уставе предприятия. В соответст­вии с уставом или решением распорядительного органа на пред­приятии создаются фонды: накопления, потребления, социальной сферы. Если же фонды не создаются, то в целях обеспечения пла­нового расходования средств составляются сметы расходов на раз­витие производства, социальные нужды трудового коллектива, ма­териальное поощрение работников и благотворительные цели.

К расходам, связанным с развитием производства и финансируе­мым из прибыли, относятся расходы на научно-исследовательские, про­ектные, опытно-конструкторские и технологические работы, разработку и освоение новой продукции и технологических процессов, совершен­ствование технологии и организации производства, модернизацию обо­рудования, техническое перевооружение и реконструкцию действующе­го производства, расширение предприятия и новое строительство объек­тов, проведение природоохранных мероприятий. В эту же группу расхо­дов относят расходы на погашение долгосрочных кредитов банков и процентов по ним. Накопленная прибыль предприятия может быть вложена им в уставные капиталы других предприятий, долгосрочные и краткосрочные финансовые вложения, перечисляться вышестоящим ор­ганизациям, союзам, концернам, ассоциациям и пр. Эти направления также считаются использованием прибыли на развитие.

Распределение прибыли на социальные нужды включает в себя расходы по эксплуатации социально-бытовых объектов, находящих­ся на балансе предприятия, финансирование строительства объек­тов непроизводственного назначения, проведение оздоровительных и культурно-массовых мероприятий и т.п.

К затратам на материальное поощрение относятся выплата пре­мий за достижения в труде, расходы на оказание материальной по­мощи, единовременные пособия ветеранам, пенсионерам, компен­сация удорожания стоимости питания в столовых и др.

Вся прибыль, остающаяся в распоряжении предприятия, разделя­ется на прибыль, увеличивающую стоимость имущества, т.е. участ­вующую в процессе накопления, и прибыль, направляемую на по­требление, не увеличивающую стоимости имущества. Если прибыль не расходуется на потребление, то она остается на предприятии как нераспределенная прибыль прошлых лет и увеличивает размер собст­венного капитала предприятия. Наличие нераспределенной прибыли увеличивает финансовую устойчивость предприятия, свидетельствует о наличии источника для последующего развития.

 

Слайд 7

 

1.4 Методы планирования прибыли.

 

Планирование прибыли — составная часть финансового планирования. Оно проводится раз­дельно по всем видам деятельности предприятия (организации). Раздельное планирование обусловлено различивши в методологии исчисления и налогообложение прибыли от различных видов дея­тельности. В процессе разработки финансовых планов учитывают­ся все факторы, влияющие на размер прибыли и моделируются финансовые результаты выполнения различных управленческих решений.

В условиях стабильной развивающейся экономики планирование прибыли осуществляется на период от трех до пяти лет. При относи­тельно стабильных ценах и прогнозируемых условиях хозяйствования распространено текущее планирование в рамках одного года. При нестабильной экономической и политической ситуации планирова­ние возможно на кратковременный период — квартал, полугодие.

Планирование прибыли использует все параметры бизнес- плана и определяет финансовый результат всей деятельности предприятия. Очень важно осознать взаимосвязь планирования прибыли с параметрами производственной, хозяйственной и фи­нансовой деятельности предприятия. Нужно изучить наиболее су­щественные взаимосвязи в экономике предприятия и понять их влияние на размер прибыли. Это поможет глубже понять факто­ры, влияющие на ее рост.

Прибыль планируется раздельно по всем видам деятельности предприятия (организации). Раздельное планирование обусловлено различиями в методологии исчисления и налогообложении прибы­ли от различных видов деятельности. В процессе разработки финансовых планов учитываются все факторы, влияющие на размер прибыли, и моделируются финансовые результаты выполнения раз­личных управленческих решений.

В планировании прибыли используются методы прямого счета, аналитический и основанный на эффекте производственного (опе­рационного) рычага.

Слайд 8

 

1.4 Методы планирования прибыли.

Метод прямого счета.

В основе его лежит поассортиментный расчет прибыли от выпуска и реализации продукции. Более простой вариант этого метода предполагает укрупненный расчет по позициям плана, пример которого приведен в табл. 1.

Таблица 1

Расчет прибыли, тыс.руб.

№ п/п Показатель Сумма
  Плановый объем продаж а) по отпускным ценам предприятия б) по полной себестоимости   313 075 199 858
  Прибыль (убыток) от продаж (стр. 1а - стр. 1б) 113 217
  Доходы от внереализационных операций: - Доходы по ценным бумагам - Доходы от долевого участия в деятельности других предприятий  
  Операционные доходы: - От прочей реализации - Арендные платежи  
  Операционные расходы: - По прочей реализации - Амортизация и обслуживание имущества, сданного в аренду  
  Внереализационные доходы: - Поступления в возмещение причиненных пред­приятию убытков - Курсовые разницы   2 000   2 500
  Внереализационные расходы: - Курсовые разницы - Налог на имущество - Налог на рекламу   1 700
  Прибыль (убыток) планируемого года (стр. 2 + стр. 3 + стр. 4 - стр. 5 + стр. 6 - стр. 7) 116 428

Слайд 9

 

1.4 Методы планирования прибыли.

2. Аналитический метод.

Этот метод используется при незначи­тельных изменениях в ассортименте выпускаемой продукции. Приме­няется при отсутствии инфляционного роста цен и себестоимости.

При использовании аналитического метода расчет ведется раз­дельно по сравнимой и несравнимой товарной продукции. Сравни­мая продукция выпускается в базисном году, который предшествует планируемому, поэтому известны ее фактическая полная себестои­мость и объем выпуска. По этим данным можно определить базо­вую (отчетную) рентабельность Р0:

 

Р0 = (П0: Стп) • 100%,

где П0 — ожидаемая прибыль (расчет прибыли ведется в конце базис­ного года, когда точный размер прибыли еще не известен);

Стп — полная себестоимость товарной продукции базисного года.

Расчет ведется в определенной последовательности.

1. С помощью базовой рентабельности ориентировочно рассчи­тывается прибыль планируемого года на объем товарной продукции планируемого года, но по базисной себестоимости.

2. Рассчитывается изменение (+, —) себестоимости продукции в планируемом году.

3. Определяется влияние изменения ассортимента, качества, сортности продукции. Такие расчеты выполняются в специальных таблицах на основе плановых данных об ассортименте продукции, ее качестве, сортности.

4. После обоснования цены на готовую продукцию планируемо­го года определяется влияние роста (или снижения) цен.

5. Влияние на прибыль всех перечисленных факторов суммиру­ется. Прибыль от производства сравнимой продукции в планируе­мом году определяется с учетом прибыли, исчисленной на этапе 1 и последующих этапах.

6. Далее учитывается изменение прибыли в нереализованных ос­татках готовой продукции на начало и конец планируемого периода.

Аналитический метод имеет то преимущество, что показывает влия­ние различных факторов на размер прибыли, но это преимущество про­является только при наличии стабильных условий хозяйствования.

Слайд 10

 

1.4 Методы планирования прибыли.

3. Метод, основанный на эффекте производственного (операционного) рычага (CVP-анализ).

Этот метод планирования прибыли бази­руется на принципе разделения затрат на постоянные и перемен­ные и расчете маржинальной прибыли. Из выручки от реализации продукции (без НДС, акцизов, таможенных пошлин) вычитаются переменные затраты и получается маржинальная прибыль. Далее из маржинальной прибыли вычитаются постоянные расходы и опреде­ляется финансовый результат (прибыль или убыток).

Для коммерческих предприятий очень важно определить порог окупаемости затрат, после которого они начнут получать прибыль. Для этого следует установить точку безубыточности.

Точкой безубыточности называют критический объем продаж, при котором коммерческое предприятие способно покрыть все свои расхо­ды, не получая прибыль, но и без убытка (рис. 2).

 

 

Рис. 2 Определение точки безубыточности

 

Прямые 1—3 на рис. 2 показывают зависимость переменных затрат, посто­янных затрат и выручки. Точка критического объема производства показывает объем производства, при котором выручка от реализации продукции равна ее полной себестоимости (точка безубыточности).

После определения точки безубыточности планирование при­были строится на основе эффекта производственного (операцион­ного) рычага, т.е. того запаса финансовой прочности, при котором предприятие может позволить себе снизить объем реализации, не приводя к убыточности. Эффект операционного рычага состоит в том, что любое изменение выручки от реализации приводит к еще более сильному изменению прибыли. Действие эффекта связано с непропорциональным воздействием постоянных и переменных за­трат на финансовый результат при изменении объема производства и реализации. Чем выше доля постоянных расходов в себестоимо­сти продукции, тем сильнее воздействие производственного рычага. И наоборот, при росте объема продаж доля постоянных расходов в себестоимости падает, и воздействие производственного рычага уменьшается.

 

Слайд 11

 

1. 5 Влияние учетной политики на финансовый результат деятельности предприятия.

 

На финансовый результат существенное влияние ока­зывает учетная политика предприятия. Поскольку прибыль — это разница между доходами и расходами, то выбор метода признания доходов и расходов увеличивает или уменьшает конечный финансо­вый результат. В отношении доходов влияние оказывает факт при­знания дохода в результате реализации. В некоторых случаях доход может не признаваться как реализация, если не подписан акт вы­полненных работ, хотя работа принята и ее результатами пользуется заказчик. Товары или продукция могут не признаваться реализо­ванными, если не выполнены все условия договора (например, то­вары не оплачены).

В отношении расходов влияние учетной политики на прибыль существенно выше. Это связано с тем, что расходы могут учиты­ваться различными методами. Оценка стоимости затрат также мо­жет существенно варьироваться в зависимости от выбранной учет­ной политики. Это касается стоимости товаров, материальных запа­сов, оценки амортизируемого имущества, методов исчисления амортизации, оценки ценных бумаг, прочих расходов. Например, амортизация внеоборотных активов может начисляться нескольки­ми способами. Одни способы равномерно переносят стоимость амортизируемого имущества (линейный метод), другие позволяют существенно увеличить размер амортизационных отчислений в пер­вые годы эксплуатации активов, что приведет к уменьшению прибы­ли. Выбор метода оценки стоимости материально-производственных запасов (ФИФО, ЛИФО, средней стоимости) позволяет увеличивать или уменьшать прибыль отчетного года. Грамотное, взвешенное применение различных способов управления прибылью с помощью учетной политики позволяет планировать такие показатели, как рентабельность, ликвидность, доходность.

 

Слайд 12

 

1.6 Основные направления увеличения прибыли; факторы влияющие на прибыль

 

Существует три основных направления увеличения прибыли: технологическое, организационное, экономическое.

Технологические способы повышения прибыли базируются на совершенствовании технологии производства и приобретении современного оборудования с целью снижения себестоимости продукции и приведения ее качества в соответствие с междуна­родными стандартами.

Организационные пути увеличения прибыли проявляются в улучшении организации производства, труда и управления.

Экономические пути роста прибыли следующие:

– стимулирование предприятий через принимаемые законы, постановления и другие нормативные документы;

– наличие конкурентной среды, способствующей поиску ре­зервов снижения себестоимости продукции и выпуску конкурен­тоспособной продукции;

– материальное поощрение персонала за творческую и от­ветственную работу, обеспечивающую рост деловой активности.

 

Слайд 13

 

1.6 Основные направления увеличения прибыли; факторы влияющие на прибыль

 

По направленности влияния на прибыль все факторы делят­ся на внешние (не зависящие от деятельности предприятия) и внутренние (зависящие от работы трудового коллектива).

В числе внешних факторов основное влияние на размер и темпы изменения прибыли оказывает налоговая система госу­дарства. Она является сильнейшим экономическим рычагом, ре­гулирующим взаимоотношения товаропроизводителей и госу­дарства. Эффективная налоговая система оказывает благоприятное влияние на экономическое поведение хозяйствующих субъектов и усиливает инвестиционную активность.

Внутренние факторы, в свою очередь, делятся на производственные и непроизводственные. Производственные факторы отра­жают наличие и использование основных элементов производст­венного процесса, участвующих в формировании прибыли (это средства труда, предметы труда и труд персонала). Непроизвод­ственные факторы связаны с коммерческой деятельностью фир­мы, с выполнением природоохранной и социальной функции, с юридическими и кредитными отношениям партнеров.

В составе производственных факторов выделяются экстен­сивные и интенсивные группы факторов. К экстенсивным фак­торам относятся те, которые отражают увеличение количества используемых производственных ресурсов (приобретение нового оборудования, увеличение численности работников, изменение коэффициента сменности и другие). К интенсивным факторам относятся те, которые обусловливают повышение эффективности работы при тех же производственных ресурсах (повышение квалификации персонала и производительности труда, оптимизация загрузки производственных мощностей и др.) В процессе производства продукции и услуг все факторы находятся в тесной взаимосвязи и зависимости.

Получение предприятием прибыли, несомненно, говорит о том, что доходы превышают расходы. Однако сам факт получения прибыли не характеризует эффективность работы предприятия. Иными словами важна не прибыль, а прибыльность, т. е. ответ на вопрос: сколько рублей прибыли приносит каждый рубль затрат? На этот вопрос отвечают показатели рентабельности, как ключевые показатели или индикаторы результата дея­тельности предприятия.

 

Слайд 14

 

1.7 Эффективность и рентабельность.

 

Понятие эффективности является едва ли не самым важным в экономической теории и практике. Каждое предприятие крайне заинтересовано в эффективном ведении своего хозяйства. Поэтому чрезвычайно важно понять суть этого явления. Это тем более важно, потому что изу­чение использования любого ресурса подразумевает рассмотрение показателей эффективности их использо­вания.

Эффект – от лат. (effectus)результат, воздействие. Соот­ветственно, эффективность – это результативность. Иными словами, характеризуя любую деятельность важно знать не только, каков результат, но и какой «це­ной» он достигнут, какие для этого были использованы ресурсы. Поэтому, в общем смысле, эффективность – это соотношение результатов и затрат или ресурсов, которые этот результат вызвали.

Соотнесение результатов с затратами может произво­диться различными способами.

• логически (например, при определении эффектив­ности обучения).

• в виде разности, когда из результата вычитают зат­раты (например, прибыль определяется как разница меж­ду результатом — выручкой и затратами на ее получение. Такие показатели называются абсолютными;

• в виде отношения затрат и результатов (например, производительность труда как соотношение между ре­зультатами труда и затратами труда и т. д.). Такие показатели называются относительными. Относи­тельные показатели бывают прямыми и обратными.

Прямые показатели называют показателями отдачи. Эти показатели призваны ответить на вопрос, сколько единиц результата «снимается» с единицы затрат или какова «результатоотдача» затрат.

Обратные – показателями емкости. Эти показатели призваны ответить на вопрос, сколько необходимо еди­ниц затрат для получения единицы результата или како­ва «затратоемкость» результата.

В любом случае, определить эффективность – это зна­чит соотнести результат с затратами (или ресурсами), кото­рые этот результат вызвали. Однако содержание показате­ля эффективности, то, на какой вопрос он будет давать ответ, зависит от того, что исследователь берет в качестве результата и что в качестве затрат. В зависимости от целей анали­за возможна любая детализация результатов и затрат.

Часто можно слышать, что задачей какой-либо дея­тельности является «получение максимума результатов при минимуме затрат». С точки зрения математики, такое выражение некорректно, поскольку это означает, что ре­зультат должен стремиться к бесконечности, а затраты к нулю. То есть предлагается получить все из ничего. С точ­ки зрения экономики это очень трудно осуществимая за­дача. Чаще всего повышения эффективности достигают двумя путями:

– либо достижения максимума результата при фикси­рованном объеме затрат;

– либо достижения минимума затрат при фиксиро­ванном объеме результата.

Следовательно, для того чтобы добиться повышения эффективности производственно-хозяйственной деяте­льности, необходимо рассмотреть, что собою представля­ют результаты деятельности предприятия, и что собой представляют его ресурсы и затраты.

Таким образом, показатели эффективности работы предприятия это:

– показатели эффективности использования основных производственных фондов;

–показатели эффективности использования оборотных средств;

– показатели использования трудовых ресурсов;

– показатели использования финансовых ресурсов.

Как говорилось выше, прибыль свидетельствует о ко­нечном результате деятельности субъекта хозяйствования. Но, для оценки эффективности работы промышленного предприя­тия недостаточно использовать только показатель прибыли.

Напри­мер, два предприятия получают одинаковую прибыль, но имеют различную стоимость производственных фондов, т.е. сумму основ­ного капитала и оборотных средств. Более эффективно работает то предприятие, у которого стоимость производственных фондов мень­ше. Таким образом, для оценки эффективности работы предприя­тия необходимо сопоставить прибыль и производственные фонды, с помощью которых она создана. Это и есть рентабельность.

Рентабельность – доходность, прибыльность предприятия; по­казатель экономической эффективности производства промышлен­ного предприятия, который отражает конечные результаты хозяй­ственной деятельности. Рентабельность как понятие характеризует экономическую эффективность деятельности предприятия. Рентабельность, как показатель – это относительная величина, в числителе которой представлена прибыль, а в знаменателе затраты. Рентабельность, как правило, определяется в процентах. Модель вычисления уровня рентабельности выглядит следующим образом:

Рентабельность = (прибыль / затраты) × 100% или .

Поскольку есть несколько видов и множество показателей прибыли, а также существует много видов и показателей затрат, количественная характеристика рентабельности также нуждается в классификации.

 

Слайд 15

 

1.8 Основные виды рентабельности и способы их определения. Задачи и направления повышения рентабельно­сти

 

Исходя из понимания видов прибыли (по видам деятельности и от управления капиталом) можно выделить следующие виды рентабельности:

– рентабельность продукции, работ, услуг;

%.

– рентабельность имущества, переданного третьим лицам с целью получения дохода или рентабельность продаж %.

Слайд 16

 

1.8 Основные виды рентабельности и способы их определения. Задачи и направления повышения рентабельно­сти

С учетом видов затрат можно представить следующие виды рентабельности:

– рентабельность текущих затрат, т. е. отношение прибыли к себестоимости продукции, работ, услуг;

– рентабельность (доходность) капитальных затрат, т. е. отношение прибыли к активам (пассивам) или к их составным частям.

рентабельность активов %;

рентабельность капитала %,

где А – сумма активов предприятия (основные и оборотные фонды, нематериальные и финансовые активы);

Е – себестоимость продукции;

Д – выручка от реализации;

К – капитал предприятия (основные и оборотные фонды, нематериальные активы).

 

Слайд 17

 

1.8 Основные виды рентабельности и способы их определения. Задачи и направления повышения рентабельно­сти

 

По каждому виду рентабельности рассчитываются показатели, в которых детализируются количественные значения исходных данных по различным признакам, а именно:

по времени – рентабельность продукции за год, квартал, месяц;

месту – рентабельность предприятия, корпорации, произ­водства, цеха, торгового подразделения и т. д.;

степени детализации производственной программы – рентабельность единицы продукции или всего объема производства, рентабельность по одному виду деятельности или по всем видам деятельности;

разновидностям доходов с капитала – рентабельность арен­ды, лизинга, вложений в производственные предприятия или в финансовые учреждения; рентабельность франчайзинга; рента­бельность объектов интеллектуальной собственности переданных по лицензионным соглашениям; рентабельность от долгосрочных или от краткосрочных финансовых вложений и др.

Показатель рентабельности взаимосвязан со всеми показателя­ми эффективности производства, в частности с себестоимостью продукции, фондоотдачей и фондоемкостью продукции, скоростью оборачиваемости оборотных средств и др.

Основные направления повышения рентабельности те же, что и направления роста прибыли. Однако увеличение рентабельности связано не только с суммой прибыли, но и с уменьшением текущих и капитальных затрат. Поэтому снижение текущих издержек предприятия и более эффективное использование имущества также оказывает влияние на показатель рентабельности.

 

Слайд 18

Итоги лекции (темы)



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: