III. Лексика и этимология




Материалы для подготовки к олимпиаде школьников

История языка

I. Генетические связи современного русского языка. Происхождение современного русского литературного языка. Графика

Русский язык в кругу других индоевропейских и славянских языков. Основные признаки родства современного русского языка с индоевропейскими, особенно с изучаемыми в школе английским, французским, немецким, и славянскими языками. Генетическое сходство трех восточнославянских языков: русского, украинского и белорусского. Восточнославянские языковые особенности.

Современный русский литературный язык, его основные признаки. Понятие нормы. История формирования норм современного русского литературного языка.

Происхождение современной русской азбуки. Основные принципы славянской графики, орфографии и пунктуации. Развитие русской графики в связи с изменениями языка. Появление новых букв. Начертательные изменения. Особенности современной русской графики. Черты древнерусской графики, сохранившейся в современном русском языке. Небуквенные графические средства русского письма.

Тренировочные задания

1) Древнерусский язык распался на три самостоятельных языка: русский, малорусский (украинский) и белорусский. Слово «белорусский» означало:

А. язык светловолосых людей

Б. язык людей, живущих в белых жилищах

В. язык людей, живущих на западе Руси

Г. язык людей, живущих праведно

(задание олимпиады «Менделеев», 9-11 классы)

2) В XIV веке единый общевосточнославянский язык распался на три самостоятельных языка, одним из которых был русский. Одновременно с ним из единого языка-предка выделился также:

А. болгарский язык

Б. белорусский язык

В. польский язык

Г. сербский язык

(задание олимпиады «Менделеев», 9-11 классы)

3) Кириллические буквы были созданы на основе:

А. знаков русского потайного письма

Б. букв греческого алфавита

В. букв коптского алфавита

Г. букв латинского алфавита

(задание олимпиады «Менделеев», 9-11 классы)

4) В современном русском языке одно слово от другого отделяется пробелом. В древнерусской письменности пробелы между словами отсутствовали, текст писался в одну строку. Как древнерусские книжники находили границу между словами?

(задание олимпиады «Менделеев», 9-11 классы)

5) Какие из приведенных ниже слов современного русского языка отмечены фонетическими чертами невосточнославянского происхождения:

(а) барабан, (б) между, (в) стена, (г) филин, (д) остолоп, (е) колючий, (ж) колющий, (з) межа, (и) псалтырь, (к) борона, (л) душа, (м) алтын.

(Возможно несколько правильных ответов)

(задание олимпиады «Менделеев», 9-11 классы)

II. Орфография

История русской орфографии: основные орфографические реформы, логика реформирования. Принципы современной русской орфографии, отражение в них исторических процессов.

Тренировочные задания

1) В последней четверти 17 века царь Алексей Михайлович издал следующий указ: «Буде кто в челобитье своем напишет в чьем имени или прозвище, не зная правописания, вместо О – А, или вместо А – О, или вместо Ъ – Ь, или вместо h – Е, или вместо И – I, или вместо У – О, или вместо О – У, или иные в письмах наречия, подобные тем, по природе тех городов, где кто родился и по обыклостям своим говорить и писать навык, того в бесчестье не ставить». О расширении сферы применения какого принципа орфографии этот указ свидетельствовал?

А. фонетического

Б. фонематического

В. морфологического

Г. традиционного

(задание олимпиады «Менделеев», 9-11 классы)

2) Из приведенных ниже слов выберете те слова, написание которых в современном русском языке совпадает с древнерусским:

1. житие, 2. чин, 3. мышь, 4. книги, 5. бью, 6. вести (глагол), 7. мышка, 8. мысль, 9. дать, 10. конь, 11. конец, 12. день, 13. крепкий, 14. лесть, 15. весело, 16. псалтирь, 17. новый, 18. власть, 19. время, 20. зима.

(задание олимпиады «Менделеев», 9-11 классы)

3) Проанализируйте правила написания буквы И в корнях слов после шипящих (Ж, Ш, Щ, Ч) и Ц. О каком качестве шипящих и Ц в древнерусском языке свидетельствуют эти правила?

(задание олимпиады «Менделеев», 9-11 классы)

4) В школах России до 1918 г. учащимся рекомендовали заучивать следующий стишок:
Белый, бледный, бедный бес
Убежал, бедняга, в лес.
Лешим по лесу он бегал,
Редькой с хреном пообедал и т. д.
Как Вы думаете, какое орфографическое правило можно было запомнить с помощью этого текста?

(задание межрегиональной олимпиады МПГУ, 9-11 класс)

5) В церковной азбуке есть буква «ук», которая состоит из двух частей, не связанных

друг с другом лигатурой: ОУ. В современном алфавите сохранилась другая подобная ей

составная буква. Приведите ее печатный вариант, а также древнее и современное название. Объясните появление именно такого начертания этой буквы.

(задание межрегиональной олимпиады, г. Ульяновск, 9 класс)

III. Лексика и этимология

История слов современного русского языка: происхождение слова, изменение значения, расширение – сужение сферы функционирования, изменение стилистической окраски.

Этимологический анализ слова. Вычленение единого смыслового ядра слов современного русского языка.

Получить полный текст

 

Подписаться на рассылку!

Тренировочные задания

1) Объясните, почему написание слова свидетель является исторической ошибкой?

(задание всероссийской дистанционной олимпиады по русскому языку «Пишем правильно», 1-4 класс)

2) Назовите, какие слова стали употребляться в современном русском языке вместо устаревших слов: хлябь, диамант, изограф, инфантерия.

(задание всероссийской дистанционной олимпиады по русскому языку «Лексика и фразеология», 1-11 класс)

3) Каково происхождение слов здравствуйте, спасибо, пожалуйста, извините?

(задание дистанционной олимпиады всероссийского заочного конкурса «Познание и творчество» в рамках национальной образовательной программы «Интеллектуально-творческий потенциал России», 8-11 класс)

4) «Два сапога пара». Найдите неправильное объяснение этимологии слова.

САБО – «обувь для занятия самбо»

ЛАПОТЬ – «обувь на лапу»

ЧЕРЕВИКИ – «обувь, которая изготовлялась с использованием меха с живота (чрева) животного»

БОСОНОЖКИ – «их надевают на босую ногу»

ШЛЁПАНЦЫ– «ими шлёпают при движении»

ВАЛЕНКИ – «при их изготовлении валяют шерсть»

КОНЬКИ – «от слова «конь», потому что стальные полозья спереди раньше украшали фигурками, похожими на лошадиную голову, и они так же, как и кони, «везли»»

САПОГ – «обувь, которую можно надевать в любую погоду»

(задание дистанционной олимпиады всероссийского заочного конкурса «Познание и творчество» в рамках национальной образовательной программы «Интеллектуально-творческий потенциал России», 8-11 класс)

5) Встретились как-то слова пышка, опыт, пустой, попытка, пыхтеть, пухнуть, испытание, пускать, пух, пышный, пустыня, опушка, пушка. И показалось им, что они похожи друг на друга. Решили они обратиться к этимологическому словарю с вопросом, есть ли среди них родственники. Помогите словам – найдите среди них группы возможных родственников.

(задание дистанционной олимпиады всероссийского заочного конкурса «Познание и творчество» в рамках национальной образовательной программы «Интеллектуально-творческий потенциал России», 8-11 класс)

6) Определите значение слова помешательство в реплике из комедии «Ревизор». Какую мысль хотел выразить Бобчинский? Как эту же мысль высказали бы в этой же ситуации сейчас?

[Ремарка:] Написавши [ записку жене, городничий ] отдает Добчинскому, который подходит к двери, но в это время дверь обрывается и подслушивавший с другой стороны Бобчинский летит вместе с нею на сцену. Все издают восклицания. Бобчинский подымается.

[Хлестаков:] Что? Не ушиблись ли вы где-нибудь?

[Бобчинский:] Ничего, ничего-с, без всякого-с помешательства, только сверх носа небольшая нашлепка! Я забегу к Христиану Ивановичу: у него-с есть пластырь такой, так вот оно и пройдет.

(задание олимпиады «Ломоносов», 7-9 класс)

7) Прочитайте фрагмент стихотворения «Смерть».

Каково значение выделенных слов? Укажите, к какой части речи они относятся, и назовите их морфологические характеристики. Есть ли в тексте другие устаревшие слова или формы слов? Ели да, то приведите их, указав, что устарело – значение слова или его форма.

Когда возникнул мир цветущий

Из равновесья диких сил,

В твое храненье всемогущий

Его устройство поручил.

И ты летаешь над твореньем,

Согласье прям его лия

И в нем прохладным дуновеньем

Смиряя буйство бытия.

Ты укрощаешь восстающий

В безумной силе ураган,

Ты, на брега свои бегущий,

Вспять возвращаешь океан.

(задание олимпиады «Ломоносов», 10-11 класс)

8) Все современные славянские языки восходят к единому языку-предку – общеславянскому языку. Слова, образованные от одного общеславянского корня, получили в результате фонетических и морфологических изменений в каждом языке разный облик и разошлись в своем значении, сохранив, тем не менее, следы первоначальной смысловой близости. Проанализируйте значение приведенных ниже слов современного русского языка и сгруппируйте их в зависимости от происхождения.

I.

1. рывок, 2. обида, 3. извлечь, 4. бурьян, 5. рдеть, 6. целый, 7. буря, 8. привлекательный, 9. руда, 10. перерыв, 11. исцелять, 12. видеть, 13. волокно, 14. целина, 15. бурлить, 16. рвать, 17. рыжий, 18. облако, 19. зависть, 20. ров, 21. буйный, 22. волокита

II.

А. *cěl «полный», «неповрежденный»

Б. *velk/volk «тащить», «тянуть»

В. *ry «рыть», «разрывать», «раскрывать с силой»

Г. *rudh «красный»

Д. *burj «быстро, сильно развиваться»

Е. *vid «воспринимать органами зрения»

(задание олимпиады «Менделеев», 9-11 классы)

IV. Фонетика

Развитие фонетической системы современного русского языка. Источники сведений об истории фонетической системы: письменные памятники, данные современного русского литературного языка, данные диалектов современного русского языка.

Система гласных. Основные тенденции развития системы гласных. Исчезнувшие звуки древнерусского языка, их следы в современном русском языке.

Система согласных. Основные тенденции развития системы согласных. История отдельных согласных звуков.

Тренировочные задания

1) В древнерусском языке слово не могло начинаться со звуков:

А. [jе]

Б. [ja]

Получить полный текст

 

Подписаться на рассылку!

В. [о]

Г. [jу]

(задание олимпиады «Менделеев», 9-11 класс)

2) Звук е современного русского языка, обозначаемый буквой Е, восходит к трем различным звукам древнерусского языка, которые передавались буквами Ь, Е и h. В современном языке сохранились следы разного происхождения звука е. Разделите следующие слова с буквой Е на три группы (А, Б, В) в зависимости от происхождения (буква, на которую следует обратить внимание, выделена жирным шрифтом):

1. м е довый, 2. б е сёнок, 3. т е мень, 4. св е товой, 5. п е вец, 6. нар е кать, 7. п е нь, 8. накр е пко, 9. приш е лец, 10. пов е рье, 11. ж е стокий, 12. д е нь, 13. т е лятина, 14. ц е на, 15. оз е ро, 16. пл е сти, 17. сн е говик, 18. раст е каться, 19. см е шной, 20. п е сец.

(задание олимпиады «Менделеев», 9-11 класс)

3) Слово океан в народной речи иногда произносится как окиян. Зафиксирован такой вариант и в художественной литературе, например у в «Сказке о царе Салтане»:
А какое ж это диво? –
Где-то вздуется бурливо
Окиян, подымет вой,
Хлынет на берег пустой…
Почему старое заимствование из греческого языка океан превращается в русской речи в окиян? Случаен ли этот факт?

(межрегиональная олимпиада МПГУ, 9-11 класс)

4) Приведите ряды однокоренных слов, в которых реализуются следующие исторические чередования согласных фонем:

д / ж / жд –

г / з / ж –

к / ц / ч –

ск / ст / щ –

г / щ –

п / п’ / пл’ –

зг / зж –

(задание олимпиады «Юные таланты», Пермский государственный университет, 9-11 класс)

V. Морфология

История формирования современной морфологической системы русского языка.

История имени существительного: утраченные формы, способы выражения этого грамматического значения в современном русском языке. «Разносклоняемые» существительные.

История имени прилагательного: полные и краткие формы, особенности их значения и употребления.

История местоимений. Личные местоимения.

Числительные. Формирования современной системы числительных.

История современных спрягаемых и неспрягаемых глагольных форм.

Следы прежнего состояния морфологической системы в современном русском языке.

Тренировочные задания

1) Деепричастия современного русского языка по своему происхождению являются:

А. формами причастий

Б. формами прилагательных

В. наречиями

Г. формами существительных

(задание олимпиады «Менделеев», 9-11 класс)

2) В исходной системе древнерусского языка существовало четыре формы прошедшего времени. Из них значение «прошедшего действия, которое совершилось раньше другого действия в прошлом» передавала:

А. форма аориста

Б. форма имперфекта

В. форма перфекта

Г. форма плюсквамперфекта

(задание олимпиады «Менделеев», 9-11 класс)

3) В древнерусском языке была особая звательная форма, которая употреблялась при обращении. Есть ли в современном разговорном языке подобная форма? Если есть, то укажите её. Сохранились ли в современном языке старые звательные формы? Если да, то у каких слов и как эти формы используются?

(задание олимпиады «Ломоносов», 10-11 класс)

4) В «Российской грамматике» сказано: «Числительные двое, трое, четверо, десятеро и проч. во всех падежах требуют существительнаго в родительном множественном: двое мещан, трое беглых, девятеро разбойников. Но сие употребляется только о людях, и то по большой части ниских. Ибо не прилично сказать: трое бояр, двое архиереев: но три боярина, два архиерея. В бездушных вещех, которыя только во множественном употребительны, полагаются сии числительныя с окончанием на И, согласными падежами: двои сани <…> А не свойственно сказать: пятеры столы; но пять столов. Также кроме человека о прочих животных не говорится: шестеры лошади, двои слоны; несвойственно, но шесть лошадей, два слона. Существительные бездушных вещей единственного числа не имеющие, склоняются с сими числительными по общему правилу согласия: двои часы, двоих часов, двоим часам, двоими часами, о двоих часах ».

О каком правиле здесь идет речь? Напишите, в чем состоят отличия этой формулировки правила от правила современного русского языка.

(задание XVII всероссийской олимпиады, 11 класс)

5) Найдите «исторических родственников» следующих слов, опираясь на морфемный анализ: силком, пешком, вотчина, польза, союз.

(межрегиональная олимпиада МПГУ, 9-11 класс)

6) А. И тихая луна, как лебедь величавый,



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-10-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: