Закрепление изученного материала




После обсуждения особенностей размножения птиц можно задать несколько вопросов учащимся.

1. Чем существенно различается размножение птиц и рептилий? (Птицы проявляют заботу о потомстве, что повышает выживаемость молодняка и уменьшает расход энергии на продуцирование большого количества яиц.)

2. Чем полезны контакты между родителями и птенцами? (Передачей индивидуального опыта родителей потомкам.)

3. Какие правила поведения в природе следует соблюдать во время гнездования птиц? (Не допускать их беспокойства и разорения гнезд, помогать птицам, развешивая искусственные гнездовья.)

 

Домашнее задание

1. Каждому ученику подготовить описания гнезд 5 разных птиц, включая виды, изображенные в учебнике.

2. Составить список видов птиц, гнездящихся в окрестностях дома или школы.

3. Подготовить 1–2 доклада, используя сведения из учебника (с. 212–213) и дополнительную литературу, о пустынных, водоплавающих или болотных птицах.

 

УРОК 58 (33)

ТЕМА: «Экологические группы птиц. Рассмотрение примеров приспособления к жизни птиц степных, околоводных и болотных ландшафтов»

 

ЦЕЛИ УРОКА:

обсудить условия существования и приспособления (адаптации) птиц к жизни в степных, прибрежных и болотных местах обитания.

ТИП УРОКА: комбинированный.

ОБОРУДОВАНИЕ: рисунки, фотографии, таблицы с изображениями рассматриваемых ландшафтов и обитающих там птиц; фрагменты фильмов об их жизни.

ПЛАН УРОКА:

 

ХОД УРОКА

 

Организационный момент

НА ДОСКЕ:

Число, месяц.

Тема: «Экологические группы птиц. Рассмотрение примеров приспособления к жизни птиц степных, околоводных и болотных ландшафтов».

 

Проверка усвоения материала прошлого урока

Фронтальный опрос.

1. Зачем птицы насиживают кладку? (Чтоб обеспечить необходимой энергией развитие эмбрионов внутри яиц.)

2. Откуда развивающийся зародыш получает питательные вещества? (Яйца птиц обеспечены большим запасом ценных питательных веществ, сосредоточенных в желтке.)

3. Что собой представляет белок яйца? (Студенистая прозрачная оболочка обеспечивает развивающийся эмбрион водой и служит ему дополнительной защитой. Питательных белков этот слой практически не содержит, а его название сугубо бытовое – под влиянием высокой температуры он свертывается и становится белым (сравните цвет белка в сыром и вареном курином яйце).)

4. Почему скорлупа, большинства птиц окрашена, покрыта пятнышками и крапинками? (Это покровительственная (камуфляжная) окраска, которая делает кладку яиц малозаметной для врагов.)

5. Выскажите предположение – где гнездятся птицы, имеющие белую окраску яиц? (В укрытиях: дуплах (дятлы, совы) и норах (береговые ласточки, зимородки). Но есть исключения: яйца открытогнездящихся голубей белого цвета, вероятно, потому, что относительно недавно они гнездились в укрытиях и еще не приобрели покровительственную окраску яиц.)

 

Изучение нового материала

Заслушав один или два сообщения учащихся, учитель комментирует их, дополняет и обобщает.

После сообщения о птицах пустынь можно отметить, что сейчас страусов разводят на фермах не только на их родине в Африке, но и в других странах, в том числе в России. В пустынях и степях (прериях) Южной Америки живет страус нанду (изображен на с. 204), а на открытых пространствах Австралии – эму.

Прослушав доклад о птицах водоемов, полезно спросить учеников – каких птиц они видели, например, на берегу реки или озера. Учащиеся, скорее всего, вспомнят рассмотренных в учебнике уток, а также мелких куликов, береговых ласточек (живут колониями на обрывистых берегах, в глубоких, более 1 м в длину, узких норках, которые сами роют своими слабыми лапками и клювами; яички белого цвета), редко летающих над водой рыболовов: коршунов, цапель, чаек и крачек. Большинство упомянутых в учебнике гусей живет в тундрах, на севере, и увидеть их можно только на весеннем или осеннем пролете. В лесах вблизи водоемов почти по всему свету встречается рыбоядный хищник скопа (с. 215), а в Северной Америке – также белоголовый орлан (с. 204–205).

Дополняя материал о болотных птицах, необходимо уточнить, что белые аисты гнездятся в поселках, а в сырых местах они только охотятся. На болотах устраивают свои гнезда журавли, а также кулики (кроншнепы, веретенники, бекасы), что отражено в русской поговорке: «Всяк кулик свое болото хвалит».

В заключение необходимо отметить, что большинство видов птиц живет в различных лесах, что отражено в иллюстрациях на с. 204–221 учебника. Из примерно 60 изображенных здесь видов птиц почти половина обитает в лесах.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: