Закрепление изученного материала




Для лучшего усвоения полученных на уроке знаний можно задать учащимся несколько контрольных вопросов. 1. Как выглядят и передвигаются безногие амфибии?

2. Встречаются ли безногие амфибии в России? (Нет, они живут у водоемов в тропиках.)

3. Что характерно для образа жизни хвостатых амфибий? (В отличие от «сухопутных» безногих и бесхвостых амфибий взрослые особи хвостатых большую часть времени проводят в воде.)

4. Назовите известных вам бесхвостых амфибий. (Прудовые (живут всегда у воды) и травяные и остромордые лягушки (взрослые обитают на лугах и в лесах), жабы (самые сухопутные амфибии, от высыхания кожа защищена роговыми «бородавками»), квакши (обитают на деревьях в тропиках и других южных районах, издают громкие красивые трели.)

5. Почему нельзя уничтожать жаб и лягушек?

 

Домашнее задание

1. Ответить на вопросы учебника (с. 194–195).

2. Подготовиться к письменной проверочной работе по теме «Земноводные».

 

УРОК 52 (27)

ТЕМА: «Характеристика, разнообразие, образ жизни и значение земноводных». Проверочная работа

 

ЦЕЛИ УРОКА:

проверка знаний. Выполнить тестовые задания, характеризующие класс Амфибии, их систематику, характерные черты строения и образа жизни, природного и хозяйственного значения лягушек и жаб.

ТИП УРОКА: закрепление знаний.

ОБОРУДОВАНИЕ: таблицы, рисунки.

ПЛАН УРОКА:

 

ХОД УРОКА

 

Организационный момент

НА ДОСКЕ:

Число, месяц.

Тема: «Характеристика, разнообразие, образ жизни и практическое значение разных групп амфибий». Проверочная работа.

 

Проверочная работа

Ученики выполняют тестовые задания в соответствии с пояснениями учителя. Правильные ответы выделены курсивом. После тестовых заданий идут дополнительные задания и вопросы, на которые необходимо дать ответы.

Задание 1. Тестовые задания.

1. Сколько видов амфибий живет сейчас на Земле?

А. 2 тыс.

Б. 4 тыс.

В. 6 тыс.

Г. 8 тыс.

2. Амфибии чаще всего встречаются:

А. Вблизи водоемов

Б. В тундрах

В. В пустынях

Г. Высоко в горах

3. Амфибии, как первые наземные позвоночные:

A. Живут и размножаются на суше

Б. Живут только в воде

B. Размножаются только в воде

Г. Живут в воде и размножаются на суше

4. На теле амфибий нет:

А. Слизистых желез

Б. Ядовитых желез

В. Ороговевших участков кожи

Г. Роговых чешуй

5. Самые древние амфибии произошли от предков кистеперых рыб:

А. Примерно 500 млн лет назад

Б. Примерно 350 млн лет назад

В. Примерно 250 млн лет назад

Г. Примерно 100 млн лет назад

6. Амфибии дышат:

А. Легкими

Б. Жабрами

В. Кожей

Г. Всеми перечисленными органами

7. Безногие амфибии отсутствуют:

А. В Конго

Б. В Бразилии

В. В России

Г. В Шри-Ланке (о. Цейлон)

8. Хвостатые амфибии передвигаются с помощью:

A. Только хвоста

Б. Хвоста и четырех парных конечностей (лап)

B. Хвоста, двух или четырех парных конечностей

Г. Только парных конечностей

9. Бесхвостые амфибии и их личинки передвигаются с помощью:

A. Только четырех парных конечностей (лап)

Б. Хвоста и четырех парных конечностей (лап)

B. Хвоста, двух или четырех парных конечностей

Г. Только хвоста

10. Самая сухопутная из бесхвостых амфибий:

А. Серая жаба

Б. Травяная лягушка

В. Остромордая лягушка

Г. Озерная лягушка

Задание 2. Закончите предложение.

1. Больше всего видов амфибий в отряде...

2. Наименьшее разнообразие в классе амфибий свойственно отряду...

3. Земноводные способны охотиться и передвигаться на суше, а размножаться могут только...

4. Взрослые амфибии питаются исключительно... пищей, а их личинки поедают преимущественно.

5. Лягушки ценны для биологической и медицинской науки в качестве... животных.

6. Одно семейство в отряде безногих амфибий получило свое название за внешнее (но не внутреннее!) сходство с...

7. Только у некоторых хвостатых амфибий есть своеобразные органы дыхания –... которые никогда не встречаются во взрослом состоянии у других позвоночных животных.

8. Обычные в России озерная и прудовая лягушки живут преимущественно а травяная и остромордая лягушки большую часть времени проводят...; особенности окраски этих групп соответствуют местам их обитания.

9. Основной способ передвижения большинства бесхвостых амфибий (лягушек и жаб) на суше —... и...

10. Взрослые лягушки плавают в воде с помощью...

Ответ. 1. Бесхвостых; 2. Безногих (около 160 видов, а к хвостатым относится 8 семейств и 400 видов); 3. В воде; 4. Животной пищей, водоросли (растительную); 5. Лабораторных; 6. Кольчатыми (земляными) червягами; 7. Наружные жабры; 8. У воды, на суше; 9. Прыжками; жабы могут шагать. 10. Задних лап.

Задание 3. Дайте развернутый ответ.

1. На кого похожи головастики лягушек и какие закономерности это сходство выявляет?

2. Какие особенности образа жизни жабы-повитухи и суринамской пипы?

3. Характер дыхания существенно различается у лягушек и жаб. Как это сказывается на их активности?

4. Что можно сказать о родственных связях амбистомы и аксолотля?

Ответ.

1. Головастики лягушек сходны с маленькими рыбками, что является одним из свидетельств происхождения земноводных от древних рыб.

2. Оба эти вида проявляют заботу о потомстве. Самец жабы-повитухи наматывает шнур оплодотворенной икры на свое тело и носит его с собой, защищая от врагов. Самец пипы втирает икринки в слизь на спине, где в образовавшихся ячейках вылупляются головастики и растут до превращения во взрослую стадию.

3. Лягушки дышат легкими и кожей, а жабы – только легкими, так как кожа у них покрыта ороговевшими бугорками, не пропускающими кислород. Поскольку механизм легочного дыхания у земноводных несовершенен из-за отсутствия грудной клетки, только легочного дыхания недостаточно для полноценного обеспечения кислородом активного движения. Поэтому жабы не способны совершать длинные прыжки, подобно лягушкам и только медленно ползают.

4. Амбистома и аксолотль – взрослая особь и личинка одного вида из Северной Америки. Ему свойственна редчайшая среди позвоночных животных способность к размножению и обитающей на суше взрослой амбистомы и ее личиночной стадии – живущего только в воде крупного аксолотля (несколько превосходит по размерам амбистому). Такое размножение называется неотенией.

Задание 4. Найдите соответствие.

1. Распределите перечисленных ниже животных по группам в зависимости от органов передвижения:

Не имеют конечностей

Имеют только хвост

Имеют хвост и одну пару конечностей

Имеют хвост и две пары конечностей

Имеют только две пары конечностей

Серая жаба, амбистома, тритон, кольчатая червяга, саламандра, квакша, головастик, сирен, пипа, остромордая лягушка.

Ответ. Не имеют конечностей: кольчатая червяга. Имеют только хвост: головастик. Имеют хвост и одну пару конечностей: сирен. Имеют хвост и две пары конечностей: амбистома, тритон, саламандра. Имеют только две пары конечностей: серая жаба, квакша, пипа, остромордая лягушка.

 

 

УРОК 53 (28)



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: