Ход работы.
1. Рассмотреть и сравнить строение разных видов папоротников.
2. Зарисовать внешнее строение и обозначить названия основных частей.
3. Рассмотреть строение листа.
4. Найти мужские и женские экземпляры.
5. Рассмотреть и зарисовать спорангии и споры.
6. Подвести итог работе, выделив основные функции разных частей папоротника.
Молодые листья папоротника спирально закручены и покрыты множеством сухих чешуек, которые защищают молодые листья от высыхания. Весной молодые листья начинают расти своей верхушкой. На нижней поверхности листьев папоротника появляются округлые возвышения кожицы, располагающиеся в два ряда вдоль средней жилки на каждой доле листа (начало бесполого размножения папоротника). Со временем эти уплотнения становятся бурыми, в них под тонкой пленкой находятся мельчайшие мешочки – спорангии, содержащие одноклеточные споры. В сухую погоду спорангии лопаются, и споры высвобождаются.
Во влажной почве споры прорастают и дают тончайшую трубочку, которая разрастается в зеленую многоклеточную пластинку – заросток. Заросток – это уже половое поколение папоротника. При увеличении видно, что верхняя сторона заростка гладкая, а нижняя – покрыта тончайшими волосками, помогающими ему прикрепляться к влажной поверхности почвы. Между волосками находятся полые бугорки, где находятся сперматозоиды. Около сердцевидной выемки заростка находятся удлиненные возвышения с канальцами, идущими внутрь. На дне каждого бугорка находится яйцеклетка – женская половая клетка.
Домашнее задание.
Ответить на вопросы на с. 60 учебника.
УРОК 19 (11)
ТЕМА: «Плауны, хвощи, папоротники». Проверочная работа
ЦЕЛИ УРОКА:
выявить уровень знаний учащихся о высших споровых растениях, предложив выполнить тестовые задания.
ТИП УРОКА: закрепление знаний.
ОБОРУДОВАНИЕ: таблицы, рисунки, гербарный материал.
ПЛАН УРОКА:
ХОД УРОКА
Организационный момент
НА ДОСКЕ:
Число, месяц.
Тема: «Плауны, хвощи, папоротники». Проверочная работа.
Проверочная работа
Напомнить учащимся о порядке выполнения тестовых заданий и предложить классу приступить к работе. Правильные ответы выделены курсивом.
Тестовые задания.
Где происходит оплодотворение у споровых?
А. В воздухе
Б. В воде
В. В почве
Г. В клетке растения
Как называются первые наземные растения?
А. Маршанция
Б. Родобриум
В. Псилофит
Г. Сфагнум
3. Тело мхов подразделяется на:
А. Стебли и листья
Б. Листья и корни
В. Стебли и корни
Г. Стебли, листья, корни
4. Плауны это:
A. Однолетние растения с ризоидами
Б. Многолетние растения с крупными листьями
B. Многолетние растения с прямостоячими и ползучими стеблями
Г. Многолетние растения с ризоидами
5. Хвощи имеют:
А. Ризоиды
Б. Луковицу
В. Ползучий стебель
Г. Корневище
6. Заросток папоротника это:
А. Спорофит
Б. Гаметофит
В. Маленькое растение папоротника
Г. Разворачивающиеся листья папоротника
7. В жизненном цикле папоротников преобладает:
А. Спорофит
Б. Гаметофит
В. Обе формы развиваются одновременно (параллельно)
Г. Обе формы развиваются последовательно – то гаметофит, то спорофит
8. Вайи это:
А. Побеги плауна
Б. Листья папоротника
В. Листья мха
Г. Побеги хвоща
9. Весенние побеги хвоща:
А. Зеленые, ветвистые без спорангиев
Б. Бурые тонкие гаметофиты
В. Зеленые гаметофиты
Г. Бурые со спороносными колосками
10. Хвощ – показатель того, что почва:
А. Кислая
Б. Щелочная
В. Нейтральная
Г. Не является показателем
Если учащиеся быстро справились с тестами, можно за дополнительные баллы предложить выполнить творческие работы:
1. Составить цепь питания для сфагнового болота.
2. Составьте схему размножения папоротников.
3. Найдите черты сходства и различия в развитии мхов и папоротников.
4. Приведите доказательства того, что хвощи относятся к высшим растениям.
Домашнее задание
Повторить систему Царства растений. Повторить основные признаки высших и низших растений.
УРОК 20 (12)
ТЕМА: «Представители, строение и образ жизни голосеменных растений»
ЦЕЛИ УРОКА:
раскрыть значение появления семян для распространения растений, охарактеризовать отличительные особенности и значение хвойных и других голосеменных растений.
ТИП УРОКА: объяснение нового материала.
ОБОРУДОВАНИЕ: рисунки и фотографии голосеменных, засушенные веточки и шишки сосны, ели, лиственницы, кедровые орешки; необходимая оптика.
ПЛАН УРОКА:
ХОД УРОКА
Организационный момент
НА ДОСКЕ:
Число, месяц.
Тема: «Представители, строение и образ жизни голосеменных растений».